Резолютивная часть решения оглашена 03 июля 2020 года г. Ярославль
Решение изготовлено в полном объёме 08 июля 2020 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя управления <_>, члены Комиссии - начальник отдела контроля органов власти и рекламы <_>, главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы <_>, специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы <_>,
с участием:
от заказчика - АО "Ярославские ЭнергоСистемы" (далее - также Заказчик) - <_> (по доверенности),
ООО "СК КАПИТАЛ" (далее - также Заявитель) представителей не направило, о времени и месте рассмотрения извещено надлежащим образом, о невозможности участия в работе Комиссии посредством использования систем видеоконференцсвязи не сообщало,
рассмотрев жалобу ООО "СК-КАПИТАЛ" на действия (бездействие) организатора торгов (Заказчика) - АО "Ярославские ЭнергоСистемы" при проведении запроса предложений в электронной форме участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на выполнение работ по благоустройству территории после устранения дефектов, текущего, капитальных ремонтов на тепловых сетях в г. Ярославле, а также сопутствующих работ (номер извещения 32009213839) (вх. Ярославского УФАС России N 6828 от 23.06.2020), в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
УСТАНОВИЛА:
в Ярославское УФАС России поступила жалоба ООО "СК-КАПИТАЛ" (вх. Ярославского УФАС России N 6828 от 23.06.2020) на действия (бездействие) организатора торгов (Заказчика) - АО "Ярославские ЭнергоСистемы" при проведении запроса предложений в электронной форме участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на выполнение работ по благоустройству территории после устранения дефектов, текущего, капитальных ремонтов на тепловых сетях в г. Ярославле, а также сопутствующих работ (номер извещения 32009213839).
Обжалуемые действия (бездействие) - осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Федерального закона от 18.07.2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), а именно:
- нарушение порядка рассмотрения вторых частей, выразившегося в допуске ООО "Ярстройград", которое не обладает членством в СРО, а также несоблюдение им требований к коллективному участнику;
- нарушение порядка оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, выраженное в не применении в отношении заявки ООО "СК-КАПИТАЛ" на участие в запросе предложений в электронной форме приоритета товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами при проведении оценки заявок участников закупки;
- нарушение порядка оформления протокола, составленного по итогам конкурентной закупки, установленного пунктами 4 и 6 части 14 статьи 3.2 Закона о закупках, выразившегося в отсутствии в данном протоколе сведений о предоставлении приоритета товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.
При проведении заседания Комиссии в режиме видеоконференцсвязи представитель Заказчика пояснил, что каких-либо нарушений действующего законодательства при проведении закупки допущено не было, заранее направил запрошенные уведомлением о поступлении жалобы от 26.06.2020 N 6466/06-07 документы и материалы. С доводами жалобы не согласился.
Принимая решение, Комиссия исходит из следующего:
В части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что по правилам указанной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках обжалование осуществляется в том числе, в случае проведения заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Закон о закупках устанавливает общие принципы закупок товаров, работ, услуг и основные требования к таким закупкам. Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика, является Положение о закупке.
Положение о закупках товаров, работ, услуг АО "Ярославские ЭнергоСистемы" (далее - Положение о закупке) утверждено внеочередным заседанием совета директоров (протокол от 24.05.2019 N 15) и опубликовано на официальном сайте в единой информационной системе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.zakupki.gov.ru) (далее - единая информационная система, ЕИС). Данное Положение разработано в соответствии с Законом о закупках и регламентирует закупочную деятельность АО "Ярославские ЭнергоСистемы", устанавливает основные требования к закупке, порядок подготовки и проведения процедур закупки, способы закупки и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
04.06.2020 в единой информационной системе АО "Ярославские ЭнергоСистемы" опубликовано извещение о проведении запроса предложений в электронной форме участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на выполнение работ по благоустройству территории после устранения дефектов, текущего, капитальных ремонтов на тепловых сетях в г. Ярославле, а также сопутствующих работ, и документация о закупке (номер извещения 32009213839).
Начальная (максимальная) цена договора составляет 2 999 560 (два миллиона девятьсот девяносто девять тысяч пятьсот шестьдесят) руб. 80 коп.
Согласно извещению о проведении запроса предложений в электронной форме дата рассмотрения первых частей заявок - "15" июня 2020 года, дата рассмотрения вторых частей заявок и подведения итогов закупки "16" июня 2020 года.
В соответствии с пунктом 4 протокола о результатах рассмотрения вторых частей заявок, оценки вторых частей заявок запроса предложений в электронной форме для субъектов малого и среднего предпринимательства N 23/20 (32009213839) от 16.06.2020 подано 2 вторые части заявок на участие в закупке - ООО "Ярстройград", ООО "СК-КАПИТАЛ", которые согласно пункту 5 данного протокола Закупочной комиссией Заказчика рассмотрены и признаны соответствующими требованиям документации о закупке.
Довод заявителя о том, что Закупочной комиссией Заказчика при рассмотрении вторых частей заявок участников закупки было допущено нарушение порядка рассмотрения заявок, установленного Законом о закупках и документацией о закупке, Комиссией признан необоснованным по следующим обстоятельствам.
В соответствии с пунктом 9 части 10 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе требования к участникам такой закупки.
Подпунктами 1 и 6 пункта 11 документации о закупке установлены следующие требования к участникам закупки:
участниками закупки могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в документации, а именно: участником закупки может быть юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки (далее коллективный участник), независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.
В случае, если на стороне участника выступает несколько лиц (далее коллективный участник), указанные в разделе 11 настоящей документации сведения и документы предоставляются в отношении всех лиц, выступающих на стороне участника.
1.1. Требования к коллективному участнику:
1.1.1. правоспособность каждого члена коллективного участника (в том числе, но не ограничиваясь этим необходимые разрешения на работу (допуск, лицензию),если данное требование установлено в документации, наличии необходимого оборудования и специалистов, опыта выполнения аналогичных работ (товаров, услуг), если такое требование установлено в документации и право конкретного участника коллективного участника участвовать в закупочной процедуре от имени группы лиц, в том числе подавать заявку, вносить обеспечение заявки, договора, подписывать протоколы, договор;
1.1.2. указание на то, что любая организация может входить в состав только одного коллективного участника. Организация, входящая в состав коллективного участника, не имеет права самостоятельно принимать участия в процедуре закупки в качестве участника или на стороне другого участника закупки. Несоблюдение данного требования является основанием для отклонения заявок как всех участников закупки, на стороне которых выступает такое лицо, так и заявки, поданной таким лицом самостоятельно (Письмо Минэкономразвития России от 30.10.2015 N Д28и-3153).
1.1.3. между участниками коллективного участника должно быть оформлено и входить в состав заявки соглашению об образовании коллективного участника (например, договор простого товарищества, согласно нормам главы 55 ГК РФ или договор о совместной деятельности), в котором указываются, в том числе требования к его членам:
в соглашении должен быть определен лидер, который в дальнейшем будет представлять интересы каждого из лиц, входящих в состав коллективного участника;
в соглашении должен быть предусмотрен механизм установления ответственности коллективного участника за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора с заказчиком, в том числе объем ответственности каждого лица, входящего в состав коллективного участника или порядок его определения, а также порядок предъявления и рассмотрения претензий заказчика;
требования, которые должны выполняться каждым членом коллективного участника закупки (в том числе отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков сведений об участнике закупочной процедуры);
требования, которым должен обладать хотя бы один член коллективного участника закупки (например, при договоре на строительство или проектирование сооружений, наличие свидетельства о допуске к работам);
требования, для соответствия которым те или иные параметры членов коллективного участника закупки могут суммироваться (например, количество успешно выполненных договоров аналогичных договору, заключаемому по результатам проводимой закупки, оценка финансовой устойчивости и другие оценочные критерии, установленные в документации).
6) участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства и предоставить подтверждающий документ.
В соответствии с подпунктом 3 части 9 статьи 3.4 Закона о закупках заявки на участие в запросе предложений в электронной форме должны содержать информацию и документы, предусмотренные документацией о конкурентной закупке и подтверждающие соответствие участников запроса предложений в электронной форме квалификационным требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке.
Согласно пункту 13 документации о закупке вторая часть заявки на участие в запросе предложений в электронной форме должна содержать сведения о данном участнике запроса предложений, информацию о его соответствии единым квалификационным требованиям (если они установлены в документации о конкурентной закупке), об окончательном предложении участника запроса предложений о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, качестве работы, услуги и об иных условиях исполнения договора.
Пунктом 18 документации о закупке установлено, что в случае представления участником закупки документов и сведений, требования о наличии которых установлено документацией о закупке и приложениями к ней, то такой частник допускается к участию в закупке.
Также в пункте 18 документации о закупке содержится правило о том, что Закупочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки, если они не соответствуют требованиям, установленным в документации о проведении запроса предложений, приложениям к ней, или предложенная в заявке цена товаров, работ, услуг превышает начальную максимальную цену, указанную в документации о проведении запроса предложений, в том числе по цене единицы или цену заявки невозможно определить.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссия, изучив вторую часть заявки ООО "Ярстройград" установила, что в составе его заявки содержится соглашение об образовании коллективного участника от 11.06.2020, согласно которому коллективный участник состоит из двух юридических лиц - ООО "Ярстройград", ООО "АПК Стандарт" (ИНН 7602133829), лидером которого является ООО "Ярстройград", который в свою очередь представляет интересы коллективного участника, в том числе наделен правом на подачу заявки на участие в закупке.
Также Комиссией установлено, что соглашение о коллективном участии в закупке от 11.06.2020 соответствует требованиям, установленным в подпункте 1.1 пункта 11 документации о закупке.
В соответствии с частью 1 статьи 55.17 Градостроительного кодекса Российской Федерации саморегулируемая организация обязана вести реестр членов саморегулируемой организации. Ведение такого реестра может осуществляться в составе единого реестра членов саморегулируемых организаций при условии размещения саморегулируемой организацией такого реестра членов саморегулируемой организации на своем сайте в сети "Интернет".
Согласно сведениям, содержащимся в Едином реестре членов СРО, которые размещены на сайте http://reestr.nostroy.ru/, ООО "АПК Стандарт" (ИНН 7602133829) является членом СРО.
Следовательно, вторая часть заявки ООО "Ярстройград" на участие в запросе предложений в электронной форме, поданная "Ярстройград" как участником коллективного соглашения, в состав которого входит ООО "АПК Стандарт", обладающий членством в СРО, соответствует требованиям подпунктов 1, 6 пункта 11 документации о закупке.
При этом документация о закупке не содержит требования о том, что каждый член коллективного участника должен являться членом СРО в области архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Исходя из системного толкования подпункта 6 и подпункта 1.1.3 пункта 11 документации о закупке следует, что такому требованию должны соответствовать хотя бы один из членов коллективного участника.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что Закупочная комиссия Заказчика правомерно допустила ООО "Ярстройград" к участию в закупке.
Довод заявителя о том, что Закупочной комиссией Заказчика допущено нарушение порядка оценки заявок, в части неприменения положений о предоставлении приоритета товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами, установленных Законом о закупках и документацией о закупке, Комиссией признан необоснованным по следующим обстоятельствам.
Пунктом 17.1 документации о закупке установлено, что при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса предложений или иным способом, при котором победитель закупки определяется на основе критериев оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, указанных в документации о закупке, или победителем, в котором признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора, оценка и сопоставление заявок на участие в закупке, которые содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами, по стоимостным критериям оценки производятся по предложенной в указанных заявках цене договора, сниженной на 15 процентов, при этом договор заключается по цене договора, предложенной участником в заявке на участие в закупке.
Однако, согласно подпункту "в" пункта 6 Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 N 925 "О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами" приоритет не предоставляется, в том числе в случае, если в заявке на участие в закупке не содержится предложений о поставке товаров иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами.
Аналогичное правило зафиксировано в пункте 19 документации о закупке и в приложении N1 к документации о закупке.
При рассмотрении жалобы Комиссия установила, что первые части заявок на участие в запросе предложений в электронной форме ООО "Ярстройград" и ООО "АПК Стандарт" содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами, то есть они находятся в равных условиях.
Следовательно, в данном случае приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами не предоставляется, и, как следствие, не применяется при проведении оценки и сопоставления заявок ООО "Ярстройград" и ООО "АПК Стандарт".
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что Закупочной комиссией Заказчика соблюден порядок оценки и сопоставления заявок, установленный в документации о закупке.
Довод заявителя о том, что Закупочной комиссией Заказчика при составлении протокола подведения итогов запроса предложений в электронной форме для субъектов малого и среднего предпринимательства N 23/20 (32009213839) от 16.06.2020 допущено нарушение порядка его оформления, установленного Законом о закупках, Комиссией признан необоснованным по следующим обстоятельствам.
В соответствии с пунктом 5.5 протокола подведения итогов запроса предложений в электронной форме N 23/20 (32009213839) от 16.06.2020 победителем признано ООО "Ярстройград" с ценовым предложением 2 909 572, 40 руб., получившим итоговый балл 83,81; второе место присвоено ООО "СК-КАПИТАЛ" с ценовым предложением 2 549 605, 00 руб., получившим итоговый балл 58,00.
В соответствии с частью 27 статьи 3.4 Закона о закупках заказчик составляет итоговый протокол в соответствии с требованиями части 14 статьи 3.2 Закона о закупках и размещает его на электронной площадке и в единой информационной системе.
Согласно части 14 статьи 3.2 Закона о закупках протокол, составленный по итогам конкурентной закупки (далее - итоговый протокол), должен содержать следующие сведения:
1) дата подписания протокола;
2) количество поданных заявок на участие в закупке, а также дата и время регистрации каждой такой заявки;
4) порядковые номера заявок на участие в закупке, окончательных предложений участников закупки в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора, включая информацию о ценовых предложениях и (или) дополнительных ценовых предложениях участников закупки. Заявке на участие в закупке, окончательному предложению, в которых содержатся лучшие условия исполнения договора, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в закупке, окончательных предложениях содержатся одинаковые условия исполнения договора, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, окончательному предложению, которые поступили ранее других заявок на участие в закупке, окончательных предложений, содержащих такие же условия;
5) результаты рассмотрения заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке, извещением об осуществлении закупки на последнем этапе проведения закупки предусмотрены рассмотрение таких заявок, окончательных предложений и возможность их отклонения) с указанием в том числе:
а) количества заявок на участие в закупке, окончательных предложений, которые отклонены;
б) оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке, каждого окончательного предложения с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствуют такие заявка, окончательное предложение;
6) результаты оценки заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке на последнем этапе ее проведения предусмотрена оценка заявок, окончательных предложений) с указанием решения комиссии по осуществлению закупок о присвоении каждой такой заявке, каждому окончательному предложению значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок (в случае, если этапом закупки предусмотрена оценка таких заявок);
7) причины, по которым закупка признана несостоявшейся, в случае признания ее таковой;
8) иные сведения в случае, если необходимость их указания в протоколе предусмотрена положением о закупке.
Кроме того, исходя из требований части 14 статьи 3.2 Закона о закупках подлежат указанию в итоговом протоколе сведения о предоставлении приоритета товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами, указанным в пункте 17.1 документации о закупке, в случае его применения.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссия, изучив протокол подведения итогов запроса предложений в электронной форме для субъектов малого и среднего предпринимательства N 23/20 (32009213839) от 16.06.2020, установила, что пункты 4, 5 данного протокола содержат сведения, указанные в пунктах 4, 6 части 14 статьи 3.2 Закона о закупках.
Однако в рассматриваемом случае данный приоритет Заказчиком не применялся. В связи с чем, данные сведения не подлежат указанию в протокол подведения итогов запроса предложений в электронной форме для субъектов малого и среднего предпринимательства N 23/20 (32009213839) от 16.06.2020.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что Закупочной комиссией Заказчика протокол подведения итогов составлен в соответствии с пунктами 4, 6 части 14 статьи 3.2 Закона о закупках.
На основании изложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "СК-КАПИТАЛ" на действия (бездействие) организатора торгов (Заказчика) - АО "Ярославские ЭнергоСистемы" при проведении запроса предложений в электронной форме участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на выполнение работ по благоустройству территории после устранения дефектов, текущего, капитальных ремонтов на тепловых сетях в г. Ярославле, а также сопутствующих работ (номер извещения 32009213839) необоснованной.
2. Снять ограничения, наложенные уведомлением Ярославского УФАС России от 26.06.2020 N 6466/06-07.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
<_ >
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 3 июля 2020 г. N 076/07/3-561/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 08.07.2020