Резолютивная часть объявлена 26.08.2020 года Решение изготовлено в полном объеме 02.09.2020 года |
г. Ставрополь |
Комиссия Управления ФАС России по Ставропольскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии - Сапунов Д.Н., заместитель руководителя Ставропольского УФАС России.
Члены Комиссии:
Гритчин И.Н. - начальника отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России;
Дзыба А.З. - ведущий специалист - эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России,
рассмотрев материалы дела N 026/01/15-1075/2020, возбужденного в отношении:
Администрации города Невинномысска по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившиеся в предоставлении субсидий МБУ по благоустройству г. Невинномысска на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания.
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю поступило обращение из Прокуратуры города Невинномысска о проведении проверки соблюдения требований Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в отношении администрации города Невинномысска и МБУ по благоустройству города Невинномысска.
В ходе проведения анализа вышеуказанных материалов, Ставропольским УФАС России было вынесено Предупреждение N 9 27.03.2020 г. о необходимости прекращения указанных действий (бездействия) путем:
- разработки и внесения на рассмотрение Думы г. Невинномысска проекта Решения о внесении изменений в Решение Думы города Невинномысска от 19.12.2019 года N 480-56 "О бюджете города Невинномысска на 2020 г. и плановый период 2021 и 2022 годов" об исключении из Решения о бюджете г. Невинномысска на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов положений о предоставления субсидий МБУ по благоустройству г.Невинномысска на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания в части услуг, которые необходимы для решения вопросов местного значения и являются муниципальными нуждами (включая финансирование указанных услуг);
- исключения из муниципального задания МБУ по благоустройству г.Невинномысска на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов, услуг, которые необходимы для решения вопросов местного значения и являются муниципальными нуждами (включая финансирование указанных услуг), в течении 1 месяца с момента получения предупреждения.
Предупреждение N 9 администрацией г.Невинномысска в установленный срок исполнено не было, доказательства его исполнения представлены не были, ходатайства о продлении срока исполнения не поступало, в связи с чем, было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства N 026/01/15-1075/2020.
Согласно части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.
Анализ проведен в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220 и зарегистрированным в Минюсте РФ 2 августа 2010 г. N18026 (далее - Порядок проведения анализа).
В соответствии с п. 10.7 Порядка проведения анализа, по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", анализ состояния конкуренции включает:
определение временного интервала исследования товарного рынка;
определение продуктовых границ товарного рынка;
определение географических границ товарного рынка;
оценку изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на товарном рынке вследствие принятия и (или) осуществления действий (бездействия).
Определение временного интервала исследования товарного рынка
Временной интервал исследования: с 1 января 2020 года - по настоящее время.
2.Определение продуктовых границ товарного рынка
Продуктовые границы товарного рынка - выполнение работ и оказание услуг по уборке территории и аналогичной деятельности, содержания территории городских кладбищ, организация освещения улиц, организация благоустройства и озеления.
3. Определение географических границ товарного рынка
Географическими границами товарного рынка будут являться административные границы города Невинномысска.
4. Оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на товарном рынке вследствие принятия и (или) осуществления действий (бездействия).
В силу части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предусмотрено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В соответствии с решением Думы города Невинномысска от 19.12.2017 года N 217-23 "О бюджете города Невинномысска на 2018 г. и плановый период 2019 и 2020 годов", приказом Управления жилищно - коммунального хозяйства администрации города Невинномысска N 148 от 21.12.2017 г. было утверждено муниципальное задание на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов МБУ по благоустройству города Невинномысска, согласно которого МБУ по благоустройству города Невинномысска оказывает услуги и выполняет работы по благоустройству и озеленению территории, содержанию и ремонту автомобильных дорог местного значения, организации освещения улиц и аналогичной деятельности.
Согласно статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, государственным (муниципальным) заданием является документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).
Финансирование МБУ производится путем выделения субсидий, согласно решения Думы N 480-56 от 19.12.2019 г., без учета конкурсных процедур, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Выделение бюджетных средств в виде субсидий в целях удовлетворения потребностей муниципального образования без применения установленных Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ конкурсных процедур, препятствует участию физических и юридических лиц в размещении заказа для муниципальных нужд, предоставляет МБУ по благоустройству города Невинномысска преимущество в получении указанных денежных средств и создает ему более выгодные условия деятельности по отношению к иным хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность по уборке территории и аналогичной деятельности, содержания территории городских кладбищ, организации освещения улиц, организации благоустройства и озеленения города.
Изучив представленные материалы, пояснения администрации г.Невинномысска, а так же доказательства, имеющиеся в деле, Комиссия Ставропольского УФАС России пришла к следующим выводам.
Постановлением администрации г. Невинномысска N 2442 от 31.10.2017 г. был утвержден Перечень муниципальных услуг, оказываемых муниципальными бюджетными учреждениями, подведомственными управлению ЖКХ администрации г. Невинномысска, подлежащих включению в региональный перечень государственных и муниципальных услуг.
В соответствии с решением Думы города Невинномысска от 19.12.2019 года N 480-56 "О бюджете города Невинномысска на 2020 г. и плановый период 2021 и 2022 годов", Приказом Управления жилищно - коммунального хозяйства администрации города Невинномысска N 105 от 25.12.2019 г. было утверждено муниципальное задание на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов МБУ по благоустройству города Невинномысска.
Согласно муниципального задания, МБУ по благоустройству города Невинномысска оказывает услуги и выполняет работы: уборка территории и аналогичная деятельность, содержание территории городских кладбищ, организация освещения улиц, организация благоустройства и озеленения города.
В соответствии с Уставом учреждения основными задачами и функциями его деятельности являются: уборка территории города и аналогичная деятельность; организация, управление, учет, содержание объектов уличного освещения; эксплуатация дорожных сооружений и автомобильных дорог общего пользования местного значения; предоставление услуг по закладке, обработке и содержанию садов, парков и др. Таким образом, МБУ по благоустройству города Невинномысска фактически наделено полномочиями органов местного самоуправления ввиду возложения на него обязанности по выполнению работ, оказанию услуг, относящиеся к потребностям муниципального образования.
Частью 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", органам местного самоуправления запрещено принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа отнесены организация благоустройства территории городского округа.
В силу ч. 2 ст. 18 Федерального закона N 131-ФЗ, финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, реализуются за счет средств местных бюджетов.
Ставропольским УФАС России было вынесено Предупреждение N 9 от 27.03.2020 г. о необходимости прекращения указанных действий (бездействия) путем:
- разработки и внесения на рассмотрение Думы г. Невинномысска проекта Решения о внесении изменений в Решение Думы города Невинномысска от 19.12.2019 года N 480-56 "О бюджете города Невинномысска на 2020 г. и плановый период 2021 и 2022 годов" об исключении из Решения о бюджете г. Невинномысска на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов положений о предоставления субсидий МБУ по благоустройству г.Невинномысска на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания в части услуг, которые необходимы для решения вопросов местного значения и являются муниципальными нуждами (включая финансирование указанных услуг);
- исключения из муниципального задания МБУ по благоустройству г.Невинномысска на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов, услуг, которые необходимы для решения вопросов местного значения и являются муниципальными нуждами (включая финансирование указанных услуг), в течении 1 месяца с момента получения предупреждения.
Предупреждение было направлено в адрес администрации города Невинномысска заказным письмом 27.03.2020 г. Согласно отчета об отслеживании отправлений с почтовым идентификатором N 80090946375740 письмо было получено администрацией 02.04.2020 г., срок исполнения предупреждения истек 02.05.2020 г.
27.04.2020 г. в адрес Ставропольского УФАС России поступило письмо из администрации г. Невинномысска (N 2296-04) в котором администрация сообщила, что с целью устранения нарушения антимонопольного законодательства, при очередном внесении изменений в решение Думы города Невинномысска от 19.12.2019 г. N 450-56 "О бюджете города Невинномысска на 2020 г. и плановый период 2021 и 2022 годов" из ведомственной структуры расходов бюджета города по главным распорядителям бюджетных средств, разделам, подразделам и целевым статьям (муниципальным программам и непрограммных направлениям деятельности), группам (группам и подгруппам) видов классификации расходов бюджетов на 2020 год будет исключено предоставление субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на озеленение и организацию освещений улиц. Указанные мероприятия также будут исключены из муниципального задания. Заседание Думы города Невинномысска, на котором будет рассматриваться вопрос о внесении изменений в бюджет города, состоится в июне 2020 года.
В тоже время, доказательств, в подтверждение изложенного не представлено, ходатайство о продлении срока исполнения предупреждения поступило в адрес управления 02.06.2020 г. после возбуждения антимонопольного дела N 026/10/15-1075/2020.
Учитывая вышеизложенное, действия администрации г. Невинномысска по разработке проекта Решения о бюджете г. Невинномысска на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов в части предоставления субсидий МБУ по благоустройству г. Невинномысска на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания, содержат нарушение ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
Так же, действия администрации г. Невинномысска по включению в муниципальное задание МБУ по благоустройству г. Невинномысска на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов, услуг, которые необходимы для решения вопросов местного значения и являются муниципальными нуждами (включая финансирование указанных услуг) содержат нарушение ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
Установив безальтернативный порядок выполнения работ в сфере благоустройства посредством выдачи муниципальных заданий без проведения конкурентных процедур, Администрация г. Невинномысска создала необоснованные преимущества осуществления деятельности для отдельного хозяйствующего субъекта определенной организационно-правовой формы - МБУ по благоустройству г. Невинномысска, в то время как иные хозяйствующие субъекты лишены доступа к соответствующим товарным рынкам, что необоснованно препятствует осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов, способных конкурировать за получение бюджетных денежных средств в случае проведения публичных процедур, и в случае признания победителями - выполнять указанные работы.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Тем самым, администрация города Невинномысска включив в муниципальное задание МБУ по благоустройству г. Невинномысска на 2020 год и плановый период 2021 и 2020 годов, услуги, которые необходимы для решения вопросов местного значения и являются муниципальными нуждами допустила нарушение требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
04.06.2020 г. было установлено, что в действиях администрации города Невинномысска имеются нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в связи с чем, Комиссией вынесено Заключение об обстоятельствах дела.
В адрес администрации города Невинномысска было направлено Заключение об обстоятельствах дела N 026/01/15-1075/2020. Администрацией города Невинномысска данное заключение было получено 20.06.2020 года.
17.07.2020 года в адрес управления поступило письмо из администрации города Невинномысска об исполнении предупреждения N 9 с приложенными документами.
При рассмотрении дела заместитель главы администрации города Невинномысска "_" поддержал доводы указанные в вышеуказанном письме.
Решением Думы города Невинномысска от 26 июня 2020 г. N 539-67 "О внесении изменений в решение Думы города Невинномысска на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов" были внесены изменения в ведомственную структуру расходов бюджета города по главным распорядителям бюджетных средств, разделам, подразделам и целевым статьям, группам видов расходов классификации расходов бюджетов на 2020 год, а именно исключено предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям на цели - озеленения.
Мероприятия по озеленению в ведомственной структуре расходов бюджета города по главным распорядителям бюджетных средств бюджета города Невинномысска предусмотрены как закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд.
Организация освещения улиц также исключена из муниципального задания муниципального бюджетного учреждения по благоустройству города Невинномысска на 2020 год и плановый период 2021-2022 годов. В решение Думы города Невинномысска от 26 июня 2020 г. N 539-67 - мероприятия по организации освещения улиц предусмотрены, как субсидии бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям.
На основании постановления администрации города Невинномысска от 13 мая 2019 г. N 667 "Об утверждении порядка определения объема и условий предоставления субсидий из бюджета города Невинномысска, на иные цели, не связанные с оказанием ими в соответствии с муниципальным заданием муниципальных услуг (выполнение работ)", приказом управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Невинномысска от 02.07.2020 N 47 утвержден код целевых субсидий муниципальному бюджетному учреждению по благоустройству города Невинномысска на иные цели, дополнив кодом целевых субсидий "614.10.0502 "Организация уличного освещения".
Также, в соответствии с решением Думы города Невинномысска от 26 июня 2020 г. N 539-67 приказом управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Невинномысска от 06.07.2020 N 51 утверждено муниципальное задание на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов для муниципального бюджетного учреждения по благоустройству города Невинномысска.
В муниципальное задание на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов для муниципального бюджетного учреждения по благоустройству города Невинномысска включены работы по уборке территории и аналогичная деятельность.
Однако как было указано выше работы по уборке территории и аналогичная деятельность являются нуждами муниципального образования.
Таким образом, реализация органом местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения не может приводить к предоставлению исключительных прав одному субъекту (учреждению) в тех случаях, когда существует конкурентный рынок работ, услуг. Так как это в свою очередь приводит к ограничению конкуренции на товарных рынках, безосновательно препятствует другим хозяйствующим субъектам осуществлять на них свою деятельность, нарушает статью 15 Закона о защите конкуренции. Обоснование того, что выполняемые учреждением работы могут быть реализованы только МБУ по благоустройству города Невинномысска в условиях, когда аналогичные услуги (работы) оказываются (выполняются) хозяйствующими субъектами иной организационно-правовой формы, отсутствует.
На основании вышеизложенного, комиссия Ставропольского УФАС России, руководствуясь статьями 23, 39, 40, 41, 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", приходит к выводу, что в действиях администрации г.Невинномысска при разработке проекта Решения о бюджете г. Невинномысска на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов в части предоставления субсидий МБУ по благоустройству г.Невинномысска на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания и по включению в муниципальное задание МБУ по благоустройству г.Невинномысска на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов, услуг, которые необходимы для решения вопросов местного значения и являются муниципальными нуждами, имеется нарушение части 1 статьи 15 ФЗ-135 "О защите конкуренции".
Руководствуясь статьями 15, 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
Решила:
1. Признать администрацию города Невинномысска нарушившей части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Нарушение выразилось в предоставлении субсидий МБУ по благоустройству г. Невинномысска на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания.
2. Выдать администрации города Невинномысска предписания о прекращении нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в разработке проекта Решения о бюджете г. Невинномысска на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов в части предоставления субсидий МБУ по благоустройству г. Невинномысска на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания и по включению в муниципальное задание МБУ по благоустройству г.Невинномысска на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов, работ по уборке территории и аналогичной деятельности, которые необходимы для решения вопросов местного значения и являются муниципальными нуждами, до 20 октября 2020 года.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) в арбитражном суде Ставропольского края.
Председатель комиссии: Д.Н. Сапунов
Члены комиссии: И.Н. Гритчин
А.З. Дзыба
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 26 августа 2020 г. N 026/01/15-1075/2020 (ключевые темы: муниципальное задание - плановый период - защита конкуренции - товарный рынок - благоустройство)
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 02.09.2020