Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее-Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] |
Члены Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] <_> - [должностное лицо] |
Рассмотрев дело N016/01/15-1549/2020 по признакам нарушения МКУ "Исполнительный комитет муниципального образования города Набережные Челны" (ИНН:1650135166) (далее- Исполнительный комитет) пункта 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось в предоставлении Исполнительным комитетом МУП "ПАД" субсидии на возмещение затрат в связи с проведением дорожных работ, а также в принятии Исполнительным комитетом постановления N325 от 24 января 2019 года "О предоставлении из бюджета города субсидии на возмещение фактически понесенных затрат в связи с выполнением дорожных работ в городе Набережные Челны", в присутствии
-представителя Исполнительного комитета <_>;
-в отсутствии представителя МУП "ПАД", извещённого надлежащим образом,
УСТАНОВИЛА:
Основанием для возбуждения дела N016/01/15-1549/2020 в отношении Исполнительного комитета является неисполнение Исполнительным комитетом предупреждения NП06-19/2020.
Основанием для выдачи предупреждения Исполнительному комитету послужило обнаружение Татарстанским УФАС России в действиях Исполнительного комитета признаков нарушения антимонопольного законодательства.
Татарстанским УФАС России по результатам анализа представленных Исполнительным комитетом документов (вх. N1517 от 10.02.2019) установлено следующее.
24 января 2019 года Исполнительным комитетом принято постановление N325 от 24 января 2019 года "О предоставлении из бюджета города субсидии на возмещение фактически понесенных затрат в связи с выполнением дорожных работ в городе Набережные Челны", которым утверждено Положение о порядке предоставления из бюджета города субсидии на возмещение фактически понесенных затрат в связи с выполнением дорожных работ в городе Набережные Челны (далее- Положение), определяющее механизм предоставления из бюджета города субсидии на возмещение фактически понесенных затрат в связи с выполнением дорожных работ в городе Набережные Челны.
Пунктом 4 Положения установлено, что критериями отбора получателей субсидий - муниципальных унитарных предприятий города Набережные Челны являются:
1) уставным видом деятельности является выполнение дорожных работ;
2) наличие фактически понесенных затрат, связанных с осуществлением дорожных работ на автомобильных дорогах местного значения города Набережные Челны;
3) неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.
Таким образом, получателем указанной субсидии может быть только юридическое лицо, созданное в организационно- правовой форме унитарного предприятия, вне зависимости от того, имеются ли хозяйствующие субъекты, созданные в иных организационно-правовых формах, но также понёсшие затраты в связи с выполнением дорожных работ.
28 января 2019 года муниципальное унитарное предприятие "Предприятие автомобильных дорог" (далее- МУП "ПАД") направило в Исполнительный комитет заявку (исх.N108 от 28.01.2019) о предоставлении субсидии на возмещение затрат в связи с выполнением дорожных работ в городе Набережные Челны в целях погашения денежных обязательств и восстановления платёжеспособности в размере 298 760 170, 36 рублей.
Согласно информации, представленной Исполнительным комитетом (вх.N1517 от 10.02.2020), к заявлению о предоставлении субсидии МУП "ПАД" приложило следующие документы:
-распоряжение Исполнительного комитета о приёме на работу Ф.Ш. Салахова;
-копию паспорта Ф.Ш. Салахова;
-свидетельство о постановке на учёт российской организации (МУП "ПАД") в налоговом органе;
-устав МУП "ПАД";
-справка N40614 об исполнении налогоплательщиком (МУП "ПАД") обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов;
-справка N337603 о состоянии расчётов по налогам сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам;
-выписка из Единого государственного реестра юридических лиц.
Согласно протоколу N1 заседания комиссии по предоставлению из бюджета города субсидии на возмещение затрат в связи с выполнением дорожных работ в городе Набережные Челны Комиссией принято решение о соответствии МУП "ПАД" требованиям Положения.
29 января 2019 года между Исполнительным комитетом и МУП "ПАД" заключён договор 1-Ф, согласно которому Исполнительный комитет обязался предоставить МУП "ПАД" субсидию на возмещение затрат в связи с проведением ремонтных работ в размере 298 760 170,36 рублей.
Согласно платёжному поручению N4244 от 31 января 2019 года Исполнительный комитет перечислил МУП "ПАД" субсидию в размере 298 760 170, 36 рублей
Согласно реестру закупок с 2017 года по 2020 год, представленным Исполнительным комитетом (вх.N1517 от 10.02.2020), выполнение работ по текущему содержанию и техническому обслуживанию дорог местного значения (а также иных дорожных работ согласно реестру закупок) осуществлялось исключительно МУП "ПАД".
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее- Закон о местном самоуправлении) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения городского округа.
Следовательно, содержание дорог местного значения является муниципальной нуждой.
В соответствии с частью 1 статьи 54 Закона о местном самоуправлении закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 2 статьи 54 Закона о местном самоуправлении закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются за счет средств местного бюджета.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции.
Применение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд является обязательным в ситуации использования средств бюджета, которые направляются на оплату работ (услуг) для государственных и муниципальных нужд.
Закон о контрактной системе предполагает, что хозяйствующий субъект для выполнения тех или иных работ в целях удовлетворения государственных или муниципальных нужд, а, следовательно, получения прибыли за счёт государственного или муниципального бюджета, должен предложить лучшие условия выполнения работ (оказания услуг), чем его конкуренты, в ходе конкурентных процедур, установленных Законом о контрактной системе.
Участвуя в конкурентной борьбе за право заключения государственного или муниципального контракта, хозяйствующий субъект рассчитывает свои финансовые и материальные возможности, рассчитывает, до какого уровня он сможет понизить цену на аукционе для заключения контракта на выгодных для себя условиях, а также несёт риск несения убытков вследствие возникновения дополнительных затрат при исполнении государственного или муниципального контракта, которые хозяйствующий субъект по той или иной причине не предвидел при подготовке к участию в конкурентной процедуре (предпринимательский риск, статья 2 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее- БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов), выполнением работ, оказанием услуг.
Положение, утверждённое Исполнительным комитетом, не регулирует ситуации, при которой на представление субсидии на возмещение затрат при выполнении дорожных работ претендуют два и более хозяйствующих субъекта.
Таким образом, предоставление субсидии на возмещение затрат, связанных с проведением дорожных работ, происходит вне конкурентной борьбы и на безальтернативной основе.
Учитывая изложенное, субсидирование выполнения работ по муниципальным контрактам, заключённым по результатам конкурентных процедур, является недопустимым.
В соответствии с пунктом 8 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ) условия договора, заключенного по результатам торгов в случаях, когда его заключение в соответствии с законом допускается только путем проведения торгов, могут быть изменены сторонами:
1) по основаниям, установленным законом;
2) в связи с изменением размера процентов за пользование займом при изменении ключевой ставки Банка России (соразмерно такому изменению), если на торгах заключался договор займа (кредита);
3) по иным основаниям, если изменение договора не повлияет на его условия, имевшие существенное значение для определения цены на торгах.
Предоставление субсидии Исполнительным комитетом МУП "ПАД" на возмещение затрат в связи с проведением дорожных работ, выполненных на основании муниципальных контрактов, фактически нивелировало условия проведения аукционов, по результатам которых МУП "ПАД" заключило муниципальные контракты на выполнение дорожных работ, так как иные участники указанных аукционов, принимая в них участие, не могли предполагать, что спустя какое-то время они могли бы получить финансовое возмещение в связи произведёнными затратами.
Предоставлением указанной субсидии Исполнительный комитет возместил расходы МУП "ПАД" на выполнение работ, которые уже были профинансированы Исполнительным комитетом при заключении муниципальных контрактов, обязательства по оплате которых, согласно сведениям, содержащихся в Единой информационной системе (https://zakupki.gov.ru), Исполнительный комитет исполнил надлежащим образом.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее- Закон о защите конкуренции) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции государственные или муниципальные преференции - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.
Фактически Исполнительный комитет, предоставив МУП "ПАД" субсидию на возмещение затрат в связи с проведением дорожных работ по муниципальным контрактам, предоставил МУП "ПАД" муниципальную преференцию, которая обеспечивает МУП "ПАД" необоснованно выгодные условия предпринимательской деятельности.
Необходимо также отметить, что Исполнительный комитет предоставил МУП "ПАД" субсидию на возмещение затрат в связи с выполнением дорожным работ в нарушение собственного Положения.
Так, в соответствии с пунктом 10 Положения основаниями для отказа получателю субсидии в предоставлении субсидии является:
1) непредоставление документов, предусмотренных пунктом 6 настоящего положения;
2) недостоверность представленной получателем субсидии информации;
3) отсутствие лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных бюджетом города на цели, указанные в пункте 2 настоящего положения.
Согласно пункту 6 Положения получатель субсидии лично или через доверенное лицо представляет в Исполнительный комитет следующие документы:
1) заявление по форме согласно приложению N 1 к настоящему положению;
2) копия документа, удостоверяющего личность заявителя (представителя заявителя);
3) документ, подтверждающий полномочия представителя (если от имени заявителя действует представитель);
4) учредительные документы юридического лица (устав; свидетельство о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту нахождения на территории Российской Федерации; свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ);
5) документы, подтверждающие факт наличия фактически понесенных затрат, связанных с выполнением дорожных работ в городе Набережные Челны (акты выполненных работ; договоры);
6) сведения об отсутствии неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
7) бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах и приложения к ним;
8) выписка из ЕГРЮЛ;
9) сведения об отсутствии просроченной задолженности по возврату в бюджет города субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иная просроченная задолженность перед бюджетом города;
10) информация о получении (не получении) средств из бюджета города в соответствии с иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами на цели, указанные в пункте 2 настоящего положения.
В нарушение пункта 6 Положения МУП "ПАД" не представило:
-документы, подтверждающие факт наличия фактически понесенных затрат, связанных с выполнением дорожных работ в городе Набережные Челны (акты выполненных работ; договоры);
-бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах и приложения к ним;
-сведения об отсутствии просроченной задолженности по возврату в бюджет города субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иная просроченная задолженность перед бюджетом города;
-информацию о получении (не получении) средств из бюджета города в соответствии с иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами на цели, указанные в пункте 2 настоящего положения.
Однако несмотря на указанное комиссией по предоставлению из бюджета города субсидии на возмещение затрат в связи с выполнением дорожных работ в городе Набережные Челны Комиссией принято решение о соответствии МУП "ПАД" требованиям Положения.
Кроме того, согласно пункту 11 Положения субсидия рассчитывается по нижеследующей формуле:
Сб = З - Д,
где:
Сб - размер субсидии (рублей);
Д - доходы получателя субсидии;
З - размер фактически понесенных затрат получателя субсидии.
Учитывая, что МУП "ПАД" не представило документов, подтверждающих факт наличия фактически понесенных затрат, связанных с выполнением дорожных работ в городе Набережные Челны (акты выполненных работ, договоры), определение экономически обоснованного размера субсидии не представляется возможным.
В соответствии с пунктом 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 Закона о защите конкуренции. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 Закона о защите конкуренции без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.
На основании изложенного Татарстанским УФАС России в адрес Исполнительного комитета направлено предупреждение NП06-19/2020 (исх.NИП-06/3906 от 26.03.2020) о необходимости прекращения нарушения антимонопольного законодательства путём:
отмены Постановления N325 от 24 января 2019 года "О предоставлении из бюджета города субсидии на возмещение фактически понесенных затрат в связи с выполнением дорожных работ в городе Набережные Челны";
возврата субсидии, предоставленной МУП "ПАД" на возмещение затрат в связи с проведением дорожным работ в размере 298 760 170,36 рублей, в муниципальный бюджет муниципального образования города Набережные Челны.
Предупреждение необходимо было исполнитель в течение 30 дней с момента получения и сообщить Татарстанскому УФАС России в течение трёх дней с момента его исполнения.
Предупреждение NП06-19/2020 было получено Исполнительным комитетом 26 марта 2020 года, что подтверждается присвоением Исполнительным комитетом предупреждению NП06-19/2020 входящего номера в системе электронного документооборота "Практика" (вх.NР10077-4 от 26.03.2020). Следовательно, предупреждение должно было быть исполнено 27 апреля 2020 года. Однако к 30 апреля 2020 года Татарстанское УФАС России не было уведомлено об исполнении предупреждения.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан по делу NА65-9528/2020 от 29 апреля 2020 года приняты обеспечительные меры в виде приостановления действия предупреждения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 26.03.2019 NП06-19/2020 до вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда по делу NА65-9528/2020 от 10 июля 2020 года определение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29 апреля 2020 года по делу N А65-9528/2020 отменено, в удовлетворении ходатайства Исполнительного комитета о принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия вынесенного Управлением ФАС по Республике Татарстан предупреждения от 26.03.2020 г. NП06-19/2020 отказано.
13 июля 2020 года в Татарстанское УФАС Росси от Исполнительного комитета поступило ходатайство (вх.N9608 от 13.07.2020) о продлении срока исполнения предупреждения NП06-19/2020 от 26 марта 2020 года.
Однако к указанному ходатайству Исполнительный комитет не приложил документы, подтверждающие невозможность исполнения предупреждения в установленный срок.
В соответствии с частью 5 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции по мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено, указанный срок может быть продлен антимонопольным органом.
Учитывая, что Исполнительный комитет не представил документов, подтверждающих невозможность исполнения предупреждения в установленный срок, Татарстанское УФАС России отказало Исполнительному комитету в удовлетворении ходатайства.
В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
В связи с тем, что предупреждение NП06-19/2020 Исполнительным комитетом не исполнено, Татарстанским УФАС России издан приказ N01/260 от 02 сентября 2020 года о возбуждении дела N016/01/15-1549/2020 и создании Комиссии по рассмотрению дела N016/01/15-1549/2020 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Исполнительным комитетом пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, что выразилось в предоставлении Исполнительным комитетом МУП "ПАД" субсидии на возмещение затрат в связи с проведением дорожных работ, а также в принятии Исполнительным комитетом постановления N325 от 24 января 2019 года "О предоставлении из бюджета города субсидии на возмещение фактически понесенных затрат в связи с выполнением дорожных работ в городе Набережные Челны".
В ходе рассмотрения дела N016/01/15-1549/2020 вышеуказанные обстоятельства подтвердились. Также определением о назначении дела N016/01/15-1549/2020 к рассмотрению (исх.NАЯ-06/12299 от 11.09.2020) Татарстанское УФАС России запросило у МУП "ПАД" информацию о субподрядчиках, которых МУП "ПАД" привлекло к исполнению своих обязательств по муниципальным контрактам, заключённых по итогам проведения электронных аукционов 0111300000816002413, 0111300000816002805, 0111300000816002983, 0111300000817000466, 0111300000817000611, 0111300000817000637, 0111300000817000640, 0111300000817001563, 0111300000817000809, 0111300000817000841, 0111300000817001774, 0111300000817001877, 0111300000818000026, 0111300000818000116, 0111300000818000491, 0111300000818000539, 0111300000818001206, 0111300000818001328, 0111300000818001523, 0111300000818001897, 0111300000819000021, 0111300000819000117, 0111300000819000438, 0111300000819001441, 0111300000819001602, 0111300000819001685.
Согласно информации, представленной МУП "ПАД" в ответ на информацию, запрошенную определением о назначении дела N016/01/15-1549/2020 к рассмотрению, МУП "ПАД" в качестве субподрядчиков в рамках выполнения обязательств по муниципальным контрактам привлекло следующие организации:
Номер извещения/реквизиты муниципального контракта |
Предмет закупки |
Наименование субподрядчика (ИНН) |
0111300000816002413/ N2413 от 31.01.2017 |
выполнение работ по текущему содержанию и техническому обслуживанию дорог местного значения для нужд МКУ "Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан"
|
ООО "Транссигнал" (ИНН 1650318593) |
0111300000816002805/2805 от 24.01.2017 |
выполнение работ по содержанию, ремонту и техническому обслуживанию автомобильных дорог для нужд МКУ "Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан" |
ООО "Транссигнал" (ИНН 1650318593) |
0111300000817000466/ N466-Р от 03.05.2017 |
выполнение работ по текущему содержанию и техническому обслуживанию автомобильных дорог местного значения и подземных переходов для нужд МКУ "Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан" |
ООО "Транссигнал" (ИНН 1650318593) |
0111300000817001563/ N1563-Р от 03.11.2017 |
выполнение работ по содержанию, ремонту и техническому обслуживанию дорог местного значения для нужд МКУ "Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан" |
ООО "Транссигнал" (ИНН 1650318593) |
0111300000817000841/ N841-Р от 28.07.2017 |
выполнение работ по содержанию, ремонту и техническому обслуживанию дорог местного значения и светофорных объектов для нужд МКУ "Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан" |
ООО "Транссигнал" (ИНН 1650318593) |
0111300000817001877/ N1877 от 25.12.2017 |
выполнение работ по текущему содержанию, ремонту и техническому обслуживанию автомобильных дорог местного значения города Набережные Челны для нужд МКУ "Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан" |
ООО "Транссигнал" (ИНН 1650318593) |
0111300000818000491/N491-Р от 06.07.2018 |
выполнение работ по содержанию, текущему ремонту и техническому обслуживанию автомобильных дорог местного значения и светофорных объектов для нужд МКУ "Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан" |
ООО "РЕСТРАДА" (ИНН 1650352178) ООО "ПСО АЛЬЯНС" (ИНН 1650364487) |
0111300000818001206/ N1206 от 21.09.2018 |
выполнение работ по летнему содержанию автодорог и подземных переходов для нужд МКУ "Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан" |
ООО "СК КамАвтоСтрой" (ИНН 1646033154) ООО "РЕСТРАДА" (ИНН 1650352178) ООО "ПСО АЛЬЯНС (ИНН 1650364487) |
Как видно из указанной таблицы, дорожные работы в городе Набережные Челны, помимо МУП "ПАД", также выполняли ООО "Транссигнал", ООО "РЕСТРАДА", ООО "ПСО АЛЬЯНС", ООО "СК КамАвтоСтрой".
Следовательно, пункт 4 Положения, согласно которому только юридические лица в организационно-правовой форме унитарных предприятий могут получить субсидию на возмещение затрат в связи с проведением дорожных работ, не позволяет ООО "Транссигнал", ООО "РЕСТРАДА", ООО "ПСО АЛЬЯНС", ООО "СК КамАвтоСтрой" получить указанную субсидию, хотя они также, как и МУП "ПАД", принимали участие в выполнении дорожных работ в городе Набережные Челны.
Таким образом, при указанных обстоятельствах предоставление Исполнительным комитетом МУП "ПАД" субсидии на возмещение затрат в связи с выполнением дорожных работ в городе Набережные Челны предоставляет МУП "ПАД" необоснованно выгодные условия ведения предпринимательской деятельности, и в то же время ставит ООО "Транссигнал", ООО "РЕСТРАДА", ООО "ПСО АЛЬЯНС", ООО "СК КамАвтоСтрой" в неравное положение с МУП "ПАД" на товарном рынке по выполнению дорожных работ на дорогах местного значения в городе Набережные Челны.
В соответствии с пунктом 10.7 Приказа Федеральной антимонопольной службы от 28 апреля 2010 г. N 220 "Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке" по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции (за исключением пункта 11 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции), анализ состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы:
а) определение временного интервала исследования товарного рынка;
б) определение продуктовых границ товарного рынка;
в) определение географических границ товарного рынка. При определении таких границ могут приниматься во внимание, в частности:
- границы территории, на которой осуществляют свои полномочия соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, организации, участвующие в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации;
- границы территорий, на которых действуют хозяйствующие субъекты, на деятельность которых оказали или могли оказать негативное влияние соответствующие акты, действия (бездействие);
- границы территорий, на которые поставляется товар и с которых поставляется товар;
г) оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на товарном рынке вследствие принятия акта и (или) осуществления действий (бездействия).
Временные границы существования товарного рынка для рассмотрения настоящего дела определены периодом с 2017 года по 2018 год.
Продуктовыми границами товарного рынка в рассматриваемом случае является выполнение дорожных работ на дорогах местного значения.
Географические границы товарного рынка по выполнению дорожных работ на дорогах местного значения определяются границами муниципального образования города Набережные Челны.
Принятие Исполнительным комитетом Положения и предоставление Исполнительным комитетом МУП "ПАД" субсидии на возмещение затрат в связи с проведением дорожных работ привело к осуществлению МУП "ПАД" предпринимательской деятельности на необоснованно выгодных условиях по сравнению с другими хозяйствующими субъектами (ООО "Транссигнал", ООО "РЕСТРАДА", ООО "ПСО АЛЬЯНС", ООО "СК КамАвтоСтрой"), так как последние не имели возможности претендовать на получение субсидии вследствие того, что они созданы не в организационно-правовой форме унитарного предприятия. В тоже время иные хозяйствующие субъекты, созданные не в организационно-правовой форме унитарного предприятия, поставлены Исполнительным комитетом в неравное положение с МУП "ПАД".
До окончания рассмотрения дела N016/01/15-794/2020 по существу Комиссией в соответствии со статьёй 48.1 Закона о защите конкуренции было изготовлено заключение об обстоятельствах дела, которое было направлено ответчику и заинтересованному лицу. Лица, участвующие в деле, не представили возражений на заключение об обстоятельствах дела.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее- Закон о защите конкуренции) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции государственные или муниципальные преференции - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции, конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность конкуренции.
Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) существенно снижается возможность конкуренции.
Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.
Таким образом, в действиях Исполнительного комитета имеется нарушение пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, что выразилось в предоставлении Исполнительным комитетом МУП "ПАД" субсидии на возмещение затрат в связи с проведением дорожных работ, а также в принятии Исполнительным комитетом постановления N325 от 24 января 2019 года "О предоставлении из бюджета города субсидии на возмещение фактически понесенных затрат в связи с выполнением дорожных работ в городе Набережные Челны".
В соответствии с пунктом 2 статьи 22, части 1 статьи 39 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения, в том числе в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.
В силу подпунктов "б", "г" пункта 3 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания о прекращении или об изменении соглашений, нарушающих антимонопольное законодательство, о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Однако в рассматриваемом случае оснований для выдачи Исполнительному комитету предписания не имеется, так как:
Исполнительный комитет принял постановление от 27.10.2020 N5605 "О признании утратившим силу постановления Исполнительного комитета от 24.01.2019 N325 "О предоставлении из бюджета города субсидии на возмещение фактически понесенных затрат в связи с выполнением дорожных работ в городе Набережные Челны". Таким образом, Положение, которое послужило основанием для предоставления Исполнительным комитетом МУП "ПАД" субсидии на возмещение затрат в связи с выполнением дорожных работ в городе Набережные Челны в размере 298 760 170, 36 рублей отменено;
Согласно информации, представленной МУП "ПАД" Комиссии (вх.N14400 от 14.10.2020), МУП "ПАД" израсходовало субсидию, предоставленную Исполнительным комитетом на возмещение затрат в связи с выполнением дорожных работ в городе Набережные Челны, на погашение задолженностей. В обшей сложности МУП "ПАД" израсходовало 298 625 170 рублей на погашение задолженностей. В связи с израсходованием субсидии на погашение задолженностей возврат денежных средств в размере 298 760 170, 36 рублей в муниципальный бюджет не представляется возможным.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать МКУ "Исполнительный комитет муниципального образования города Набережные Челны" (423805, РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН, ГОРОД НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ, ПРОСПЕКТ ХАСАНА ТУФАНА, 23, ОГРН: 1051614258740, Дата присвоения ОГРН: 29.12.2005, ИНН: 1650135166, КПП: 165001001) нарушившим пункт 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось в предоставлении Исполнительным комитетом МУП "ПАД" субсидии на возмещение затрат в связи с проведением дорожных работ, а также в принятии Исполнительным комитетом постановления N325 от 24 января 2019 года "О предоставлении из бюджета города субсидии на возмещение фактически понесенных затрат в связи с выполнением дорожных работ в городе Набережные Челны", что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для возбуждения административного производства по фактам, указанным в решении по настоящему делу.
Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, в том числе для выдачи предписания, отсутствуют.
Председатель Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] |
Члены Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] <_> - [должностное лицо] |
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 18 ноября 2020 г. N 016/01/15-1549/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 18.11.2020