6 июня, 17 июля 2012 г.
В целях создания на территории Кемеровской области благоприятных условий, способствующих активизации инвестиционной деятельности для удовлетворения потребности экономики, обеспечения занятости населения, а также проведения организационных мероприятий, способствующих привлечению внимания российских и иностранных инвесторов в Кемеровскую область, Коллегия Администрации Кемеровской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Повышение инвестиционной привлекательности Кемеровской области" на 2012 - 2014 годы.
2. Департаменту документационного обеспечения Администрации Кемеровской области (Т.Н. Вовченко), главному управлению по работе со средствами массовой информации Администрации Кемеровской области (А.В. Горелкин) и департаменту информационных технологий Кемеровской области (С.Л. Мурашкин) обеспечить размещение настоящего постановления на сайте "Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области".
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Кемеровской области (по экономике и региональному развитию) Д.В. Исламова.
4. Постановление вступает в силу с 01.01.2012.
Губернатор |
А.М. Тулеев |
Долгосрочная целевая программа
"Повышение инвестиционной привлекательности Кемеровской области"
на 2012-2014 годы
(утв. постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 2 декабря 2011 г. N 546)
6 июня, 17 июля 2012 г.
Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 17 июля 2012 г. N 275 в паспорт настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу со дня вступления в силу соответствующих изменений в Закон Кемеровской области от 12 декабря 2011 г. N 133-ОЗ "Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов"
Паспорт
долгосрочной целевой программы "Повышение инвестиционной
привлекательности Кемеровской области" на 2012-2014 годы
1. Содержание проблемы и необходимость ее решения программными методами
Кемеровская область по совокупности природно-климатических, географических условий, обеспеченности квалифицированными кадрами и прочих факторов является достаточно привлекательным регионом.
На протяжении ряда лет Кузбасс лидирует в Сибирском федеральном округе по объему инвестиций в основной капитал. По итогам 2010 года Кемеровская область заняла 2-е место среди субъектов Сибирского федерального округа и 21-е место по России. В экономику области в 2010 году было вложено 129,7 млрд. рублей инвестиций, что в сопоставимых ценах по отношению к 2009 году соответствует 114 процентам. По итогам 2010 года наибольший удельный вес инвестиций пришелся на добычу полезных ископаемых (главным образом, топливно-энергетических) - 33,7 процента (43,7 млрд. рублей). В обрабатывающих производствах наибольший приток инвестиций получают химическая и металлургическая отрасли, специализирующиеся на продукции невысокого передела. Активно развивается обслуживающий сектор, оптовая и розничная торговля, ресторанный и гостиничный бизнес, управление недвижимостью, транспорт и связь, а также государственные услуги. Это связано с быстрой окупаемостью инвестиций, наличием устойчивого спроса на данную продукцию и услуги.
В 2010 году рейтинговое агентство "Эксперт РА - АК&М" подтвердило Кемеровской области присвоенный еще в 2007 году кредитный рейтинг по национальной шкале на уровне А - высокий уровень надежности с низким риском несвоевременного выполнения обязательств и стабильными перспективами экономического развития и инвестиционной активности.
Экономика Кемеровской области характеризуется ярко выраженной промышленной ориентированностью. При этом основной вклад в промышленное производство вносят угольная промышленность и металлургия. Невысокий уровень отраслевой диверсификации экономики обуславливает наличие зависимости от конъюнктуры мировых товарных рынков, которая подвержена колебаниям.
Таким образом, необходимо активизировать работу, направленную на развитие обрабатывающих производств и сферы услуг, что приведет к повышению уровня диверсификации экономики региона. В Кузбассе имеются все возможности для создания замкнутых циклов по производству высокого передела в угольной промышленности, развития углехимических комплексов, создания мини-электростанций на бортах шахт и разрезов, лесопереработки, развития туризма.
Важную роль в инвестиционной деятельности Кузбасса играют иностранные инвестиции. Влияние мирового финансового кризиса напрямую отразилось на объемах иностранных инвестиций в Кузбасс - по итогам 2010 года объем иностранных вложений увеличился всего на 9 процентов по отношению к уровню 2009 года (663,7 млн. долларов США в 2010 году против 606,8 млн. долларов США в 2009 году). При этом по отношению к 2008 году объем иностранных инвестиций сократился в 1,7 раза.
По поручению Президента Российской Федерации Д.А. Медведева на территории Российской Федерации планируется реализовать проекты с участием иностранного капитала в таких отраслях, как высокотехнологичное машиностроение, энергосберегающие технологии, альтернативные источники энергии. Кроме того, огромное поле для взаимодействия открывается в сфере исследований и разработки передовых технологий.
Однако основными сферами приложения иностранных инвесторов в Кемеровской области по-прежнему являются угледобыча, производство кокса и нефтепродуктов. Планируется привлечение средств инвесторов в деревообработку, энергетику, производство и переработку сельскохозяйственной продукции, строительство, транспорт, торговлю. В последнее время усиливается интерес со стороны международных структур (ЕБРР, консалтинговые компании) к сфере жилищно-коммунального хозяйства в крупных городах Кузбасса.
В целях улучшения инвестиционного климата, создания в области условий, благоприятных для ведения бизнеса, повышения инвестиционной привлекательности региона сформирована законодательная база.
Законодательством предусмотрена гибкая система государственной поддержки. Инвесторам, резидентам технопарка, участникам зон экономического благоприятствования предоставляются: льготы по налогу на прибыль организаций, на имущество, снижение ставки по упрощенной системе налогообложения, а также субсидирование процентных ставок по банковским кредитам и иные формы государственной поддержки.
В рамках данного законодательства государственной поддержкой уже пользуются 49 организаций, в том числе крупные компании ООО "Газпром добыча Кузнецк", ООО "Анжерская нефтегазовая компания", ЗАО "Анжерский фанерный комбинат", ООО "ТехноНИКОЛЬ-Сибирь", ООО "Джой Пиэндэйч Майнинг Эквипмент".
Согласно Закону Кемеровской области "О зонах экономического благоприятствования" в регионе создаются обособленные участки территории, в пределах которых действуют благоприятные условия для ведения экономической деятельности (зоны экономического благоприятствования Кемеровской области (далее - ЗЭБ) четырех типов: промышленно-производственного, агропромышленного, технико-внедренческого и туристско-рекреационного).
Работа на территории ЗЭБ обеспечивает участнику доступ к ряду механизмов, способствующих реализации важных для региона инвестиционных проектов:
упрощение административных процедур;
снижение затрат на инфраструктуру;
налоговые льготы, субсидии и другие формы государственной поддержки.
В 2010 году в Кемеровской области созданы три зоны экономического благоприятствования: 2 промышленно-производственные и 1 туристско-рекреационная, что способствует интенсивному развитию обрабатывающих производств и туризма, а также развитию малого и среднего бизнеса.
Появились новые инструменты инвестирования у Правительства Российской Федерации, в том числе на условиях частно-государственного партнерства.
На сегодняшний день налажено взаимодействие с Центром частно-государственного партнерства Внешэкономбанка. Направлены заявки на привлечение кредитных ресурсов Внешэкономбанка для реализации наиболее значимых для региона инвестиционных проектов.
Проводится активная работа с институтами развития. С целью получения федерального софинансирования из средств Инвестиционного фонда Российской Федерации в 2009 - 2010 гг. подготовлены и направлены заявки по 13 инвестиционным проектам. Одобрение получил крупный инфраструктурный проект ООО "ЭкоЛэнд" по созданию полигона по переработке твердых бытовых отходов в г. Новокузнецке. Для его реализации из средств федерального бюджета на создание объектов инфраструктуры было выделено 212 млн. рублей.
Как показывает мировой опыт, интенсивный экономический рост наступает при норме инвестирования 30 процентов. Кемеровская область уже приближается к данному пороговому значению и, учитывая тот факт, что и в среднесрочной перспективе прогнозируется рост объемов инвестиций в основной капитал, можно уверенно сказать, что регион встал на инвестиционный путь развития.
Промышленный комплекс Кемеровской области имеет одну из самых крупных фондоемкостей в Западной Сибири (около 20 процентов производственных фондов Западной Сибири с уровнем износа от 45 до 70 процентов), в связи с чем в 2010 году более 56,2 процента инвестиций в основной капитал промышленных предприятий направлялся на создание и обновление основных фондов. Однако даже существующие объемы инвестиций примерно в 1,3 - 1,5 раза меньше требуемого уровня. Так, только потребность предприятий угольной промышленности в инвестициях на техническое перевооружение составляет ежегодно более 18 млрд. рублей.
Наряду с крупными инвестиционными проектами, требующими больших финансовых вложений, есть отрасли, такие как легкая, пищевая и перерабатывающая промышленность, производящие недостаточно товаров народного потребления, в том числе и конкурентоспособных.
В этой сфере открывается широкий спектр возможностей для инвестиционных вложений в производство товаров народного потребления, где уже есть и цеха, и промплощадки на территориях закрытых шахт и обанкротившихся предприятий, на базе которых возможно создание небольших и мобильных производств, которые не требуют больших финансовых вложений, поскольку уже имеют производственные мощности, квалифицированные кадры, гарантированные рынки сбыта продукции.
Разовое привлечение инвестиций также недостаточно, что диктует необходимость использования стратегического подхода к управлению инвестиционными процессами в регионе. Кроме того, привлечение инвестиций невозможно без хорошо отлаженной и постоянно развивающейся инвестиционной инфраструктуры.
Отсутствие более полной информации о предприятиях-товаропроизводителях и потенциальных инвесторах также влияет на ход инвестиционных процессов в регионе и создает определенные сложности в осуществлении эффективного поиска для сотрудничества.
Тем не менее при всех сложностях современной ситуации существуют возможности для инвестиционной деятельности в регионе отечественных и зарубежных компаний.
В настоящее время к экономике Сибирского федерального округа, в который входит Кемеровская область, проявляется большой интерес со стороны отечественных и иностранных инвесторов. Все 12 регионов указанного округа имеют различный инвестиционный потенциал и уровень риска, что обуславливает разнообразие инвестиционных стратегий данных регионов и уровней инвестиционной активности в них.
Необходимо постоянно демонстрировать наиболее привлекательные стороны региона с помощью активной и грамотно поставленной информационной работы. Создаваемый с ее помощью имидж региона следует при этом рассматривать как хорошо зарекомендовавший себя товар: он должен быть мгновенно узнаваемым и вызывать у потенциального покупателя (инвестора) чувство доверия.
Программа представляет собой комплексный план действий по созданию благоприятной среды для субъектов инвестиционной деятельности и призвана обеспечить проведение последовательной и эффективной инвестиционной политики государственными органами исполнительной власти Кемеровской области и органами местного самоуправления, что будет способствовать увеличению объемов инвестиций в основной капитал, экономическому росту, повышению социальной стабильности.
Формирование Программы осуществляется с учетом сложившейся ситуации в экономике Кемеровской области.
2. Цели и задачи Программы
Целями Программы являются создание механизмов, обеспечивающих повышение инвестиционной привлекательности Кемеровской области для привлечения инвестиций в эффективные и конкурентоспособные производства и виды деятельности, способные обеспечить создание собственного инвестиционного потенциала Кемеровской области, а также проведение организационных мероприятий, способствующих привлечению внимания российских и иностранных инвесторов к экономике Кемеровской области.
Задачи Программы:
постоянное совершенствование законодательного, организационного и инфраструктурного обеспечения инвестиционной и производственной деятельности в Кемеровской области;
создание инвестиционного имиджа Кемеровской области, демонстрация привлекательной для потенциальных инвесторов характеристики экономики Кемеровской области;
обеспечение участия предприятий, находящихся на территории Кемеровской области, в федеральных и долгосрочных целевых программах, создании особых экономических зон в Кемеровской области, в других механизмах привлечения инвестиционных ресурсов для реализации приоритетных проектов и их эффективного использования, повышения инвестиционного потенциала и снижения инвестиционных рисков;
развитие кредитно-финансовых механизмов и внедрение финансовых технологий, направленных на развитие инвестиционной и производственной деятельности Кемеровской области;
повышение эффективности деятельности органов государственной власти Кемеровской области в сфере поддержки инвестиционной и производственной деятельности;
проведение информационно-аналитического мониторинга состояния инвестиционной и производственной деятельности в Кемеровской области и на этой основе разработка мер дальнейшего ее развития;
содействие субъектам инвестиционной и производственной деятельности Кемеровской области в разработке и освоении выпуска новых видов продукции, в разработке проектной документации инвестиционных предложений, отвечающих приоритетным направлениям инвестиционной политики Кемеровской области;
повышение уровня информационного обеспечения субъектов инвестиционной и производственной деятельности.
3. Система программных мероприятий
Программа включает в себя следующие программные мероприятия:
3.1. Совершенствование действующего законодательства в сфере поддержки инвестиционной и производственной деятельности на территории Кемеровской области:
3.1.1. Подготовка предложений о внесении изменений в действующее законодательство, направленных на поддержку субъектов инвестиционной и производственной деятельности на территории Кемеровской области (разработка механизма реализации законов).
3.1.2. Разработка нормативной правовой базы, направленной на реализацию частно-государственного партнерства в Кемеровской области.
Выполнение данных мероприятий обеспечит повышение эффективности нормативной правовой базы Кемеровской области путем постоянного мониторинга действующего инвестиционного законодательства Российской Федерации и Кемеровской области, рост инвестиционной активности и легализации бизнеса, создание условий развития частно-государственного партнерства в Кемеровской области.
3.2. Повышение эффективности взаимодействия между участниками инвестиционного процесса в Кемеровской области:
3.2.1. Разработка инвестиционной политики Кемеровской области. Это обеспечит целенаправленное и планомерное развитие инвестиционной деятельности в Кемеровской области.
3.2.2. Формирование инвестиционных отраслевых стратегий Кемеровской области. В результате разработки и реализации инвестиционных отраслевых стратегий Кемеровской области будет создана эффективная система привлечения и использования максимальных источников внутренних и внешних долгосрочных инвестиций, в том числе бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации, в развитие экономики Кемеровской области.
3.2.3. Организация работы совета по инвестиционной и инновационной деятельности Кемеровской области при Губернаторе Кемеровской области. Данное мероприятие подразумевает под собой обеспечение работы (регулярных заседаний) созданного и постоянно действующего совещательного органа по вопросам развития, государственной поддержки инвестиционной и инновационной деятельности в Кемеровской области при Губернаторе Кемеровской области.
3.2.4. Разработка и дальнейшее обновление инвестиционного паспорта Кемеровской области. Данное мероприятие обеспечит комплексное представление инвестиционного, экономического потенциала, инвестиционного климата Кемеровской области. База данных инвестиционных проектов будет использована в разработке мультимедийного сборника "Кемеровская область - привлекательный объект инвестиций".
3.2.5. Формирование и дальнейшее обновление ресурсной карты Кемеровской области. Ресурсная карта Кемеровской области будет являться наглядным представлением инвестиционного потенциала Кузбасса (содержит информацию о всех полезных ископаемых и возобновляемых природных ресурсах, коммуникациях, энергетике, каталоге площадок с готовой инфраструктурой для размещения новых предприятий, каталоге инвестиционно-привлекательных земельных участков, кадровом потенциале и другую полезную информацию).
3.2.6. Разработка и реализация комплекса мероприятий по привлечению стратегических и финансовых инвесторов (формирование и ведение банка данных о потенциальных отечественных и иностранных инвесторах, в том числе через глобальную сеть Интернет, помощь предприятиям в подготовке инвестиционных предложений и в проведении переговоров с инвесторами). Сформированный банк данных будет включать группирование инвесторов по их принадлежности (отечественные, региональные, местные, иностранные), по их предпочтениям, по инвестиционным возможностям (объему инвестиций, срокам), формам финансирования инвестиций.
3.2.7. Разработка и реализация комплекса мероприятий по представлению Кемеровской области мировому и российскому инвестиционному сообществу (публикация имиджевых статей, подготовка и размещение на телевизионных каналах видеосюжетов). Подготовка и издание презентационной продукции, макетов инвестиционных проектов, приобретение и изготовление сувенирной продукции, участие в инвестиционных российских и международных экономических и образовательных форумах (в том числе стажировка специалистов за рубежом), торгово-экономических российских и международных ярмарках. Распространение информации об инвестиционных предложениях и проектах предприятий Кемеровской области через посольства, торговые и экономические представительства зарубежных стран, международные объединения деловых кругов. Организация и проведение круглых столов, конференций, форумов по актуальным проблемам инвестиционной деятельности, что позволит представить Кемеровскую область мировому и российскому инвестиционному сообществу, будет способствовать поиску инвесторов, отбору перспективных инвестиционных проектов, организации эффективного взаимодействия субъектов рынка инвестиций, органов государственной власти и органов местного самоуправления.
3.2.8. Организация участия в ярмарках, выставках инвестиционных проектов и продукции предприятий, находящихся на территории Кемеровской области. Основной целью участия в выставках инвестиционных проектов является привлечение отечественных и иностранных инвесторов к реализации проектов на территории Кемеровской области. Этому будут способствовать:
систематизация имеющихся проектов и заявок, разработка предварительных бизнес-планов проектов;
знакомство инвесторов с экономикой и инвестиционными возможностями Кемеровской области;
представление партнерам конкретных проектов и продукции предприятий Кемеровской области, установление деловых контактов;
участие в семинарах, круглых столах по актуальным проблемам развития инвестиционного потенциала Кемеровской области;
повышение профессионального уровня участников рынка инвестиций, специалистов органов исполнительной власти Кемеровской области и органов местного самоуправления;
обобщение итогов выставки и выработка рекомендаций по совершенствованию инвестиционной политики.
3.2.9. Разработка мультимедийного сборника "Кемеровская область - привлекательный объект инвестиций". Мультимедийный сборник "Кемеровская область - привлекательный объект инвестиций" - наглядное представление инвестиционного потенциала Кемеровской области. В его разработке будут использоваться:
инвестиционный паспорт Кемеровской области;
база данных инвестиционных проектов;
банк данных потенциальных отечественных и иностранных инвесторов;
ресурсная карта Кемеровской области;
прочая полезная информация.
Мультимедийный сборник, являясь визитной карточкой региона, позволит наилучшим образом представить Кемеровскую область мировому и российскому инвестиционному сообществу.
3.2.10. Формирование и издание справочника инвестора. Справочник инвестора представляет собой комплект презентационных материалов, предназначенный для работы с инвесторами и включающий в себя следующие разделы:
краткая организационно-экономическая характеристика региона, оценка инвестиционного потенциала (по материалам инвестиционного паспорта);
аналитический справочник по предприятиям - соискателям инвестиций (наименование предприятия, направления и цели деятельности, история образования и этапы развития, характеристика бизнеса: положение в отрасли, основные характеристики продукции, рынки сбыта, деловые партнеры; основные технико-экономические и финансовые показатели; структура управления, список руководителей, адрес и реквизиты; общая оценка инвестиционной привлекательности/рейтинг);
общая полезная информация: перечень рекомендуемых гостиниц с краткой характеристикой, учреждения культуры и отдыха, расписание рейсов самолетов, поездов.
3.2.11. Издание ежегодного бюллетеня "Инвестиционные проекты Кемеровской области", что обеспечит представление базы данных инвестиционных проектов, ее периодическую корректировку, будет способствовать эффективному поиску и выбору инвесторов и инвестиционных проектов, налаживанию деловых контактов.
3.2.12. Проведение конкурса "Лучший инвестор года в Кемеровской области". Данное мероприятие предполагает:
разработку конкурсной документации (положение о конкурсе, программа конкурса, номинации, критерии оценки);
утверждение состава конкурсной комиссии (жюри), графика проведения конкурсных мероприятий;
информирование потенциальных участников об условиях и сроках проведения конкурса;
организацию финансирования конкурсных мероприятий;
сбор и обработку пакета документов участников, представленных на конкурс;
оценку представленных на конкурс документов конкурсной комиссией (жюри), выбор победителей по предложенным номинациям;
подведение итогов конкурса, объявление и награждение победителей;
представление в средствах массовой информации обзора конкурса, его результатов, интервью с участниками и победителями.
Проведение конкурса "Лучший инвестор года в Кемеровской области" будет стимулировать инвестиционную активность предприятий, банков, страховых организаций, инвестиционных фондов и частных инвесторов, способствовать налаживанию и укреплению делового сотрудничества между представителями бизнеса и власти, повышению уровня инвестиционной культуры, информационной открытости (прозрачности) инвестиционных процессов и инфраструктуры.
3.2.13. Организационная и методическая поддержка реализации мер развития инвестиционной деятельности в муниципальных образованиях Кемеровской области, в том числе проведение семинаров для руководителей и специалистов органов местного самоуправления. Данные мероприятия направлены на повышение инвестиционной грамотности руководителей и специалистов органов местного самоуправления Кемеровской области.
3.2.14. Создание системы освещения деятельности Администрации Кемеровской области в сфере инвестиций в средствах массовой информации (в том числе подписка на издания в режиме online, проведение пресс- конференций, интервью с заместителями Губернатора Кемеровской области и руководителями структурных подразделений Администрации Кемеровской области). Проведение социологических, маркетинговых исследований инвестиционного климата в Кемеровской области, анализа инвестиционной привлекательности Кемеровской области. Это будет способствовать повышению информационной открытости инвестиционных процессов в Кемеровской области.
3.2.15. Получение Кемеровской областью рейтингов, в том числе кредитоспособности и инвестиционной привлекательности - инструментов по поддержанию высокого имиджа региона для международных и российских инвесторов.
3.2.16. Создание, администрирование и обновление инвестиционного портала Кемеровской области (на русском, английском, немецком и китайском языках), что будет способствовать повышению информационной открытости инвестиционных процессов в Кемеровской области, привлечению инвесторов.
3.2.17. Разработка концепций крупных инвестиционных площадок регионального значения, технико-экономического обоснования создания особой экономической зоны туристско-рекреационного типа в Кемеровской области, проекта планировки территории с целью установления параметров развития особых экономических зон в Кемеровской области для привлечения дополнительных источников финансирования, в том числе бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации.
3.3. Мобилизация инвестиционных ресурсов и государственная поддержка реализации инвестиционных программ и проектов по приоритетным направлениям развития Кемеровской области:
3.3.1. Осуществление взаимодействия с Министерством экономического развития Российской Федерации с целью:
включения приоритетных инвестиционных проектов предприятий Кемеровской области в перечень проектов, претендующих на государственную поддержку за счет Инвестиционного фонда Российской Федерации;
создания особых экономических зон в Кемеровской области (подготовка заявок), что будет способствовать привлечению дополнительных инвестиционных ресурсов в Кемеровскую область.
3.3.2. Государственная поддержка инвестиционной деятельности:
3.3.2.1. Субсидии за счет средств областного бюджета для компенсации части процентной ставки по банковским кредитам, полученным:
для реализации инвестиционных проектов, включенных в Перечень инвестиционных проектов Кемеровской области, для оказания государственной поддержки;
участниками зон экономического благоприятствования Кемеровской области для реализации инвестиционных (инновационных) проектов.
3.3.2.2. Субсидии за счет средств областного бюджета бюджетам муниципальных районов (городских округов) на реализацию региональных инвестиционных проектов, развитие зон экономического благоприятствования Кемеровской области в части создания и (или) развития объектов социальной, транспортной, коммунальной и энергетической инфраструктуры, благоустройства
объектов муниципальной собственности, осуществляемых на условиях частно-государственного партнерства (в том числе на условиях софинансирования из бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации), а также в части софинансирования затрат муниципальных районов (городских округов) на разработку проектной документации создания и (или) развития объектов социальной, транспортной, коммунальной и энергетической инфраструктуры, благоустройства объектов муниципальной собственности.
3.3.2.3. Субсидирование затрат на разработку проектной документации,
прохождение государственной экспертизы инвестиционных проектов, отвечающих приоритетным направлениям инвестиционной политики Кемеровской области (в том числе реализуемых участниками и управляющими компаниями зон экономического благоприятствования Кемеровской области), что будет стимулировать деятельность по разработке инвестиционных проектов и способствовать привлечению дополнительных инвестиционных ресурсов в Кемеровскую область.
Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 6 июня 2012 г. N 214 в раздел 4 настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу со дня вступления в силу соответствующих изменений в Закон Кемеровской области от 12 декабря 2011 г. N 133-ОЗ "Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов"
4. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование программных мероприятий осуществляется за счет средств областного бюджета, а также предполагается привлечь иные не запрещенные законодательством источники финансирования (бюджетные ассигнования Инвестиционного фонда Российской Федерации, средства местных бюджетов и внебюджетные источники) в соответствии с разделом 7 настоящей Программы.
В 2012 - 2014 годах общий объем финансирования Программы составит 291 144 тыс. рублей, в том числе по годам реализации:
2012 год - 93 948 тыс. рублей;
2013 год - 98 598 тыс. рублей;
2014 год - 98 598 тыс. рублей;
в том числе по источникам финансирования:
за счет средств областного бюджета - 289 425 тыс. рублей, в том числе по годам реализации:
2012 год - 93 375 тыс. рублей;
2013 год - 98 025 тыс. рублей;
2014 год - 98 025 тыс. рублей;
из них:
средства областного бюджета на безвозвратной основе - 212 300 тыс. рублей, в том числе по годам реализации:
2012 год - 53 000 тыс. рублей;
2013 год - 79 650 тыс. рублей;
2014 год - 79 650 тыс. рублей;
субсидии местным бюджетам из областного бюджета - 77 125 тыс. рублей, в том числе по годам реализации:
2012 год - 40 375 тыс. рублей;
2013 год - 18 375 тыс. рублей;
2014 год - 18 375 тыс. рублей;
средства местных бюджетов - 1 719 тыс. рублей, в том числе по годам реализации:
2012 год - 573 тыс. рублей;
2013 год - 573 тыс. рублей;
2014 год - 573 тыс. рублей.
Порядок
предоставления за счет средств областного бюджета субсидий
бюджетам муниципальных районов (городских округов) на реализацию
региональных инвестиционных проектов, развитие зон экономического
благоприятствования Кемеровской области в части создания
и (или) развития объектов социальной, транспортной, коммунальной
и энергетической инфраструктуры, благоустройства объектов
муниципальной собственности, а также софинансирования затрат
муниципальных районов (городских округов) на разработку проектной
документации создания и (или) развития объектов социальной,
транспортной, коммунальной и энергетической инфраструктуры,
благоустройства объектов муниципальной собственности
Субсидии областного бюджета бюджетам муниципальных районов (городских округов) (далее - субсидии) предоставляются для:
софинансирования затрат муниципальных районов (городских округов) (далее - муниципальное образование) на разработку проектной документации создания и (или) развития объектов социальной, транспортной, коммунальной и энергетической инфраструктуры, благоустройства объектов муниципальной собственности;
софинансирования создания и (или) развития объектов социальной, транспортной, коммунальной и энергетической инфраструктуры, благоустройства объектов муниципальной собственности.
Субсидии предоставляются с целью:
реализации региональных инвестиционных проектов, включенных в перечень инвестиционных проектов Кемеровской области;
реализации региональных инвестиционных проектов, получивших положительное решение Правительства Российской Федерации о предоставлении государственной поддержки на их реализацию за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации (на условиях софинансирования в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.03.2008 N 134 "Об утверждении Правил формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации");
развития зон экономического благоприятствования в Кемеровской области.
Право на получение субсидии имеют муниципальные образования, на территории которых реализуются указанные инвестиционные проекты, созданы зоны экономического благоприятствования в результате заключенного с Коллегией Администрации Кемеровской области соответствующего соглашения.
Муниципальные образования должны предусмотреть на указанные цели софинансирование за счет средств местных бюджетов на соответствующий финансовый год.
Разработчик Программы устанавливает для каждого муниципального образования объем софинансирования за счет субсидий по следующей формуле:
V софинансирования = С x К, где:
V софинансирования - объем субсидии из областного бюджета;
С - сметная стоимость (затраты) проекта (разработки проектной документации) создания и (или) развития объектов социальной, транспортной, коммунальной и энергетической инфраструктуры, благоустройства объектов муниципальной собственности;
К - коэффициент софинансирования муниципального образования из средств областного бюджета (значение коэффициента уточняется при заключении соглашения о предоставлении субсидии по Программе).
Для софинансирования создания и (или) развития объектов социальной, транспортной, коммунальной и энергетической инфраструктуры, благоустройства объектов муниципальной собственности муниципальное образование представляет в управление инвестиционной политики Администрации Кемеровской области следующие документы:
копию выписки из бюджета муниципального образования с подтверждением средств бюджета муниципального образования, предусмотренных для софинансирования указанных затрат;
заключение главы муниципального образования с обоснованием необходимости выделения субсидии на создание и (или) развитие указанных объектов с указанием инвесторов и соответствующих инвестиционных проектов, характеристики соответствующей зоны экономического благоприятствования;
копию сводного сметного расчета строительства, составленного с учетом положительного заключения государственной экспертизы в ценах на 1 января года, в котором планируется предоставление субсидии;
копию положительного заключения государственной экспертизы (с учетом обоснования инвестиций) на проектную документацию в отношении каждого объекта капитального строительства в рамках проекта в случае, если законодательством Российской Федерации предусмотрено ее обязательное проведение.
Для софинансирования затрат муниципальных районов (городских округов) на разработку проектной документации создания и (или) развития объектов социальной, транспортной, коммунальной и энергетической инфраструктуры, благоустройства объектов муниципальной собственности муниципальное образование представляет в управление инвестиционной политики Администрации Кемеровской области следующие документы:
копию выписки из бюджета муниципального образования с подтверждением средств бюджета муниципального образования, предусмотренных для софинансирования указанных затрат;
заключение главы муниципального образования с обоснованием необходимости выделения субсидии на софинансирование понесенных затрат на разработку проектной документации по указанным объектам с указанием инвесторов и соответствующих инвестиционных проектов, характеристики соответствующей зоны экономического благоприятствования;
копию подготовленной проектной документации, составленной с учетом положительного заключения государственной экспертизы в ценах на 1 января года, в котором планируется предоставление субсидии;
копию положительного заключения государственной экспертизы (с учетом обоснования инвестиций) на проектную документацию в случае, если законодательством Российской Федерации предусмотрено ее обязательное проведение.
Управление инвестиционной политики Администрации Кемеровской области в течение 30 рабочих дней рассматривает представленный муниципальным образованием пакет документов, готовит заключение о целесообразности предоставления субсидии и передает его с пакетом документов уполномоченному органу, утвержденному правовым актом Коллегии Администрации Кемеровской области, для рассмотрения и подготовки соответствующего проекта правового акта Коллегии Администрации Кемеровской области о предоставлении субсидии.
Субсидии предоставляются главным финансовым управлением Кемеровской области на расчетный счет уполномоченного органа на основании правового акта Коллегии Администрации Кемеровской области и соглашения, заключенного уполномоченным органом с муниципальным образованием, о предоставлении субсидий по Программе в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке на текущий год.
Уполномоченный орган направляет в главное финансовое управление заявку на перечисление денежных средств по заключенному соглашению после представления органом муниципального образования в уполномоченный орган документов, подтверждающих перечисление собственной доли софинансирования.
Муниципальное образование несет ответственность за наличие документации и проведение конкурсных процедур, необходимых для финансирования разработки проектной документации, создания и (или) развития объектов социальной, транспортной, коммунальной и энергетической инфраструктуры, благоустройства объектов муниципальной собственности.
В случае нарушения муниципальным образованием установленного уровня софинансирования, непредставления в срок отчетов об использовании субсидии, а также несоблюдения требований Бюджетного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган области вправе ходатайствовать перед главным финансовым управлением Кемеровской области о приостановке предоставления субсидии с уведомлением органов местного самоуправления муниципальных образований о принятом решении с указанием причин приостановки.
Ответственность за целевое и эффективное использование предоставленных субсидий, а также достоверность представляемых в управление инвестиционной политики Администрации Кемеровской области данных об объемах выполненных работ и направлениях использования выделенных средств возлагается на органы местного самоуправления.
В случае использования субсидий не по целевому назначению они взыскиваются в областной бюджет в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
5. Оценка эффективности реализации Программы
Основными критериями эффективности реализации Программы будут:
создание визитной карточки Кемеровской области - инструмента по поддержанию высокого имиджа Кемеровской области для мирового и российского инвестиционного сообщества, эффективное взаимодействие субъектов рынка инвестиций и органов государственной власти и органов местного самоуправления;
стимулирование хозяйствующих субъектов к прозрачности бизнеса, уходу от "серых" схем налогообложения;
увеличение объемов налоговых поступлений в бюджет (каждый рубль государственных средств, направленных на стимулирование инвестиционной активности, привлечет (оценочно) не менее семи рублей дополнительных финансовых ресурсов в реальный сектор экономики Кемеровской области и от трех рублей налоговых поступлений);
создание к 2014 году до 5000 новых рабочих мест в рамках реализуемых региональных инвестиционных проектов на условиях частно-государственного партнерства;
реализация инвестиционных проектов по приоритетным направлениям Кемеровской области, повышение социальной стабильности;
развитие зон экономического благоприятствования Кемеровской области (создание и развитие объектов социальной, транспортной, коммунальной и энергетической инфраструктуры, благоустройства объектов муниципальной собственности).
Кроме того, реализация мероприятий Программы будет способствовать стимулированию деятельности инициаторов инвестиционных предложений по разработке проектной документации, что позволит привлечь дополнительные источники финансирования проектов, в том числе из средств Инвестиционного фонда Российской Федерации.
Индикаторы эффективности реализации Программы приведены в приложении к Программе.
6. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации
6.1. Директор Программы несет ответственность за реализацию и конечные результаты Программы, рациональное использование выделяемых на ее выполнение финансовых средств, организует управление реализацией Программы.
6.2. Контроль за реализацией Программы осуществляют Губернатор Кемеровской области, государственный заказчик Программы.
6.3. Для обеспечения мониторинга и анализа хода реализации Программы директор Программы в течение года ежеквартально (не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом) представляет в департамент экономического развития Администрации Кемеровской области отчет о результатах реализации Программы и отчет о целевых индикаторах Программы по форме согласно приложению N 4 и приложению N 5 к Порядку принятия решения о разработке долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации, утвержденному постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 26.09.2008 N 415 (далее - Порядок).
6.4. Ежегодно до 1 февраля года, следующего за отчетным годом, директор Программы представляет в департамент экономического развития Администрации Кемеровской области:
1) отчет о результатах реализации Программы по форме согласно приложению N 4 к Порядку;
2) пояснительную записку, содержащую:
сведения о результатах реализации Программы за отчетный год;
данные о целевом использовании и объемах средств областного бюджета, привлеченных средств из иных не запрещенных законодательством источников;
сведения о соответствии результатов фактическим затратам на реализацию Программы;
сведения о соответствии фактических показателей эффективности реализации Программы (целевых индикаторов) показателям (целевым индикаторам), установленным при утверждении Программы;
информацию о ходе и полноте выполнения программных мероприятий;
сведения о наличии, объемах и состоянии незавершенного строительства;
сведения о внедрении и эффективности инновационных проектов;
оценку эффективности реализации Программы;
3) сведения об оценке эффективности реализации Программы по формам в соответствии с Порядком проведения и критериями оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ, утвержденным постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 26.09.2008 N 415.
6.5. Ежегодно директор Программы направляет на рассмотрение Коллегии Администрации Кемеровской области итоги реализации Программы за отчетный год.
Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 17 июля 2012 г. N 275 в раздел 7 настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу со дня вступления в силу соответствующих изменений в Закон Кемеровской области от 12 декабря 2011 г. N 133-ОЗ "Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов"
7. Программные мероприятия
<*> Исполнители программных мероприятий по согласованию. Исполнителями программных мероприятий могут быть любые юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, определяемые в соответствии с действующим законодательством.
Приложение
к долгосрочной целевой программе "Повышение
инвестиционной привлекательности Кемеровской
области" на 2012-2014 годы
Целевые индикаторы Программы
N п/п |
Наименование программных мероприятий |
Сроки исполнения (годы) |
Наименование показателя |
Единица измерения |
Исходные показатели базового года |
Значение целевого индикатора Программы |
|||
2012 год |
2013 год |
2014 год |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
10 |
|
Цели: создание механизмов, обеспечивающих повышение инвестиционной привлекательности Кемеровской области, для привлечения инвестиций в эффективные и конкурентоспособные производства и виды деятельности, способные обеспечить создание собственного инвестиционного потенциала Кемеровской области, а также проведение организационных мероприятий, способствующих привлечению внимания российских и иностранных инвесторов к Кемеровской области | |||||||||
Задача: постоянное совершенствование законодательного, организационного и инфраструктурного обеспечения инвестиционной и производственной деятельности в Кемеровской области | |||||||||
1 |
Подготовка предложений по внесению изменений в действующее законодательство, направленных на поддержку субъектов инвестиционной и производственной деятельности на территории Кемеровской области (разработка механизма реализации законов) |
2012 -2014 |
Количество законодательных, нормативных правовых актов, действующих в Кемеровской области, направленных на развитие и |
единиц |
9 |
10 |
11 |
11 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
8 |
9 |
10 |
|
2 |
Разработка нормативной правовой базы, направленной на реализацию частно-государственного партнерства в Кемеровской области |
|
поддержку инвестиционной и производственной деятельности |
|
|
|
|
|
|
Задача: создание инвестиционного имиджа Кемеровской области, демонстрация привлекательной для потенциальных инвесторов характеристики экономики Кемеровской области | |||||||||
3 |
Формирование и обновление ресурсной карты Кемеровской области |
2012 -2014 |
Привлечение на 1 рубль областного бюджета инвестиций для реализации инвестиционных проектов, включенных в перечень инвестиционных проектов Кемеровской области
|
рублей
|
6
|
7
|
7
|
7
|
|
4 |
Разработка мультимедийного сборника "Кемеровская область - привлекательный объект инвестиций" |
||||||||
5 |
Создание системы освещения деятельности Администрации Кемеровской области в сфере инвестиций в средствах массовой информации (в том числе подписка на издания в режиме online, проведение пресс-конференций, интервью с заместителями Губернатора Кемеровской области и руководителями структурных подразделений Администрации Кемеровской области). Проведение социологических и маркетинговых исследований инвестиционного и инновационного климата в Кемеровской области |
||||||||
6 |
Получение Кемеровской областью кредитного рейтинга инвестиционной привлекательности |
||||||||
7 |
Разработка и последующее обновление инвестиционного паспорта Кемеровской области |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
8 |
9 |
10 |
|
8 |
Разработка и реализация комплекса мероприятий по представлению Кемеровской области мировому и российскому инвестиционному сообществу (публикация имиджевых статей, подготовка и размещение на телевизионных каналах видеосюжетов). Подготовка и издание презентационной продукции, макетов инвестиционных проектов, приобретение и изготовление сувенирной продукции, участие в инвестиционных российских и международных экономических и образовательных форумах (в том числе стажировка специалистов за рубежом), торгово-экономических российских и международных ярмарках. Распространение информации об инвестиционных предложениях и проектах предприятий Кемеровской области через посольства, торговые и экономические представительства зарубежных стран, международные объединения деловых кругов. Организация и проведение круглых столов, конференций, форумов по актуальным проблемам инвестиционной деятельности |
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
Проведение конкурса "Лучший инвестор года в Кемеровской области" |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
8 |
9 |
10 |
|
Задачи: обеспечение участия предприятий Кемеровской области в федеральных и долгосрочных целевых программах, создании особых экономических зон в Кемеровской области, в других механизмах привлечения инвестиционных ресурсов для реализации приоритетных проектов, их эффективного использования, повышения инвестиционного потенциала и снижения инвестиционных рисков | |||||||||
10 |
Разработка концепций крупных инвестиционных площадок регионального значения, технико-экономического обоснования создания особой экономической зоны туристско-рекреационного типа в Кемеровской области, проекта планировки территории с целью установления параметров развития особых экономических зон в Кемеровской области |
2012 -2014 |
Количество заявок Кемеровской области, направленных в Министерство регионального развития Российской Федерации для участия в конкурсном отборе на предоставление бюджетных ассигнований для реализации региональных инвестиционных проектов на условиях софинансирования. Количество зон экономического благоприятствования |
единиц
единиц |
3
3 |
3
3 |
3
3 |
3
3 |
|
11 |
Организация участия в ярмарках, выставках инвестиционных проектов и продукции предприятий Кемеровской области |
||||||||
12 |
Осуществление взаимодействия с Министерством экономического развития Российской Федерации с целью: включения приоритетных инвестиционных проектов предприятий Кемеровской области в федеральные целевые программы и перечень проектов, претендующих на государственную поддержку за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации; создания особых экономических зон в Кемеровской области (подготовка заявок) |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
8 |
9 |
10 |
|
Задача: развитие кредитно-финансовых механизмов и внедрение финансовых технологий, направленных на развитие инвестиционной и производственной деятельности Кемеровской области | |||||||||
13 |
Субсидии за счет средств областного бюджета для компенсации части процентной ставки по банковским кредитам, полученным: для реализации инвестиционных проектов, включенных в Перечень инвестиционных проектов Кемеровской области, для оказания государственной поддержки; участниками зон экономического благоприятствования Кемеровской области |
2012-2014 |
Объем привлеченных кредитов для реализации инвестиционных проектов, включенных в Перечень инвестиционных проектов Кемеровской области.
Создание новых рабочих мест в рамках реализуемых региональных инвестиционных проектов на условиях частно-государственного партнерства |
млн. рублей
человек (нарастающим итогом) |
30
1000 |
49
3000 |
50
4000 |
50
5000 |
|
14 |
Субсидии за счет средств областного бюджета бюджетам муниципальных районов (городских округов) на реализацию региональных инвестиционных проектов, развитие зон экономического благоприятствования Кемеровской области в части создания и (или) развития объектов социальной, транспортной, коммунальной и энергетической инфраструктуры, благоустройства объектов муниципальной собственности, осуществляемых на условиях частно-государственного партнерства (в том числе на условиях софинансирования из бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
8 |
9 |
10 |
|
|
Российской Федерации), а также в части софинансирования затрат муниципальных районов (городских округов) на разработку проектной документации создания и (или) развития объектов социальной, транспортной, коммунальной и энергетической инфраструктуры, благоустройства объектов муниципальной собственности |
|
|
|
|
|
|
|
|
Задача: повышение эффективности деятельности органов государственной власти Кемеровской области в сфере поддержки инвестиционной и производственной деятельности | |||||||||
15 |
Создание совета по инвестиционной и инновационной деятельности Кемеровской области при Губернаторе Кемеровской области |
2012-2014 |
Количество инвестиционных проектов, включенных в Перечень инвестиционных проектов Кемеровской области, для оказания государственной поддержки |
единиц (нарастающим итогом) |
19 |
23 |
25 |
27 |
|
16 |
Организационная и методическая поддержка реализации мер развития инвестиционной деятельности в муниципальных образованиях Кемеровской области, в том числе проведение семинаров для руководителей и специалистов органов местного самоуправления |
||||||||
17 |
Разработка и реализация комплекса мероприятий по привлечению стратегических и финансовых инвесторов (формирование и ведение банка данных о потенциальных отечественных и |
|
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
8 |
9 |
10 |
|
|
иностранных инвесторах, в том числе через глобальную сеть Интернет, помощь предприятиям в подготовке инвестиционных предложений и в проведении переговоров с инвесторами) |
2012-2014 |
Расходы консолидированного бюджета Кемеровской области на поддержку и развитие инвестиционной и производственной деятельности.
Количество посетителей инвестиционного портала Кемеровской области в год |
млн. рублей
человек |
13,11
- |
89
3000 |
88
3200 |
88
3400 |
|
18 |
Формирование инвестиционных отраслевых стратегий Кемеровской области |
||||||||
19 |
Формирование инвестиционной политики Кемеровской области |
||||||||
20 |
Субсидирование затрат на разработку проектной документации, прохождение государственной экспертизы инвестиционных проектов, отвечающих приоритетным направлениям инвестиционной политики Кемеровской области (в том числе реализуемые участниками и управляющими компаниями зон экономического благоприятствования Кемеровской области) |
||||||||
21 |
Формирование и издание справочника инвестора |
||||||||
22 |
Издание ежегодного бюллетеня "Инвестиционные проекты Кемеровской области" |
||||||||
23 |
Создание, администрирование и обновление инвестиционного портала Кемеровской области (на русском, английском, немецком и китайском языках) |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 2 декабря 2011 г. N 546 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Повышение инвестиционной привлекательности Кемеровской области" на 2012-2015 годы"
Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2012 г.
Текст постановления размещен на сайте "Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области" 6 декабря 2011 г.
Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 26 декабря 2013 г. N 604 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2014 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 9 декабря 2013 г. N 562
Изменения действуют по 31 декабря 2013 г.
Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 29 июля 2013 г. N 316
Изменения вступают в силу со дня вступления в силу соответствующих изменений в Закон Кемеровской области от 7 декабря 2012 г. N 113-ОЗ "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" и действуют по 31 декабря 2013 г.
Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 2 июля 2013 г. N 271
Изменения вступают в силу со дня вступления в силу соответствующих изменений в Закон Кемеровской области от 7 декабря 2012 г. N 113-ОЗ "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов"
Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 5 декабря 2012 г. N 553
Изменения вступают в силу со дня вступления в силу соответствующих изменений в Закон Кемеровской области от 12 декабря 2011 г. N 133-ОЗ "Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов"
Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 22 октября 2012 г. N 421
Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 21 сентября 2012 г. N 375
Изменения вступают в силу со дня вступления в силу соответствующих изменений в Закон Кемеровской области от 12 декабря 2011 г. N 133-ОЗ "Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов"
Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 7 сентября 2012 г. N 361
Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 17 июля 2012 г. N 275
Изменения вступают в силу со дня вступления в силу соответствующих изменений в Закон Кемеровской области от 12 декабря 2011 г. N 133-ОЗ "Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов"
Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 6 июня 2012 г. N 214
Изменения вступают в силу со дня вступления в силу соответствующих изменений в Закон Кемеровской области от 12 декабря 2011 г. N 133-ОЗ "Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов"