по результатам рассмотрения жалобы ООО "Альфа"
на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг
в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ
"О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
15.10.2021 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия ФАС России) в составе:<...>,
при участии представителей:
ОАО "РЖД": <...>,
ООО "Альфа": <...>,
представители ООО "РТС-тендер" на заседание Комиссии ФАС России
не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев посредством системы видео-конфренц-связи жалобу
ООО "Альфа" от 08.10.2021 N 125 на действия (бездействие) заказчика
ОАО "РЖД" при проведении открытого аукциона в электронной форме
N 3807/ОАЭ-ДКСС/21 на право заключения договора на поставку и монтаж оборудования электротехнического для хозяйства электрификации
и электроснабжения ОАО "РЖД" (извещение N 32110511914), в соответствии
со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции)
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба ООО "Альфа" (далее - Заявитель)
от 08.10.2021 N 125 на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД"
(далее - Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме
N 3807/ОАЭ-ДКСС/21 на право заключения договора на поставку и монтаж оборудования электротехнического для хозяйства электрификации
и электроснабжения ОАО "РЖД" (извещение N 32110511914)
(далее - Аукцион, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
(далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным
в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок
в соответствии с Законом о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации,
Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2
Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением
о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "РЖД", утвержденным решением совета директоров ОАО "РЖД" (редакция от 02.07.2021 N 31)
(далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение
об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки
и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
Извещение о проведении Аукциона, закупочная документация
(далее - Извещение, Документация) размещены в ЕИС - 29.07.2021;
Начальная (максимальная) цена договора - 283 800 000 рублей;
Дата окончания подачи заявок - 17.08.2021;
Дата рассмотрения заявок - 31.08.2021;
На участие в Аукционе подано 3 заявки от участников Аукциона,
из них 1 заявка на участие в закупке признана соответствующей требованиям Документации;
Дата подведения итогов Аукциона - 02.09.2021.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган
в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном
и размещенном в единой информационной системе Положении о закупке такого заказчика.
Из Жалобы следует, что при проведении Аукциона Заказчиком
неправомерно не направлен проект договора в адрес Заявителя в срок, установленный Законом о закупках.
Представитель Заказчика с доводом Жалобы не согласился и сообщил,
что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии
с требованиями законодательства Российской Федерации, положением
о закупке и Документацией.
Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.
Частью 15 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что договор
по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки.
Аналогичное положение установлено пунктом 3.18.2 Положения
о закупке.
Подпунктом 3 пункта 3.9.1 Документации установлено, что Аукцион признается несостоявшимся, в том числе в случае, если по итогам рассмотрения аукционных заявок на участие в Аукционе (в том числе в части отдельных лотов) допущен один участник.
Пунктом 3.9.3 Документации установлено, что если Аукцион
(в том числе в части отдельных лотов) признан несостоявшимся вследствие поступления аукционной заявки от одного участника закупки, с таким участником при условии, что он будет допущен к участию в Аукционе
(в том числе в части отдельных лотов) и его аукционная заявка соответствует требованиям, изложенным в аукционной документации, а также
с единственным допущенным к Аукциону (в том числе в части отдельных лотов) участником, с участником, который один явился на Аукцион
(в том числе в части отдельных лотов), может быть заключен договор
в порядке, установленном нормативными документами Заказчика.
При этом согласно пункту 3.18.4 Документации Заказчик в течение 7 (семи) рабочих дней с даты размещения итогового протокола на сайтах,
а в случае, если договор заключается с единственным участником, допущенным к участию в Аукционе (в случае, если принято решение
о заключении договора с таким участником) - с даты определения цены, направляет участнику Аукциона, с которым заключается договор, проект договора с использованием программно-аппаратных средств ЭТЗП.
Согласно протоколу рассмотрения аукционных заявок от 28.09.2021
N 3807/ОАО-ДКСС/21/1, заявка Заявителя признана соответствующей требованиям Документации, в связи с чем Заказчик обязан в течение 7 рабочих дней направить проект договора Заявителю, как единственному допущенному участнику.
На заседании Комиссии ФАС России, представитель Заказчика пояснил, что после повторного пересмотра заявок участников, у Заказчика отпала потребность в закупке данного оборудования по предмету закупочной процедуры в связи с корректировкой лимитов финансирования,
в следствие чего проект договора не направлен Заявителю.
При этом Заказчик при проведении закупки должен руководствоваться в том числе пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, а именно принципами равноправия, справедливости, отсутствием дискриминации
и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 3.9.3 Документации, действия Заказчика основаны на его субъективном усмотрении, поскольку заключение или незаключение договора с участником полностью зависит
от волеизъявления Заказчика.
Изучив представленные материалы, а также выслушав пояснения сторон, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том, что действия Заказчика, не направившего проект договора в установленный Законом срок, являются неправомерными, поскольку по результатам проведения Аукциона, соответствующей всем признакам конкурентной закупки, указанным
в Законе о закупках, у Заказчика в соответствии с частью 15 статьи 3.2
Закона о закупках возникает обязанность направить соответствующий проект договора по результатам проведения такой закупки, в том числе при наличии одной заявки, признанной соответствующей требованиям документации
о конкурентной закупке.
Таким образом, действия Заказчика, не направившего Заявителю проект договора в установленный Законом о закупках срок, поданной
на участие в Аукционе, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3
Закона о закупках и нарушают часть 15 статьи 3.2 Закона о закупках.
В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20
статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Альфа" от 08.10.2021 N 125
на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" при проведении открытого аукциона в электронной форме N 3807/ОАЭ-ДКСС/21 на право заключения договора на поставку и монтаж оборудования электротехнического для хозяйства электрификации и электроснабжения ОАО "РЖД"
(извещение N 32110511914) обоснованной.
Признать ОАО "РЖД" нарушившим часть 15 статьи 3.2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Выдать обязательное к исполнению предписание, направленное
на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением
от 15.10.2021 N 223-ФЗ-553/21.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 20 октября 2021 г. N 223-ФЗ-553/21
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.10.2021