Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по проверке сведений, предоставляемых в ФАС России о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках), в составе: Председателя Комиссии: К******** - временно исполняющего обязанности руководителя Якутского УФАС России, председателя Комиссии; М****** - главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Якутского УФАС России, члена Комиссии; И**********- ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Якутского УФАС России, члена Комиссии. при участии: Е****** - представителя АК "АЛРОСА" (ПАО) по доверенности N 56 от 07.02.2024 г.; ****** - представителя ИП ******* по доверенности N б/н от 26.06.2018; Голиковой Е.А.. - представителя ИП ****** по доверенности N б/н от 03.10.2017. рассмотрев заявление АК "АЛРОСА" (ПАО) (678174, Мирнинский р-н, г. Мирный, уЛенина д. 6, ИНН/КПП: 1433000147/997550001) о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков ИП******. (677008, г. Якутск, мкр. **********) как победителя закупки, уклонившегося от заключения договора на оказание услуг по организации функции уборки офисных, производственных и служебных помещений, зданий и прилегающих территорий.
УСТАНОВИЛА:
Частью 1 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) предусмотрено ведение реестра недобросовестных поставщиков, которое осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, на официальном сайте. В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона о закупках, в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров. В соответствии с пунктом 5.3.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N331, Федеральная антимонопольная служба ведет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, реестры недобросовестных поставщиков, предусмотренные федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Согласно пункту 8 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков Постановления, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 N1211 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", уполномоченный орган осуществляет проверку представленных заказчиком документов, предусмотренных пунктами 2 - 4 Правил направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, в установленном им порядке. Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков установлен Приказом ФАС России от 18.03.2013 N164/13 "О введении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Согласно пункту 2.1 Приказа ФАС России от 18.03.2013 N164/13 "О введении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" Комиссия территориального органа ФАС России по результатам рассмотрения жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров даёт соответствующее заключение, которое не позднее двух рабочих дней должно быть представлено руководителю ФАС России для принятия им решения о включении либо отсутствии оснований для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков. АК "АЛРОСА" (ПАО) 14.10 2024 обратилось в адрес Якутского УФАС России с заявлением о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ИП *********** как победителя закупки, уклонившегося от заключения договора, по результатам проведения специального тендера в электронной форме на оказание услуг по организации функции уборки офисных, производственных и служебных помещений, зданий и прилегающих территорий (закупка N 32413817064 на электронной торговой площадке АО ЕЭТП http://www.roseltorg.ru). Наименование юридического лица ИП ********а Сведения о месте нахождения юридического лица 677008, г. Якутск, мкр. ********* Идентификационный номер налогоплательщика, присваиваемый налоговым органом Российской Федерации 143516099**** Дата подведения итогов 12.09.2024 Сведения о договоре наименование товаров (работ, услуг) - оказание услуг по организации функции уборки офисных, производственных и служебных помещений, зданий и прилегающих территорий валюта договора - российский рубль, цена договора - 265 414 774,43; срок исполнения договора - до 31.10.2027, код валюты договора - 643 Заказчиком является АК "АЛРОСА" (ПАО).
Указанная закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N223- ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". АК "АЛРОСА" (ПАО) объявила непубликуемый специальный тендер в электронной форме на оказание услуг по организации функции уборки офисных, производственных и служебных помещений, зданий и прилегающих территорий (закупка N 32413817064 на электронной торговой площадке АО ЕЭТП http://www.roseltorg.ru). Протоколом N 1530-1000116966-7 р комиссией по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для нужд заказчиков Республики Саха (Якутия) в рамках Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 12.09.2024 (опубликован 12.09.2024) победителем был признан ИП *********** . 23.09.2024 проект договора был направлен АК "АЛРОСА" (ПАО) на подписание ИП ***** на ЭТП АО ЕЭТП. ИП ***. направило письменное пояснение (N 12543-ЭП/24 от 17.10.2024) где поясняет следующее: "01" августа 2024 г., ИП ******. была подана заявка на участие в закупке. На момент подачи заявки, по проведенному анализу рынка недвижимости в поселке Айхал имелись квартиры для снятия в аренду. Итоговый протокол по закупке вышел 17 сентября 2024 года, а срок начала работ 01 октября 2024 года. "23" сентября 2024 года, представители ИП ******** прибыли в поселок Айхал для организации и запуска работ по контракту. В ходе осмотра объектов и после проведения собрания с действующими работниками выяснилось, что на настоящий момент в обслуживании комбината фактически задействовано 25 человек. Предварительно, ИП ***********провела набор персонала для работы вахтовым методом в количестве, указанном в закупочной документации: 85 человек. При поиске мест размещения для сотрудников, работающих вахтовым методом, выяснилось, что фактически в посёлке Айхал отсутствуют жилые помещения для размещения 85 человек. Данный факт связан с прибытием в поселок большого количества вахтовых рабочих и отсутствием свободных мест в общежитиях АГОКа и других альтернативных вариантов размещения. Между тем, в самом населенном пункте, найти столько людей невозможно, тем самым не обеспечивается техническая возможность для осуществления условия предполагаемого контракта.
Более того, контракт предполагает осуществление деятельности на протяжении трех лет, соответственно существует потребность в обеспечении постоянного жилья на указанный трехлетний срок. По данному контракту, ИП *********** была готова приступить к работе, в доказательство данного факта представители ИП **********прибыли на объект, привезли необходимый хозяйственный инвентарь и оборудование и часть сотрудников. В ходе подготовительных мероприятий нами были потрачены средства на закуп бытовой химии (общая сумма затрат более полутора миллиона рублей, копии товарно-транспортных накладных предоставлены) инвентаря, оборудования, набор персонала, транспортировку людей и оборудования до поселка Айхал, проживание и питание сотрудников в период подготовительных работ. ИП ******** предприняты все меры для организации работ по данному контракту.Однако, отсутствие жилья для размещения 85 сотрудников явилось фактом неопределимой силы, которые мы не могли учесть заранее. Кроме того, для оформления пропусков, прохождения первичных инструктажей по технике безопасности и охране труда, а также допусков на режимные объекты, такие как Обогатительная фабрика, газовые котельные, хвостовой участок, электроучасток и прочее для 85 работников за пару дней не предоставлялось возможным. Сроки подписания контракта и начала работ оказались слишком короткими для нивелирования данных проблем. Проект контракта был направлен на площадке "23"сентября 2024 года, а срок начала работа по контракту - "01" октября 2024 года. Кроме того, учитывая географическую отдаленность месторасположения объектов друг от друга, а также в целом специфику ГОК "Алроса", считает, что Заказчик достаточно поздно предоставил контракт для подписания. ИП ************* считает, что причины, изложенные выше данного пояснения являются объективными и просит учесть их при принятии решения касательно внесения/невнесения данных в реестр недобросовестных поставщиков. Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) рассмотрев материалы заявления АК "Алроса" (ПАО) о включении в реестр недобросовестных поставщиков и пояснения ИП ********** Р.Н. приходит к следующим выводам. В соответствии с частью 1 и 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принятыми правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. Согласно подпункта 1.4. пункта 4.3 Раздела 4 Документация о закупке по специальному тендеру на право заключения договора на предмет "Оказание услуг по организации функции уборки офисных, производственных и служебных помещений, зданий и прилегающих территорий". 1.4. Заключение договора 1.4.1. Договор заключается в сроки, установленные в п.1.2.20 информационной карты, но в любом случае не ранее 10 дней с момента: 1) размещения в ЕИС протокола, содержащего решение об итогах закупки, при публикуемой форме закупки; 2) размещения на ЭТП протокола, содержащего решение об итогах закупки, при непубликуемой, электронной форме закупки; 3) направления участникам закупки протокола, содержащего решение об итогах закупки, при непубликуемой, не электронной форме закупки. 1.4.2. Лицом, с которым заключается договор по итогам процедуры закупки, может быть: 1) победитель; 2) участник, с которым заключается договор при отказе или уклонении победителя от заключения договора (подраздел 4.5); 3) участник, с которым заключается договор, в случае расторжения заключенного по итогам закупки с победителем договора в связи с тем, что он не приступил к его исполнению в установленный договором срок; 4) участник, с которым заключается договор при отстранении победителя (подраздел 3.18); 5) единственный участник несостоявшейся закупки (подраздел 3.17). 1.4.3.
В случае отказа победителя от исполнения договора, в случае расторжения договора с победителем (в случае если он не приступил к выполнению работ в установленный договором срок), либо при отказе и/или уклонении победителя от заключения договора, а также в случае отстранения победителя договор может быть заключен с участником, заявке которого было присвоено второе место в ранжировании. Аналогичные правила применяются в случае отказа от исполнения договора, отстранения, либо отказа (уклонения) от заключения договора в отношении каждого следующего в ранжировании участника. Заказчик информирует участника, заявке которого было присвоено второе место в ранжировании (либо следующего в ранжировании участника) о необходимости заключения с ним договора путем направления официального обращения на почтовый адрес участника (либо по электронной почте контактному лицу, указанному в заявке такого участника) в течение 2 (двух) рабочих дней с момента размещения на официальном сайте ЕИС (при публикуемой форме закупки), в ЕИС, на ЭТП (при непубликуемой, электронной форме закупки) протокола об отказе победителя от исполнения договора, расторжении договора с победителем, либо об отказе и/или уклонении победителя от заключения договора, а также об отстранении победителя. В указанных случаях участник является лицом, с которым заключается договор по итогам процедуры закупки. Согласно приложенным сведениям к пояснению ИП ********* готова была приступить к работе, но сроки подписания контракта и начала работ оказались слишком короткими для нивелирования данных проблем. Таким образом, по решению закупочного органа АК "АЛРОСА" (ПАО) (Протокол от 03.10.2024 N 1530-1000116966-8 р участник ИП *******. признан уклонившимся от заключения договора, победителем признан участник ООО УК "АЙХАЛЦЕНТР", занявший второе место с учетом проведенного ранжирования заявок. Между тем, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу, что у участника ИП ******* имелась возможность для соблюдения положений закупочной процедуры, а именно при проведении вышеуказанного непубликуемого специального тендера в электронной форме, но данным ИП ***. не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, в части заключения договора в 20-дневный срок, доводы, указанные в пояснении нельзя считать уважительным независящим обстоятельством от индивидуального предпринимателя. В соответствии со статьей 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств. Подача поставщиком заявки означает его безоговорочное согласие с условиями участия в закупке, содержащимися в извещении и документации о закупке, а также изучение им Положения о закупках Заказчика.
Таким образом перед участием в закупке ИП ******** подтвердила, что она полностью изучила всю Документацию, а также условия настоящего договора, а также рассчитала все риски неисполнения договора. Основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение лица от исполнения договора, которое предполагает его недобросовестное поведение: совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям закона, в том числе приведших к невозможности его заключения с этим лицом как с признанным победителем закупочной процедуры. Принимая решение об участии в аукционе, и подавая соответствующую заявку, участник несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных законом, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям этого закона, в том числе приведших к невозможности заключения договора с ним как с лицом, признанным победителем. Согласно положениям действующего гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск и под свою ответственность. Подавая заявку на участие в конкурентной процедуре, участник должен учитывать возможность колебания цен на тот или иной товар, возникновение иных обстоятельств, влекущих для него экономические последствия.
Таким образом, проанализировав материалы заявления АК "АЛРОСА" (ПАО), Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по проверке сведений, предоставляемых в ФАС России о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) пришла к выводу о том, что ИП *********** уклонилась от заключения договора с АК "АЛРОСА" (ПАО) на оказание услуг по организации функции уборки офисных, производственных и служебных помещений, зданий и прилегающих территорий (закупка N 32413817064 на электронной торговой площадке АО ЕЭТП http://www.roseltorg.ru). Заявление АК "АЛРОСА" (ПАО) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП ********. направлено в Якутское УФАС России в сроки и в порядке, предусмотренные Правилами направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. N 1211. В результате проверки представленных заказчиком документов, на основании пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", пункта 8 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 N1211, пункта 2.1 Приказа ФАС России от 18.03.2013 N164/13 "О введении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Принять заключение о наличии оснований для включения сведений об ИП ***** (677008, г. Якутск, мкр. *******) в Реестр недобросовестных поставщиков;
2. Направить в Федеральную антимонопольную службу заключение о наличии оснований для включения сведений об ИП ***** в Реестр недобросовестных поставщиков.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 23 октября 2024 г. N 014/10/5-1842/2024
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 23.10.2024