Решением Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20 апреля 2021 г. по делу N А56-18007/2021, оставленным без изменения Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 августа 2021 г. N 13АП-17761/21 по делу N А56-18007/2021 настоящее решение признано недействительным
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
с участием представителей от АО "Газпром закупки" (далее - Организатор торгов), от ООО "Газпром энергохолдинг" (далее - Заказчик) и ООО "Кредо-С" (далее - Заявитель) путем видеоконференцсвязи;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 29.01.2021 вх. N 3090/21) ООО "Кредо-С" на действия закупочной комиссии Организатора торгов АО "Газпром закупки" (далее - Закупочная комиссия) при проведении открытого конкурентного отбора в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по внедрению системы электронного документооборота ООО "Газпром энергохолдинг" с предоставлением простой (неисключительной) лицензии на право использования программы для ЭВМ для нужд ООО "Газпром энергохолдинг" 0074062 (извещение N 32009706300), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
20 ноября 2020 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее - официальный сайт) было опубликовано Извещение N 32009706300 о проведении открытого конкурентного отбора в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по внедрению системы электронного документооборота ООО "Газпром энергохолдинг" с предоставлением простой (неисключительной) лицензии на право использования программы для ЭВМ для нужд ООО "Газпром энергохолдинг" 0074062 (далее - Закупка), включая документацию о Закупке (далее - Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ПАО "Газпром" и Компаний Группы Газпром (далее - Положение о закупках) в редакции от 15.04.2020, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о закупке.
N п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
6 689 000,00 руб. |
2. |
Дата публикации извещения (по местному времени заказчика) |
20.11.2020 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) |
30.11.2020 в 10:00 (МСК) |
4. |
Дата рассмотрения заявок (по местному времени заказчика) |
19.01.2021 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
СПб, пл. Победы, д.2, лит. А |
2. Заявитель обжалует неправомерные действия Закупочной комиссии Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в необоснованном отклонении заявки ООО "Кредо-С" от участия в процедуре Закупки.
Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона N 223-ФЗ.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
ООО "Газпром энергохолдинг" относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
4. Представители Организатора торгов с доводами жалобы не согласились. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО "Кредо-С" в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. N 78/2840/21 от 03.02.2021, представлен.
Документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. N 78/2840/21 от 03.02.2021, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона N223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
На основании ч. 5 ст. 4 Закона N223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
В соответствии с итоговым протоколом N 1/0095/20/2.1/0074062/ГЭнергоХ/К/ГОС/Э/20.11.2020 от 19.01.2021 заявка ООО "Кредо-С" (идентификационный номер участника: 2) была отклонена от участия в Закупке по следующим основаниям: "Отклонить по п. 1.2 Методики".
Частью 9 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
На основании п.п. 2, 3 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.
В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.
Согласно пп. "б" п. 5 ч. 14 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ и п. 7.9.2.5 Положения о закупках протокол, составленный по итогам конкурентной закупки (далее - итоговый протокол), должен содержать результаты рассмотрения заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке, извещением об осуществлении закупки на последнем этапе проведения закупки предусмотрены рассмотрение таких заявок, окончательных предложений и возможность их отклонения) с указанием в том числе оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке, каждого окончательного предложения с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствуют такие заявка, окончательное предложение.
Пунктом 1.6 Документации установлены требования к содержанию, форме, оформлению, составу, сроку действия заявки на участие в конкурентном отборе.
Согласно п. 2.3.1 Документации заявка подается участником согласно требованиям к форме, содержанию, оформлению и составу заявки, указанным в пункте 1.6 и разделе 4 Документации.
Разделом 4 Документации установлена инструкция по подготовке заявок (состав и содержание заявки).
В соответствии с п. 2.5.3 Документации анализ, рассмотрение и оценка заявок проводится в соответствии с приложением 3 "Методика анализа и оценки заявок на участие в конкурентном отборе" (далее - Методика).
Пунктом 1.2 Методики установлено следующее:
N |
Суть требования |
Документ, представляемый Участником |
Проверяемые сведения |
Перечень оснований для отклонения заявок |
1.2 |
Соответствие предложения Участника требованиям, указанным в пункте 1.4 Документации, в Приложении 1 "Проект договора" и Приложении 2 "Техническая часть" |
Техническое предложение (Форма 1.2) |
Сведения, указанные в Техническом предложении (Форма 1.2) с документальным подтверждением (согласно пункту 4.3.3 Документации) |
Несоответствие требованиям, указанным в пункте 1.4 Документации, в Приложении 1 "Проект договора" и Приложении 2 "Техническая часть".
|
Представители Организатора торгов пояснили, что при проведении анализа заявок на предмет соответствия состава заявок участников требованиям Документации оценивающими экспертами выявлено несоответствие условий технического предложения ООО "Кредо-С" требованиям Технического задания Документации и договора в части переноса (миграции) исторических данных из существующей системы электронного документооборота при внедрении новой системы электронного документооборота. В соответствии с требованиями пунктов 4 и 7.3 Технического задания и условиями договора исполнитель осуществляет миграцию исторических данных из текущей СЭД Заказчика в внедряемую СЭД. Согласно условиям Технического задания и договора заказчик обязан исключительно предоставить доступ к текущей СЭД для целей миграции исторических данных. Предложение Заявителя предполагает миграцию данных не силами исполнителя, а с привлечением сил Заказчика:
в разделе 1.4 технического предложения Заявителя в пункте 9 указано: "Специалисты Заказчика принимают оперативное и полноценное участие в миграции. Такие работы могут требовать полной загрузки сотрудников. Заказчик обеспечивает участие своих специалистов в процессе миграции";
в пункте 10 того же раздела технического предложения Заявителя указано: "Для разработки и тестирования миграции необходимо развернуть тестовый контур. Работы по разворачиванию необходимых стендов выполняют специалисты Заказчика".
Представители Организатора торгов также отметили, что согласно Техническому заданию требуется миграция файлов и документов с историей выполненных операций по документу, при этом Заявитель в своём техническом предложении не закладывает трудозатраты на миграцию истории, указывая в пункте 4 раздела 1.4 технического предложения: "трудоемкость на перенос других объектов системы не закладывается, в том числе не переносятся электронные подписи, права доступа, история изменения объектов, история согласования, старые версии документов... ".
Вместе с тем Комиссией СПб УФАС России установлено, что из содержания итогового протокола N 1/0095/20/2.1/0074062/ГЭнергоХ/К/ГОС/Э/20.11.2020 от 19.01.2021 не следует, что техническое предложение, представленное в составе заявки ООО "Кредо-С", не соответствует требованиям п.п. 4, 7.3 Технического задания Документации в части переноса (миграции) исторических данных из существующей системы электронного документооборота при внедрении новой системы электронного документооборота.
При этом, как следует из п. 7.78 Положения о закупках, по результатам анализа заявок и проверки информации об участниках конкурентной закупки организатор представляет комиссии информацию для принятия решений, в том числе предложения по отклонению заявки на участие в конкурентной закупке по основаниям, предусмотренным документацией о конкурентной закупке (извещением о проведении запроса котировок), а также в случае, если предложенная участником цена договора (товаров, работ, услуг, являющихся предметом конкурентной закупки), превышает начальную (максимальную) цену предмета конкурентной закупки (договора), указанную в извещении об осуществлении конкурентной закупки или документации о конкурентной закупке, а также по другим основаниям отклонения заявок, указанным в настоящем положении.
На основании п. 1.4.11 Положения о закупках решение закупочной комиссии оформляется протоколом, который должен быть подписан председателем закупочной комиссии и секретарем закупочной комиссии (при наличии).
Вместе с тем со стороны Организатора торгов не представлено документов, указывающих на то, что заявка ООО "Кредо-С" отклонена от участия в Закупке ввиду несоответствия технического предложения участника требованиям п.п. 4, 7.3 Технического задания Документации в части переноса (миграции) исторических данных из существующей СЭД при внедрении новой СЭД, и одновременно свидетельствующих о принятии непосредственно членами Закупочной комиссии Организатора торгов соответствующего решения.
Таким образом, Комиссия СПб УФАС России полагает неправомерным решение Закупочной комиссии Организатора торгов об отклонении заявки ООО "Кредо-С" от участия в Закупке, оформленное итоговым протоколом N 1/0095/20/2.1/0074062/ГЭнергоХ/К/ГОС/Э/20.11.2020 от 19.01.2021, как принятое в отсутствие нарушений участником положений Документации, в порядке, не соответствующем Документации и Положению о закупках.
Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Закупочной комиссии Организатора торгов по неправомерному отклонению заявки ООО "Кредо-С" от участия в процедуре Закупки в отсутствие нарушений участником положений Документации, в порядке, не соответствующем Документации, нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в предъявлении к участникам закупки требований, которые не указаны в документации о закупке, допущенное при проведении процедуры Закупки.
5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
1) Признать жалобу (от 29.01.2021 вх. N 3090/21) ООО "Кредо-С" на действия Закупочной комиссии Организатора торгов АО "Газпром закупки" (ИНН: 2460040655, ОГРН: 1022401804820) при проведении открытого конкурентного отбора в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по внедрению системы электронного документооборота ООО "Газпром энергохолдинг" с предоставлением простой (неисключительной) лицензии на право использования программы для ЭВМ для нужд ООО "Газпром энергохолдинг" 0074062 (извещение N 32009706300) обоснованной.
2) Признать в действиях Закупочной комиссии Организатора торгов АО "Газпром закупки" (ИНН: 2460040655, ОГРН: 1022401804820) нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в предъявлении к участникам закупки требований, которые не указаны в документации о закупке, допущенное путем неправомерного отклонения заявки ООО "Кредо-С" от участия в процедуре Закупки в отсутствие нарушений участником положений Документации, в порядке, не соответствующем Документации.
3) Организатору торгов АО "Газпром закупки" (ИНН: 2460040655, ОГРН: 1022401804820) и его Закупочной комиссии выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений, допущенных при проведении открытого конкурентного отбора в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по внедрению системы электронного документооборота ООО "Газпром энергохолдинг" с предоставлением простой (неисключительной) лицензии на право использования программы для ЭВМ для нужд ООО "Газпром энергохолдинг" 0074062 (извещение N 32009706300), путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения Закупки, повторного проведения процедуры рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с Документацией о Закупке, действующим Положением о закупках Организатора торгов и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
4) Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений в соответствии с резолютивной частью настоящего решения.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
09 февраля 2021 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
на основании решения Комиссии от 09.02.2021 N Т02-107/21 по жалобе на действия закупочной комиссии организатора торгов АО "Газпром закупки" при проведении открытого конкурентного отбора в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по внедрению системы электронного документооборота ООО "Газпром энергохолдинг" с предоставлением простой (неисключительной) лицензии на право использования программы для ЭВМ для нужд ООО "Газпром энергохолдинг" 0074062 (извещение N 32009706300, далее - Закупка), руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Организатору торгов АО "Газпром закупки" (ИНН: 2460040655, ОГРН: 1022401804820) и его закупочной комиссии выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений, допущенных при проведении открытого конкурентного отбора в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по внедрению системы электронного документооборота ООО "Газпром энергохолдинг" с предоставлением простой (неисключительной) лицензии на право использования программы для ЭВМ для нужд ООО "Газпром энергохолдинг" 0074062 (извещение N 32009706300), путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения Закупки, повторного проведения процедуры рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с документацией о Закупке, действующим положением о закупках организатора торгов и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 15 марта 2021 года с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 9 февраля 2021 г. (ключевые темы: конкурентная закупка - организатор торгов - система электронного документооборота - положение о закупке - участники закупок)
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 11.02.2021
Решением Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20 апреля 2021 г. по делу N А56-18007/2021, оставленным без изменения Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 августа 2021 г. N 13АП-17761/21 по делу N А56-18007/2021 настоящее решение признано недействительным