Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Заместитель Председателя Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] |
Члены Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] <_> - [должностное лицо] |
в присутствии представителей заказчика ГАПОУ "АЛЬМЕТЬЕВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ" - <_> - [должностное лицо] (доверенность N119-06/20 от 11.06.2020 г.), <_> - [должностное лицо] (доверенность N118-06/20 от 11.06.2020 г.), в присутствии представителя заявителя ООО СТК "Астория" - <_> - [должностное лицо] (доверенность от 11.06.2020 г.), рассмотрев жалобу (вх.N8077/ж от 09.06.2020 г.) на действия заказчика при проведении закупки, с номером извещения N0711200000420000003 на предмет: капитальный ремонт помещений мастерских "Промышленные и инженерные технологии" ГАПОУ "Альметьевский политехнический техникум", в рамках реализации мероприятий гранта "Государственная поддержка профессиональных образовательных организаций в целях обеспечения соответствия их материально-технической базы современным требованиям" федерального проекта "Молодые профессионалы" (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" национального проекта "Образование" государственной программы "Развитие образования" за счет средств софинансирования и собственных внебюджетных средств,
УСТАНОВИЛА:
15.05.2020 г. на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru заказчиком размещено извещение о проведении электронного аукциона с номером извещения N0711200000420000003 на предмет: капитальный ремонт помещений мастерских "Промышленные и инженерные технологии" ГАПОУ "Альметьевский политехнический техникум", в рамках реализации мероприятий гранта "Государственная поддержка профессиональных образовательных организаций в целях обеспечения соответствия их материально-технической базы современным требованиям" федерального проекта "Молодые профессионалы" (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" национального проекта "Образование" государственной программы "Развитие образования" за счет средств софинансирования и собственных внебюджетных средств.
Заказчик - ГАПОУ "АЛЬМЕТЬЕВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ" (ИНН 1644005722).
Начальная (максимальная) цена контракта - 5 609 325,85 руб.
Вышеуказанная закупка проводилась в рамках национального проекта "Образование".
Заслушав представителя заказчика, представителя заявителя, изучив представленные материалы, Комиссия установила следующее.
По мнению заявителя, заказчик нарушил действующее законодательство в части составления аукционной документации таким образом, что это привело к необоснованному отклонению заявки заявителя.
Относительно вышеуказанного довода Комиссия установила следующее.
Согласно части 5 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес участника такого аукциона, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона;
2) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки);
3) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
4) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;
5) документы, подтверждающие право участника электронного аукциона на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона (в случае, если участник электронного аукциона заявил о получении указанных преимуществ), или копии таких документов;
6) документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами;
7) декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 или 3.1 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Пункт 1.4 Аукционной документации гласит, что вторая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме должна содержать следующие документы и информацию:
1)наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес участника такого аукциона, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона;
2)декларацию о соответствии участника аукциона в электронной форме требованиям, установленным пунктами 2-7 Раздела 1.5. Требования к участникам закупки настоящей документации об электронном аукционе (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки);
3)решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника аукциона в электронной форме заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в аукционе в электронной форме, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;
4) уровень ответственности участника закупки - члена саморегулируемой организации по обязательствам по договорам строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, соответствует требованиям пункта 2 части 3 статьи 55.8 и части 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации - допуск СРО*.
*Указанные требования не применяются в отношении участников закупки, предложивших цену договора строительного подряда в размере 3 000 000 рублей и менее, а также в отношении юридических лиц, указанных в части 2.2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.;
5) Участник закупки должен иметь опыт исполнения (с учетом правопреемства) не менее пяти контрактов (договоров) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в аукционе. При этом стоимость каждого ранее исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 80 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка. Требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, ремонтных, на выполнение которых заключается контракт. Документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ
6) сведения о среднесписочной численности персонала (форма КНД 11100018);
7) штатное расписание компаний;
8) список работников, непосредственно выполняющих работы с указанием должности, даты рождения, с приложением трудовых книжек (1 стр., и страница с отметкой о приеме на работу), копии удостоверений и протоколов об аттестации о проверке знаний по промышленной безопасности, электробезопасности и охране труда для допуска к работам и видам деятельности;
9) декларация по форме 6-НДФЛ с приложением квитанции о приёме ФНС с отметкой в налоговой об отсутствии ошибок и противоречий за последний отчетный период;
10) справка об отсутствии задолженности по налоговым платежам с приложением квитанции о приеме ФНС с отметкой в налоговой об отсутствии ошибок и противоречий на дату подачи заявки;
11) годовая бухгалтерская отчетность с приложением квитанции о приёме ФНС с отметкой в налоговой об отсутствии ошибок и противоречий за 2019 г.
Согласно итоговому протоколу на участие в аукционе в электронной форме, заявка ООО СТК "Астория" была отклонена ввиду не соответствия требованиям документации об аукционе, а именно: отсутствуют документы, подтверждающие наличие опыта исполнения контрактов (договоров) на выполнение работ, оказание услуг, относящихся к той же группе, на выполнение которых заключается контракт (договор) за последние три года, сведения о среднесписочной численности персонала, штатное расписание компании, список работников, непосредственно выполняющих работы, декларация по форме 6-НДФЛ, справка об отсутствии задолженности по налогам и сборам, годовая бухгалтерская отчетность, в соответствии с требованиями, предъявляемыми к участникам закупки на основании п.5, п.6, п.7, п.8, п.9, п.10, п.11 раздела 1.4 аукционной документации.
Таким образом, заказчик во второй части заявки требует от участников электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, что противоречит требованиям части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Довод заявителя признан обоснованным.
Кроме того, в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссией была осуществлена внеплановая проверка по рассматриваемой закупке. В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
Как указывалось ранее предметом закупки является - капитальный ремонт помещений мастерских "Промышленные и инженерные технологии" ГАПОУ "Альметьевский политехнический техникум", в рамках реализации мероприятий гранта "Государственная поддержка профессиональных образовательных организаций в целях обеспечения соответствия их материально-технической базы современным требованиям" федерального проекта "Молодые профессионалы" (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" национального проекта "Образование" государственной программы "Развитие образования" за счет средств софинансирования и собственных внебюджетных средств.
Пунктом 8 часть 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено что документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию. утвержденную в порядке. установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части.
Согласно части 3 статьи 48 "Градостроительного кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ (далее - ГрК РФ) осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, садового дома. Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объекту индивидуального жилищного строительства, садовому дому.
Пункт 2 части 13 статьи 48 ГрК РФ гласит, что проект организации строительства объектов капитального строительства должен содержать проект организации работ по сносу объектов капитального строительства, их частей (в случае необходимости сноса объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства).
Заказчики обязаны включать в документацию о закупке работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капитального строительства проектную документацию.
Проектная документация не требуется только в трех случаях:
- Заключение контракта жизненного цикла (п. 16 ст. 34 Закона N 44-ФЗ);
- Предмет закупки одновременно по проектированию, строительству, вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства (п. 16.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ);
- Строительство и реконструкция объектов индивидуального жилищного строительства, садового дома (ч. 3 ст. 48 ГрК).
В рассматриваемой закупке проектная документация отсутствует, что противоречит действующему законодательству.
Таким образом, заказчик нарушил требования пункта 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно пункту 8 статьи 42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация:
8) размер обеспечения исполнения контракта, требования к такому обеспечению, порядок предоставления такого обеспечения, устанавливаемые в соответствии с настоящим Федеральным законом (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
8) размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
В извещении о проведении закупки Заказчиком установлено требование к предоставлению обеспечения исполнения контракта, а также указаны следующие платежные реквизиты для обеспечения исполнения контракта:
"p/c 40302810700020000004, л/c ЛР 077080004-ПолитТех, БИК 049205805".
Вместе с тем, в пункте 16 проекта контракта установлено:
"Заказчик: ГАПОУ "Альметьевский политехнический техникум"
ОГРН 1021601625352
ИНН 1644005722; КПП 164401001
Юридический и почтовый адрес: 423457, РТ, г.Альметьевск, ул.Мира, д.10
Банковские реквизиты:
р/с 40601810700023000003
л/с ЛАВ 07708002-ПолитТех
к/с 30101810000000000805
ПАО "АК БАРС" БАНК Г. КАЗАНЬ
БИК 049205805."
Таким образом, Заказчиком неправомерно указаны различные банковские реквизиты для перечисления денежных средств для обеспечения исполнения контракта (расчетный счет в извещении - 40302810700020000004, расчетный счет в документации - 40601810700023000003, что может ввести участника закупки в заблуждение.
Участник закупки может перечислить деньги, предназначенные для обеспечения исполнения контракта на неверный расчетный счет, что может привести к непринятию заказчиком при заключении договора обеспечения исполнения договора и отказу от заключения контракта.
Таким образом, заказчиком нарушены требования части 3 статьи 7, части 8 статьи 42 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, Комиссия решила выдать заказчику предписание об устранении нарушений действующего законодательства.
Кроме того, необходимо отметить, что для участия в аукционе в электронной форме было подано 7 заявок.
Участниками указанного аукциона являлись:
- 1406786 - ООО "Арион";
- 1408103 - ООО "Стройресурс";
- 1411214 - ООО "Имидж-Строй";
- 1411031 - ООО "СМТ116";
- 1412013 - ООО "Камстрой";
- 1406776 - ООО "Стройинженеринг";
- 1410966 - ООО СТК "Астория".
Вместе с тем, торговой площадкой представлены сведения, что подача заявок на участие в вышеуказанной закупке осуществлялась ООО "Имидж-Строй" (победитель закупки), ООО "Арион" и ООО "Стройресурс" с использованием одного и того же IP-адреса 178.206.215.123.
Вышеизложенное свидетельствует об использовании конкурентами единой инфраструктуры и совместной подготовке к торгам. Использование самостоятельными субъектами гражданского оборота единой инфраструктуры и совместная подготовка к торгам возможны только в случае кооперации и консолидации, при этом такие действия осуществляются для достижения единой для всех цели. Однако коммерческие организации в аналогичных ситуациях, конкурируя между собой не действуют в интересах друг друга.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.
ООО "Арион" и ООО "Стройресурс" были отклонены от участия в аукционе, за отсутствие всех документов в составе второй части заявки, тем самым предоставив возможность одержать победу ООО "Имидж-Строй" по максимальной возможной цене с минимальным снижением на 0,5%.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что при участии в закупке ООО "Арион", ООО "Стройресурс" и ООО "Имидж-Строй" реализовывали антиконкурентную модель поведения путем обеспечения участия в закупке субъекта-конкурента с целью имитации конкурентной борьбы и заключения государственного контракта по максимально возможной цене.
Каждый из участников аукциона осознанно направил заявку на участие в аукционе, обеспечил поступление средств для обеспечения заявки, что предполагает соперничество за заключение государственного контракта, однако, будучи допущенным к торгам, ответчики фактически не конкурировали между собой, чем обеспечили поддержание цен в рассматриваемых электронных аукционах.
На основании вышеизложенного, Татарстанское УФАС России приходит к выводу, что действия ООО "Арион", ООО "Стройресурс" и ООО "Имидж-Строй" могли содержать возможные признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в достижении устного картельного соглашения, реализация которого привела к поддержанию цен на аукционе N0711200000420000003 на предмет: капитальный ремонт помещений мастерских "Промышленные и инженерные технологии" ГАПОУ "Альметьевский политехнический техникум", в рамках реализации мероприятий гранта "Государственная поддержка профессиональных образовательных организаций в целях обеспечения соответствия их материально-технической базы современным требованиям" федерального проекта "Молодые профессионалы" (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" национального проекта "Образование" государственной программы "Развитие образования" за счет средств софинансирования и собственных внебюджетных средств.
Исходя из вышеуказанного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО СТК "Астория" (вх.N8077/ж от 09.06.2020 г.) на действия заказчика ГАПОУ "АЛЬМЕТЬЕВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ" (ИНН 1644005722) при проведении закупки, с номером извещения N0711200000420000003 на предмет: капитальный ремонт помещений мастерских "Промышленные и инженерные технологии" ГАПОУ "Альметьевский политехнический техникум", в рамках реализации мероприятий гранта "Государственная поддержка профессиональных образовательных организаций в целях обеспечения соответствия их материально-технической базы современным требованиям" федерального проекта "Молодые профессионалы" (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" национального проекта "Образование" государственной программы "Развитие образования" за счет средств софинансирования и собственных внебюджетных средств, обоснованной.
Признать заказчика ГАПОУ "АЛЬМЕТЬЕВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ" нарушившим требования части 6 статьи 66, пункта 8 части 1 статьи 33, части 3 статьи 7, части 8 статьи 42 Закона о контрактной системе Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Выдать предписание об устранении выявленных нарушений действующего законодательства.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель Председателя Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] |
Члены Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] <_> - [должностное лицо] |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 18 июня 2020 г. N 016/06/69-1021/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 18.06.2020