По результатам рассмотрения заявления Курганским УФАС России установлено следующее.
03.03.2020 г. ИП <_> был получен проект "Договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N <_>" от 01.01.2020 г., направленный ООО "Чистый город".
Проект договора содержит следующие положения:
1) пунктом 4 договора дата начала оказания услуг определена с 01.01.2020 года;
2) пунктом 7(1) договора определено, что потребитель обязан получить УПД у Регионального оператора в порядке, указанном в абз. "Ж" п.10 настоящего Договора;
3) пунктом 10 абз. "Ж" договора определена обязанность потребителя обеспечить собственными силами ежемесячное получение от Регионального оператора счета на оплату по настоящему Договору, УПД за соответствующий расчетный период до 5 (Пятого) числа месяца, следующего за расчетным.
14.03.2020 г. ИП <_> направил в адрес ООО "Чистый город" подписанный Договор с "Протоколом разногласий". При этом в "Протоколе разногласий" в редакции потребителя - ИП <_> предлагаются изменения в упомянутый "Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N ЧГ - 002156/2020" от 01.01.2020 г. в соответствии с текстом "Типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами".
17.03.2020 г. в адрес ИП <_> было получено информационное письмо, высланное ООО "Чистый город" от 03.03.2020 г.
В указанном информационном письме ООО "Чистый город" сослалось на пункт 8.15 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 г. N 1156: "в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8(14) настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих Правил", а также на пункт 1 статьи 24.7 Федерального Закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" - договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным. По мнению ООО "Чистый город" - региональный оператор, заключив договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, согласно типовой форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 г. N 1156, не вносит изменений в данный договор.
Курганским УФАС России из письма ООО "Чистый город" от 27.04.2020 года установлено, что в январе 2020 года услуги по обращению с ТКО ИП <_> фактически не оказывались.
Согласно статье 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 07.04.2020) "Об отходах производства и потребления" сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 07.04.2020) "Об отходах производства и потребления":
1) региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов;
2) по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора;
3) собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления;
4) договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами утверждена Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (ред. от 15.12.2018) "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами").
В соответствии с пунктом 8(4) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами - основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 8(10) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами - в случае если в заявке потребителя имеются все необходимые сведения и документы, предусмотренные соответственно пунктами 8(6) и 8(7) настоящих Правил, региональный оператор в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки потребителя направляет ему 2 экземпляра подписанного со своей стороны проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами любым способом, позволяющим подтвердить его получение потребителем. Проект указанного договора составляется в соответствии с типовым договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (далее - типовой договор), и может быть дополнен иными положениями, не противоречащими законодательству Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8(17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами - региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Исходя из содержания пунктов 8(10) и 8(17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами по общему правилу региональный оператор направляет потребителю "типовой договор", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641", отклонения от типового договора не должны противоречить законодательству Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 07.04.2020) "Об отходах производства и потребления" договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
В соответствии с частью 1 статьи 24.8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 07.04.2020) "Об отходах производства и потребления" оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором относится к регулируемым видам деятельности.
Согласно части 4 статьи 24.8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 07.04.2020) "Об отходах производства и потребления" регулированию подлежит единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с соглашением (между Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды и ООО "Чистый город") об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Курганской области от 13 сентября 2019 года ООО "Чистый город" на период с 13.09.2019 по 13.09.2023 года присвоен статус регионального оператора.
С 01.01.2020 года на основании постановления Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области N 47-8 от 30.12.2019 тариф на обращение с твердыми коммунальными отходами установлен в размере 561 рубль 77 копеек за кубометр и 3555 рублей 51 копейка за тонну.
Исходя из всего вышеизложенного, Курганским УФАС России установлено, что положения проекта договора N ЧГ-002156/2020 в части пунктов 4, 7(1), абз. "Ж" пункта 10 являются невыгодными для ИП <_>, несут за собой расходы (помимо установленного тарифа) по получению у регионального оператора платежных документов, а также оплате стоимости услуг за январь 2020 года при условии, что в январе 2020 года ООО "Чистый город" услуги ИП <_> по обращению с ТКО фактически не оказывало.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещается навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).
Действия ООО "Чистый город" по направлению ИП <_> проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО N ЧГ-002156/2020 с положениями, являющимися невыгодными для потребителя и прямо не предусмотренными типовой формой договора, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641", содержат признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
25.06.2020 года Курганским УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" вынесено предупреждение о необходимости прекращения нарушения антимонопольного законодательства ООО "Чистый город" (ИНН 4501159310, ОГРН 1104501002748, место нахождения: 640002, г. Курган, ул. Гоголя, 87Б, оф.100) путем совершения следующих действий:
- предпринять действия по заключению договора на оказание услуг по обращению с ТКО N <_> с ИП <_>по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641";
- предпринять действия по исключению обязанности ИП <_> оплаты за фактически не оказанной ООО "Чистый город" услуги по обращению с ТКО за январь 2020 года.
Срок исполнения предупреждения: не позднее 10-ти дней с момента получения предупреждения N8 от 25.06.2020года.
07.07.2020 года ООО "Чистый город" ответом на предупреждение (вх.N3260) сообщило, что пунктами 7 (1), 10 "ж" договора NЧГ - 002156/2020 от 01.01.2020 г. установлено, что Потребитель обязан собственными силами обеспечить получение УПД от регионального оператора.
Также, региональный оператор, по согласованию с Потребителем, направляет платежные документы по средствам Почты России, электронной почты, а также электронного документа оборота с использованием лицензированных программ.
ИП <_> платежные документы направляются на электронную почту: <_>.
На территориях муниципальных образований Курганской области, где региональный оператор осуществляет деятельность с 01.01.2020 г. у регионального оператора нет оснований для аннулирования, выставленных счетов за оказание услуги по обращению с ТКО за январь и февраль 2020 года, так как вывоз твердых коммунальных отходов с территории, осуществляется региональным оператором, согласно графику. Однако платежные документы за январь 2020 г. ИП <_> аннулированы, о чем Потребитель уведомлен.
Редакция договора, предоставленного региональным оператором, не противоречит законодательству Российской Федерации и не нарушает права потребителя.
Исходя из анализа имеющихся в материалах обращения документов Курганским России установлено, что ООО "Чистый город" фактически исполнило предписание от 25.06.2020 г., а именно заключило договор на оказание услуг по обращению с ТКО N <_> с ИП <_>по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641", аннулирована реализация услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за январь 2020 г.
Поскольку ООО "Чистый город" выполнено предупреждение N 8 от 25.06.2020 года и в результате его выполнения устранены признаки нарушения антимонопольного законодательства, в соответствии с подпунктом 7 части 9 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курганской области принято решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения.
Врио руководителя управления <_>
Исп.: <_>
тел.: 8(3522) 46-39-55
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области от 21 июля 2020 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.07.2020