по результатам рассмотрения жалобы ООО "ТД "Камапромкабель" на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
12.04.2021 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе: <...> (далее - Комиссия ФАС России),
при участии представителей:
ПАО "Российские сети": <...>,
представители ООО "ТД "Камапромкабель", ООО "РТС-Тендер" на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате и времени рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлен надлежащим образом,
рассмотрев жалобу посредством системы видео-конференц-связи ООО "ТД "Камапромкабель" б/д б/н, перенаправленную письмом Московского УФАС России от 02.04.2021 N ЕО/18112/21, на действия (бездействие) заказчика ПАО "Российские сети" при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку самонесущего изолированного провода (СИП) до 35 кВ в 2021-2022 для нужд ПАО "Россети Сибирь", ОАО "МРСК Урала", АО "Россети Тюмень" (извещение N 32109965977), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба ООО "ТД "Камапромкабель" (далее - Заявитель) б/д б/н, перенаправленная письмом Московского УФАС России от 02.04.2021 N ЕО/18112/21, на действия (бездействие) заказчика ПАО "Российские сети" (далее - Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку самонесущего изолированного провода (СИП) до 35 кВ в 2021-2022 для нужд ПАО "Россети Сибирь", ОАО "МРСК Урала", АО "Россети Тюмень" (извещение N 32109965977) (далее - Конкурс, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением о закупке товаров, работ, услуг ПАО "Российские сети", утвержденным решением Совета Директоров ПАО "Россети" (протокол от 17.12.2018 N334) (далее - Положение о закупках).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
Извещение о проведении Конкурса, конкурсная документация (далее - Извещение, Документация) размещены в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 05.02.2021;
Начальная (максимальная) цена договора - 1 231 299 927,97 рублей;
Дата окончания подачи заявок - 01.03.2021;
Дата рассмотрения заявок - 12.03.2021;
Дата подведения итогов - 19.03.2021;
На участие в Конкурсе подано 16 заявок, из них 6 заявок признаны соответствующими требованиям Документации.
В целях всестороннего изучения представленных материалов Комиссией ФАС России объявлен перерыв с 07.04.2021 до 12.04.2021.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в ЕИС положении о закупке такого заказчика.
Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Заказчиком принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в закупке.
Представитель Заказчика с доводом Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положением о закупке и Документацией.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.
Частью 2 статьи 2 Закона о закупках установлено, что положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность Заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Пунктом 1.1.1 Документации установлено, что Документация подготовлена в соответствии с требованиями Закона о закупках, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими закупочную деятельность отдельных видов юридических лиц и Положением о закупке.
Согласно пункту 3.5.5 Документации описание участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, описание выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик осуществляется участником закупки в соответствии с требованиями части V "техническая часть" Документации по формами, установленными в части III "образцы форм для заполнения участниками закупки" Документации.
При этом в соответствии с пунктом 3.5.7 Документации при описании продукции участник закупки обязан подтвердить соответствие поставляемой продукции требованиям Документации в отношении всех показателей, которые в ней установлены.
Также пунктом 3.5.8 Документации установлено, что при описании продукции участником закупки должны указываться точные, конкретные, однозначно трактуемые и не допускающие двусмысленного толкования показатели, за исключением случаев, когда допускается представление описания в ином порядке в соответствии с требованиями к продукции, установленными в части V "техническая часть" Документации.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок от 31.03.2021 N 5/1975967 (далее - Протокол) Заявителю отказано в допуске к участию в Конкурсе на основании следующего: "участник не подтвердил требуемый ТЧКД гарантийный срок (пункт 6 инструкции по заполнению ТЧКД)".
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика пояснил, что Заявителю отказано в допуске к участию в Конкурсе на основании несоответствия технического предложения требованиям Документации, поскольку в техническом предложении Заявителя отсутствует информация о гарантийном сроке на предлагаемый к поставке товар, указанный в техническом задании Документации.
Согласно пункту 6 технического задания (инструкция по заполнению) Документации гарантийный срок на всю поставляемую продукцию исчисляется со дня подписания сторонами товарной накладной, и определяется заводом-изготовителем (не менее года).
При этом технические и функциональные требования к продукции, в том числе в соответствии с которыми участник закупки заполняет техническое предложение установлены разделом "технические требования к продукции".
Таким образом, изучив вышеуказанные положения Документации, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том, что Заказчиком принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Конкурсе, поскольку положениями Документации, в том числе инструкции по заполнению технического предложения не предусмотрено требования об указании участником закупки в техническом предложении гарантийного срока предлагаемого к поставке товара, при этом гарантийный срок не является характеристикой товара по предмету закупки.
Кроме того, представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России пояснил, что Заявителем в соответствии с положениями Документации в составе заявки представлено согласие Заявителя, в том числе с техническими и функциональными требованиями к товару по предмету закупки, а также указано, что предлагаемый Заявителем к поставке товар соответствует требованиям технического задания Документации, а также требованиям ГОСТ 31946-2012, в соответствии с которым гарантийный срок продукции составляет 3 года.
Вместе с тем представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России не представлено доказательств, подтверждающих правомерность отклонения Заказчиком заявки заявителя по вышеуказанным основаниям.
Кроме того, согласно Протоколу, ввиду отсутствия указания в техническом предложении гарантийного срока на предлагаемый к поставке товар, Заказчиком отклонены заявки N 7, 13, 15.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, отклонившего заявку Заявителя, ввиду отсутствия в техническом предложении указания гарантийного срока на предлагаемый к поставке товар, противоречат требованиям Положения о закупке и нарушают часть 6 статьи 3 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "ТД "Камапромкабель" (ИНН 5902043266, ОГРН 1175958018873) б/д б/н, перенаправленную письмом Московского УФАС России от 02.04.2021 N ЕО/18112/21, на действия (бездействие) заказчика ПАО "Российские сети" (ИНН: 7728662669, ОГРН: 1087760000019) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку самонесущего изолированного провода (СИП) до 35 кВ в 2021-2022 для нужд ПАО "Россети Сибирь", ОАО "МРСК Урала", АО "Россети Тюмень" (извещение N 32109965977) обоснованной.
Признать ПАО "Российские сети" нарушившим часть 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Выдать ПАО "Российские сети" обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 12.04.2021 N 223-ФЗ-178/21.
Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного оборонного заказа ФАС России материалы дела от 12.04.2021 N 223-ФЗ-178/21 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 16 апреля 2021 г. N 223-ФЗ-178/21
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 16.04.2021