Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
<...> ;
с участием представителей ПАО СЗ "Северная верфь" (далее - Организатор торгов) и АО "НИИ Экологического и Генерального проектирования" (далее - Заявитель) путем видеоконференцсвязи;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 15.09.2020 вх. N33796-ЭП/20) АО "НИИ Экологического и Генерального проектирования" на действия организатора торгов ПАО СЗ "Северная верфь" при организации и проведении запроса предложений на оказание услуг по осуществлению независимого строительного контроля за ходом выполнения работ по строительству объекта: "Строительство современного судостроительного комплекса на территории предприятия - I этап строительства ОАО Судостроительный завод "Северная верфь", г. Санкт-Петербург" акционерного общества "Объединенная судостроительная корпорация", г. Санкт-Петербург (п.1150 Плана закупки) (извещение N32009464397, далее - Закупка), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
03 сентября 2020 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее - Официальный сайт) было опубликовано извещение
N 32009464397 о проведении запроса предложений на оказание услуг по осуществлению независимого строительного контроля за ходом выполнения работ по строительству объекта: "Строительство современного судостроительного комплекса на территории предприятия - I этап строительства ОАО Судостроительный завод "Северная верфь", г. Санкт-Петербург" акционерного общества "Объединенная судостроительная корпорация", г. Санкт-Петербург, включая документацию о запросе предложений (далее - Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Положением о закупках (далее - Положение о закупках), версия 19 от 26.05.2020, на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Извещением.
N п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
77 622 243,97 руб. |
2. |
Дата публикации извещения (по местному времени заказчика) |
03.09.2020 (МСК) |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) |
17.09.2020 в 10:00 (МСК) |
4. |
Дата и время рассмотрения и оценки заявок (по местному времени заказчика) |
13.10.2020 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
198096, г. Санкт-Петербург, ул. Корабельная, д.6, ПАО СЗ "Северная верфь" |
2. Заявитель, представляя интересы потенциального коллективного участника Закупки на основании соглашения от 14.09.2020 N1, оспаривает незаконное установление Организатором торгов в п. 5.4.1.4 Документации дискриминационного порядка оценки и сопоставления заявок по критерию N2 "Опыт участника", согласно которому показатели деятельности отдельных членов коллективного участника не суммируются, к расчету принимается наибольшее из этих значений.
Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.
Документы, истребованные уведомлением N78/28528/20 от 18.09.2020 года, представлены в заседание Комиссии для обозрения.
3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствии с п. 1 ч. 10 ст. 3 Закона N223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
ПАО СЗ "Северная верфь" относится к хозяйственным обществам, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона N223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона N223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона N223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Частью 9 ст. 3.2 Закона N223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 5 ст. 3 Закона N223-ФЗ участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.
На основании п.п. 13, 14 ч. 10 ст. 4 Закона 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
Пунктом 2.2 Документации допускается коллективное участие в закупке.
В соответствии с п. 1.1.2 Документации порядок оценки и сопоставления заявок изложен в разделе 5.
На основании п. 2.8.2 Документации для подтверждения степени соответствия оценочным критериям, указанным в пункте 4.1.24, участник представляет в составе заявки документы, указанные в пункте 4.1.25. Непредставление в составе заявки документов, указанных в пункте 4.1.25, не влечет отклонение заявки на участие в процедуре.
Согласно п. 3.7.10 Документации закупочная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в запросе предложений, которые не были отклонены, для выявления победителя запроса предложений на основе критериев, указанных в закупочной документации.
В п. 4.1.24 Документации приведены критерии оценки заявок на участие в Закупке:
1. Цена договора, (вес критерия 60%);
2. Опыт участника, (вес критерия 40%).
В соответствии с п. 4.1.25 Документации для подтверждения соответствия оценочным критериям в состав заявки представляет следующие документы:
1. Справка о перечне и объемах исполнения аналогичных договоров (форма 7) с приложением копий договоров/контрактов (с приложениями и дополнительными соглашениями, с копиями актов приемки выполненных работ, оформленных сторонами в установленном порядке), подтверждающие наличие опыта участника.
2. Копии подписанных сторонами договоров/контрактов со всеми приложениями и дополнительными соглашениями, исполнение которых подтверждается документами предусмотренными представленными договорами для оформления факта оказанных услуг.
Пунктом 5.3.1 Документации установлено, что под критерием "Опыт участника" понимается суммарная стоимость успешно исполненных аналогичных договоров, сопоставимых предмету закупки по характеру и объему работ, заключенных и исполненных в полном объеме в период с 01.01.2017 г. до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Согласно п. 5.3.2 Документации под аналогичными договорами понимаются договоры/контракты на оказание услуг по осуществлению строительного (технического) контроля за строительством и(или) реконструкцией особо опасных, технически сложных и уникальных объектах капитального строительства (кроме объектов использования атомной энергии). Под успешно исполненными договорами/контрактами понимаются договоры/контракты, исполненные в полном объеме в соответствии с условиями, установленными в договорах/контрактах, без применения к Исполнителю (участнику закупки) по договору/контракту со стороны Заказчика штрафных санкций, в том числе в части нарушения сроков, качества и иных условий договора/контракта по вине участника закупки.
При этом в п. 5.4.1.4 Документации предусмотрено, что при оценке заявок, поданных коллективным участником, по критерию N 2 показатели деятельности отдельных членов коллективного участника не суммируются, к расчету принимается наибольшее из этих значений.
Одновременно, согласно пп. 5 п. 2.2.2 Документации предусмотрена солидарная ответственность лиц входящих в состав коллективного участника за надлежащее исполнение обязательств по договору.
В соответствии с частью 1 статьи 323 ГК РФ при солидарной обязанности должников кредитор вправе требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, при том как полностью, так и в части долга, кредитор, не получивший полного удовлетворения от одного из солидарных должников, имеет право требовать недополученное от остальных солидарных должников. Солидарные должники остаются обязанными до тех пор, пока обязательство не исполнено полностью.
Согласно позиции Заявителя с учетом солидарной ответственности квалификация коллективного участника и его ответственность за надлежащее исполнение обязательств характеризуется суммой всех финансовых активов (и пассивов) участников, а не одного члена входящего в состав коллективного участника, обладающего наибольшим размером значения квалификационного критерия, оцениваемого Организатором торгов.
Границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, а также стабильности публичных правоотношений.
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России полагает, что положения Документации об избирательной оценке наибольшего из квалификационных показателей членов коллективного участника нарушает такой баланс, поскольку, с учетом солидарной ответственности участников их квалификация должна характеризоваться суммой показателей деятельности всех членов коллективного участника, а не лидера такого участника.
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу, что условие п. 5.4.1.4 Документации об избирательной оценке наибольшего из квалификационных показателей членов коллективного участника ограничивает возможность победы в Закупке и дискриминирует права коллективных участников в Закупке, поскольку, исходя из весомости критерия, объединение нескольких участников Закупки не дает преимущественных условий по отношению к индивидуальному участнику, имеющему любое даже незначительное преимущество по квалификационным показателям по отношению к любому из членов коллективного участника.
Таким образом Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу, что Организатором торгов в п. 5.4.1.4 Документации незаконно установлен дискриминационный порядок оценки и сопоставления заявок с расчетом рейтинга на основании наибольшего из значений показателей деятельности отдельных членов коллективного участника.
На основании изложенного по жалобе Заявителя Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов по неправомерному установлению в п. 5.4.1.4 Документации ненадлежащего и дискриминационного порядка оценки и сопоставления заявок с избирательной оценкой наибольшего из квалификационных показателей членов коллективного участника нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п. 14 ч. 10 ст. 4 Закона N223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований норм статей, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.
4. Рассмотрев жалобу (от 15.09.2020 вх. N33796-ЭП/20) АО "НИИ Экологического и Генерального проектирования" на действия организатора торгов ПАО СЗ "Северная верфь" при организации и проведении запроса предложений на оказание услуг по осуществлению независимого строительного контроля за ходом выполнения работ по строительству объекта: "Строительство современного судостроительного комплекса на территории предприятия - I этап строительства ОАО Судостроительный завод "Северная верфь", г. Санкт-Петербург" акционерного общества "Объединенная судостроительная корпорация", г. Санкт-Петербург (п.1150 Плана закупки) (извещение N32009464397), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Организатора торгов, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России выявила в действиях организатора торгов ПАО СЗ "Северная верфь" нарушения п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п. 14 ч. 10 ст. 4 Закона N223-ФЗ при организации и проведении процедуры Закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу (от 15.09.2020 вх. N33796-ЭП/20) АО "НИИ Экологического и Генерального проектирования" на действия организатора торгов ПАО СЗ "Северная верфь" (ИНН 7805034277, ОГРН 1027802713773) при организации и проведении запроса предложений на оказание услуг по осуществлению независимого строительного контроля за ходом выполнения работ по строительству объекта: "Строительство современного судостроительного комплекса на территории предприятия - I этап строительства ОАО Судостроительный завод "Северная верфь", г. Санкт-Петербург" акционерного общества "Объединенная судостроительная корпорация", г. Санкт-Петербург (п.1150 Плана закупки) (извещение N32009464397) обоснованной.
2. Признать в действиях организатора торгов ПАО СЗ "Северная верфь" (ИНН 7805034277, ОГРН 1027802713773) при организации и проведении запроса предложений на оказание услуг по осуществлению независимого строительного контроля за ходом выполнения работ по строительству объекта: "Строительство современного судостроительного комплекса на территории предприятия - I этап строительства ОАО Судостроительный завод "Северная верфь", г. Санкт-Петербург" акционерного общества "Объединенная судостроительная корпорация", г. Санкт-Петербург (п.1150 Плана закупки) (извещение N32009464397) нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п. 14 ч. 10 ст. 4 Закона N223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований норм статей, допущенное путем неправомерного установления в п. 5.4.1.4 Документации ненадлежащего и дискриминационного порядка оценки и сопоставления заявок с избирательной оценкой наибольшего из квалификационных показателей членов коллективного участника.
3. Организатору торгов ПАО СЗ "Северная верфь" (ИНН 7805034277, ОГРН 1027802713773) выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений организации и проведения запроса предложений на оказание услуг по осуществлению независимого строительного контроля за ходом выполнения работ по строительству объекта: "Строительство современного судостроительного комплекса на территории предприятия - I этап строительства ОАО Судостроительный завод "Северная верфь", г. Санкт-Петербург" акционерного общества "Объединенная судостроительная корпорация", г. Санкт-Петербург (п.1150 Плана закупки) (извещение N32009464397) путем отмены составленных протоколов, возврата заявок, внесения изменений в документацию о Закупке, устраняющих выявленные согласно резолютивной части настоящего решения нарушения, возобновления срока подачи заявок на участие в Закупке, проведения и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с документацией о Закупке, действующим Положением о закупках ПАО СЗ "Северная верфь" и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений.
<...>
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
24 сентября 2020 года Санкт-Петербург
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
<...> ;
на основании решения Комиссии от 24.09.2020 N Т02-686/20 по жалобе на действия организатора торгов ПАО СЗ "Северная верфь" при организации и проведении запроса предложений на оказание услуг по осуществлению независимого строительного контроля за ходом выполнения работ по строительству объекта: "Строительство современного судостроительного комплекса на территории предприятия - I этап строительства ОАО Судостроительный завод "Северная верфь", г. Санкт-Петербург" акционерного общества "Объединенная судостроительная корпорация", г. Санкт-Петербург (п.1150 Плана закупки) (извещение N32009464397, далее - Закупка), руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Организатору торгов ПАО СЗ "Северная верфь" (ИНН 7805034277, ОГРН 1027802713773) совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при организации и проведении запроса предложений на оказание услуг по осуществлению независимого строительного контроля за ходом выполнения работ по строительству объекта: "Строительство современного судостроительного комплекса на территории предприятия - I этап строительства ОАО Судостроительный завод "Северная верфь", г. Санкт-Петербург" акционерного общества "Объединенная судостроительная корпорация", г. Санкт-Петербург (п.1150 Плана закупки) (извещение N32009464397) путем отмены составленных протоколов, возврата заявок, внесения изменений в документацию о Закупке, устраняющих выявленные согласно резолютивной части решения Комиссии от 24.09.2020 N Т02-686/20 нарушения, возобновления срока подачи заявок на участие в Закупке, проведения и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с документацией о Закупке, действующим Положением о закупках ПАО СЗ "Северная верфь" и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 23 октября 2020 года с приложением подтверждающих документов.
<...>
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 28 сентября 2020 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 28.09.2020