Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
<...>
при участии представителей:
от ООО "Олстарсистем": <...>
от ОАО "РЖД": <...>
рассмотрев жалобу ООО "Олстарсистем" (далее также - Заявитель, Общество) на действия ОАО "РЖД" (далее также - Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на оказания услуг по техническому обслуживанию источников бесперебойного питания на объектах АХУ ОАО "РЖД" (реестровый N 32009089825) (далее - Закупка),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ
"О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки, перенаправленная письмом ФАС Россси от 25.06.2020 N 17/53596/20.
По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов со стороны Заказчика выразилось в неправомерном признании Общества уклонившимся от заключения договора по результатам Закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалобы Заявителя отвечают требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
Извещение о проведении Закупки с начальной (максимальной) ценой договора в размере 4 407 664,73 руб. размещено в единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) 17.04.2020.
Согласно итоговому протоколу от 13.05.2020 (размещен в ЕИС - 15.05.2020) победителем Закупки признано ООО "Олстарсистем" с ценовым предложением - 3 305 748, 55 руб. с НДС.
Согласно пункту 3.18.4 Закупочной документации Заказчик в течение 7 (семи) рабочих дней с даты размещения итогового протокола на сайтах, а в случае, если договор заключается с единственным участником, допущенным к участию в запросе котировок (в случае, если принято решение о заключении договора с таким участником) - с даты определения цены, направляет участнику, с которым заключается договор, проект договора с использованием программно-аппаратных средств ЭТЗП.
Заказчиком 26.05.2020 направлен проект договора Обществу для его дальнейшего подписания.
Участник запроса котировок, с которым заключается договор, должен представить обеспечение исполнения договора (если требование об обеспечении исполнения договора установлено в извещении), иные документы, если извещением предусмотрено их представление на этапе заключения договора и подписанный со своей стороны на ЭТЗП договор не позднее 5 (пяти) календарных дней с даты получения проекта договора от заказчика. Участник запроса котировок, с которым заключается договор, должен при заключении договора по требованию заказчика представить документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего договор. В случае непредставления подписанного договора, перечисленных документов в установленный срок, участник признается уклонившимся от заключения договора, если иное не предусмотрено приложением к извещению о проведении запроса котировок (пункт 3.18.5 Закупочной документации).
Пунктом 6 извещения о проведении Закупки также установлено требование о внесении обеспечения исполнения договора в сумме 1 101 916,18 руб.
Таким образом, с учетом положений статьи 193 Гражданского кодекса Российской Федерации ООО "Олстарсистем" должно было представить подписанный со своей стороны проект договора и обеспечение его исполнения не позднее 01.06.2020.
Кроме того, согласно разделу 4 Технического задания исполнитель обязан до заключения договора предоставить письмо (авторизационное) производителя GE Consumer&Industrial SA и производителя KEHUA, подтверждающее, что участник является авторизованным сервисным центром в Российской Федерации, имеющим право обслуживать источники бесперебойного питания General Electric и KEHUA для осуществления технического обслуживания, настройки и регулировки оборудования, находящегося на гарантийном периоде обслуживания.
Заявителем подписан проект договора и представлено обеспечение его исполнения, однако не представлено авторизационное письмо, в связи с чем 10.06.2020 Общество было признано уклонившимся от заключения договора.
25.06.2020 Заказчиком заключен договор с участником, занявшим второе место в Закупке.
На заседании Комиссии представитель Заявителя пояснил, что с момента объявления результатов конкурентной процедуры Общество осуществляло переписку с производителем General Electric по вопросу получения необходимых авторизационных писем.
Вместе с тем, ввиду сложившейся эпидемиологической ситуацией, связанной с распространением вируса COVID-19, производитель сообщил о невозможность представления необходимых документов в регламентированные сроки. При этом компания планировала восстановить нормальный рабочий режим в третьей декаде июня.
В связи с вышеуказанными обстоятельствами Обществом в адрес Заказчика направлены письма, содержащие просьбу о переносе сроков представления авторизационных писем на 30 календарных дней.
Представитель Заказчика сообщил на заседании о невозможности переноса данных сроков, так как согласно гарантийному талону на обслуживание оборудования техническое обслуживание может осуществляться исключительно в сервисном центре. Обратное повлечет приостановку действия расширенной гарантии, что не допустимо. При этом согласно установленному графику уже в июне планировалось обслуживание оборудования General Electric.
Комиссия оценивает доводы Заявителя критически в связи с тем, что в материалы дела не представлено доказательств направления в адрес Заказчика информации о невозможности получения авторизационных писем.
Также Комиссия оценивает критически представленные в материалы дела скриншоты переписки с General Electric, так как указанная переписка не может рассматриваться в качестве официального запроса ввиду ненадлежащего оформления, в связи с чем не представляется возможным доподлинно установить стороны такой переписки.
Документов, подтверждающих направление в адрес производителя официальных запросов, Заявителем не представлено.
Комиссия обращает внимание, что большинство представленных скриншотов датированы 2019 годом, в то время как Закупка осуществлялась в 2020 году.
Кроме того, из названной переписки следует, что 16.04.2020 Общество пыталось уточнить порядок получения авторизационного письма, однако, документов и сведений, подтверждающих направленность действий на заключение договора на обслуживание и поставку запасных частей в дальнейшем (до признания его уклонившимся), Обществом не представлено.
Подавая заявку на участие в Закупке, Общество согласилось с установленными требованиями и приняло на себя риски при несоблюдении таких требований.
При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о наличии у Заказчика правовых оснований для признания Общества уклонившимся от заключения договора и признает жалобу необоснованной.
Вместе с тем Комиссия обращает внимание, что принятое решение не имеет преюдициального значения при рассмотрении вопроса о необходимости включения сведений об ООО "Олстарсистем" в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Законом о закупках.
Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Олстарсистем" (ОГРН: 1197746045496, ИНН: 9715336196) на действия ОАО "РЖД" (ОГРН: 1037739877295, ИНН: 7708503727) при проведении Закупки необоснованной.
Снять ограничения на размещение Закупки, наложенные письмом Московского УФАС России от 02.07.2020 N 37436/20.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 10 июля 2020 г. N 077/07/00-10946/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 10.07.2020