Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
в присутствии представителей дистанционного рассмотрения:
_.
рассмотрев жалобу ООО "Текстрой"на действия уполномоченного органа - Министерства строительства НСО, заказчика - ГКУ НСО "УКС" при проведении электронного аукциона N 0151200006020000124 на выполнение подрядных работ по строительству объекта "Строительство спортивного комплекса в р.п. Колывань, Новосибирской области", начальная (максимальная) цена контракта 119872059,58 рублей, размещен в ЕИС 02.06.2020,
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России обратилось ООО "Текстрой" с жалобой на действия уполномоченного органа - Министерства строительства НСО, заказчика - ГКУ НСО "УКС" при проведении электронного аукциона N 0151200006020000124 на выполнение подрядных работ по строительству объекта "Строительство спортивного комплекса в р.п. Колывань, Новосибирской области".
Суть жалобы ООО "Текстрой"заключается в следующем.
Податель жалобы полагает, что требования аукционной документации об обеспечении подрядчиком ведения видеонаблюдения в непрерывном режиме за ходом строительства на объекте установлены в нарушении требований Закона о контрактной системе в сфере закупок, поскольку, во-первых, данные работы не предусмотрены проектно-сметной документацией, а, во-вторых, в обосновании начальной (максимальной) цены контракта не учтена стоимость ведения данного видеонаблюдения.
Согласно информации, содержащейся в извещении о закупке источником финансирования являются средства областного бюджета Новосибирской области, в то время как согласно п. 2.1 проекта контракта, источником финансирования являются также средства федерального бюджета.
Ввиду того, что в извещении о закупке содержится неполная информация об источниках финансирования данного контракта, податель жалобы полагает, что заказчиком, уполномоченным органом нарушена ч. 3 ст. 7 ФЗ N 44-ФЗ.
Пункт 7.7 проекта контракта содержит размеры ответственности подрядчика за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным с победителем закупки, предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта.
Данный электронный аукцион проводится не на право заключения контракта, а на выполнение подрядных работ.
Включение в проект контракта условий о размере штрафов, не применяемых исходя из условий документации о закупке, может ввести в заблуждение потенциальных участников данного электронного аукциона.
На жалобуООО "Текстрой"от уполномоченного органа - МинстрояНовосибирской областипоступили следующие возражения.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.09.2014 N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации" Минстрой НСО заключает соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Новосибирской области на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации. Одним из условий выполнения обязательств Минстроя НСО, связанных с предоставлением субсидии из федерального бюджета, является обеспечение 24-часового онлайн-видеонаблюдения (с трансляцией в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет") за строительством объектов, софинансируемых за счет субсидий.
Строительство спортивного комплекса в р.п. Колывань Новосибирской области выполняется в рамках соглашения между Министерством спорта Российской Федерации и Минстроем НСО о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Новосибирской области на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности) в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта".
С учетом социальной значимости объекта, строительство которого выполняется в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта", требуется особенно тщательный контроль за качеством и ходом выполнения работ на строительной площадке.
В соответствии с письмом Минстроя РФ от 10.10.2019 N 37144-ЮГ/05 органам исполнительной власти субъектов РФ в целях эффективного контроля за своевременным и целевым использованием средств федерального бюджета, предоставляемых в виде субсидий бюджетам субъектов РФ при заключении государственного контракта, необходимо предусмотреть обязательство подрядчика по организации установки и функционированию в круглосуточном режиме на каждом объекте строительства не менее двух IP-камер видеонаблюдения с обеспечением удалённого подключения по вэб-интерфейсу через сеть ГИС "Интернет". Размещение камер и ракурсы видеосъемки должны обеспечить максимальную информативность текущего состояния объекта строительства.
Письмом Минстроя РФ от 21.10.2019 N 39848-ЮГ/05 органам исполнительной власти субъектов РФ в целях эффективного контроля за своевременным и целевым использованием средств федерального бюджета, предоставляемых в виде субсидий бюджетам субъектов РФ, направлены рекомендации по оснащению видеонаблюдения объектов строительства. В соответствии с указанными рекомендациями Минстроя РФ в документацию о данной закупке были включены требования о ведении непрерывного видеонаблюдения.
Наличие видеокамер на объекте предусмотрено заказчиком в соответствии со статьей затрат "Временные здания и сооружения". В обосновании начальной (максимальной) цены контракта данные затратывключены в раздел "Строительно - монтажные работы".
В соответствии со статьей 14 Бюджетного кодекса РФ каждый субъект Российской Федерации имеет собственный бюджет.
Собственные доходы бюджета субъекта Российской Федерации формируются за счет безвозмездных перечислений из бюджетов других уровней, иных средств финансовой помощи из федерального бюджета в соответствии со статьей 26.19 настоящего Федерального закона и других безвозмездных перечислений (пункт "б" часть 1 статьи 26.15 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
Согласно пункта 1 части 1 Закона Новосибирской области от 25.12.2019 N 454-03 "Об областном бюджете Новосибирской области на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов" основные характеристики областного бюджета Новосибирской области (далее - областной бюджет) на 2020 год:
- прогнозируемый общий объем доходов областного бюджета в сумме 181168567,5 тыс. рублей, в том числе объем безвозмездных поступлений в сумме 42239356,7 тыс. рублей, из них объем межбюджетных трансфертов, получаемых из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в сумме 41005870,8 тыс. рублей, в том числе, объем субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, в сумме 32054229,3 тыс. рублей.
Таким образом, все средства, поступающие из федерального бюджета в виде субсидий, дотаций, ассигнований, входят в состав бюджета субъекта и утверждается на три финансовых года.
В пункте 2.1 проекта контракта более детально расписан порядок расчетов заказчика по контракту, объемы ассигнований федерального бюджета и областного бюджета Новосибирской области с разбивкой по годам. Указанная информация необходима только заказчику для формирования оплаты выполненных подрядчиком работ, для участника закупки носит информативный характер.
В соответствии с ч. 11 ст. 34 ФЗ N 44-ФЗ для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. В случае отсутствия таких типовых контрактов, типовых условий контрактов соответствующие типовые контракты, типовые условия контрактов могут быть разработаны и утверждены федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов утверждены Постановлением Правительства РФ от 02.07.2014 N 606 "О порядке разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а такжеслучаях и условиях из применения" (далее - Правила).
Согласно п. 2 Правил типовые контракты, типовые условия контрактов для закупки товаров, работ, услуг разрабатываются ответственными органами, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, и утверждаются нормативными правовыми актами ответственных органов.
Кроме того, в соответствии с пунктами 15,16 Правил утверждённые типовые контракты, типовые условия контрактов, размещенные в Единой информационной системе, обязательны к применению при условии одновременного соответствия показателей для применения типового контракта, типовых условий контрактов, указанных в информационной карте, данным, характеризующим конкретную закупку.
При этом, согласно ч. 7 ст. 112 ФЗ N 44-ФЗ в случае отсутствия типовых контрактов, типовых условий контрактов, утвержденных и размещенных в единой информационной системе в соответствии с ч. 11 ст. 34 настоящего Федерального закона и обеспечивающих осуществление закупок конкретных товаров, работ, услуг, могут разрабатываться соответствующие типовые контракты, типовые условия контрактов для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации. Типовые контракты, типовые условия контрактов для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации размещаются в региональной информационной системе в сфере закупок субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства НСО от 15.10.2019 N 402-п "Об утверждении типовых контрактов, типовых условий контрактов для обеспечения нужд Новосибирской области" (далее - Постановление Правительства НСО от 15.10.2019 N 402-п) утвержден типовой контракт на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства для обеспечения нужд Новосибирской области.
Указанный типовой контракт является обязательным для применения при осуществлении закупок для нужд Новосибирской области.
В соответствии с ч. 6 ст. 34 ФЗ N 44-ФЗ в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Таким образом, в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения сторонами обязательств, предусмотренных контрактом, стороны направляют друг другу требование об уплате неустоек в виде штрафов, пеней.
Таким образом, если отсутствуют обстоятельства, влекущие наступление штрафных санкций, предусмотренных данной нормой, то и штрафные санкции не применяются заказчиком. Включение в проект контракта условий о размере штрафа в случае, если цена контракта превышает начальную (максимальную) цену контракта, не может ввести в заблуждение потенциальных участников закупки, в том числе привести к ограничению конкуренции или ограничению количества участников закупки.
Пункт 7.7. проекта контракта разработан в соответствии с типовымконтрактом, утвержденным Постановлением Правительства НСО от 15.10.2019 N 402-п.
Таким образом, пункт 7.7. проекта контракта не нарушает положения статьи 34 ФЗ N 44-ФЗ, п. 5 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042.
Изучив представленные материалы, возражения уполномоченного органа - Минстроя Новосибирской области, пояснения представителей заказчика, уполномоченного органаКомиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
Согласно письму Минстроя РФ от 21.10.2019 N 39848-ЮГ/05 о направлении рекомендаций по оснащению камерами видеонаблюдения объектов Министерством строительства Российской Федерации был разработан перечень требований как к организации видеонаблюдения на объектах капстроительства, так и к используемому для этих объектах оборудованию.
Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что требования, изложенные в рекомендацияхМинстроя РФ, нашли свое отражение в описании объекта данной закупки.
Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что требования документации об обеспечении видеонаблюдения на объекте для целей осуществления дистанционного контроля за ходом производства работ, в том числе, с учетом социальной значимости данного объекта, возводимого в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта", являются обоснованными.
Требования об обеспечении ведения силами подрядчика непрерывного видеонаблюдения на крупном объекте капитального строительства с предоставлением удаленного подключения заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения по интерфейсу через "Интернет", по мнению Комиссии Новосибирского УФАС России, в настоящий момент приобрели характер обычая делового оборота.
Данное требование не может быть расценено как ограничивающее количество участников закупки, так как оно применяется в равной степени ко всем потенциальным подрядчикам и не создает кому-либо преимущественного положения.
Кроме того, согласно протоколу начальной (максимальной) цены контракта затраты на осуществление видеонаблюдения учтеныв подразделе "Временные здания и сооружения" раздела "Строительно-монтажные работы" расчета начальной (максимальной) цены контракта.
Таким образом, довод признан необоснованным.
Согласно информации в извещении о финансовом обеспечении закупки источниками финансирования являются как средства федерального бюджета Российской Федерации, так и средства бюджета Новосибирской области. Таким образом, данный довод жалобы ООО "Текстстрой" содержит информацию, которая не соответствует фактическим обстоятельствам.
Постановлением Правительства НСО от 15.10.2019 N 402-п утвержден типовой контракт на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства для обеспечения нужд Новосибирской области.Указанный типовой контракт является обязательным для применения при осуществлении закупок для нужд Новосибирской области. Данный типовой контракт содержит, в том числе, требования об ответственности подрядчика за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным с победителем закупки, предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта.
Таким образом, включение в проект данного контракта указанного положения об ответственности подрядчика являлось правомерным.
При проведении на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 ФЗ N 44-ФЗ внеплановой проверки данной закупки, в том числе всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного электронного аукциона, а также действий аукционной комиссии при рассмотрении первых и вторых частей заявок участников, нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выявлено.
Руководствуясь ч. 8 ст. 106, п. 1 ч. 15 ст. 99 ФЗ N 44-ФЗ, Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Текстрой"на действия уполномоченного органа - Министерства строительства НСО, заказчика - ГКУ НСО "УКС" при проведении электронного аукциона N 0151200006020000124 на выполнение подрядных работ по строительству объекта "Строительство спортивного комплекса в р.п. Колывань, Новосибирской области"необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 17 июня 2020 г. N 054/06/33-1091/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 17.06.2020