Председатель Комиссии Амурского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства N 028/01/17-368/2020
УСТАНОВИЛ:
Письмом ФАС России от 30.03.2020 N АЦ/25973/20 Амурскому УФАС России поручено рассмотреть действия заказчиков и участников торгов по приобретению недвижимого имущества, которое будет создано в будущем (с приложением перечня закупок), на предмет нарушения пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции").
Кроме того, в Амурское УФАС России из Контрольно-счетной палаты Амурской области поступили материалы проверки эффективности использования бюджетных средств при осуществлении закупок зданий детских дошкольных образовательных учреждений в г. Белогорск, г. Благовещенск, с. Усть-Ивановка Благовещенского района, содержащие сведения о наличии в действиях заказчиков признаков нарушения антимонопольного законодательства.
В ходе рассмотрения вышеуказанных материалов установлено, что Постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 N 448 утверждена государственная программа "Развитие образования Амурской области на 2014 - 2020 годы". В составе данной программы утверждена подпрограмма "Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей", в рамках которой, в том числе, предусмотрены мероприятия по созданию дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования.
Приложением N 19 к Государственной программе определен порядок предоставления и распределения субсидий, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального и областного бюджетов, бюджетам муниципальных районов и городских округов (далее - муниципальные образования) на финансовое обеспечение вышеуказанных мероприятий.
Согласно пункту 2 Порядка субсидии предоставляются бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходов, возникающих при реализации мероприятий, направленных на создание дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет в дошкольных организациях путем строительства зданий (пристройки к зданию), приобретения (выкупа) зданий (пристройки к зданию) и помещений дошкольных организаций, в отношении которых имеется типовая проектная документация из соответствующих реестров Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Условием предоставления субсидии является, в том числе, наличие муниципальной программы, предусматривающей расходные обязательства муниципального образования на реализацию указанных мероприятий.
Постановлением администрации города Белогорска от 10.10.2014 N 1819 утверждена муниципальная программа "Развитие образования города Белогорск на 2015 - 2020 годы".
Указанной муниципальной программой (в редакции от 25.06.2018) предусмотрены капитальные вложения в объекты муниципальной собственности, в том числе, строительство детского сада на 170 мест в микрорайоне Транспортный г. Белогорск.
18.07.2018 между министерством образования и науки Амурской области, администрацией г. Белогорска и ООО "Ремонтно-строительная компания - АЛЬЯНС" заключено соглашение о взаимодействии в связи с реализацией строительства объекта социально-культурного назначения на земельном участке, предоставляемом в аренду без поведения торгов.
Предметом указанного соглашения является реализация ООО "Ремонтно-строительная компания - АЛЬЯНС" строительства детского сада на 170 мест в микрорайоне Транспортный г. Белогорска на земельном участке с кадастровым номером 28:02:000083:150 площадью 7 861 кв.м., расположенном по адресу: г. Белогорск, ул. 10-я Магистральная - ул. Железнодорожная. Описание и технические характеристики объекта определены приложением N 1 к указанному соглашению.
Согласно приложению N 1 к соглашению целями и задачами строительства объекта является развитие системы образования г. Белогорска, укрепление материально-технической базы образовательных учреждений, обеспечение реализации муниципальной программы "Развитие образования города Белогорска на 2015-2020 годы". Сроки строительства объекта: с августа 2018 года по декабрь 2019 года.
19.07.2018 между муниципальным образованием город Белогорск в лице МКУ "Комитет имущественных отношений администрации г. Белогорска" и ООО "Ремонтно-строительная компания - АЛЬЯНС" заключен договор аренды N 14-Ю/18 находящегося в государственной собственности земельного участка с кадастровым номером 28:02:00083:150 для строительства детского сада.
24.07.2018 администрацией г. Белогорска выдано разрешение ООО "Ремонтно-строительная компания - АЛЬЯНС" на строительство детского сада на 170 мест, общей площадью 3 509,8 кв.м. на земельном участке с кадастровым номером 28:02:000083:150.
Таким образом, вышеуказанными действиями ООО "Ремонтно-строительная компания - АЛЬЯНС" определено в качестве застройщика здания детского сада на 170 мест в микрорайоне Транспортный г. Белогорска для муниципальных нужд.
31.10.2018 администрацией г. Белогорска в ЕИС размещено извещение N 0123300001918000197 о проведении закупки путем электронного аукциона на поставку (передачу) здания детского дошкольного образовательного учреждения, создаваемого в будущем в муниципальном образовании город Белогорск Амурской области с внутренней отделкой, установленным технологическим и инженерным оборудованием, мебелью и инвентарем. Согласно техническим требованиям аукционной документации вместимость детского сада должна составлять не менее 170 мест, общая площадь - не менее 3 509,8 кв.м. Заказчиком указанной закупки выступило МКУ "Комитет имущественных отношений администрации г. Белогорска".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 204 000 000,0 рублей.
Согласно протоколу от 30.11.2018 единственным участником, подавшим заявку на участие в аукционе, выступило ООО "Ремонтно-строительная компания - АЛЬЯНС". Заявка данного участника признана соответствующей требованиям аукционной документации.
17.12.2018 между МКУ "Комитет имущественных отношений администрации г. Белогорска" и ООО "Ремонтно-строительная компания "АЛЬЯНС" заключен муниципальный контракт на поставку (передачу) здания детского дошкольного образовательного учреждения, создаваемого в будущем в муниципальном образовании город Белогорск Амурской области с внутренней отделкой, установленным технологическим и инженерным оборудованием, мебелью и инвентарем, срок поставки - до 01.12.2019 (с учетом дополнительного соглашения от 10.10.2019).
В соответствии с частью 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.
Статьей 6 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) установлено, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В соответствии частью 1 статьи 8 Закона N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (часть 2 статьи 8 Закона N 44-ФЗ).
Из материалов проверки следует, что фактической потребностью заказчика являлись работы по строительству здания детского сада вместимостью 170 мест в микрорайоне Транспортный г. Белогорска.
В соответствии с требованиями Закон N 44-ФЗ закупка работ по строительству объектов недвижимого имущества осуществляется при соблюдении следующих условий:
- размещение проектной документации;
- установление предквалификационных требований, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99;
- требования о членстве участника закупки в саморегулируемой организации в соответствии с положениями градостроительного законодательства.
Вместе с тем, при проведении закупок по покупке объектов недвижимого имущества, которые будут созданы в будущем, указанные положения законодательства не применяются.
Приобретение заказчиком объекта недвижимого имущества, который будет создан в будущем, вместо закупки работ по строительству такого объекта является "обходом" положений Закона N 44-ФЗ.
Аналогичная позиция выражена в письме ФАС России от 24.10.2019 N ИА/93181/19.
Использование данного способа закупки объекта недвижимости приводит к ограничению доступа иных застройщиков на товарных рынок по строительству, поскольку участие в аукционе может принять только застройщик, уже осуществляющий на дату размещения извещения строительство объекта.
Как установлено актом проверки Контрольно-счетной палаты Амурской области от 14.02.2020, при подаче в администрацию г. Белогорска заявления о выдаче разрешения на строительство детского сада ООО "Ремонтно-строительная компания - АЛЬЯНС" представлена проектная документация на указанный объект, заказчиком которой является муниципальное образование г. Белогорск.
Таким образом, до размещения объявления о проведении электронного аукциона на приобретение здания детского сада администрацией г. Белогорска в распоряжение ООО "Ремонтно-строительная компания - АЛЬЯНС" передана проектная документация на строительство детского сада.
При этом, в составе аукционной документации проектная документация отсутствует.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции") при проведении торгов запрещается координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 18 статьи 4 Закона "О защите конкуренции" соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Из имеющихся в Амурском УФАС России документов и сведений следует, что ООО "Ремонтно-строительная компания - АЛЬЯНС" определено в качестве застройщика и приступило к строительству здания детского сада до размещения в ЕИС извещения о проведении электронного аукциона на приобретение данного объекта. При этом администрацией г. Белогорска до объявления аукциона в распоряжение ООО "Ремонтно-строительная компания - АЛЬЯНС" передана проектная документация на указанный объект, чем созданы преимущественные условия для выполнения работ по строительству.
Администрацией г. Белогорска, МКУ "Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г. Белогорска" и ООО "Ремонтно-строительная компания - АЛЬЯНС" заключено антиконкурентное соглашение в целях уклонения от проведения конкурентных закупок по строительству здания детского сада.
В целях реализации данного соглашения ООО "Ремонтно-строительная компания - АЛЬЯНС" получены земельный участок и разрешение на строительства объекта, начато строительство объекта, а администрацией г. Белогорска, МКУ "Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г. Белогорска" передана застройщику проектная документация, проведен электронный аукцион на приобретение объекта, созданного в будущем, в целях выкупа данного объекта после завершения строительства.
При этом, условия проведенного аукциона могли быть выполнены только ООО "Ремонтно-строительная компания - АЛЬЯНС", в том числе, в связи с отсутствием у иных потенциальных участников необходимой проектной и иной строительной документации.
Указанное соглашение привело/могло привести к ограничению конкуренции на рынке работ по строительству на территории г. Белогорска.
Действия администрации г. Белогорска, МКУ "Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г. Белогорска" и ООО "Ремонтно-строительная компания - АЛЬЯНС" по заключению указанного соглашения содержит признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 17 Закона "О защите конкуренции".
В связи с вышеизложенным, приказом Амурского УФАС России от 15.07.2020 N 90/2 в отношении администрации г. Белогорска, МКУ "Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г. Белогорска", ООО "Ремонтно-строительная компания - АЛЬЯНС" возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 17 Закона "О защите конкуренции".
Руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона "О защите конкуренции",
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Назначить дело N 028/01/17-368/2020 к рассмотрению на 18.08.2020 года в 10 часов 00 минут по адресу: Амурская область г. Благовещенск ул. Амурская, д. 150, кабинет 403 (регистрация участников дела с 10 часов 45 минут в кабинете 409).
2. Привлечь к участию в рассмотрении дела:
- в качестве ответчиков: администрацию г. Белогорска (ИНН 2804004986), МКУ "Комитет имущественных отношений администрации г. Белогорска" (ИНН 2804008317), ООО "Ремонтно-строительная компания - АЛЬЯНС" (ИНН 2804013959);
- в качестве заявителя: Контрольно-счетную палату Амурской области (ИНН 2801063278);
- в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах: Министерство образования и науки Амурской области (ИНН 2801123696).
3. Администрации г. Белогорска в срок до 12.08.2020 представить следующие документы в копиях (информацию), заверенные надлежащим образом:
- письменные пояснения о признании/непризнании нарушения антимонопольного законодательства, со ссылкой на соответствующие нормы права и приложением подтверждающих позицию документов;
- всю имеющуюся переписку с ООО "Ремонтно-строительная компания - АЛЬЯНС", органами государственной власти Амурской области по вопросу организации строительства детского сада в микрорайоне Транспортный г. Белогорска, в том числе, переписку, связанную с заключением соглашения от 18.07.2018 N 1 о взаимодействии в связи с реализацией строительства объекта социально-культурного назначения;
- заявление ООО "Ремонтно-строительная компания - АЛЬЯНС" о выдаче разрешения на строительство детского сада, со всеми прилагаемыми документами;
- пояснения об основаниях передачи ООО "Ремонтно-строительная компания - АЛЬЯНС" проектной документации на здание детского сада, с приложением соответствующих договоров, соглашений и иных подтверждающих документов;
- правовые акты муниципального образования г. Белогорск, регламентирующие порядок осуществления закупок для муниципальных нужд, в редакции, действовавшей в период проведения рассматриваемого аукциона;
- распоряжения, постановления, наделяющие МКУ "Комитет имущественных отношений администрации г. Белогорска" полномочиями заказчика по проведению вышеуказанного аукциона;
- распоряжения, постановления по доведению до МКУ "Комитет имущественных отношений администрации г. Белогорска" лимитов денежных средств на приобретение здания детского сада;
- иную информацию, документы, имеющие отношение к рассматриваемому делу.
4. МКУ "Комитет имущественных отношений администрации г. Белогорска" в срок до 12.08.2020 представить следующие документы в копиях (информацию), заверенные надлежащим образом:
- письменные пояснения о признании/непризнании нарушения антимонопольного законодательства, со ссылкой на соответствующие нормы права и приложением подтверждающих позицию документов;
- обоснование выбранного способа приобретения здания детского сада, созданного в будущем вместо закупки работ по строительству или приобретения готового объекта, со ссылкой на соответствующие нормы права и приложением подтверждающих документов;
- правовые акты муниципального образования г. Белогорск, предусматривающие приобретение здания детского сада путем покупки объекта, созданного в будущем;
- всю имеющуюся переписку с ООО "Ремонтно-строительная компания - АЛЬЯНС", органами государственной власти Амурской области по вопросу организации строительства детского сада в микрорайоне Транспортный г. Белогорска, в том числе, переписку, связанную с заключением соглашения от 18.07.2018 N 1 о взаимодействии в связи с реализацией строительства объекта социально-культурного назначения;
- иные документы и сведения, имеющие отношения к рассматриваемым обстоятельствам, по своему усмотрению.
5. ООО "Ремонтно-строительная компания - АЛЬЯНС" в срок до 12.08.2020 представить следующие документы в копиях (информацию), заверенные надлежащим образом:
- письменные пояснения о признании/непризнании нарушения антимонопольного законодательства, со ссылкой на соответствующие нормы права и приложением подтверждающих позицию документов;
- всю имеющуюся переписку с органами местного самоуправления г. Белогорска, органами государственной власти Амурской области по вопросу организации строительства детского сада в микрорайоне Транспортный г. Белогорска, в том числе, переписку, связанную с заключением соглашения от 18.07.2018 N 1 о взаимодействии в связи с реализацией строительства объекта социально-культурного назначения;
- пояснения об основаниях передачи администрацией г. Белогорска в ООО "Ремонтно-строительная компания - АЛЬЯНС" проектной документации на здание детского сада, с приложением соответствующих договоров, соглашений и иных подтверждающих документов;
- иные документы и сведения, имеющие отношения к рассматриваемым обстоятельствам, по своему усмотрению.
6. Контрольно-счетной палате Амурской области в срок до 12.08.2020 представить следующие документы в копиях (информацию), заверенные надлежащим образом:
- письменную позицию по делу, со ссылкой на соответствующие нормы права и приложением подтверждающих позицию документов;
- материалы проведенного контрольного мероприятия по проверке эффективности использования бюджетных средств в отношении Министерства образования и науки Амурской области, МКУ "Комитет имущественных отношений администрации г. Белогорска, относящиеся к строительству и приобретению в муниципальную собственность здания детского сада в микрорайоне Транспортный г. Белогорска;
- иные документы и сведения, по своему усмотрению.
7. Министерству образования и науки Амурской области в срок до 12.08.2020 представить следующие документы в копиях (информацию), заверенные надлежащим образом:
- письменную позицию по делу, со ссылкой на соответствующие нормы права и приложением подтверждающих позицию документов;
- всю имеющуюся переписку с органами местного самоуправления г. Белогорска, ООО "Ремонтно-строительная компания - АЛЬЯНС" по вопросу организации строительства детского сада в микрорайоне Транспортный г. Белогорска, в том числе, переписку, связанную с заключением соглашения от 18.07.2018 N 1 о взаимодействии в связи с реализацией строительства объекта социально-культурного назначения;
- документы по доведению до муниципального образования г. Белогорск лимитов денежных средств на приобретение (строительство) здания детского сада в микрорайоне Транспортный г. Белогорска;
- иные документы и сведения, по своему усмотрению.
В соответствии с ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредставление либо неполное представление документов (информации), а также предоставление заведомо недостоверных сведений (информации) по запросу Федерального антимонопольного органа, либо его территориальных органов.
Приложение: копия приказа Амурского УФАС России о возбуждении дела на 1 л. (в адрес заявителя и ответчиков).
В целях организации оперативного обмена информацией в рамках настоящего дела, а также организации заседаний комиссии посредством видеоконференц-связи (при необходимости) Амурское УФАС России предлагает лицам, участвующим в деле, предоставить сведения об адресах электронной почты для направления процессуальных документов и ссылок для участия в видеоконференциях.
Председатель комиссии <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 22 июля 2020 г. N 028/01/17-368/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.07.2020