по результатам рассмотрения жалобы ООО *
на действия Организатора торгов - Администрацию города Судака
Республики Крым
Резолютивная часть объявлена 07.04.2021 г.
Решение в полном объеме изготовлено 09.04.2021 г. г. Симферополь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия Крымского УФАС России) в составе:
Председатель Комиссии - *; члены Комиссии: *, *,
рассмотрев жалобу ООО * (далее - Заявитель) на действия организатора торгов - Администрацию города Судака Республики Крым (далее - Организатор торгов, Организатор конкурса) при проведении конкурса на право заключения договора о благоустройстве пляжа общего пользования на территории городского округа Судак Республики Крым (пляж СУ-04)
(далее - Конкурс),
в присутствии представителя Заявителя - * (доверенность б/н от 19.03.2021 г.)
в присутствии представителя организатора торгов - * (доверенность N 5 от 11.01.2021 г.), * (доверенность N 37 от 26.03.2021 г.),
в присутствии представителя заинтересованного лица ООО "*" - *(доверенность б/н от 26.03.2021 г.),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ
"О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 385/09 от 22.03.2021) на действия Организатора торгов при проведении открытого Конкурса.
Заявитель в своей жалобе указывает следующие доводы:
Обязательные условия конкурса (Перечень обязательных для размещения на пляже объектов, предназначенных для обеспечения безопасности людей на воде, а также объектов санитарно-гигиенического, рекреационного и иного назначения, количество каждого вида объекта и сроки установки), изложенные в Приложении 3, являющемся неотъемлемой частью Извещения от 10.02.2021 г., о проведении конкурса на право заключения договора о благоустройстве пляжа общего пользования на территории городского округа Судак Республики Крым, Организатором конкурса установлены с превышением предоставленных ему полномочий и прямо противоречат федеральному законодательству;
Организатор конкурса в нарушение требований регионального законодательства, регламентирующего проведение конкурсов - постановления Совета министров Республики Крым от 20 декабря 2016 года N 615
"О некоторых вопросах благоустройства пляжей" установил иные критерии оценки заявок в отсутствие таких полномочий.
Позднее Заявителем были представлены дополнительные доводы жалобы:
Наличие ранее заключенного в установленном законом порядке договора водопользования между уполномоченным органом и иным лицом не являющемся участником конкурса, что практически исключает возможность победителем конкурса исполнить взятые на себя обязательства по договору о благоустройстве пляжа СУ-04, указанные в пп. 2.3.4 п. 2.4 Договора о благоустройстве пляжа;
Земельный участок пляжа СУ-04 в силу закона является федеральной собственностью, распоряжение которым вправе осуществлять Российская Федерация в лице уполномоченного органа.
В ходе рассмотрения жалобы, изучения представленных документов и пояснений, Комиссией Крымского УФАС России установлено следующее.
Извещение о проведении конкурса на право заключения договора о благоустройстве пляжа общего пользования на территории городского округа Судак Республики Крым было размещено 10.02.2021 г. на сайте муниципального образования городской округ Судак в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://sudak.rk.gov.ru/, в государственной информационной системе Республики Крым на Портале Правительства Республики Крым, а также опубликовано в официальном печатном средстве массовой информации муниципального образования городской округ Судак Республики Крым - газете "Судакские вести" N 5 от 11.02.2021 г.
Порядок проведения конкурса определен Положением о порядке проведения конкурса на право заключения договора о благоустройстве пляжа общего пользования на территории городского округа Судак Республики Крым, утвержденным постановлением администрации города Судака N53 от 26.01.2017 года "О Порядке благоустройства пляжей общего пользования на территории городского округа Судак Республики Крым" с изменениями, внесенными постановлением администрации города Судака N105 от 03.02.2021 года
"О внесении изменений в постановление администрации города Судака N53 от 26.01.2017 г. "О Порядке благоустройства пляжей общего пользования на территории городского округа Судак Республики Крым" (далее - Порядок).
Конкурсная документация по проведению конкурса на право заключения договора о благоустройстве пляжа общего пользования на территории городского округа Судак Республики Крым в отношении пляжа СУ-04 утверждена протоколом N 02 от 09.02.2021 г. заседания комиссии по вопросам организации пляжного отдыха городского округа Судак Республики Крым.
В отношении первого довода Заявителя установлено следующее.
Заявитель в своей жалобе сообщает:
"Постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2014 г. N 1300 утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. Согласно п. 19 настоящего постановления такие виды нестационарных объектов как туалеты, кабинки для переодевания, оборудование, в том числе для санитарной очистки территории (урны и контейнеры ТБО), для организации обслуживания зон отдыха населения, в том числе на пляжных территориях, могут быть размещены только в прибрежных защитных полосах водных объектов_
_Организатор конкурса в нарушение требований ч. 2 ст. 448 Гражданского кодекса РФ в Извещении о проведении конкурса на право заключения договоров о благоустройстве пляжей общего пользования в городском округе Феодосия в 2021 г., не указал о существующих обременениях осуществления и иной хозяйственной деятельности, для пляжной территории (участка) N СУ-04, устанавливаемых водным законодательством в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Общество считает, что установленные Организатором конкурса обязательные условия конкурса для пляжной территории N СУ-04 по размещению на пляже указанных объектов, не соответствуют действующему федеральному законодательству. Заключения и исполнение договора о благоустройстве пляжа общего пользования между Организатором конкурса и победителем конкурса по участку N СУ-04 несет реальную угрозу нарушения прав и охраняемых законом интересов как Общества, так и определенного круга лиц".
Организатор конкурса, не согласившись с вышеуказанным доводом, пояснил следующее.
В соответствии с п. 6 Порядка, хозяйствующие субъекты, осуществляющие мероприятия по благоустройству пляжей общего пользования, определяются в результате проведения конкурсов на право заключения договора о благоустройстве пляжа общего пользования в городском округе Судак (далее - Конкурс). Положение о порядке проведения Конкурса приведено в приложении 2 к настоящему Порядку.
Согласно п. 3 Порядка, благоустройство пляжа общего пользования путем установки нестационарных объектов различного назначения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, выполнения установленных требований по обеспечению безопасности людей на водных объектах, а также законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения при устройстве, оборудовании и эксплуатации пляжей осуществляется хозяйствующими субъектами на основании договора о благоустройстве пляжа общего пользования (далее - Договор), типовая форма которого приведена в приложении 1 к Порядку.
Таким образом, право на установку нестационарных объектов различного назначения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство возникает у хозяйствующего субъекта по результатам Конкурса на основании и условиях, предусмотренных Договором о благоустройстве пляжа общего пользования.
Довод Заявителя о нарушении требований Земельного кодекса РФ и Постановления Правительства РФ от 3 декабря 2014 г. N 1300 не находит своего подтверждения, размещение объектов санитарно-гигиенического, рекреационного и иного назначения на территории пляжа в данном случае производится в ином порядке.
На основании вышеизложенного, первый довод Заявителя не нашел своего подтверждения и признан необоснованным.
Второй довод в ходе заседания комиссии Крымского УФАС России был снят Заявителем с рассмотрения.
В отношении третьего довода Заявителя установлено следующее.
Заявитель в своих дополнениях к жалобе сообщает:
"После подачи обществом жалобы в УФАС по Республике Крым и г. Севастополю о нарушениях при проведении конкурса проведенного Организатором конкурса 09.03.2021 г., результаты которого оформлены Протоколом 03/02 от 09.03.2021 г., заседания Комиссии, мне стало известно о том, что в границах сформированного и вынесенного ка конкурс Комиссией участка пляжа СУ-04, расположенного в г. Судак пгт. Новый Свет, ранее выданы разрешительные документы Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым на водопользование (договор водопользования) хозяйствующему субъекту, не являющемуся участником конкурса_
_Приложением 1 к Порядку благоустройства пляжей общего пользования на территории городского округа судак Республики Крым утвержденного постановлением 53 в новой редакции (изменения утверждены постановлением администрации от 03.02.2021 N 105), утверждена типовая форма договора о благоустройстве пляжа общего пользования заключаемого между Организатором конкурса и победителем конкурса. Согласно пп. 2.3.4 п. 2.4 договора пользователь пляжа (победитель конкурса) обязан оформить право пользования водным объектом на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование в соответствии с требованиями действующего законодательства. Наличие ранее заключенного в установленном законом порядке договора водопользования между уполномоченным органом и иным лицом не являющимся участником конкурса практически исключает возможность победителем конкурса исполнить взятые на себя обязательства по договору о благоустройстве пляжа СУ-04, указанные в пп. 2.3.4. п. 2.4 Договора о благоустройстве пляжа".
Организатор конкурса, не согласившись с вышеуказанным доводом, пояснил следующее.
В силу пункта 2.4.3 Договора о благоустройстве пляжа общего пользования Пользователь обязан оформить право пользования водным объектом на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В соответствии с п. 1 ст. 16 Водного кодекса Российской Федерации договор водопользования заключается по результатам аукциона, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно п. 2 ст. 16 Водного кодекса Российской Федерации договор водопользования заключается без проведения аукциона в случае приобретения права пользования в целях, предусмотренных пунктом 1 или 3 части 2 статьи 11 настоящего Кодекса, а также в случаях, установленных статьями 15,47, 49 и 50 настоящего Кодекса.
В свою очередь, в силу п. 1.1 ст. 59 Водного кодекса Российской Федерации использование акватории водных объектов, необходимой для эксплуатации пляжей правообладателем земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в границах береговой полосы водного объекта общего пользования, а также рекреационных целей физкультурно-спортивными организациями, туроператорами и турагентами, осуществляющими свою деятельность в соответствии с федеральными законами, организованного отдыха детей, ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов, осуществляется на основании договора водопользования, заключаемого без проведения аукциона.
Как усматривается из п. 2 Договора водопользования от 30.07.2019 г., предоставленного Заявителем, целью водопользования является: использование акватории водного объекта, необходимой для эксплуатации пляжа правообладателем земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в границах береговой полосы объекта общего пользования.
Таким образом, Договор водопользования от 30.07.2019 г., заключенный между Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым и
ИИ Череучук А.И., как правообладателем земельного участка, расположенного в границах береговой полосы общего пользования на акваторию водного объекта, необходимую ему для эксплуатации пляжа, не являющегося предметом конкурса, что в свою очередь не отменяет обязанности Пользователя пляжа оформить право пользования водным объектом необходимой ему для эксплуатации пляжа СУ-04.
Дополнительно присутствующий на заседании Комиссии Крымского УФАС России представитель Организатора конкурса пояснил, что существующий договор водопользования не является препятствием для исполнения Пользователем п. 2.4.3 Договора.
На основании вышеизложенного, третий довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
В отношении четвертого довода Заявителя о том, что земельный участок пляжа СУ-04 в силу закона является федеральной собственностью, распоряжение которым вправе осуществлять Российская Федерация в лице уполномоченного органа, установлено следующее.
Организатор конкурса, не согласившись с вышеуказанным доводом, пояснил.
Пляж СУ-04 образован Конкурсной комиссией в границах земельного участка с кадастровым номером 90:23:02:0101:1237 из категории земель - земли населенным пунктов, с видом разрешенного использования - земельные участки (территории) общего пользования, что не оспаривалось Заявителем.
Согласно выписке из ЕГРН об объекте недвижимости право собственности на земельный участок с кадастровым номером 90:23:02:0101:1237 зарегистрировано за муниципальным образованием городской округ Судак Республики Крым.
В соответствии с п. 6 ст. 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке. Лицо, указанное в государственном реестре в качестве правообладателя, признается таковым, пока в установленном законом порядке в реестр не внесена запись об ином.
Таким образом, четвертый довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
В соответствии с ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия Крымского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО * на действия организатора торгов - Администрацию города Судака Республики Крым при проведении конкурса на право заключения договора о благоустройстве пляжа общего пользования на территории городского округа Судак Республики Крым (пляж СУ-04) необоснованной;
Снять ограничение, наложенное уведомлениями исх. N 07/489 от 23.03.2021 г., исх. N 07/527 от 29.03.2021 г.
Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 7 апреля 2021 г. N 082/10/18.1-72/2021
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 09.04.2021