по результатам рассмотрения жалобы ООО "НГТИИ" на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
30.07.2020 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
председателя Комиссии - "...".,
членов комиссии:
"...".(далее - Комиссия ФАС России),
при участии представителей:
ООО "НГТИИ": "...",
ООО "Газпром межрегионгаз": "...",
рассмотрев посредством видеоконференц-связи жалобу ООО "НГТИИ" от 23.07.2020 б/н на действия (бездействие) заказчика ООО "Газпром межрегионгаз" при проведении открытого конкурентного отбора в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ для нужд ООО "Газпром межрегионгаз" по строительству объектов газораспределения в Санкт-Петербурге по Программе газификации РФ (извещение N 32009255969), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба ООО "НГТИИ" (далее - Заявитель) от 23.07.2020 б/н на действия (бездействие) заказчика ПАО "Газпром межрегионгаз" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурентного отбора в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ для нужд ООО "Газпром межрегионгаз" по строительству объектов газораспределения в Санкт-Петербурге по Программе газификации Российской Федерации (извещение N 32009255969) (далее - Конкурентный отбор, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг ПАО "Газпром" и Компаний Группы Газпром (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке:
Извещение о проведении Конкурентного отбора, документация о проведении Конкурентного отбора (далее - Извещение, Документация) размещены в ЕИС - 19.06.2020;
Дата окончания подачи заявок - 07.07.2020;
Дата рассмотрения заявок - 15.07.2020;
Дата подведения итогов закупки - 15.07.2020;
Начальная (максимальная) цена договора - 2 522 301 220 рублей;
На участие в закупке подано 11 заявок, из них 10 заявок признаны соответствующими требованиям Документации.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Из Жалобы следует, что Заказчиком при проведении Конкурентного отбора нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Заказчиком ненадлежащим образом осуществлена оценка заявки Заявителя по не стоимостным критериям.
Представитель Заказчика с доводом Жалобы не согласился и пояснил, что при проведении закупки Заказчик действовал в соответствии с требованиями Закона о закупках, Положения о закупке и Документации.
Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
Согласно пункту 2.9.3 Документации анализ, рассмотрение и оценка заявок проводится в соответствии с приложением 3 к Документации "Методика анализа и оценки заявок на участие в конкурентном отборе" (далее - Методика оценки).
В итоговом протоколе N 22-02-26/044-3 от 22.05.2020 приведен расчет баллов по каждому из критериев, указанных в Методике оценки, являющихся приложением N 3 к Документации.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя представил материалы и пояснил, что Заказчиком ненадлежащим образом произведена оценка заявки Заявителя по не стоимостным критериям оценки заявок.
Из жалобы следует, что Заказчиком, по мнению Заявителя, ненадлежащим образом произведен расчет баллов заявки Заявителя по критерию "Техническое предложение" (далее - Критерий N 1).
Согласно разделу 2 Методики оценки оценивается "Техническое предложение" участника на предмет соответствия требованиям технического задания Документации.
Участник Конкурентного отбора должен представить в составе своей заявки на участие в Конкурентном отборе предложения по выполнению работ (оказанию услуг) в произвольной форме в виде простого описания, включая, но не ограничиваясь:
- технология и стандарты выполнения работ (оказания услуг) (виды и последовательность выполнения работ в соответствии с проектно-сметной документацией, содержащие полную информацию о соответствии выполнения работ);
- организационная структура управления выполнением работ (оказанием услуг), с выделением руководителей, работников и прочего персонала, задействуемого при выполнении работ (оказании услуг);
- методы и средства управления выполнением работ (оказанием услуг) (схемы управления выполняемыми работами с указанием средств связи, средств автоматизированной обработки информации);
- управление рисками в процессе выполнения работ (оказания услуг) (планирование, идентификация рисков, качественный и количественный анализ рисков, управление рисками);
- управление качеством в процессе выполнения работ (оказания услуг) (предложения по контролю качества (способы) при выполнении работ, имеющиеся структуры службы контроля качества).
Расчет баллов осуществляется следующим образом:
Принцип учета критерия (по каждому из 5-и разделов):
"Отсутствие в Техническом предложении раздела "Технология и стандарты выполнения работ (оказания услуг)"/"Организационная структура управления выполнением работ (оказанием услуг)"/"Методы и средства управления выполнением работ (оказанием услуг)"/"Управление рисками в процессе выполнения работ (оказания услуг)"/"Управление качеством в процессе выполнения работ (оказания услуг)" - 0 баллов;
Наличие и полнота каждого из вышеуказанных разделов в Техническом предложении - 5 баллов за каждый раздел;
Информация, представленная в вышеуказанных разделах Технического предложения, подтверждена прилагаемыми документами - 10 баллов".
В соответствии с итоговым протоколом от 15.07.2020 N 22-02-26/089-3 (далее - Протокол) участнику N 4 (Заявитель) по указанному критерию присвоено 7.5 баллов.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил заявку Заявителя и пояснил, что согласно указанному критерию оценки заявок участников закупки с целью получения максимального количества баллов (10 баллов) участнику в составе заявки необходимо представить, в том числе, документы, подтверждающие наличие технологий и стандартов выполнения работ (оказания услуг), организационной структуры управления выполнением работ (оказанием услуг), методов и средств управления выполнением работ (оказанием услуг), управления рисками в процессе выполнения работ (оказания услуг), управления качеством в процессе выполнения работ (оказания услуг).
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России представил сведения, документы, а также заявку и пояснил, что Заявителем в составе заявки в целях присвоения баллов по Критерию N 1 представлены документы, в том числе:
подтверждающие наличие технологий и стандартов выполнения работ (оказания услуг), в том числе: "Сертификат соответствия технологии N СДС.ТП.СМ.14424-19", "Свидетельство НАКС N АЦСТ - 98-06584 о готовности организации-заявителя к использованию технологии";
подтверждающие наличие организационной структуры управления выполнением работ (оказанием услуг), в том числе: " Приказ ООО "НГТИИ об организационной структуре взаимодействия и управления выполнения работ" от 01.06.2020 N 35/1-06-2020;
подтверждающие наличие методов и средств управления выполнением работ (оказанием услуг), в том числе: "Сублицензионный договор на средство автоматизированной обработки информации" от 29.01.2019 N 78ГСС00171с, "Приказ ООО "НГТИИ" об организации и проведении лабораторного контроля на всех этапах строительства" от 20.09.2019 N 216/8-09-2019;
подтверждающие управление рисками в процессе выполнения работ (оказания услуг) (планирование, идентификация рисков, качественный и количественный анализ рисков, управление рисками), в том числе: "Сертификат специалиста по управлению рисками при выполнении работ (РМВОК)";
управление качеством в процессе выполнения работ (оказания услуг) (предложения по контролю качества (способы) при выполнении работ, имеющиеся структуры службы контроля качества), в том числе: "Схема организации службы контроля ООО "НГТИИ" от 15.06.2020.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том, что Заказчиком ненадлежащим образом осуществлена оценка заявки Заявителя по Критерию N 1.
Таким образом, действия Заказчика, ненадлежащим образом оценившего заявку Заявителя по Критерию N 1, нарушают часть 6 статьи 3 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
1.2. Из жалобы следует, что Заказчиком ненадлежащим образом произведена оценка заявки заявителя по подкритерию "наличие отзывов" критерия "квалификация участника".
В соответствии с пунктом 3 раздела 3 Методики оценки заявки участников Конкурентного отбора оцениваются, в том числе, по подкритерию "наличие отзывов".
При этом оценивается количество представленных в заявке участника отзывов о выполненных аналогичных работах (оказанных аналогичных услугах), за последние 3 (три) года, предшествующие дате окончания подачи заявок на участие в закупке.
Согласно указанному подкритерию за каждый отзыв, соответствующий требованиям Документации, заявке участника закупки присваивается 1 балл (максимальный балл - 10).
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил заявку заявителя и пояснил, что Заявителем в составе заявки представлено шесть отзывов, в связи с чем Заказчиком по указанному подкритерию оценки заявок участников закупки присвоено 0,3 балла в соответствии с порядком начисления баллов, установленным Методикой оценки.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода Жалобы.
Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.
Из жалобы следует, что Заказчиком ненадлежащим образом произведен расчет баллов заявки Заявителя по подкритерию "наличие материально-технических ресурсов" критерия "квалификация участника".
В соответствии с приложением N 2 технической части Документации установлены квалификационные требования, предъявляемые к участникам закупки и подлежащие оценке, в том числе: "Наличие материально-технических ресурсов (машины, механизмы, оборудование, инвентарь и т.д.), необходимых и достаточных для выполнения работ по предмету закупки в количестве не менее:
- передвижной агрегат переменного трехфазного тока - 6 шт;
- экскаватор-бульдозер - 1 шт;
- компрессоры передвижные прицепные - 5 шт;
- трубовоз - 3 шт;
- экскаватор оборудованный грейфером - 5 шт.;
- пневматические трамбовки - 10 шт;
- насосы для водоотлива - 9 шт;
- автомобиль бортовой - 6 шт;
- автосамосвал - 6 шт;
- комплект типа "МОЙДОДЫР-К" - 6 шт;
- установка для горизонтального бурения - 2 шт;
- трактор с комплектом навесного оборудования - 3 шт;
- бензопила - 3 шт;
- бульдозер - 6 шт;
- автогрейдер - 1 шт;
- каток пневматический - 2 шт;
- грузоподъемный кран пневмоколесный - 5 шт;
- вибропогружатель - 5 шт;
- сварочный агрегат с ДВС на прицепе - 5 шт;
- сварочный аппарат для электродуговой сварки- 8 шт;
- автомобильный кран - 8 шт;
- установка буровая - 2 шт;
- автокран - 1 шт;
-прибор ультразвукового контроля - 1 шт;
- прибор радиографическуого контроля - 1 шт;
- водопонизительная установка с эжекторными иглофильтрами - 2 шт;
- автогидроподъемник - 1 шт;
- автосамосвал - 1шт".
В соответствии с пунктом 5 раздела 3 Методики оценки заявки участников закупки оцениваются по подкритерию "наличие материально-технических ресурсов" критерия "квалификация участника".
При этом, оценивается численное количество материально-технических ресурсов Участника, соответствующее требованиям документации, на основании заполненной Участником Формы N 5 "Справка о материально-технических ресурсах" (далее - Форма N 5).
Оценка осуществятся следующим образом:
" B = (Nj/Nma)*10
где:
Nmax - максимальное среди всех заявок Участников количество материально-технических ресурсов, необходимое для выполнения работ (оказания услуг) по Договору, указанных в Приложении 2 -Техническая часть.
Nj - количество материально-технических ресурсов i-го Участника, необходимое для выполнения работ (оказания услуг) по Договору, указанных в Приложении 2 -Техническая часть.
При этом Участник получает 0 баллов в случае, если общее количество материально-технических ресурсов менее количества, указанного в Приложении 2 -Техническая часть".
В соответствии с Протоколом заявке Заявителя по указанному подкритерию присвоено 0 баллов.
На заседании Комиссии ФАС представитель Заявителя представил сведения, документы, а также заявку Заявителя и пояснил, что Заявителем в составе заявки в целях присвоения баллов по подкритерию "наличие материально-технических ресурсов" представлен документ, подготовленный в соответствии с Формой N 5, согласно которому Заявителем указаны 398 единиц техники, с подтверждающими документами, в том числе, договоры аренды транспортных средств от 07.04.2020 N 23/0720 и от 28.12.2018 N 56/2018.
Вместе с тем, представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России не представил доказательств, опровергающих обоснованность довода Жалобы.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том, что Заказчиком ненадлежащим образом осуществлена оценка заявки Заявителя по Критерию N 1.
Таким образом, действия Заказчика, ненадлежащим образом оценившего заявку Заявителя по подритерию "наличие материально-технических ресурсов" критерия "квалификация участника", нарушают часть 6 статьи 3 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "НГТИИ" (ИНН: 7814605287, ОГРН: 1147847092216) от 23.07.2020 б/н на действия (бездействие) заказчика ООО "Газпром межрегионгаз" (ИНН: 5003021311, ОГРН: 1025000653930) при проведении открытого конкурентного отбора в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ для нужд ООО "Газпром межрегионгаз" по строительству объектов газораспределения в Санкт-Петербурге по Программе газификации РФ (извещение N 32009255969) обоснованной в части довода о ненадлежащей оценке Заказчиком заявки Заявителя по критерию "Техническое предложение" и подкритерию "наличие материально-технических ресурсов" критерия "квалификация участника".
Признать ООО "Газпром межрегионгаз" нарушившим часть 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Выдать ООО "Газпром межрегионгаз", ООО "ЭТП ГПБ" обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 30.07.2020 N 223-ФЗ-594/20.
Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 30.07.2020 N 223-ФЗ-594/20 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 4 августа 2020 г. N 223-ФЗ-594/20
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 04.08.2020