по результатам рассмотрения жалобы ООО "ШЕЛДОНФАРМА" на действия бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области "Воронежская городская клиническая больница скорой медицинской помощи N 8" в части несоблюдения законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на поставка специализированных продуктов питания (смесь белковая композитная) (номер извещения 0131200001020005304)
(дело N 036/06/64-739/2020)
18.06.2020 г. г. Воронеж
Резолютивная часть настоящего решения объявлена 18.06.2020 года.
В полном объеме решение изготовлено 23.06.2020 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок в составе:
Логошин А.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя управления - начальник отдела;
Рощупкина Ю.В. - заместитель председателя Комиссии, начальник отдела;
Тельпов И.А. - член Комиссии, государственный инспектор;
при участии представителя управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области: <_>,
при участии представителя бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области "Воронежская городская клиническая больница скорой медицинской помощи N 8": <_>,
при участии представителя ООО "ШЕЛДОНФАРМА": <_>,
рассмотрев, посредством видеоконференц-связи, жалобу ООО "ШЕЛДОНФАРМА" на действия бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области "Воронежская городская клиническая больница скорой медицинской помощи N 8" в части несоблюдения законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на поставка специализированных продуктов питания (смесь белковая композитная) (номер извещения 0131200001020005304),
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области поступила жалоба ООО "ШЕЛДОНФАРМА" (далее - Заявитель) на действия бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области "Воронежская городская клиническая больница скорой медицинской помощи N 8" (далее - Заказчик) в части несоблюдения законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на поставка специализированных продуктов питания (смесь белковая композитная) (номер извещения 0131200001020005304) (далее - Аукцион).
По мнению Заявителя, положения Аукционной документации нарушают положения Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно: 1) Заказчиком не установлено требование о предоставлении свидетельства о государственной регистрации на объект закупки в составе второй части заявки. 2) Пунктом 4.6 Проекта контракта установлено незаконное требование о предоставлении при поставке товара документов, непредусмотренных действующим законодательством, что является ограничением количества участников закупки. 3) Заказчиком при осуществлении закупки не указан код КТРУ и указан неверный код ОКПД2, на основании которого сформирован неверный ИКЗ.
Заказчик, Уполномоченный орган с доводами, изложенными в жалобе не согласны и считают их необоснованными, предоставлены письменные возражения на жалобу Заявителя.
Изучив материалы дела, предоставленные доказательства, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия) пришла к следующим выводам.
Извещение N0131200001020005304 размещено: 08.06.2020 года в сети "Интернет" в единой информационной системе по адресу www.zakupki.gov.ru.
Предметом закупки является поставка специализированных продуктов питания (смесь белковая композитная).
Начальная (максимальная) цена контракта: 1 218 165,00 рублей.
1) Частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе установлено, что под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки.
В соответствии с приложением 4 - частью 3 Аукционной документации "Описание объекта закупки", Заказчику требуется:
Наименование |
Технические характеристики |
Смесь белковая композитная сухая (специализированный продукт) |
Предназначена в качестве компонента для приготовления готовых блюд для диетического лечебного и диетического профилактического питания. Смесь белковая композитная сухая должна соответствовать требованиям, предъявляемым к таким смесям приказом Минздрава России от 5 августа 2003 г. N 330 "О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно - профилактических учреждениях Российской Федерации" (с изменениями на 21 июня 2013 г.) Химический состав, пищевая и энергетическая ценность продукта в соответствии с ГОСТ 33933-2016 |
ГОСТ 33933-2016 Продукты диетического лечебного и диетического профилактического питания. Смеси белковые композитные сухие. Общие технические условия (далее - ГОСТ 33933-2016) распространяется на смеси белковые композитные сухие (далее - СБКС), относящиеся к специализированным продуктам и предназначенные для диетического лечебного и диетического профилактического питания взрослых и детей старше трех лет в качестве компонента для приготовления готовых блюд.
В соответствии с пунктом 3.1 ГОСТа 33933-2016 СБКС: Специализированные пищевые продукты с содержанием белка от 40% до 75%, состоящие из белков молока (казеина и/или белков сыворотки молока), или изолята соевого белка, или смеси белков молока (казеина и/или белков сыворотки молока) и изолята соевого белка, с добавлением одного или нескольких нижеперечисленных ингредиентов: мальтодекстрина, лецитина, полиненасыщенных жирных кислот, среднецепочечных триглицеридов, пищевых волокон, витаминов, минеральных веществ, ароматизаторов, пробиотиков и пребиотиков и представляющие собой порошкообразные смеси, состоящие из единичных и/или агломерированных частиц.
Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 принят технический регламент Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (вместе с "ТР ТС 021/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности пищевой продукции" (далее - ТР ТС 021/2011)).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24 ТР ТС 021/2011 Специализированная пищевая продукция подлежит государственной регистрации. К специализированной пищевой продукции относится, в том числе: пищевая продукция для диетического лечебного и диетического профилактического питания.
Согласно части 2 статьи 24 ТР ТС 021/2011 пищевая продукция, указанная в части 1 статьи 24, допускается к производству (изготовлению), хранению, перевозке (транспортированию) и реализации после ее государственной регистрации в установленном настоящим техническим регламентом порядке.
Таким образом, свидетельство о государственной регистрации на СБКС является документом, подтверждающим, в том числе законность оборота указанной продукции на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
На основании вышеизложенного, следует вывод, что в целях подтверждения безопасности и качества поставляемой продукции (пищевых продуктов), а также предотвращения попадания на рынок пищевых продуктов, не прошедших подтверждение соответствия пищевой продукции требованиям технического регламента, государственный (муниципальный) заказчик при закупке пищевой продукции в соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе устанавливает требование о представлении во второй части заявки копий документов, подтверждающих соответствие товара требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ, в том числе ТР ТС 021/2011.
Подпунктом 2 пунктом 19 приложением 1 - разделом 1.2 "Информационная карта" установлено следующее: "Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и сведения: 2.1. Наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес участника такого аукциона, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона. 2.2. Копии документов, подтверждающих соответствие участника аукциона требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом электронного аукциона: - не требуются. 2.3. Декларация о соответствии участника аукциона требованиям, предусмотренным подпунктами 2-6 пункта 17 настоящей Информационной карты (предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки). 2.4. Решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой".
Таким образом, документация Аукциона не содержит требование о необходимости предоставления в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе копий документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (свидетельства о государственной регистрации на закупаемый товар), что свидетельствует о нарушении Заказчиком пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, Комиссия Воронежского УФАС России приходит к выводу об обоснованности жалобы Заявителя, в части не установления Заказчиком требования о предоставлении свидетельства о государственной регистрации на объект закупки в составе второй части заявки.
2) Частью 5 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Приложением 3 - частью 2 Аукционной документации установлен "Проект контракта".
Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2014 N 606 (далее - Правила).
Согласно пункту 16 Правил условием применения типовых контрактов, типовых условий контрактов является одновременное соответствие показателей для применения типового контракта, типовых условий контракта, указанных в информационной карте, данным, характеризующим конкретную закупку по следующим показателям: а) коды закупаемых товаров, работ, услуг по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2), Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД 2), а также по каталогу товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; б) размер начальной (максимальной) цены контракта или цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем); в) иные показатели для применения типового контракта, типовых условий контракта (при наличии иных показателей в информационной карте).
Таким образом, при одновременном соответствии показателей для применения типового контракта, типовых условий контрактов, указанных в подпунктах "а" - "в" пункта 16 Правил, данным, характеризующим конкретную закупку, при осуществлении закупки товаров, работ, услуг Заказчиком применяется типовой контракт, типовые условия контрактов.
В соответствии с частью 11 статьи 34 Закона N 44-ФЗ типовые контракты, типовые условия контрактов разрабатываются и утверждаются федеральными органами исполнительной власти, Госкорпорацией "Росатом", Госкорпорацией "Роскосмос", осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности.
Согласно части 7 статьи 112 Закона о контрактной системе в случае отсутствия типовых контрактов, типовых условий контрактов, утвержденных и размещенных в единой информационной системе в соответствии с частью 11 статьи 34 настоящего Федерального закона и обеспечивающих осуществление закупок конкретных товаров, работ, услуг, могут разрабатываться соответствующие типовые контракты, типовые условия контрактов для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации. Типовые контракты, типовые условия контрактов для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации размещаются в региональной информационной системе в сфере закупок субъектов Российской Федерации.
Таким образом, Заказчик обязан применять типовой контракт, типовые условия контракта, которые размещены в библиотеке типовых контрактов, типовых условий контрактов, и при этом не вправе самостоятельно вносить изменения в типовой контракт, типовые условия контракта, за исключением их переменных частей.
Управлением по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области Приказом от 18 ноября 2016 г. N 103 о/н утверждён типовой контракт на поставку продуктов питания для обеспечения нужд Воронежской области.
На основании вышеизложенного, Заказчиком при разработке Аукционной документации применён типовой контракт, утверждённый Приказом от 18 ноября 2016 г. N 103 о/н Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области.
Пунктом 4.6 Проекта контракта установлено, что "Вместе с товаром Поставщик передает Заказчику документы, подтверждающие его качество (декларации о соответствии, сертификат соответствия, свидетельства о государственной регистрации (если его представление предусмотрено действующим законодательством), документы, содержащие информацию о номере партии товара, иные документы, обязательные для данного вида товара в соответствии с законодательством РФ и подтверждающие его качество, а также иные документы, относящиеся к поставке (товарные накладные, счета-фактуры, универсальные передаточные документы, акты приемки-передачи товара и т.д.)".
Таким образом, исходя из трактовки спорного пункта, следует, что предоставление "декларации о соответствии", "сертификата соответствия", "свидетельства о государственной регистрации" предусмотрено только в случае, если предоставление рассматриваемых документов предусмотрено действующим законодательством.
На основании вышеизложенного Комиссия Воронежского УФАС России приходит к выводу о том, что довод заявителя о установление Заказчиком незаконного требования о предоставлении при поставке товара документов, непредусмотренных действующим законодательством, что является ограничением количества участников закупки не нашёл своего подтверждения, в следствии чего является необоснованным.
3) Заказчиком при закупке "Смесь белковая композитная сухая (специализированный продукт)" использован код ОКПД2: 10.89.19.140, который имеет расшифровку:
- Раздел C Продукция обрабатывающих производств; |
- 10 Продукты пищевые |
- 10.8 Продукты пищевые прочие |
- 10.89 Продукты пищевые прочие, не включенные в другие группировки |
- 10.89.1 Супы, яйца, дрожжи и продукты пищевые прочие; экстракты и соки из мяса, рыбы и водных беспозвоночных |
- 10.89.19 Продукты пищевые прочие, не включенные в другие группировки |
- 10.89.19.140 Концентраты белковые (протеиновые). |
По мнения Заявителя, Заказчиком должен быть использован код ОКПД2: 10.86.10.910, имеющий следующую расшифровку:
- Раздел C Продукция обрабатывающих производств; |
- 10 Продукты пищевые |
- 10.8 Продукты пищевые прочие |
- 10.86 Продукция детского питания и диетическая |
- 10.86.1 Продукция детского питания и диетическая |
- 10.86.10 Продукция детского питания и диетическая |
- 10.86.10.900 Специализированная пищевая продукция, в том числе диетическая, не включенная в другие группировки |
- 10.86.10.910 Продукция пищевая диетического и диабетического питания |
Согласно письменным пояснениям Заказчика, код ОКПД2: 10.89.19.140 установлен, поскольку производится закупка не для детского питания.
Код позиции КТРУ - 10.86.10.910-00000001 применяется при закупке продукции с ОКПД2 10.86.10.910: Продукция пищевая диетического и диабетического питания.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчиком при осуществлении закупки не указан код КТРУ и указан неверный код ОКПД2, на основании которого сформирован неверный ИКЗ не нашёл своего подтверждения, кроме того, не нарушает права и законные интересы Общества, в следствии чего является необоснованным.
Руководствуясь ст. ст.99 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "ШЕЛДОНФАРМА" на действия бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области "Воронежская городская клиническая больница скорой медицинской помощи N 8" в части несоблюдения законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на поставка специализированных продуктов питания (смесь белковая композитная) (номер извещения 0131200001020005304) частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области "Воронежская городская клиническая больница скорой медицинской помощи N 8" нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание Заказчику - бюджетному учреждению здравоохранения Воронежской области "Воронежская городская клиническая больница скорой медицинской помощи N 8" об устранении нарушения пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4. Рассмотреть вопрос о привлечении ответственных должностных лиц к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.В. Логошин
Заместитель председателя Комиссии Ю.В. Рощупкина
Член комиссии И.А. Тельпов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 23 июня 2020 г. N 036/06/64-739/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 23.06.2020