по результатам рассмотрения жалобы на действия организатора торгов - Специализированной организации
общества с ограниченной ответственностью "Вектор Плюс"
Резолютивная часть объявлена 29.09.2020
Решение в полном объеме изготовлено 02.10.2020 г. Симферополь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (далее по тексту - Крымское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе: *данные изъяты*
рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя *данные изъяты* (далее по тексту - Заявитель) (вх. N1083/10 от 21.09.2020) на действия организатора торгов - Специализированной организации общества с ограниченной ответственностью "Вектор Плюс" (далее по тексту - Организатор торгов) (ИНН 9109003126, КПП 910901001, ОГРН 1149102065705) при проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, с кадастровым номером 90:01:010106:9116, площадью 444 кв.м., расположенного по адресу: Республика Крым, Бахчисарайский муниципальный район, городское поселение Бахчисарай, г. Бахчисарай, ул. Мира, уч. 2в (извещение на сайте в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет" - https://torgi.gov.ru N130820/25688591/01 от 14.08.2020 (открытый аукцион), лот N1, торговая процедура на сайте https://freetrade.expert/ N4004) в отсутствии заявителя и в присутствии представителей Организатора торгов:
*данные изъяты*
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее по тексту - ФЗ "О защите конкуренции"),
УСТАНОВИЛА:
21.09.2020 в Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N1083/10) на действия Организатора торгов при проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка (извещение на сайте https://torgi.gov.ru N130820/25688591/01).
Крымским УФАС России жалоба Заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным частью 6 статьи 18.1 ФЗ "О защите конкуренции" и принята к рассмотрению по существу.
На основании части 11 статьи 18.1 ФЗ "О защите конкуренции" было размещена информация о поступлении указанной жалобы и о приостановлении заключения договоров по результатам торгов на официальном сайте Крымского УФАС России www.krym.fas.gov.ru.
22.09.2020 в соответствии с частью 19 статьи 18.1 ФЗ "О защите конкуренции" Крымским УФАС России на электронные адреса Организатора торгов и Заявителя направлено уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении заключения договора по результатам торгов в части заключения договоров для уведомления лиц, подавших заявки на участие в торгах (уведомление N07/1920 от 22.09.2020).
В жалобе указано, что права и законные интересы Заявителя, подавшего заявку на участие в торгах как индивидуального предпринимателя, нарушены действиями комиссии Организатора торгов по отклонению заявки Заявителя на участие в торгах как обычного гражданина (физического лица) в нарушение требований части 1 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации.
Законный представитель Организатора торгов с доводом, указанном в жалобе Заявителя не согласился, огласив пояснения, изложенные в возражениях N177/20 от 28.09.2020 ссылаясь на то, что гражданин, даже имеющий государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя, при подачи заявки на участие в торгах на торги на право заключения договора аренды земельного участка обязан был предоставить копии документов, удостоверяющих личность заявителя как физическое лицо.
В ходе изучения представленных документов Комиссией Крымского УФАС России установлено следующее.
Организатором торгов 14.08.2020 на официальном сайте https://torgi.gov.ru опубликовано извещение о проведении открытого аукциона (извещение N130820/25688591/01).
Организатор аукциона: администрация города Бахчисарая Республики Крым.
Организатор торгов: Специализированная организация общество с ограниченной ответственностью "Вектор Плюс", действующее на основании договора на организацию и проведение торгов N1 от 01.06.2020.
Предметом аукциона по лоту N1 являлось право на заключение договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности администрации города Бахчисарая Республики Крым с кадастровым номером 90:01:010106:9116, площадью 444 кв.м., расположенного по адресу: Республика Крым, Бахчисарайский муниципальный район, городское поселение Бахчисарай, г. Бахчисарай, ул. Мира, уч. 2в.
Место подачи и приема заявок на участие в аукционе на электронной торговой площадке "Фритрейд" по адресу https://freetrade.expert. Аукцион проводился в соответствии с регламентом электронной торговой площадки.
Дата и время начала приема заявок: 15.08.2020, с 10:00.
Дата и время окончания приема заявок: 09.09.2020, до 09:10.
Место, дата и время подведения итогов приема заявок (признание претендентов участниками аукциона) 11.09.2020 в 14:00 в сети интернет по адресу - https://freetrade.expert (Электронная торговая площадка "Фритрейд")
Дата проведения аукциона: 14.09.2020 с 14:00.
Аукцион по состоянию на 29.09.2020 имеет статус: не состоявшийся в связи с отсутствием допущенных участников.
Аукционная документация была разработана в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
Основополагающим законом при проведении данного аукциона является Земельный кодекс Российской Федерации (далее по тексту- ЗК РФ).
Извещение о проведении открытого конкурса разработано в соответствии со статьями 39.11, 39.12 ЗК РФ.
Основанием для проведения торгов являлось постановление администрации города Бахчисарая Республики Крым N727 от 12.08.2020 "О проведении электронного аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков".
В отношении довода жалобы Заявителя по необоснованному отклонению заявки Заявителя на участие в торгах как гражданина, даже имеющего государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя, комиссией Крымского УФАС России установлено следующее.
В соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, конкурсной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов. Действия (бездействие) организатора торгов, конкурсной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате проведения торгов.
Протоколом N1 рассмотрения заявок на участие в торгах от 11.09.2020 аукционной комиссией Организатора торгов Заявитель был не допущен к торгам по следующей причине: "В соответствии с Положением о паспорте гражданина Российской Федерации, бланк паспорта содержит 20 страниц, однако в нарушении указанного положения и требования извещения заявитель приложил выписку из паспорта на 2 страницах, что является нарушением целостности документа".
Протокол размещен на сайте https://freetrade.expert/?class= LandcodeRentAdmissionReport&action=View&OID=105377.
Согласно статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется органом местного самоуправления в пределах его компетенции.
Частью 8 статьи 39.12 ЗК РФ установлен исчерпывающий перечень основания для отказа допуска к участию в аукционе:
1) непредставление необходимых для участия в аукционе документов или представление недостоверных сведений;
2) не поступление задатка на дату рассмотрения заявок на участие в аукционе;
3) подача заявки на участие в аукционе лицом, которое в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами не имеет права быть участником конкретного аукциона, покупателем земельного участка или приобрести земельный участок в аренду;
4) наличие сведений о заявителе, об учредителях (участниках), о членах коллегиальных исполнительных органов заявителя, лицах, исполняющих функции единоличного исполнительного органа заявителя, являющегося юридическим лицом, в предусмотренном настоящей статьей реестре недобросовестных участников аукциона.
Частью 1 статьи 39.12 ЗК РФ закреплено, что для участия в аукционе заявители представляют в установленный в извещении о проведении аукциона срок конкретный перечень документов, а именно:
1) заявка на участие в аукционе по установленной в извещении о проведении аукциона форме с указанием банковских реквизитов счета для возврата задатка;
2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для граждан);
3) надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
4) документы, подтверждающие внесение задатка.
Частью 1 статьи 39.12 ЗК РФ прямо не урегулирован вопрос о подачи заявки для участия в аукционе индивидуальными предпринимателями.
В соответствии части 3 статьи 39.12 ЗК РФ имеется прямой запрет о том, что Организатор торгов не вправе требовать представление иных документов, за исключением документов, указанных в пунктах 1 и 1.1 статьи 39.12 ЗК РФ.
Также частью 3 статьи 39.12 ЗК РФ установлено, что Организатор аукциона в отношении заявителей - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей запрашивает сведения о заявителе, содержащиеся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц и едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с изложенным, ЗК РФ прямо устанавливает обязанность Организатора торгов в отношении граждан, имеющих статус индивидуальных предпринимателей, запрашивать сведения из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей для участия в торгах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту -ГК РФ) установлено, что если отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
По аналогии закона согласно пункту 3 статьи 23 ГК РФ установлено, что к индивидуальным предпринимателям применяются правила, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.
Таким образом, для участия в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, гражданин, зарегистрированный в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в соответствии с частью 1 статьи 39.12 ЗК РФ должен подать перечень документов, определенных для юридических лиц, а именно:
- заявку на участие в аукционе по установленной в извещении о проведении аукциона форме с указанием банковских реквизитов счета для возврата задатка;
- документы, подтверждающие внесение задатка.
Требования пункта 2 части 1 статьи 39.12 ЗК РФ о предоставлении для участия в аукционе гражданами копии документов, удостоверяющих личность заявителя, не распространяются на граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и имеющие государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя.
В соответствии с частью 8 статьи 39.12 ЗК РФ у аукционной комиссии Организатора торгов не было оснований для отказа допуска к участию в аукционе Заявителю, имеющему государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя.
Причина, указанная в протоколе N1 рассмотрения заявок на участие в торгах от 11.09.2020 Организатора торгов об отказе в допуске на участие в аукционе Заявителя, имеющего государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя, является формальной и необоснованной.
Согласно части 3 статьи 39.12 ЗК РФ у Организатора торгов отсутствовало право требовать у индивидуального предпринимателя копии документов, удостоверяющие личность как физического лица, за исключением документов, указанных в пунктах 1 и 1.1 статьи 39.12 ЗК РФ.
Положениями статьи 39.12 ЗК РФ не запрещено в состав заявки Заявителю представлять дополнительные документы, не указанных в части 8 статьи 39.12 ЗК РФ. Копия документа, удостоверяющая личность индивидуального предпринимателя не являлась документом обязательным к представлению в составе заявки для гражданина, имеющего государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя, и также не могла служить основанием для отклонения заявки на участие в аукционе.
Также, Заявитель по своей инициативе в приложении заявки представил регистрационную карточку индивидуального предпринимателя и надлежащую заверенную выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, полученную 30.06.2020.
Комиссия Крымского УФАС России в ходе рассмотрения жалобы по существу установила, что форма заявки Заявителя не нарушена, состав сведений и документов, представленных в поданной Заявителем заявке на участие в аукционе, в совокупности соответствовал всем установленным требованиям пункта 1 статьи 39.12 ЗК РФ и извещению о проведении аукциона, содержал весь объем информации, необходимой как для принятия решения о допуске Заявителя к торгам, так и для подписания договора по результатам торгов. Комиссией Крымского УФАС России не установлено наличие недостоверных сведений в представленных документах заявки Заявителя.
Следовательно, в рассматриваемом случае фактически имело место необоснованное отклонение заявки заинтересованного индивидуального предпринимателя в допуске к торгам. По мнению Комиссии Крымского УФАС России, отказ в допуске к участию в аукционе по вышеприведенной причине свидетельствует об ошибочном подходе в правовом отношении аукционной комиссии Организатора торгов к рассмотрению поданной на участие в аукционе заявки Заявителя, что привело к ограничению количества участников аукциона и не допуску индивидуального предпринимателя.
Комиссия Крымского УФАС России считает целесообразным дополнительно отметить, что отклонение претендентов на стадии определения участников торгов исключительно по формальным или необоснованным основаниям не соответствует целям передачи в аренду земельного участка из земель населенного пункта, поскольку наибольшее количество участвующих в торгах лиц способствует увеличению уровня конкуренции между участниками и, как следствие, размера арендной платы за земельный участок.
Таким образом, отказ в допуске Заявителя к участию в аукционе комиссией Организатора торгов согласно протокола N1 рассмотрения заявок на участие в торгах от 11.09.2020 по причине ненадлежащего представления индивидуальным предпринимателем копии документов, удостоверяющих личность заявителя как физического лица - является неправомерным. Аукционной комиссией Организатора торгов допущены нарушения частей 1, 3, 8 статьи 39.12 ЗК РФ.
Комиссия Крымского УФАС России приходит к выводу, что права и законные интересы Заявителя, отраженные в жалобе, были нарушены. На основании вышеизложенного, жалоба Заявителя признана обоснованной.
Однако, из содержания жалобы и из пояснений Организатора торгов также следует, что Организатором аукциона (заказчиком) в соответствии с постановлением администрации города Бахчисарая Республики Крым N844 от 21.09.2020 "О проведении электронного аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков" объявлен повторно электронный аукцион по данному лоту N1 на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 90:01:010106:9116, площадью 444 кв.м., расположенный по адресу: Республика Крым, Бахчисарайский муниципальный район, городское поселение Бахчисарай, г. Бахчисарай, ул. Мира, уч. 2в (извещение на сайте в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет" - https://torgi.gov.ru N250920/25688591/01 от 25.09.2020 (открытый аукцион), лот N1, торговая процедура на сайте https://freetrade.expert/ N4195).
Согласно пункту 15 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018, административный порядок обжалования в антимонопольный орган действий организаторов торгов, аукционной комиссии является оперативным и направлен на пресечение нарушений со стороны названных лиц, а также предотвращение нарушения прав участников.
Согласно извещению N250920/25688591/01 проведение нового повторного открытого аукциона на право заключения договоров аренды вышеуказанного земельного участка назначено на 26.10.2020 и Заявитель, имеющий государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя, вправе принять в нем участие.
Комиссия Крымского УФАС России отмечает, что обжалуемые торги признаны не состоявшимися в связи с отсутствием допущенных участников, а Организатором аукциона назначено проведение нового повторного открытого аукциона на право заключения договоров аренды вышеуказанного земельного участка, антимонопольный орган не усматривает необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 ФЗ "О защите конкуренции".
В соответствии с частью 20 статьи 18.1 ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия Крымского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя на действия организатора торгов - Специализированной организации общества с ограниченной ответственностью "Вектор Плюс" при проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, с кадастровым номером 90:01:010106:9116, площадью 444 кв.м., расположенный по адресу: Республика Крым, Бахчисарайский муниципальный район, городское поселение Бахчисарай, г. Бахчисарай, ул. Мира, уч. 2в (извещение на сайте в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет" - https://torgi.gov.ru N130820/25688591/01 от 14.08.2020 (открытый аукцион), лот N1, торговая процедура на сайте https://freetrade.expert/ N4004) обоснованной.
2. Предписание не выдавать, так как на земельный участок с кадастровым номером 90:01:010106:9116, площадью 444 кв.м., расположенный по адресу: Республика Крым, Бахчисарайский муниципальный район, городское поселение Бахчисарай, г. Бахчисарай, ул. Мира, уч. 2в администрацией объявлен новый аукцион (извещение на сайте в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет" - https://torgi.gov.ru N250920/25688591/01 от 25.09.2020 (открытый аукцион), лот N1, торговая процедура на сайте https://freetrade.expert/ N4195).
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Крымского УФАС России для решения вопроса о возбуждении административного производства.
4. Снять ограничения, наложенные уведомлениями исх. N07/1920 от 22.09.2020.
Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в Арбитражный суд Республики Крым в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 29 сентября 2020 г. N 07/109-20
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 02.10.2020