Комиссия УФАС по Республике Алтай по проведению внеплановой документарной проверки в составе:
_.,
с участием по ВКС представителя заказчика Администрации МО "Усть-Коксинский район" _. (доверенность от 11.01.2022 г.), старшего помощника прокурора Усть-Коксинского района _. (служебное удостоверение ТО N_), рассмотрела материалы внеплановой документарной проверки заказчика Администрации МО "Усть-Коксинский район" по соблюдению требований Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при расторжении муниципального контракта от 04.07.2019 г. N 15 на строительство общеобразовательной школы на 275 учащихся в с. Усть-Кокса Усть-Коксинского района Республики Алтай.
31.03.2022 г. поступило ходатайство ООО "Новострой" (вх. N1684) о рассмотрении материалов проверки в их отсутствие.
УСТАНОВИЛА:
В связи с поступившим поручением ФАС России NМЕ/49839-ПР/19 от 13.06.2019 г. о необходимости усиления контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе при осуществлении закупок в рамках реализации национальных проектов (п. 3 протокола заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 08.05.2019 г.) Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай на основании приказа N 33 от 28.03.2022 г. назначена внеплановая документарная проверка заказчика Администрации МО "Усть-Коксинский район" по соблюдению требований Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при расторжении муниципального контракта от 04.07.2019 г. N 15 на строительство общеобразовательной школы на 275 учащихся в с. Усть-Кокса Усть-Коксинского района Республики Алтай (принятие заказчиком уведомлений N594 от 05.03.2022 г. о расторжении муниципального контракта и N687 от 14.03.2022 г. об отмене уведомления N594 от 05.03.2022 г. о расторжении муниципального контракта).
Основанием для проведения проверки явилось обнаружение контрольным органом в сфере закупок признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, а именно пп. б) п. 3 ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 г. N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ч. 14 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В ходе проверки у Администрации МО "Усть-Коксинский район" запрошены: обеспечение ООО "Новострой" исполнения вышеназванного муниципального контракта, действующее в отношении обязательств подрядчика со 02.02.2022 г.; документы, подтверждающие получение ООО "Новострой" уведомлений N594 от 05.03.2022 г. о расторжении муниципального контракта и N687 от 14.03.2022 г. об отмене решения о расторжении контракта; скриншоты с ЕИС в сфере закупок, подтверждающие размещение уведомлений N594 от 05.03.2022 г. о расторжении муниципального контракта и N687 от 14.03.2022 г. об отмене решения о расторжении контракта; справка о готовности объекта по состоянию на 14.03.2022 г.; письменные возражения (пояснения) по выявленным признакам нарушения законодательства о контрактной системе.
Запрашиваемые документы поступили в управление 31.03.2022 г. от Администрации МО "Усть-Коксинский район" (вх. N 1669), от ООО "Новострой" (вх. N1684).
Комиссия, проведя внеплановую документарную проверку, заслушав доводы представителя заказчика, установила следующее.
По итогам электронного аукциона N 0377300008719000015 Администрацией МО "Усть-Коксинский район" с ООО "Новострой" 04.07.2019 г. заключен муниципальный контракт N 15 на строительство общеобразовательной школы на 275 учащихся в с. Усть-Кокса Усть-Коксинского района Республики Алтай (далее -контракт, муниципальный контракт). Данный контракт заключен в рамках НП "Образование".
29.01.2021 г. Администрацией МО "Усть-Коксинский район" и ООО "Новострой" на основании п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе заключено дополнительное соглашение N1 к контракту, которым изменен срок выполнения работ до 31.12.2021 г. (изменен п. 4.1.1 контракта) и срок действия контракта до 31.01.2022 г. (изменен п. 9.1 контракта).
По факту незаконности заключения данного дополнительного соглашения должностные лица заказчика и подрядчика, а также юридическое лицо (ООО "Новострой") привлечены УФАС по РА к административной ответственности по ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ (постановления N004/04/7.32-228/2021 от 09.07.2021 г.; N004/04/7.32-410/2021 и N 004/04/7.32-411/2021 от 30.11.2021 г. соответственно).
При анализе реестра контрактов ЕИС в сфере закупок Комиссией УФАС по РА установлено, что иные дополнительные соглашения, изменяющие срок выполнения подрядчиком работ по контракту или срок действия контракта, сторонами не заключались.
ООО "Новострой" обеспечило исполнение муниципального контракта банковской гарантией АО "Альфа-Банк" N03U15X от 28.07.2021 г., на срок до 01.03.2022 г.
Согласно справке и.о. главы администрации МО "Усть-Коксинский район" N605 от 05.03.2022 г. готовность объекта по муниципальному контракту на 02.03.2022 г. составляет 55%.
В связи с тем, что ООО "Новострой" в установленный срок не исполнило в полном объеме свои обязательства по контракту Администрация МО "Усть-Коксинский район":
- 03.02.2022 г. выставила в адрес подрядчика претензию N 296 с требованием выплатить неустойку в размере 128533,95 руб.;
- письмом N500/1 от 28.02.2022 г. уведомила подрядчика о необходимости предоставления нового обеспечения исполнения муниципального контракта, т.к. срок банковской гарантии АО "Альфа-Банк" N03U15X от 28.07.2021 г. заканчивается 01.03.2022 г.;
- письмом N594 от 05.03.2022 г. уведомила подрядчика о том, что на основании п.п. 1, 2 ст. 523 ГК РФ, ч.ч. 9, 15 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 9.6 контракта приняла решение о расторжении муниципального контракта.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 9.5 контракта предусмотрено, что его расторжение допускается по соглашению сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В связи с тем, что обязательства по контракту не исполнены ООО "Новострой" в полном объеме (подтверждается справкой N605 от 05.03.2022 г.), Комиссия УФАС по РА приходит к выводу о наличии у заказчика основания для одностороннего отказа от исполнения контракта.
Принимая во внимание, что данное решение принято заказчиком 05.03.2022 г. Комиссией УФАС по РА при осуществлении проверки применяется Закон о контрактной системе, в редакции N81 от 30.12.2021 г., действующей с 01.01.2022 г.
Пунктом 3 части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 г. N360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что с 01.01.2022 г. по 01.07.2022 г. в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого аукциона в электронной форме, заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе (в редакции данного Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" данного пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу данного Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" данного пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" данного пункта.
Частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что датой надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного данной частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
Решение N594 от 05.03.2022 г. об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта вручено Администрацией МО "Усть-Коксинский район" под роспись директору ООО "Новострой" 09.03.2022 г. (подтверждается распиской).
Вместе с тем, Комиссией УФАС по РА установлено, что данное решение не размещено Администрацией МО "Усть-Коксинский район" в разделе "Дополнительная информация о контрактах" ЕИС в сфере закупок.
Решение N594 от 05.03.2022 г. размещено заказчиком в реестре контрактов ЕИС в сфере закупок (реестровый номер контракта 3040600421419000010) 24.03.2022 г., т.е. позже срока, установленного пп. б) п. 3 ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 г. N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Размещение заказчиком в ЕИС в сфере закупок информации о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта позже установленного срока является нарушением пп. б) п. 3 ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 г. N360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и указывает на признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 7.32 КоАП РФ.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Письмом ФАС России от 14.03.2018 г. NРП/16764/18 "О рассмотрении обращения" разъяснено, что первым днем начала исчисления срока, установленного частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, будет день, следующий за днем надлежащего уведомления подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Следовательно, на одиннадцатый день с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта контракт считается расторгнутым. Если последний день десятидневного срока, в рамках которого подрядчик может устранить нарушения контракта, приходится на нерабочий день, то в соответствии со статьей 193 ГК РФ днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Следовательно, решение N594 от 05.03.2022 г. вступает в силу и контракт считается расторгнутым не ранее 22.03.2022 г. (19.03.2022 г. - десятый день срока с даты надлежащего уведомления ООО "Новострой" о принятом заказчиком решении, является субботой, переносится на первый рабочий день 21.03.2022 г.).
10.03.2022 г. ООО "Новострой" направило в адрес заказчика мотивированное возражение N 10/03/2022-1 на уведомление о расторжении контракта N594 от 05.03.2022 г., в котором изложило свои доводы о ненадлежащем исполнении заказчиком своих обязательств по контракту (не обеспечена надлежащим образом передача в производство работ измененной ПСД, получившей положительное заключение). ООО "Новострой" в возражениях указало, что работы на объекте остановлены. Заказчику предложено отменить решение N594 от 05.03.2022 г. о расторжении в одностороннем порядке контракта и обеспечить выполнение своих обязательств по контракту. Данное возражение получено главой Администрации МО "Усть-Коксинский район" 10.03.2022 г. под роспись.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 данной статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Комиссией УФАС по РА установлено, что 24.03.2022 г. заказчиком в реестре контрактов ЕИС в сфере закупок (реестровый номер контракта 3040600421419000010) размещено уведомление от 14.03.2022 г. N687 об отмене решения N594 от 05.03.2022 г. о расторжении муниципального контракта. Согласно данному уведомлению ООО "Новострой" продолжило выполнение строительных работ на объекте (подтверждается актами выполненных работ от 09.03.2022 г.), в связи с чем заказчиком 14.03.2022 г. на основании ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе принято решение об отмене не вступившего в силу уведомления N594 от 05.03.2022 г. о расторжении муниципального контракта.
Согласно расписке, уведомление от 14.03.2022 г. N687 вручено заказчиком под роспись директору ООО "Новострой" 16.03.2022 г.
ООО "Новострой" в письменных пояснениях (вх. N1684 от 31.03.2022 г.) указало, что с начала производства работ на объекте и по настоящее время наблюдается необходимость внесения изменений в ПСД с повторным прохождением государственной экспертизы. Заказчик 21.01.2022 г. обратился в Государственную экспертизу Республики Алтай с заявлением исх.N1725 от 19.01.2022 г. на проведение оценки соответствия в рамках экспертного сопровождения. Учитывая данные обстоятельства ООО "Новострой" направило в адрес заказчика письма N10/02/2022-1 от 10.02.2022 г. и N09/03/2022-4 от 09.03.2022 г. с просьбой подготовить расчет коэффициента корректировки цены контракта с последующим применением его к актам выполненных работ за период с 01.01.2021 г. по 31.12.2021 г. После корректировки цены контракта, определения остатка суммы неисполненных обязательств, подрядчиком будет предоставлено новое обеспечение исполнения муниципального контракта.
Администрацией МО "Усть-Коксинский район" в адрес УФАС по РА представлена справка N856 от 30.03.2022 г., согласно которой заказчиком приняты работы по муниципальному контракту на сумму 256411879,30 руб., что составляет 72,4% от цены контракта.
Комиссия УФАС по РА, рассмотрев информацию, размещенную 24.03.2022 г. в реестре контрактов ЕИС в сфере закупок по данному муниципальному контракту, установила, что в период с 29.01.2022 г. по 09.03.2022 г. заказчиком подписаны 19 актов выполненных работ (NN173-191 от 09.03.2022 г.).
На заседании Комиссии УФАС по РА представитель заказчика пояснила, что на сегодняшний день работы на объекте ведутся подрядчиком, акты выполненных работ после 09.03.2022 г. ООО "Новострой" не предъявлялись. Новое обеспечение исполнения контракта (взамен просроченной банковской гарантии АО "Альфа-Банк" N03U15X от 28.07.2021 г.) подрядчиком на 05.04.2022 г. не представлено. Дополнительные соглашения, продлевающие срок исполнения обязательств по контракту или срок действия контракта, после 29.01.2021 г. сторонами не заключались. По устной договоренности с подрядчиком работы по контракту должны быть завершены не позднее 30.04.2022 г.
Согласно требованиям ч.ч. 3, 7 ст. 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 данного Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. При этом срок действия независимой гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой независимой гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 данного Федерального закона. В ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе изменить способ обеспечения исполнения контракта и (или) предоставить заказчику взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта новое обеспечение исполнения контракта, размер которого может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7.2 и 7.3 данной статьи.
В п. 26 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного суда РФ 28.06.2017 г., указано, что непредставление поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения либо несоответствие представленного обеспечения требованиям законодательства о контрактной системе является по общему правилу основанием для признания заключенного контракта ничтожным.
Следовательно, ООО "Новострой" может исполнять муниципальный контракт (реестровый номер контракта 3040600421419000010) только после предоставления заказчику нового обеспечения исполнения контракта, что предусмотрено разделом 7 данного контракта и ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе.
В связи с тем, что на 14.03.2022 г. ООО "Новострой" не предоставило заказчику новое обеспечение исполнения контракта, т.е. не исполнило обязательства, предусмотренные п. 7.1 контракта, у Администрации МО "Усть-Коксинский район" отсутствовали правовые основания для отмены решения N594 от 05.03.2022 г. об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта.
Данные действия заказчика являются нарушением ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе и указывают на признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 7.32 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного Комиссия УФАС по РА, руководствуясь ст. 99 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 г. N1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", по результатам рассмотрения материалов внеплановой документарной проверки,
РЕШИЛА:
1. Признать заказчика Администрацию МО "Усть-Коксинский район" нарушившим пп. б) п. 3 ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 г. N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ч. 14 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в связи с размещением в реестре контрактов ЕИС в сфере закупок (реестровый номер контракта 3040600421419000010) позже установленного срока уведомления N594 от 05.03.2022 г. о расторжении муниципального контракта, а также принятием решения N687 от 14.03.2022 г. об отмене уведомления N594 от 05.03.2022 г. о расторжении муниципального контракта при условии не предоставления ООО "Новострой" нового обеспечения исполнения данного муниципального контракта.
2. Передать материалы проверки должностному лицу управления для возбуждения административного производства по ч. 6 ст. 7.32 КоАП РФ в отношении должностного лица заказчика, допустившего вышеуказанные нарушения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай от 5 апреля 2022 г. N 10 (ключевые темы: односторонний порядок - исполнение контракта - расторжение муниципального контракта - антимонопольный орган - надлежащее извещение)
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 05.04.2022