Руководствуясь Письмом ФАС России от 03.04.2020 г. N ИА/27903/20 "О дистанционном рассмотрении жалоб, проведения внеплановых проверок, рассмотрения обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее - Комиссия Архангельского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), в составе:
Председатель комиссии:
Малышева О.С. |
Врио заместителя руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок, |
Члены комиссии:
Вознесенская Н.В. |
Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок; |
Чирова Л.А. |
Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок; |
на основании статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
В присутствии представителей от:
Уполномоченного органа: Князевой П.С. (доверенность от 09.11.2021 N14);
Заказчика: директора Козлова В.А. (распоряжение от 10.01.2012 N01-л);
Заявитель уведомлен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своих представителей не направил.
УСТАНОВИЛА:
01 ноября 2021 года в Архангельское УФАС России поступила жалоба ООО "Реконструкция Северо-Запад" (далее - Заявитель) на действия заказчика - Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Архангельской области "Архангельский техникум водных магистралей имени С.Н.Орешкова" (далее - Заказчик), уполномоченного учреждения - ГАУ АО "Региональный центр по организации закупок" (далее - Уполномоченное учреждение) при проведении аукциона в электронной форме N32110722617 на право заключения договора на оказание услуг по организации дежурства (пост вахтера).
Содержание жалобы:
Обжалуются действия Заказчика, Уполномоченного учреждения в связи с несоответствием документации об аукционе Положению о закупках. Заявитель считает, что установлены незаконные требования к участникам закупки.
Указанное обстоятельство подпадает под основание для обжалования, определенное пунктом 1 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - ФЗ "О закупках").
Уполномоченным органом представлены возражения на жалобу от 08.11.2021 N89.
Комиссия Архангельского УФАС России согласно статье 18.1 Закона о защите конкуренции рассмотрела жалобу с учетом следующего.
ГАПОУ АО "Архангельский техникум водных магистралей имени С.Н.Орешкова" является заказчиком в понимании ФЗ "О закупках", который устанавливает общие принципы и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 2 ФЗ "О закупках", при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 ФЗ "О закупках" правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно части 2 статьи 2 ФЗ "О закупках" Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Из вышеизложенного следует, что ФЗ "О закупках" не содержит развернутых положений, касающихся порядка проведения конкретных процедур закупок, и оставляет данные вопросы на усмотрение заказчика.
На основании статьи 2 названного Федерального закона, в Учреждении принято Положение о закупках товаров, работ, услуг ГАПОУ АО "Архангельский техникум водных магистралей имени С.Н.Орешкова", утвержденное решением наблюдательного совета от 26.10.2020 (далее - Положение о закупках).
Положение является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и содержит требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, иные связанные с обеспечением закупки положения.
13.10.2021 Уполномоченным учреждением на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме N32110722617 и документация о закупке на право заключения договора на оказание услуг по организации дежурства (пост вахтера) (далее - документация о закупке).
Начальная (максимальная) цена договора - 3 074 760,00 руб.
15.10.2021, 27.10.2021 были внесены изменения в извещение и в документацию о закупке.
По мнению Заявителя, в документации об аукционе необходимо установить требование о предоставления участниками закупки протокола об одобрении крупной сделки.
В соответствии с пунктом 7 части 19.1 статьи 3.4 ФЗ "О закупках" в документации о конкурентной закупке заказчик вправе установить обязанность представления следующих информации и документов: копия решения о согласии на совершение крупной сделки или о последующем одобрении этой сделки, если требование о наличии указанного решения установлено законодательством Российской Федерации и для участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства заключение по результатам такой закупки договора либо предоставление обеспечения заявки на участие в такой закупке (если требование об обеспечении заявок установлено заказчиком в извещении об осуществлении такой закупки, документации о конкурентной закупке), обеспечения исполнения договора (если требование об обеспечении исполнения договора установлено заказчиком в извещении об осуществлении такой закупки, документации о конкурентной закупке) является крупной сделкой.
В документации об аукционе не установлено требование о предоставления участниками закупки протокола об одобрении крупной сделки.
Представитель Уполномоченного органа в заседании Комиссии Архангельского УФАС России пояснил, что закупка проводится для всех лиц, независимо от наличия или отсутствия у них статуса субъекта малого или среднего предпринимательства (далее - субъекты МСП). Участие в такой закупке субъектов МСП не придает ей статуса проводимой только среди субъектов МСП. Более того, заказчик не имеет права ограничивать круг участников закупки лишь субъектами МСП, поскольку не включен в перечень конкретных заказчиков, чьи проекты планов закупки товаров, работ, услуг, проекты планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, проекты изменений, вносимых в такие планы, до их утверждения подлежат проводимой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или созданными ими организациями оценке соответствия требованиям законодательства Российской Федерации, предусматривающим участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.04.2016 N 717-р, поскольку лишь включенные в указанный перечень заказчики могут проводить закупки, участниками которых будут являться только субъекты МСП.
Комиссия Архангельского УФАС России, проанализировав представленные материалы, отмечает, что в документации об аукционе не установлено требование об участии субъектов малого или среднего предпринимательства.
Таким образом, статья 3.4. ФЗ "О закупках" к отношениям по данной закупке неприменима.
Обязательного требования предоставления копии решения о согласии на совершение крупной сделки или о последующем одобрении этой сделки при проведении закупки на общих основаниях ни ФЗ "О закупках", ни Положение о закупке заказчика не содержит.
Следовательно, не установление в документации об аукционе требования о предоставления участниками закупки протокола об одобрении крупной сделки не противоречит Положению о закупке и ФЗ "О закупках".
Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.
Заявителя утверждает, что указанный в документации об аукционе порядок заключения договора нарушает ФЗ "О закупках".
В пункте 25 "Порядок заключения договора по результатам закупки; срок, в течение которого победитель или иной участник, с которым заключается договор, должен подписать договор; условия признания победителя или иного участника, с которым заключается договор, уклонившимся от заключения договора" раздела I "Общие положения" документации об аукционе установлено, что договор по результатам закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола, составленного по результатам закупки. В течение 10 (десяти) дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола, определяющего победителя закупки, победитель аукциона обязан подписать проект договора и представить подписанный экземпляр проекта договора (два экземпляра - в случае заключения договора в бумажной форме), заказчику.
Порядок заключения и исполнения договора регламентируется Положением о закупке. Эта норма закреплена в части 2 статьи 2 ФЗ "О закупках". Пунктами 2, 3, 4 статьи 44 раздела VII Положения о закупке заказчика установлено, что заказчик обязан направить проект договора победителю в срок не позднее 3 (трех) рабочих дней со дня подписания итогового протокола. Договор по результатам закупки заключается не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола, составленного но результатам конкурентной закупки. Датой заключения договора является дата подписания договора стороной, подписавшей договор последней.
Представитель Уполномоченного органа в заседании Комиссии Архангельского УФАС России пояснил, что подписание проекта договора только участником закупки не является заключением договора. Указанные сроки установлены для того, чтобы у заказчика на одиннадцатый день после публикации итогового протокола была возможность подписать тот проект договора, который был направлен участнику и возвращен последним заказчику подписанным.
Следовательно, указанные в документации об аукционе сроки заключения договора не противоречат ФЗ "О закупках" и Положению о закупках.
Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.
По мнению Заявителя, нарушен порядок обработки персональных данных.
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" допускается обработка персональных данных без согласия субъекта, если осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом. Согласно Закону N 223 размещенные в единой информационной системе (далее - ЕИС) и на сайте заказчика информация о закупке, положения о закупке, планы закупки должны быть доступны для ознакомления без взимания платы. В ЕИС ведется реестр участников закупок, реестр контрактов и договоров, в которые включается в том числе информация о фамилии, имени, отчестве поставщика (подрядчика, исполнителя), о месте его жительства, номерах телефонов, адресах электронной почты, идентификационном номере налогоплательщика и другие данные. Таким образом, обработка персональных данных участников закупки без получения их согласия на такую обработку не противоречит требованиям законодательства в области персональных данных. Указанная позиция подтверждается письмом Федеральной службы в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 21.09.2018 N 08-77473.
В разделе II "Формы для заполнения участникам закупки" документации об аукционе присутствует форма 3 "Декларация о соответствии участника аукциона в электронной форме требованиям, установленным документацией о закупке" (далее - форма 3).
Пункт 3 данной формы содержит следующее: "субъекты персональных данных, указанные в заявке участника закупки и приложениях к ней надлежащим образом уведомлены об осуществлении обработки их персональных данных ГАУ АО "РЦОЗ" с целью участия в аукционе в электронной форме на право заключения договора, в соответствии с законодательством Российской Федерации было получено согласие на обработку персональных данных физических лиц, указанных в заявке, в том числе право предоставления данных третьим лицам".
Как пояснил представитель Уполномоченного органа, в форме 3 идет речь о субъектах персональных данных, указанных в заявке участника, т.е. о частном случае, когда участник в составе заявки предоставляет персональные данные третьих лиц, например, своих работников. Подписанием формы 3 участник декларирует, что получил от своих работников или иных лиц, чьи персональные данные указаны в его заявке, их согласие на обработку персональных данных. Форму такого согласия участник определяет самостоятельно, как и объем персональных данных, которые он указывает в своей заявке. Требований о приложении подобных согласий на обработку персональных данных от третьих лиц документация о закупке не содержит.
Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что данная форма является рекомендуемой формой для заполнения, следовательно, является необязательной.
Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.
В соответствии с частью 13 статьи 3 ФЗ "О закупках" рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
Руководствуясь частями 17, 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135 ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Реконструкция Северо-Запад" необоснованной.
В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135\x{2011}ФЗ "О защите конкуренции" решение антимонопольного органа может быть обжаловано в Арбитражный суд Архангельской области в течение трех месяцев со дня принятия решения, в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии О.С. Малышева
Члены Комиссии Н.В. Вознесенская
Л.А. Чирова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области от 15 ноября 2021 г. N 65юл-21
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 15.11.2021