Решение Кемеровского областного суда от 14 ноября 2012 г. N 3-131/12
Кемеровский областной суд рассмотрев в открытом судебном заседании 14 ноября 2012 года в г. Кемерово гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании недействующим постановления Губернатора Кемеровской области N 38 ПГ от 26 июля 2012 года "Об определении видов разрешенной охоты в охотничьих угодьях на территории Кемеровской области на основе Правил охоты, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения" в части п. 6 Приложения N 2 установил:
26 июля 2012 года Губернатором Кемеровской области принято постановление N 38 ПГ "Об определении видов разрешенной охоты в охотничьих угодьях на территории Кемеровской области на основе Правил охоты, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения". К постановлению имеется два Приложения. Приложение N 2 "Параметры осуществления охоты в охотничьих угодьях на территории Кемеровской области, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения содержит пункты 6 и 10 следующего содержания:
"При осуществлении охоты запрещается применение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом и охотничьего огнестрельного комбинированного оружия (нарезного и гладкоствольного), в том числе со сменными и вкладными нарезными стволами, а также пневматического оружия за исключением случаев:
1) использования охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом калибра не менее 7 мм (но не более 12 мм) и длиной патронника не менее 51 мм при осуществлении охоты на бурого медведя, кабана, лося, марала, косулю сибирскую, росомаху, а также бобра в осенний период;
2) использования охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом калибра не менее 5 мм (но не более 10 мм) и длиной патронника не менее 39 мм при осуществлении охоты на косулю сибирскую, а также бобра в осенний период;
3) использования охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом калибра не менее 5 мм (но не более 7 мм) и длиной патронника не менее 39 мм при осуществлении охоты на сурка в летний период, на бобра в осенний период, на косулю сибирскую, глухаря, тетерева в осенне-зимний период;
4) использования охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом калибра 5,6 мм под патрон кольцевого воспламенения при осуществлении охоты на соболя, белку обыкновенную, рябчика;
5) осуществления охоты в целях регулирования численности охотничьих ресурсов".
Пункт 10: "Запрещается использование механических транспортных средств и летательных аппаратов для преследования, выслеживания и поиска охотничьих животных, за исключением осуществления охоты в целях регулирования численности охотничьих ресурсов".
Постановление Губернатора Кемеровской области вместе с приложениями опубликовано в газете "Кузбасс" 10.08.2012 г.
ФИО1, имеющий охотничий билет серии 42 N, выданный Департаментом по охране объектов животного мира Кемеровской области ЧЧ ММ ГГГГ, обратился в суд с заявлением о признании недействующим постановления Губернатора Кемеровской области N 38 ПГ от 26 июля 2012 года "Об определении видов разрешенной охоты в охотничьих угодьях на территории Кемеровской области на основе Правил охоты, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения" в части п. 6 Приложения N 2, которым фактически введены запрещения на охоту охотничьим огнестрельным оружием с нарезным стволом для охоты на барсука и лисицу.
Оспариваемый нормативный акт, по мнению заявителя, противоречит п. 53.3 Правил охоты, утвержденных Приказом Минприроды России от 16.11.2010 "Об утверждении Правил охоты", содержащему запрещения применения охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом для охоты на пернатую дичь, за исключением осуществления охоты на горную и боровую дичь в сроки, указанные в п. 41 настоящих Правил и п. 4 ч. 1 ст. 33 ФЗ от 24.07.2009 г N 209-ФЗ "Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Орган государственной власти субъекта Российской Федерации наделен полномочиями в том числе в части определения видов разрешенной охоты и параметров осуществления охоты в охотничьих угодьях на территории субъекта Российской Федерации. Оспариваемый нормативный правовой акт в части п. 6 Приложения принят с превышением пределов полномочий Губернатора Кемеровской области, с нарушением процедуры принятия, т.к. не прошел согласования с Управлением Росприроднадзора по Кемеровской области. Нарушает его право в части использования для охоты охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом для охоты на барсука и лисицу.
В судебное заседание заявитель ФИО1 не явился, просил суд рассмотреть заявление в его отсутствие. О судебном заседании заявитель извещен надлежащим образом, что подтверждается телефонограммой.
В соответствии с положениями части 3 статьи 167 ГПК РФ о возможности рассмотрения дела в отсутствие лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя ФИО1
Представители заинтересованного лица Губернатора Кемеровской области ФИО2 и ФИО3, действующие на основании доверенностей, просили в удовлетворении заявления отказать, указывая на то, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Губернатором Кемеровской области в пределах полномочий, с соблюдением процедуры согласования в соотвествии с нормами федерального законодательства. Пункт 10 Приложения оспариваемого постановления Губернатора Кемеровской области был принят до внесения изменений в Правила охоты. В настоящее время начата процедура по исключению 10 пункта из Постановления Губернатора.
Выслушав представителей заинтересованного лица Губернатора Кемеровской области, заключение прокурора ФИО4 полагавшего заявление удовлетворить, проверив оспариваемый нормативный правовой акт на соответствие нормам федерального законодательства и иным нормативным правовым актам, большую юридическую силу, суд приходит в к выводу, что заявление подлежит удовлетворению в соотвествии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ по следующим основаниям.
Согласно пунктам "в" и "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно ст. 3 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Закон от 24.07.2009 г N 209-ФЗ):
Правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соотвествии с п. 4 ч. 1 ст. 33 Закона от 24.07.2009 г N 209-ФЗ Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление ряд полномочий, в том числе в части определения видов разрешенной охоты и параметров осуществления охоты в охотничьих угодьях на территории субъекта Российской Федерации, а в соотвествии со ст. Федерального Закона от 24.04.1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" субъектам Российской Федерации переданы полномочия на территории субъекта Российской Федерации ограничить либо запретить использование объектов животного мира в целях охраны и воспроизводства.
Согласно ст. 45 и 46 Устава Кемеровской области, принятого Законодательным собранием Кемеровской области 9 апреля 1997 года (в редакции от 26.06.2012) Губернатор Кемеровской области является высшим должностным лицом Кемеровской области и осуществляет полномочия в соотвествии с федеральным законодательством и законодательством Кемеровской области.
Согласно статье 32 Закона Кемеровской области от 23 июня 2003 года 33-ОЗ "О законодательной деятельности в Кемеровской области" официальным источником опубликования законов Кемеровской области является, в том числе и газета "Кузбасс".
Согласно статьи 3 Закона Кемеровской области от 28.06.2010 г. N 80-ОЗ "Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов" (в редакции от 02.07.2012 N 64-ОЗ) к полномочиям Губернатора Кемеровской области в сфере охоты и сохранении охотничьих ресурсов относятся:
1) осуществление законодательного регулирования в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов, в том числе путем принятия отдельных законов Кемеровской области об отнесении к охотничьим ресурсам млекопитающих и (или) диких птиц, не предусмотренных частями 1 и 2 статьи 11 Федерального закона; об установлении охотничьих ресурсов, в отношении которых допускается осуществление промысловой охоты;
(в ред. Закона Кемеровской области от 02.07.2012 N 64-ОЗ)
2) утверждение в составе областного бюджета расходов на реализацию мероприятий в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов;
3) осуществление контроля за исполнением законов Кемеровской области в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов;
4) осуществление иных полномочий в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Законом и иными законами Кемеровской области.
В целях обеспечения охотничьих ресурсов и их рационального использования и Губернатором Кемеровской области было принято оспариваемое постановление, в котором были на основании Правил охоты были определены виды разрешенной охоты в охотничьих угодьях и параметры осуществления охоты на территории Кемеровской области.
В соответствии ч. 1 и 5 ст. 23 Закона от 24.07.2009 г N 209-ФЗ основой осуществления охоты и сохранения охотничьих ресурсов являются правила охоты. На основе правил охоты высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) определяет виды разрешенной охоты и параметры осуществления охоты в соответствующих охотничьих угодьях. Из анализа ч. 2 ст. 23 Закона от 24.07.2009 г N 209-ФЗ усматривается, что параметрами охоты являются:
1) ограничения охоты, предусмотренные статьей 22 настоящего Федерального закона;
2) требования к охоте на копытных животных;
3) требования к охоте на медведей;
4) требования к охоте на пушных животных;
5) требования к охоте на боровую дичь, степную и полевую дичь, болотно-луговую дичь, водоплавающую дичь, горную дичь и иную дичь;
6) требования к охоте с собаками охотничьих пород и ловчими птицами;
7) требования к отлову и отстрелу охотничьих ресурсов;
8) требования к сохранению охотничьих ресурсов, в том числе к регулированию их численности;
9) требования к продукции охоты;
10) иные параметры осуществления охоты.
В целях обеспечения сохранения охотничьих ресурсов и их рационального использования согласно ст. 22 Закона от 24.07.2009 г N 209-ФЗ могут устанавливаться следующие ограничения охоты:
1) запрет охоты в определенных охотничьих угодьях;
2) запрет охоты в отношении отдельных видов охотничьих ресурсов;
3) запрет охоты в отношении охотничьих ресурсов определенных пола и возраста;
4) установление допустимых для использования орудий охоты, способов охоты, транспортных средств, собак охотничьих пород и ловчих птиц;
5) определение сроков охоты;
6) иные установленные в соответствии с федеральными законами ограничения охоты.
Пункт 53.3 Правил охоты, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.11.2010 N 512" (Зарегистрировано в Минюсте России 08.10.2012 N 25628), с внесенными изменениями Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации приказом от 05 сентября 2012 года N 262 "О внесении изменений в правила охоты, утвержденные приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.11.2010 N 512, вступившими в силу с 28.10.21012 года содержит запрещение по применению охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом для охоты на пернатую дичь, за исключением осуществления охоты на горную и боровую дичь в сроки, указанные в п. 41 настоящих Правил.
Из анализа указанных выше норм суд усматривает, что запрет на использование охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом предусмотрен Правилами охоты, утвержденными приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.11.2010 N 512.
Пункт 6 оспариваемого постановления о запрете применения охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом и охотничьего огнестрельного комбинированного оружия (нарезного и гладкоствольного), в том числе со сменными и вкладными нарезными стволами, а также пневматического оружия за исключением случаев фактически регулирует отношения об обороте охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом и охотничьего огнестрельного комбинированного оружия.
В соответствии со ст. 13 ФЗ "Об оружии" спортивное и охотничье огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие и охотничье пневматическое оружие имеют право приобретать граждане Российской Федерации, которые имеют охотничьи билеты или членские охотничьи билеты.
Ограничения на использование при охоте охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом и охотничьего огнестрельного комбинированного оружия (нарезного и гладкоствольного), в том числе со сменными и вкладными нарезными стволами, а также пневматического оружия за исключением случаев не соответствуют Правилами охоты, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.11.2010 N 512, уже содержащим запрещения по применению указанного вида оружия..
Из преамбулы Федерального закона "Об оружии" следует, что данный Закон регулирует правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации, направлен на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности, охрану природы и природных ресурсов.
Оборот оружия и основных частей огнестрельного оружия включает в себя производство оружия, торговлю оружием, продажу, передачу, приобретение, коллекционирование, экспонирование, учет, хранение, ношение, перевозку, транспортирование, а также его использование.
Нормы ст. 24 ч. 4 Федерального закона "Об оружии" не запрещают использование такого оружия, а лишь предусматривают необходимость принятия правил использования спортивного и охотничьего оружия, разрешенного к использованию в данном случае законом.
ФЗ "О животном мире" не является основополагающим, указанный Закон является специальным Законом об использовании и охране объектов животного мира для удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан Российской Федерации.
В связи с этим является несостоятельным довод заинтересованных лиц о том, что право на введение ограничений по применю охотничьего оружия предусмотрено ст. 6 Федерального закона от 24 04.1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" о введении на территории субъекта Российской Федерации ограничений и запретов на использование объектов животного мира наряду нормативно правовыми актами, регулирующими отношения в области охоты и охотничьего хозяйства и относятся к полномочиям губернатора и в части того, что это запрещение входит в понятие параметры осуществления охоты.
Введенное ограничение не может противоречить Федеральному закону "Об оружии". Таким образом, Губернатор Кемеровской области не может вводить ограничения по применению охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом.
Поскольку и п. 6 Приложения N 2 оспариваемого Постановления применяется на территории Кемеровской области, то его следует признать недействующим со дня вступления решения суда в силу.
Пункт 10 оспариваемого постановления содержит запрещение на использование механических транспортных средств и летательных аппаратов для преследования, выслеживания и поиска охотничьих животных, за исключением осуществления охоты в целях регулирования численности охотничьих ресурсов подлежит признании недействующим с момента вступления решения суда в законную силу, поскольку он противоречит и не соответствует пункту 53.1. Правил охоты, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.11.2010 N 512" (Зарегистрировано в Минюсте России 08.10.2012 N 25628), с внесенными изменениями Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации приказом от 05 сентября 2012 года N 262 "О внесении изменений в правила охоты, утвержденные приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.11.2010 N 512, вступившими в силу с 28.10.21012 года, который изложен в следующей редакции:
"нахождение в охотничьих угодьях в (на) механических транспортных средствах, летательных аппаратах, а также плавательных средствах с включенным мотором, в том числе не прекративших движение по инерции после выключения мотора, с расчехленным или заряженным или имеющим патроны (снаряды) в магазине охотничьим огнестрельным (пневматическим) оружием, за исключением случаев, указанных в пункте 59 настоящих Правил, а также отлова охотничьих животных в целях осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности".
Таким образом, Правила охоты содержат запрещения по нахождению транспортных, плавательных средств и летательных аппаратов в охотничьих угодьях.
Довод заявителя о том, оспариваемый нормативный правой акт принят с нарушением процедуры принятия, т.к. не прошел согласования с Управлением Росприроднадзора по Кемеровской области не нашел подтверждение в судебном заседании, поскольку опровергнут заинтересованными лицами, представившими доказательства прохождения согласования с полномочным органом Управлением Росприроднадзора в Кемеровской области (л.д. 27-28).
В соответствии с ч. 3 ст. 253 ГПК РФ решение суда подлежит публикации в газете "Кузбасс".
Руководствуясь ст. ст. 194-199,253 ГПК РФ, суд решил:
Заявление ФИО1. удовлетворить.
Признать недействующим постановление Губернатора Кемеровской области N 38 ПГ от 26 июля 2012 года "Об определении видов разрешенной охоты в охотничьих угодьях на территории Кемеровской области на основе Правил охоты, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения" в части п. 6 Приложения N 2:
"При осуществлении охоты запрещается применение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом и охотничьего огнестрельного комбинированного оружия (нарезного и гладкоствольного), в том числе со сменными и вкладными нарезными стволами, а также пневматического оружия за исключением случаев:
1) использования охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом калибра не менее 7 мм (но не более 12 мм) и длиной патронника не менее 51 мм при осуществлении охоты на бурого медведя, кабана, лося, марала, косулю сибирскую, росомаху, а также бобра в осенний период;
2) использования охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом калибра не менее 5 мм (но не более 10 мм) и длиной патронника не менее 39 мм при осуществлении охоты на косулю сибирскую, а также бобра в осенний период;
3) использования охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом калибра не менее 5 мм (но не более 7 мм) и длиной патронника не менее 39 мм при осуществлении охоты на сурка в летний период, на бобра в осенний период, на косулю сибирскую, глухаря, тетерева в осенне-зимний период;
4) использования охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом калибра 5,6 мм под патрон кольцевого воспламенения при осуществлении охоты на соболя, белку обыкновенную, рябчика;
5) осуществления охоты в целях регулирования численности охотничьих ресурсов" с момента вступления решения в силу,
пункта 10: "Запрещается использование механических транспортных средств и летательных аппаратов для преследования, выслеживания и поиска охотничьих животных, за исключением осуществления охоты в целях регулирования численности охотничьих ресурсов" с 28 октября 2012 года.
Решение суда подлежит публикации в газете "Кузбасс" в течение 5 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: |
|
Копия верна.
Решение вступило в законную силу 20.02.2013 года.
Судья Кемеровского областного суда: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Кемеровского областного суда от 14 ноября 2012 г. N 3-131/12
Текст решения предоставлен Кемеровским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника