Закон Кемеровской области от 27 февраля 1998 г. N 7-ОЗ
"О предоставлении и изъятии земельных участков на территории Кемеровской области"
(принят Законодательным Собранием Кемеровской области 17 февраля 1998 г.)
I. Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования
1. Настоящий Закон обеспечивает сбалансированность интересов органов государственной власти Кемеровской области, органов местного самоуправления и других субъектов правоотношений собственности и иных прав на землю, рационального использования и охраны земель, защиты прав на землю субъектов земельных отношений при предоставлении и изъятии земель.
2. Настоящий Закон не распространяется на отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением недрами, водными и другими природными ресурсами, правовое регулирование которых осуществляется Российской Федерацией и Кемеровской областью в соответствии с действующим законодательством.
Статья 2. Земельный участок
1. Земельный участок - часть поверхности земли, имеющая фиксированные границы, площадь, местоположение, правовой статус и другие характеристики, отражаемые в государственном земельном кадастре и документах государственной регистрации прав на землю.
2. Граница земельного участка фиксируется на планах и выносится на местность (натуру).
II. Предоставление земельных участков из земель, находящихся в областной
и муниципальной собственности
Статья 3. Компетенция органов государственной власти и органов местного самоуправления по предоставлению земельных участков, перерегистрации прав на ранее предоставленные земельные участки
1. Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в областной или муниципальной собственности, производится по распоряжению органов государственной власти Кемеровской области или органов местного самоуправления в соответствии с их компетенцией и настоящей статьей.
2. Земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, передаются в собственность, пожизненное наследуемое владение, предоставляются в бессрочное (постоянное), временное пользование и в аренду в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
3. Органы государственной власти Кемеровской области предоставляют в собственность, пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное), временное пользование, в аренду земельные участки в соответствии с ее компетенцией.
4. Органы районного самоуправления, органы городского самоуправления в городах, в административном подчинении которых находится район, предоставляют в собственность, пожизненное наследуемое владение, в бессрочное (постоянное), временное пользование, в аренду земельные участки, находящиеся в границах района (города) в соответствии с их компетенцией, за исключением случаев, указанных в частях второй, третьей, пятой настоящей статьи.
5. Органы сельского, поселкового и городского самоуправления предоставляют в собственность, пожизненное наследуемое владение, а также в бессрочное (постоянное), временное пользование и аренду земельные участки в пределах черт поселков, сельских поселений, городской черты, а также из других земель, переданных в их ведение, за исключением случаев, предусмотренных частями второй, третьей, четвертой настоящей статьи.
Статья 4. Условия предоставления земельных участков
1. Гражданам Российской Федерации и юридическим лицам, за исключением иностранных и предприятий с иностранными инвестициями, земельные участки на территории Кемеровской области предоставляются в собственность, бессрочное (постоянное), временное пользование, пожизненное наследуемое владение или аренду. Земельные участки предоставляются для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства, дачно-строительных кооперативов.
2. Земельные участки предоставляются посредством изъятия и отвода на основании землеустроительной и градостроительной документации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, настоящим Законом, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления области.
3. Предоставление земельных участков в собственность в Кемеровской области осуществляется за плату и бесплатно.
4. Предоставление земельных участков в собственность гражданам Российской Федерации осуществляется в следующих случаях:
для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства в сельской местности в пределах норм, установленных органами местного самоуправления;
для крестьянского (фермерского) хозяйства в пределах норм, установленных Законодательным Собранием Кемеровской области;
для коллективного садоводства и животноводства - земельные участки, предоставленные до 01.01.91 и вновь предоставляемые для этих целей несельскохозяйственные угодья и нарушенные земли;
для дачно-строительных кооперативов - земельные участки, предоставленные до 01.01.91;
в иных случаях, предусмотренных федеральными законами и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В других случаях предоставление земельных участков осуществляется за плату по нормативной стоимости земельного участка на основании нормативного правового акта органа местного самоуправления.
Повторное бесплатное предоставление земельных участков гражданам для целей, указанных в настоящей статье, не допускается.
Статья 5. Нормы предоставления земельных участков
Предельные размеры и количество земельных участков, которые передаются гражданам Российской Федерации из земель, находящихся в областной и муниципальной собственности, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства в расчете на одно хозяйство (с учетом числа его членов, специализации, размеров), садоводства и огородничества, животноводства, дачного строительства в расчете на семью устанавливаются Законодательным Собранием Кемеровской области, а для личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Статья 6. Передача земельных участков в собственность гражданам в порядке перерегистрации ранее предоставленных им земельных участков
1. В порядке перерегистрации осуществляется передача земельных участков в собственность гражданам, которым эти земельные участки были предоставлены в пожизненное наследуемые владение, бессрочное (постоянное) пользование или аренду, кроме аренды у собственников - граждан. Изменение вида предоставления земельного участка осуществляется по волеизъявлению граждан.
2. При перерегистрации земельного участка, предоставленного гражданину до 01.01.91 в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) пользование или в аренду, ему бесплатно передается в собственность этот земельный участок или часть этого земельного участка в пределах действующих на момент перерегистрации отдельных норм предоставления земельных участков. Остальная часть земельного участка выкупается гражданином в собственность по нормативной цене либо по желанию гражданина передается ему в аренду.
Статья 7. Основания для возникновения прав на земельные участки
1. Права граждан Российской Федерации и юридических лиц на земельные участки в Кемеровской области, а также обязанности по их использованию возникают на основании:
решений органов государственной власти Кемеровской области и органов местного самоуправления и договоров с ними;
договоров и иных сделок с землей и недвижимым имуществом (зданиями, сооружениями, строениями, встроенными, пристроенными, встроенно-пристроенными сооружениями) между физическими и юридическими лицами; приобретательной давности;
решения суда или приговора, устанавливающих право на земельный участок; иных действий граждан, а также событий, с которыми закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение прав на земельные участки и обязанности по их использованию.
Возврат земельных участков гражданам Российской Федерации, у которых они были изъяты до 1991 года, не допускается. Они вправе приобрести земельные участки на общих основаниях или особых условиях, установленных федеральными
Статья 8. Установление границ земельного участка на местности и составление плана границ
1. Установление или уточнение границ земельного участка на местности осуществляется во всех случаях, требующих ограничения земельного участка от других земель, на основании распоряжения о предоставлении земельного участка органов исполнительной власти в соответствии с их компетенцией.
2. Установление и уточнение границ в натуре, изготовление плана земельного участка осуществляется соответствующим комитетом по земельным ресурсам и землеустройству, а также организациями, имеющими лицензию на проведение землеустроительных работ за счет средств "получателя" земельного участка, если иное не предусмотрено законом, с последующим утверждением подготовленных ими планов (чертежей границ) земельных участков соответствующим комитетом по земельным ресурсам и землеустройству.
3. При отсутствии чертежа границ земельного участка соответствующий комитет по земельным ресурсам и землеустройству обязан в месячный срок выдать правоустанавливающий документ на земельный участок с установлением границ земельного участка в натуре, оформить их планом (чертежом границ) и выдать собственнику копию плана (чертежа границ) земельного участка.
Статья 9. Использование земельных участков
1. Использование предоставленных земельных участков разрешается после установления границ этих участков в натуре (на местности) и выдачи правоустанавливающего документа, зарегистрированного в установленном порядке.
2. Администрация Кемеровской области или исполнительный орган местного самоуправления, передавший земельный участок для сельскохозяйственных целей в собственность, предоставивший его в пользование, может разрешить приступать к использованию земельного участка на основании распоряжения до выдачи правоустанавливающего документа при условии установления границ земельного участка в натуре (на местности) с вручением плана (чертежа границ) земельного участка в соответствии со статьей 8 настоящего Закона.
Статья 10. Предоставление земельных участков под застройку
1. Граждане Российской Федерации и юридические лица, получившие земельные участки в собственность, пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) пользование, аренду из государственных и муниципальных земель или в результате сделок с недвижимостью, вправе осуществлять строительство, снос или реконструкцию приобретенных ими зданий, строений, сооружений в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об охране природы и культурного наследия и другим законодательством при условии выполнения обязательств обременения земельных участков.
2. Право начала строительства наступает после согласования и утверждения его проекта, получения разрешения на строительство в установленном порядке.
Статья 11. Предоставление земельных участков под линиями электропередач, в санитарно-защитных зонах промышленных предприятий
1. Запрещается новое предоставление земельных участков под линиями электропередач и в санитарно-защитных зонах промышленных предприятий для организации садоводческих кооперативов.
2. Земельные участки под линиями электропередач и в санитарно-защитных зонах на горных отводах промышленных предприятий могут предоставляться в соответствии с законодательством и по согласованию сторон.
Статья 12. Предоставление земельных участков под изыскательские работы
1. Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие изыскательские работы, проводят их на всех землях независимо от целевого назначения, на основании принятых в установленном порядке решений о проведении этих работ и договоров, заключаемых с собственником земли, землевладельцем, землепользователем и арендатором земельного участка. Земельные участки, необходимые для проведения изыскательских работ, не изымаются.
2. В договорах определяются сроки проведения работ и размеры платежей за использование земельных участков, обязанности по возмещению убытков и приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, передачу их по акту собственникам земли, землевладельцам, землепользователям и арендаторам земельных участков.
3. Приведение земельных участков в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, производится в ходе работ или в сроки, предусмотренные договорами.
4. Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие изыскательские работы, которые по технологии их выполнения требуют занятия земельных участков или их частей под временные постройки, размещения оборудования, техники, складов и прочих сооружений, ограничивающих полностью или частично использование этих земельных участков владельцами, выплачивают соответственно земельный налог или арендную плату и полностью возмещают собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам причиненные им убытки.
Статья 13. Обременения земельного участка
1. Земельный участок в Кемеровской области, предоставленный из государственных и муниципальных земель или приобретенный по другим основаниям, может быть обременен следующими обязательствами:
правом на преимущественную покупку по объявленной цене в случае его продажи;
условием начать и завершить застройку или освоения земельного участка в течение установленных сроков по согласованному в определенном порядке проекту;
запретом на изменение внешнего вида недвижимости, реконструкцию или снос здания, строения, сооружения без согласования в установленном порядке;
условием осуществить строительство, ремонт или содержание дороги, участка дороги;
запретом на отдельные виды деятельности или формы поведения; запретом на изменение целевого использования земельного участка; условием соблюдать природоохранные требования или выполнять определенные работы, в том числе охранять животный мир, сохранять почвенный покров, редкие растения, памятники природы, истории и культуры, археологические, объекты, имеющиеся на земельном участке;
условием предоставлять право охоты, ловли рыбы, сбора дикорастущих растений на своем земельном участке в установленное время и в установленном порядке;
условием сохранять естественную среду обитания и пути миграции диких животных.
2. Обременения земельного участка устанавливаются непосредственно законодательством, договорами или решением суда.
3. Обременения земельного участка включаются в его правовой статус, подлежат государственной регистрации и сохраняются при переходе земельного участка к другому лицу.
Статья 14. Сервитут на земельный участок
1. Сервитут на земельный участок в Кемеровской области - право ограниченного пользования одним или несколькими соседними участками.
2. Сервитут может устанавливаться на основании действующего законодательства, по соглашению между владельцами земельного участка и лицами, заинтересованными в использовании земли на праве ограниченного пользования, либо решения суда в случае возникновения спора между вышеуказанными лицами.
3. Собственник земельного участка вправе требовать, в том числе в судебном порядке, предоставление сервитута для обслуживания своего земельного участка.
4. Сервитуты устанавливаются в целях: прохода или проезда через земельный участок; использования земельного участка для прокладки и ремонта коммунальных или индивидуальных инженерных, электрических и других линии и сетей;
проведения дренажных работ на земельном участке; забора воды и водопоя на земельном участке; прогона скота через земельный участок;
сенокоса или пастьбы скота на земельном участке в периоды, соответствующие местным условиям и обычаям;
временного пользования земельным участком для производства изыскательских, исследовательских и других работ; ремонтно-строительной полосы на земельном участке; возведения здания, строения, сооружения на земельном участке с опорой на соседний земельный участок или здания, строения. сооружения, проникающего на соседний участок на определенной высоте;
возведения здания, строения, сооружения определенной высоты на соседнем земельном участке;
создания на земельном участке лесных защитных насаждений и иных природоохранных объектов; иные сервитуты.
5. Сервитут должен осуществляться способом, наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.
6. Собственник земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено законом. За сервитуты, установленные в пользу сельских жителей, плата не взимается.
7. Сервитут может устанавливаться на земельный участок на любом праве и может быть временным или постоянным.
8. Сервитуты подлежат специальной и государственной регистрации.
9. Сервитут сохраняется при переходе земельного участка к другому лицу.
10. По требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, сервитут может быть прекращен в виду отпадения оснований, по которым он был установлен. В случае, если земельный участок в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с целевым назначением земельного участка, собственник вправе требовать по суду прекращения сервитута.
III . Права и обязанности собственников, владельцев, пользователей
и арендаторов земельных участков
Статья 15. Права собственников земельных участков
1. Собственники земельных участков в Кемеровской области имеют право: самостоятельно хозяйствовать на земельных участках в соответствии с целевым назначением;
возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения и сооружения, осуществлять их перестройку и снос в соответствии с целевым назначением земельных участков и проектной и градостроительной документацией;
проводить оросительные, осушительные, культурно-технические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водоемы в соответствии с законодательством, экологическими строительными, санитарно-гигиеническими и иными установленными требованиями (нормами, правилами, нормативами) по согласованию с соответствующими органами исполнительной государственной власти и органами местного самоуправления, участвовать в проведении мелиорации земель за счет средств соответствующих бюджетов;
собственности на посевы и посадки сельскохозяйственных культур, полученные плоды и доходы, за исключением случаев, если земельные участки переданы в аренду;
добровольно отказаться от земельных участков;
продавать, дарить, закладывать, передавать в аренду, передавать по наследству и совершать иные сделки с земельным участком в случае, если они на основании закона не изъяты из гражданского оборота или не ограничены в гражданском обороте;
получать денежную компенсацию за земельные участки при их изъятии для государственных и муниципальных нужд, включающую в себя стоимость земельного участка по договорной цене, затраты на строительство, улучшение земельных участков, упущенную выгоду и другое; осуществлять иные действия, не запрещенные законодательством.
2. Распределение прав и обязанностей, определение порядка использования земельного участка оформляются договором между участниками общей собственности или другого общего права на земельный участок, который подлежит государственной регистрации. При недостижении согласия спор разрешается в суде.
Статья 16. Права земледельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков
1. Землевладельцы, землепользователи и арендаторы земельных участков обладают всеми правами собственников земельных участков, установленными абзацами "1-7" включительно части 1 статьи 15 настоящего Закона.
2. Землевладельцы, землепользователи и арендаторы земельных участков наряду с правами, установленными частью 1 настоящей статьи, имеют право на компенсацию произведенных затрат на обустройство и улучшение земельных участков при их изъятии для государственных, муниципальных и общественных нужд.
Статья 17. Обязанности собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов
1. Собственники, землевладельцы, землепользователи и арендаторы земельных участков несут бремя их содержания и бремя ответственности за нарушение земельного законодательства.
2. Собственники, землевладельцы, землепользователи и арендаторы земельных участков обязаны:
использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, а также способами, которые не должны наносить ущерб земле как природному и хозяйственному объекту;
не нарушать права соседних собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков;
сохранять межевые и другие специальные информационные знаки на земельных участках;
повышать плодородие почв, осуществлять мероприятия по использованию и охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами, а также не допускать причинение ущерба окружающей природной среде; соблюдать установленные режимы использования земель;
своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения участков предусмотрены законодательством, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления или договорами; своевременно производить платежи за земельные участки; осуществлять строительство, благоустройство и содержание зданий, строений и сооружений в соответствии с градостроительными, строительными, экологическими, санитарно-гигиеническими, противопожарными и иными установленными требованиями (нормами, правилами, нормативами);
своевременно предоставлять в органы государственной власти и органы местного самоуправления, установленные законодательством сведения об использовании земель;
оказывать содействие должностным лицам специально уполномоченных государственных органов по контролю за использованием и охраной земель:
производить рекультивацию нарушенных земель, восстановление их плодородия, своевременно возвращать временно занимаемые земли в состоянии, пригодном для дальнейшего использования по целевому назначению;
хранить и передавать правопреемнику планы земельных участков, иные документы о праве на земельные участки.
3. Иные обязанности собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков могут быть установлены другими федеральными законами, законами области, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Статья 18. Обжалование решений об отказе в предоставлении земельных участков гражданам
Нормативные правовые акты органов государственной власти Кемеровской области или органов местного самоуправления об отказе в предоставлении земельных участков гражданам и юридическим лицам могут быть обжалованы в судебном порядке.
IV. Изъятие земельного участка для государственных, муниципальных
и общественных нужд
Статья 19. Изъятие земельного участка для государственных, муниципальных и общественных нужд
1. Изъятие земельных участков для государственных, муниципальных и общественных нужд производится путем выкупа с согласия собственника с возмещением стоимости земли по договорной цене и причиненных убытков, в том числе упущенной выгоды.
2. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, Кемеровской областью или муниципальным образованием.
3. Перечень государственных, муниципальных и общественных нужд определяется в соответствии с программами социально-экономического развития или иными нормативными правовыми актами, принятыми Законодательным Собранием Кемеровской области, федеральными органами власти или местными органами власти.
4. Решение об изъятии земельного участка для государственных, муниципальных и общественных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти Кемеровской области или исполнительными органами местного самоуправления.
5. Собственник земельного участка должен быть не позднее чем за три месяца до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного участка до истечения срока со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.
6. Решение органов государственной власти Кемеровской области или местной администрации об изъятии земельного участка для государственных и общественных нужд подлежит государственной регистрации в комитете по земельным ресурсам и землеустройству по месту нахождения земельного участка.
Статья 20. Права собственника земельного участка, подлежащего изъятию для государственных, муниципальных и общественных нужд
Собственник земельного участка, подлежащего изъятию для государственных, муниципальных и общественных нужд, с момента регистрации решения об изъятии участка до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе участка может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование земельного участка в соответствии с его назначением. Однако собственник несет риск отнесения на него при определении выкупной цены земельного участка (статья 21 настоящего Закона) затрат и убытков, связанных с новым строительством, расширением и реконструкцией зданий, строений и сооружений на земельном участке в указанный период.
Статья 21. Выкупная цена земельного участка, изымаемого для государственных, муниципальных и общественных нужд
1. Плата за земельный участок, изымаемый для государственных, муниципальных и общественных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, Кемеровской области или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок.
2. При определении выкупной цены в нее включаются договорная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, которые несет собственник участка в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
3. По соглашению с собственником ему может быть предоставлен взамен участка, изымаемого для государственных, муниципальных и общественных нужд, другой земельный участок с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Статья 22. Прекращение прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных, муниципальных и общественных нужд
1. В случаях, когда земельный участок, изымаемый для государственных, муниципальных и общественных нужд, находится во владении и пользовании на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного - (бессрочного) пользования или аренды, прекращение этих прав осуществляется применительно к правилам, предусмотренным в настоящем разделе, при этом выкупная цена не включает в себя стоимость земельного участка.
2. При этом в случае аренды земельного участка, не находящегося в федеральной, областной или муниципальной форме собственности, выкуп производится одновременно у собственника участка (по правилам настоящего раздела) и у арендатора (по правилам абзаца 1 настоящей статьи).
Статья 23. Выкуп земельного участка для государственных, муниципальных и общественных нужд по решению суда
Если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных, муниципальных и общественных нужд либо с 'ним не достигнуто соглашение о выкупной цене, или других условиях выкупа, государственный орган, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд. Иск о выкупе земельного участка для государственных и общественных нужд может быть предъявлен в течение трех лет с момента направления собственнику участка уведомления, указанного в статье 19 настоящего Закона.
V. Изъятие земельных участков, используемых с нарушением законодательства
Статья 24. Субъекты изъятия земель, используемых с нарушением законодательства
1. По настоящему Закону в случае использования земель с нарушением земельного законодательства (статья 25 Закона) земельный участок может быть изъят у следующих субъектов:
собственника земельного участка, землевладельца, пользователя земли - в случае, если земельный участок используется с нарушением земельного законодательства как самим собственником, так и иными лицами, которым этот участок был передан собственником (в том числе и по договору аренды, ренты и иных договоров);
арендатора - в случае аренды земельного участка, находящегося в областной или муниципальной собственности.
Статья 25. Основание изъятия земельных участков, используемых с нарушением законодательства
1. Основаниями изъятия земельных участков, используемых с нарушением законодательства, являются:
использование земельного участка не по целевому назначению (т.е. фактическое использование земельного участка в целях, не соответствующих целевому назначению, установленному при предоставлении земельного участка землепользователю, а также несоблюдение режима использования земель, в случае установления таких ограничений и обременения правами других лиц);
нерациональное использование земельного участка, выражающееся для земель сельскохозяйственного назначения в уровне фактической урожайности в течение последних пяти лет более чем на 50 процентов ниже нормативного, установленного по кадастровой оценке земель, ухудшение экологической обстановки, выражающееся в превышении предельно допустимых норм применения агрохимикатов на землях с особым режимом использования;
порча и уничтожение плодородного слоя почвы (т.е. частичное или полное разрушение почвенного покрова, характеризующееся ухудшением его физического или биологического состояния, а также снижением (потерей) плодородия почв, вследствие чего использование земельного участка невозможно либо требует введения специальных ограничений, включая консервацию земель для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв);
неиспользование земельного участка, в том числе земельного участка сельскохозяйственного назначения, в течение 3 лет, если иные сроки не установлены федеральным законодательством. В этот период времени не включается время, необходимое для освоения участка, или время, в течение которого участок не мог быть использован по назначению из-за обстоятельств, исключающих такое использование. Период освоения земельного участка устанавливается органами местного самоуправления в зависимости от категории земли и с учетом местных условий;
неуплаты земельного налога в течение 2 лет и непогашения задолженности в течение последующего года; нарушение градостроительных условий; неиспользование земельного участка в установленные для застройки сроки.
Статья 26. Общие условия изъятия земельных участков, используемых с нарушением законодательства
1. В случаях, предусмотренных статьей 25 настоящего Закона, собственники земельных участков, землепользователи, в том числе арендаторы и землевладельцы, подлежат привлечению к административной ответственности в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
2. Одновременно с привлечением к административной ответственности специально уполномоченные органы государственной власти, осуществляющие контроль за использованием и охраной земель в Российской Федерации, вносят предписания об устранении допущенного нарушения.
3. В случае неустранения землепользователем нарушений в срок, установленный предписанием, земельный участок может быть изъят в порядке, установленном настоящим Законом.
4. В случае, когда нарушение, предусмотренное статьей 25, допущено на площади, составляющей 1/2 или меньшую часть от общей площади земельного участка, изъятию подлежит названная часть участка. В иных случаях изъятию подлежит весь участок.
5. При изъятии земельного участка землепользователю произведенные им затраты на улучшение земель не возмещаются. В случае изъятия земель по основанию, установленному абзацами 2 и 3 статьи 25 настоящего Закона, землепользователь обязан возместить затраты, необходимые для приведения состояния земельного участка в первоначальное состояние, а в случае изъятия земельного участка по основанию, установленному в абзаце 5 статьи 25 Закона, землепользователь обязан уплатить в соответствующий бюджет задолженность по земельному налогу в течение месяца со дня изъятия земельного участка.
6. Средства, указанные в пункте 5 настоящей статьи, направляются на счета специально уполномоченных органов, осуществляющих государственный земельный контроль по месту расположения земельного участка, и расходуются в соответствии с законодательством.
7. Землепользователи вправе обжаловать в суде все действия государственных органов и органов местного самоуправления по изъятию земельных участков.
8. При выявлении нарушений, указанных в статье 25 настоящего Закона, на землях, арендуемых у граждан и юридических лиц, штраф налагается и предупреждение выносится арендатору с одновременным уведомлением о допущенных нарушениях и необходимости принятия мер по их устранению или расторжению договоров аренды.
Статья 27. Порядок изъятия земельных участков, используемых с нарушением законодательства
1. В случае неустранения нарушений землепользователем в срок, определенный предписанием, специально уполномоченный орган, осуществляющий государственный земельный контроль, вносит в исполнительный орган местного самоуправления или в органы государственной власти Кемеровской области (в случае постановки вопроса об изъятии земли, находящейся в областной собственности) представление об изъятии земельного участка.
2. На основании представления исполнительный орган местного самоуправления или орган государственной власти Кемеровской области вправе принять решение о направлении материалов в суд с иском об изъятии земельного участка.
VI. Заключительные положения
Статья 28. Заключительные положения
Настоящий Закон вступает в силу с момента его опубликования и действует до вступления в силу главы 17 Гражданского кодекса Российской Федерации или иного федерального закона, регулирующего вопросы землепользования.
Губернатор
Кемеровской области |
А.Тулеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Кемеровской области от 27 февраля 1998 г. N 7-ОЗ "О предоставлении и изъятии земельных участков на территории Кемеровской области"
Настоящий Закон вступает в силу с момента его опубликования и действует до вступления в силу главы 17 Гражданского кодекса Российской Федерации или иного федерального закона, регулирующего вопросы землепользования
Текст Закона опубликован в газете "Кузбасс" N 44, 11 марта 1998 г.
Законом Кемеровской области от 28 июля 2000 г. N 55-ОЗ настоящий Закон признан утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Кемеровской области от 2 марта 2000 г. N 13-ОЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона