Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 29. Порядок назначения местного референдума
1. Наличие необходимого количества подписей участников местного референдума, собранных в поддержку инициативы проведения местного референдума, является основанием для назначения местного референдума представительным органом муниципального образования. Количество представляемых для назначения местного референдума подписей участников местного референдума, собранных в поддержку инициативы проведения местного референдума, может превышать количество подписей, необходимое для назначения местного референдума, но не более чем на 10 процентов.
2. Настоящим Законом устанавливается следующая процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об участниках референдума и подписей участников референдума, собранных в поддержку инициативы проведения референдума. Проверке могут подлежать все представленные подписи или часть этих подписей, но не менее 20 процентов от установленного настоящим Законом необходимого для назначения местного референдума количества подписей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).
Пункт 3 изменен с 1 января 2023 г. - Закон Кемеровской области - Кузбасса от 7 июня 2022 г. N 58-ОЗ
3. Муниципальная комиссия референдума для проверки соблюдения порядка сбора подписей участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об участниках референдума и их подписей, а также оснований для признания подписей недействительными может своим решением создавать рабочие группы из числа членов соответствующей комиссии, работников аппарата комиссии и привлеченных специалистов.
К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов.
Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об участниках референдума и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе. На период работы привлекаемые эксперты освобождаются от основной работы, за ними сохраняются место работы (должность), установленные должностные оклады и иные выплаты по месту работы. Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об участниках референдума при выдвижении инициативы проведения референдума городского округа, имеющего территориальное деление, поселения по решению избирательной комиссии Кемеровской области может использоваться ГАС "Выборы", включая регистр участников референдума.
3-1. Проверке подлежат все подписи участников референдума и соответствующие им сведения об участниках референдума, содержащиеся в подписных листах, отобранных для проверки. По результатам проверки подпись участника референдума может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.
4. Проверке и учету не подлежат подписи, находящиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами проведения местного референдума, если это ими специально отмечено в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей до представления подписей в комиссию.
5. Проверке и учету не подлежат подписи участников референдума и соответствующие им сведения об участниках референдума, содержащиеся в подписном листе, но исключенные (вычеркнутые) лицами, заверяющими подписные листы, если это специально оговорено в подписном листе до приема подписных листов комиссией референдума.
6. Недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей участников референдума в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.
7. Недействительными признаются:
Подпункт "а" изменен с 18 июня 2022 г. - Закон Кемеровской области - Кузбасса от 7 июня 2022 г. N 58-ОЗ
а) подписи участников референдума, собранные до дня, следующего за днем регистрации инициативной группы по проведению референдума;
б) подписи лиц, не обладающих правом на участие в референдуме;
в) подписи участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи;
г) подписи участников референдума без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения участником референдума своей подписи в подписной лист;
д) подписи участников референдума, сведения о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом;
е) подписи участников референдума с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены участниками референдума, а также подписи участников референдума, даты внесения которых проставлены участниками референдума несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи;
ж) подписи участников референдума с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об участниках референдума, если эти исправления специально не оговорены участниками референдума или лицами, осуществляющими сбор подписей участников референдума;
з) все подписи участников референдума в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей участников референдума, и (или) уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей участников референдума, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей участников референдума, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом и (или) уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей участников референдума, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей участников референдума, и (или) об уполномоченном представителе инициативной группы по проведению референдума указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей участников референдума, не внесены им собственноручно либо внесены нерукописным способом или карандашом;
Подпункт "и" изменен с 25 января 2021 г. - Закон Кемеровской области - Кузбасса от 12 января 2021 г. N 3-ОЗ
Изменения не распространяются на правоотношения, возникшие в связи с проведением выборов и референдумов, назначенных до 25 января 2021 г.
и) все подписи участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям приложения 1 к настоящему Закону, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 3 статьи 28 настоящего Закона. Неточное указание в подписном листе наименования муниципального образования, если оно соответствует образцу, утвержденному в соответствии с пунктом 3-1 статьи 28 настоящего Закона, не может служить основанием для признания подписей участников референдума недействительными;
к) подписи участников референдума, собранные с нарушением требований, предусмотренных пунктом 4 статьи 28 настоящего Закона;
Подпункт "л" изменен с 25 января 2021 г. - Закон Кемеровской области - Кузбасса от 12 января 2021 г. N 3-ОЗ
Изменения не распространяются на правоотношения, возникшие в связи с проведением выборов и референдумов, назначенных до 25 января 2021 г.
л) подписи участников референдума, если сведения о них внесены в подписной лист не самими участниками референдума, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей участников референдума, внесенных в этот подписной лист, а также если фамилия, имя, отчество указаны участниками референдума несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи;
м) подписи участников референдума, которые внесены в подписной лист позднее заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей участников референдума, и (или) уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума;
н) все подписи участников референдума в подписном листе, если заверительная запись лица, осуществлявшего сбор подписей участников референдума, внесена позднее внесения заверительной записи уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума.
8. Если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же лица в поддержку проведения референдума, достоверной считается только одна подпись, а остальные подписи признаются недействительными.
9. При обнаружении в подписном листе заполненной строки (строк), не соответствующей (не соответствующих) требованиям настоящего Закона, не учитывается только подпись в данной строке (данных строках). Исключение составляют случаи, предусмотренные подпунктами "з", "и" и "н" пункта 7 настоящей статьи.
10. Специально оговоренные при составлении подписного листа исправления и помарки не могут служить основанием для признания подписи недействительной, если не установлена ее недостоверность и (или) недействительность в соответствии с подпунктами "з", "и" и "н" пункта 7 настоящей статьи. Не могут служить основанием для признания подписи участника референдума недействительной имеющиеся в сведениях об участнике референдума, содержащихся в подписном листе, сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию указанных данных.
11. При проведении проверки подписей участников референдума, в том числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума, представившей необходимое для назначения референдума количество подписей участников референдума. О соответствующей проверке должен извещаться уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума, представившей установленное количество подписей участников референдума.
Пункт 12 изменен с 1 января 2023 г. - Закон Кемеровской области - Кузбасса от 7 июня 2022 г. N 58-ОЗ
12. При обнаружении среди проверяемых подписей 25 и более процентов недостоверных и недействительных подписей или недостаточного для назначения референдума количества достоверных подписей муниципальная комиссия отказывает в проведении местного референдума.
13. О результатах соответствующей проверки, указанной в пункте 2 настоящей статьи, уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума должен быть извещен не менее чем за двое суток до заседания, на котором будет рассматриваться вопрос о проведении местного референдума. Если в результате соответствующей проверки установлено, что представленных подписей недостаточно или превышена предельная величина доли недостоверных и недействительных подписей среди подписей, подвергшихся проверке, уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума в указанный срок должны быть представлены: копии протокола об итогах проверки подписных листов, копии ведомостей проверки подписных листов с указанием оснований (причин) признания подписей участников местного референдума недостоверными и недействительными, копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными или недействительными.
13-1. По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей участников референдума, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола передается уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации инициативной группы по проведению референдума. В случае если проведенная комиссией проверка подписных листов повлечет за собой последствия, предусмотренные подпунктом "в" пункта 15 настоящей статьи, уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума вправе получить в комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей участников референдума недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными. Итоговый протокол прилагается к решению комиссии о результатах выдвижения инициативы проведения референдума. Повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или комиссией в соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона и только в пределах подписей, подлежавших проверке.
Пункт 14 изменен с 1 января 2023 г. - Закон Кемеровской области - Кузбасса от 7 июня 2022 г. N 58-ОЗ
14. В случае соответствия порядка выдвижения инициативы проведения местного референдума требованиям настоящего Закона, устава муниципального образования муниципальная комиссия в течение 15 дней со дня представления инициативной группой по проведению местного референдума подписных листов и протокола об итогах сбора подписей направляет подписные листы, экземпляр протокола об итогах сбора подписей и копию своего постановления в представительный орган местного самоуправления. Копия постановления комиссии направляется также инициативной группе по проведению местного референдума.
Пункт 15 изменен с 1 января 2023 г. - Закон Кемеровской области - Кузбасса от 7 июня 2022 г. N 58-ОЗ
Пункт 15 изменен с 25 января 2021 г. - Закон Кемеровской области - Кузбасса от 12 января 2021 г. N 3-ОЗ
Изменения не распространяются на правоотношения, возникшие в связи с проведением выборов и референдумов, назначенных до 25 января 2021 г.
15. В случае отказа в проведении референдума комиссия местного референдума муниципального образования обязана в течение одних суток с момента принятия решения об отказе выдать уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума копию решения комиссии с изложением оснований отказа.
Основаниями отказа в проведении референдума являются:
а) отсутствие среди документов, представленных для назначения референдума, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом и настоящим Законом для назначения референдума;
б) наличие среди подписей участников референдума, представленных для назначения референдума, более 5 процентов подписей, собранных в местах, где в соответствии с законом сбор подписей запрещен, если иное не установлено Федеральным законом;
б-1) если для назначения референдума требуется представить 200 и более подписей участников референдума, - выявление 5 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом;
в) недостаточное количество достоверных подписей участников референдума, представленных для назначения референдума;
г) несоздание инициативной группой по проведению референдума фонда референдума. Отсутствие средств в фонде референдума не является основанием отказа в проведении референдума;
д) использование инициативной группой по проведению референдума при финансировании своей деятельности по выдвижению инициативы проведения референдума, организации сбора подписей участников референдума, а также деятельности, направленной на получение определенного результата на референдуме, помимо средств собственного фонда референдума иных денежных средств, составляющих более 5 процентов от установленного законом предельного размера расходования средств фонда референдума;
е) превышение инициативной группой по проведению референдума при финансировании своей деятельности по выдвижению инициативы проведения референдума, организации сбора подписей участников референдума, а также деятельности, направленной на получение определенного результата на референдуме, более чем на 5 процентов установленного законом предельного размера расходования средств фонда референдума;
ж) установленный решением суда факт несоблюдения инициативной группой по проведению местного референдума ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 1-1 статьи 44 настоящего Закона;
з) неоднократное использование членом или уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума преимуществ своего должностного или служебного положения.
16. Перечень оснований отказа в проведении местного референдума, установленный пунктом 15 настоящей статьи, является исчерпывающим.
17. В случае принятия комиссией решения об отказе в проведении местного референдума по предложенному для вынесения на местный референдум вопросу члены соответствующей инициативной группы не могут в течение двух лет со дня принятия этого решения выступать повторно с инициативой проведения местного референдума по аналогичному вопросу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.