Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия, антимонопольный орган) в составе:
рассмотрев посредством системы видеоконференции "True Conf" в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014) жалобу ООО "П" на действия заказчика МКУ "Имущественная казна города Тобольска" при проведении электронного аукциона на разработку проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства (реестровый номер закупки 0167300000822000195),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Тюменское УФАС России) 01.07.2022 поступила жалоба ООО "П" на действия заказчика МКУ "Имущественная казна города Тобольска" при проведении электронного аукциона на разработку проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным статьёй 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заявителя, заказчика, уполномоченного органа. Информация о содержании жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Заявитель в поступившей жалобе указывает, что требование заказчика о подготовке проектной документации по сносу (демонтажу) объекта капитального строительства только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования, не соответствует положениям Градостроительного кодекса РФ, противоречит принципу обеспечения конкуренции.
Заказчиком представлены письменные возражения на жалобу заявителя, которые приобщены к материалам дела. Заказчик просит признать жалобу заявителя необоснованной.
Уполномоченным органом представлены письменные возражения на жалобу заявителя, которые приобщены к материалам дела. Уполномоченный орган просит признать жалобу заявителя необоснованной.
Исследовав материалы дела и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что Управление закупок Администрации города Тобольска являясь уполномоченным органом, выступило организатором проведения электронного аукциона на разработку проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства, с начальной (максимальной) ценой контракта 263 000,00 рублей, в интересах заказчика Департамента городской среды Администрации города Тобольска.
Информация об электронном аукционе была размещена 27.06.2022 на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167300000822000195.
Адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" определенной для проведения электронного аукциона https://etpgpb.ru
Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе предусмотрено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, а именно, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта. Заказчик, осуществляющий деятельность на территории иностранного государства, также указывает информацию о валюте, используемой для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, для оплаты поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, и порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок.
Требования предъявляемые к участникам закупки, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, установлены в приложении N 4 к извещению об осуществлении закупки, а именно:
В соответствии с частью 4 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) работы по договорам о подготовке проектной документации должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 4.1 статьи 48 ГрК РФ.
Участник закупки подтверждает свое соответствие установленному требованию следующими документами: действующая выписка из реестра членов саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, по форме, утвержденной Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.03.2019 N 86.
Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что в рамках рассматриваемого дела не обладает полномочиями по разъяснению и толкованию отраслевого законодательства (в данном случае, градостроительного), а осуществляет правовую оценку соблюдения субъектами контроля исключительно требований законодательства о контрактной системе.
По результатам изучения извещения об осуществлении закупки, а также представленных в материалы дела документов, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к следующему.
Частью 1 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации, рабочей документации (в том числе путем внесения в них изменений в соответствии с настоящим Кодексом) применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) земельного участка, а также раздела проектной документации "Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства" при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных частью 12.2 настоящей статьи.
Частью 4 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что работы по договорам о подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договоры подряда на подготовку проектной документации), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Частью 13 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой на экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются Правительством РФ.
Во исполнение требований части 13 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ принято Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию", при этом, Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 установлены требования к содержанию проектной документации.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 предусмотрено, что настоящее Положение устанавливает состав разделов проектной документации и требования к содержанию этих разделов:
а) при подготовке проектной документации на различные виды объектов капитального строительства;
б) при подготовке проектной документации в отношении отдельных этапов строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства.
Частью 2 статьи 55.30 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что в целях сноса объекта капитального строительства застройщик или технический заказчик обеспечивает подготовку проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства в качестве самостоятельного документа, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 8 настоящей статьи. Подготовка проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства осуществляется специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования, сведения о котором включены в национальный реестр специалистов в области архитектурно-строительного проектирования.
Частью 5 статьи 55.30 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что требования к составу и содержанию проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства устанавливаются Правительством РФ.
Во исполнение требований части 5 статьи 55.30 Градостроительного кодекса РФ принято Постановление Правительства РФ от 26.04.2019 N 509 "Об утверждении требований к составу и содержанию проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства".
Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 26.04.2019 N 509 предусмотрено, что проект организации работ по сносу объекта капитального строительства состоит из текстовой и графической частей, при этом, Постановлением Правительства РФ от 26.04.2019 N 509 установлены требования к содержанию проекта.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к следующим выводам:
1) подготовка проектной документации и проекта организации работ являются самостоятельными видами работ, имеющие различные цели и самостоятельное правовое регулирование, поскольку работы по подготовке проектной документации проводятся для обеспечения строительства, реконструкции и капитального ремонта, в то время, как для подготовки проекта, работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту не предусмотрены.
2) из анализа части 4 статьи 48 и части 2 статьи 55.30 Градостроительного кодекса, Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 и Постановления Правительства РФ от 26.04.2019 N 509 следует, что проектная документация и проект организации работ по сносу объекта капитального строительства являются самостоятельными и абсолютно никак не связанными между собой документами. Исключение составляет пункт 24 Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 87, в котором указывается, что проект организации работ по сносу или демонтажу объекта капитального строительства является седьмым разделом проектной документации (в случае необходимости сноса (демонтажа) объекта или части объекта капитального строительства в связи со строительством или реконструкцией).
То обстоятельство, что проект по сносу объекта капитального строительства включен в качестве седьмого раздела проектной документации (в случае необходимости сноса (демонтажа) объекта или части объекта капитального строительства в связи со строительством или реконструкцией) и соответственно является только составной частью проектных работ, само по себе не свидетельствует о том, что участник закупки в рамках выполнения работ по подготовке проекта на снос (статья 55.30 Градостроительного кодекса РФ) должен являться членом СРО.
3) часть 4 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ предусматривает, что работы по подготовке проектной документации должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами СРО в области архитектурно-строительного проектирования, в то время, как из анализа части 2 статьи 55.30 Градостроительного кодекса РФ следует, что подготовка проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства осуществляется специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования, сведения о котором включены в национальный реестр специалистов в области архитектурно-строительного проектирования, при этом, в части 2 статьи 55.30 Градостроительного кодекса РФ требование о наличии у индивидуального предпринимателя или юридического лица членства в СРО отсутствует.
Таким образом, заказчиком в извещении об осуществлении закупки неправомерно установлено требование, о наличии у участника закупки членства в СРО в области архитектурно-строительного проектирования, и представлении в составе заявки действующей выписки из реестра членов саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, по форме, утвержденной Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.03.2019 N 86.
В действиях заказчика усматривается нарушение пункта 1 части 1 статьи 31, части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Учитывая существенный характер допущенного заказчиком нарушения Закона о контрактной системе, в этой связи, Комиссия Тюменского УФАС России решила выдать в адрес заказчика, уполномоченного органа, оператора электронной площадки обязательное для исполнения предписание об отмене всех протоколов составленных в ходе проведения закупки, внесении изменений в извещение об осуществлении закупки с учетом позиции изложенной в настоящем решении по делу, продлении срока подачи заявок и проведении дальнейшей процедуры закупки в соответствии с законодательством о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктами 3.34, 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы (утв. приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014),
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "П" на действия заказчика МКУ "Имущественная казна города Тобольска" при проведении электронного аукциона на разработку проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства (реестровый номер закупки 0167300000822000195) обоснованной.
2. Признать заказчика МКУ "Имущественная казна города Тобольска" нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 31, части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать в адрес заказчика, уполномоченного органа, оператора электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ответственного должностного лица.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 8 июля 2022 г. N 072/06/44/107/2022
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 08.07.2022