Определение Кемеровского областного суда от 18 ноября 2011 г. N 33-12909
18 ноября 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи, гражданское дело по кассационному представлению И.О. прокурора Юргинской межрайонной прокуратуры на решение Юргинского городского суда Кемеровской области от 09 сентября 2011 года по заявлению прокурора Юргинской межрайонной прокуратуры о признании недействующим п. 6 ст. 3 Положения о порядке предоставления и использования, а также распоряжения земельными участками, находящимися на территории муниципального образования "Юргинский городской округ", утвержденного решением Юргинского городского Совета народных депутатов от 20 сентября 2006 г. N 87, установила:
Прокурор Юргинской межрайонной прокуратуры обратился в суд с заявлением о признании недействующим п. 6 ст. 3 Положения о порядке предоставления и использования, а также распоряжения земельными участками, находящимися на территории муниципального образования "Юргинский городской округ", утвержденного решением Юргинского городского Совета народных депутатов от 20 сентября 2006 г. N 87, в интересах неопределенного круга лиц, просил в порядке ст. 251 ГПК РФ признать недействующими п., п. 6, 7 ст. 3 Положения о порядке предоставления и использования, а также распоряжения земельными участками, находящимися на территории муниципального образования "Юргинский городской округ", утвержденного решением Юргинского городского Совета народных депутатов от 20.09.2006 г.
После уточнения требования, прокурор просил признать недействующим п. 6 ст. 3 Положения о порядке предоставления и использования, а также распоряжения земельными участками, находящимися на территории муниципального образования "Юргинский городской округ", утвержденного решением Юргинского городского Совета народных депутатов от 20 сентября 2006 г., с момента вступления в законную силу решения суда (л.д. 122-123).
Требования мотивированы тем, что Решением Юргинского городского Совета народных депутатов от 20 сентября 2006 г. N 87 утверждено Положение о порядке предоставления и использования, а также распоряжения земельными участками, находящимися на территории муниципального образования "Юргинский городской округ". Названный нормативный акт опубликован в издании приложения "Вестник" к газете "Юргинский резонанс" N 28-30, 17 ноября 2006 г. Пункт 6 ст. 3 данного Положения подлежит признанию недействующим и противоречащим федеральному законодательству. В соответствии с п. 6 ст. 3 Положения, первоначальное предоставление земельных участков на праве аренды на территории города производится на возмездной основе.
Согласно п. 1 ст. 34 ЗК РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации. Пункты 4-6 ст. 34 ЗК РФ устанавливают обязанность органа местного самоуправления на основании заявления гражданина с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия решения о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка.
Ст. 65 ЗК РФ установлено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Таким образом, исходя из системного толкования названных норм федерального законодательства, не предусмотрено взимание единовременной оплаты за предоставление гражданам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
В соответствии со ст. 38 ЗК РФ у органов местного самоуправления отсутствуют полномочия по взиманию единовременного платежа и при приобретении земельного участка из земель, находящихся в муниципальной собственности, или права на заключение договора аренды такого земельного участка на торгах (конкурсах, аукционах). Согласно п. 3 названного Кодекса собственник земельного участка определяет форму проведения торгов (конкурсов, аукционов), начальную цену предмета торгов (конкурсов, аукционов) и сумму задатка. Порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом.
При этом, ни ст. 447-449 ГК РФ, ни Правила организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, утвержденные постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2002 N 808, не содержат норм, устанавливающих обязанность лиц, приобретающих право аренды земельных участков оплачивать приобретение права аренды земельного участка. Названные нормативные акты предусматривают внесение только задатка, который возвращается лицам, которые участвовали в торгах, но не выиграли их. При заключении договора с лицом, выигравшим торги, сумма внесенного им задатка засчитывается в счет исполнения обязательств по заключенному договору. Реализация принципа платности осуществляется в данном случае также посредством мер, предусмотренных ст. 65 ЗК РФ.
Статьей 2 ЗК РФ органам местного самоуправления предоставлено право в пределах своих полномочий по изданию актов, содержащих нормы земельного права, на основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
В соответствии с нормами ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Следовательно, органам местного самоуправления не предоставлено полномочие по установлению дополнительных видов платежей, кроме предусмотренных ст. 65 ЗК РФ. Действие оспариваемых норм муниципального правового акта нарушает принципы, установленные ст. 36 Конституции РФ, согласно которым условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Пункт 6 ст. 3 Положения о порядке предоставления и использования, а также распоряжения земельными участками, находящимися на территории муниципального образования "Юргинский городской округ", устанавливая неправомерный вид платежа, нарушают права граждан, претендующих на заключение договоров аренды, для мичуринских, приусадебных участков; для размещения металлических гаражей и строительства капитальных гаражей, жилищного строительства и других целей. Помимо этого, названные нормы нарушают права юридических лиц, претендующих на заключение договоров аренды земельного участка для жилищного строительства; для мичуринских, приусадебных участков; для размещения металлических гаражей и строительства капитальных гаражей, для стендов коммерческой рекламы, возлагая на них дополнительное обременение, не предусмотренное нормами федерального законодательства.
Согласно этой норме за 2009-2011 г.г. данным неправомерным видом платежа, который не предусмотрен нормами федерального законодательства, была собрана оплата с будущих арендаторов города Юрги за продажу права на заключение договора аренды без проведения торгов в сумме 11601,9 тыс. руб.
Просил признать недействующим п. 6 ст. 3 названного Положения, т.к. оспариваемые нормы п. 6 Положения ущемляют права граждан и юридических лиц, которые при наличии одной их заявки непосредственно не участвуют в торгах по продаже прав на заключение договоров аренды земельных участков, поскольку на данных лиц накладываются дополнительные обременения в виде платы за заключение договора аренды, взимание которой не предусмотрено действующим федеральным нормативным актам, этот пункт Положения противоречит нормам ст. 65 Земельного кодекса РФ.
В судебном заседании помощник Юргинского межрайонного прокурора в соответствии с поручением прокурора от 13 мая 2011 г., поддержал уточненные требования.
Представитель заинтересованного лица - Юргинского городского Совета народных депутатов в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных прокурором требований.
Представитель заинтересованного лица - Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Юрги в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных прокурором требований.
Решением Юргинского городского суда Кемеровской области от 09 сентября 2011 года постановлено:
"Прокурору Юргинской межрайонной прокуратуры в удовлетворении требований о признании недействующим п. 6 ст. 3 Положения о порядке предоставления и использования, а также распоряжения земельными участками, находящимися на территории муниципального образования " Юргинский городской округ", утвержденного решением Юргинского городского Совета народных депутатов от 20 сентября 2006 г. N 87 (с последующими изменениями), отказать".
В кассационном представлении и.о. прокурора Юргинской межрайонной прокуратуры просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное вынесенное с нарушением норм материального права, направить дело на новое рассмотрение.
На кассационное представление Юргинским городским Советом народных депутатов в лице представителя и Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Юрги в лице принесены возражения, в которых они просят оставить решение суда без изменения.
В кассационную инстанцию до начала судебного заседания поступило письменное заявление прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Кемеровской области о том, что указанное представление отозвано.
Согласно ст. 345 ГПК РФ прокурор, принесший кассационное представление, вправе отозвать его до начала судебного заседания. Об отзыве кассационного представления извещаются лица, участвующие в деле.
О принятии отказа от кассационной жалобы, отзыва кассационного представления суд кассационной инстанции выносит определение, которым прекращает кассационное производство, если решение суда первой инстанции не было обжаловано другими лицами.
В связи с тем, что кассационное представление прокурором отозвано, решение другими лицами, участвующими в деле не обжалуется, кассационное производство подлежит прекращению.
Руководствуясь ст. 345 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
Кассационное производство по кассационному представлению прокурора Юргинской межрайонной прокуратуры на решение Юргинского городского суда Кемеровской области от 09 сентября 2011 года по делу по заявлению Юргинского межрайонного прокурора о признании недействующим п. 6 ст. 3 Положения о порядке предоставления и использования, а также распоряжения земельными участками, находящимися на территории муниципального образования " Юргинский городской округ", утвержденного решением Юргинского городского Совета народных депутатов от 20 сентября 2006 г. N 87 (с последующими изменениями) прекратить в связи с отзывом кассационного представления прокурора.
Судья Кемеровского областного суда
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Кемеровского областного суда от 18 ноября 2011 г. N 33-12909
Текст определения предоставлен Кемеровским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника