3 июля, 3 декабря 2012 г., 11 декабря 2013 г.
В целях определения основных направлений развития торговли и мероприятий, содействующих развитию торговли на территории Кемеровской области, в соответствии с Законом Кемеровской области от 28.01.2010 N 12-ОЗ "О государственном регулировании торговой деятельности", Законом Кемеровской области от 14.12.2010 N 136-ОЗ "О порядке разработки региональной и муниципальных программ развития торговли" Коллегия Администрации Кемеровской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую региональную программу "Развитие торговли в Кемеровской области" на 2012 - 2015 годы.
Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 11 декабря 2013 г. N 568 в пункт 2 настоящего постановления внесены изменения
2. Исполнительным органам государственной власти Кемеровской области, ответственным за исполнение мероприятий, предусмотренных региональной программой "Развитие торговли в Кемеровской области" на 2012 - 2015 годы, представлять ежеквартально до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, и ежегодно до 1 марта года, следующего за отчетным годом, информацию о выполнении мероприятий программы в департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области.
Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 11 декабря 2013 г. N 568 пункт 3 настоящего постановления изложен в новой редакции
3. Департаменту по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области (В.В. Трихина) ежеквартально до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, и ежегодно до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, представлять информацию о выполнении программных мероприятий заместителю Губернатора Кемеровской области (по промышленности, транспорту и предпринимательству) А.И. Мирошнику.
4. Рекомендовать территориальным органам федеральных органов исполнительной власти принять участие в реализации региональной программы "Развитие торговли в Кемеровской области" на 2012 - 2015 годы.
Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 11 декабря 2013 г. N 568 в пункт 5 настоящего постановления внесены изменения
5. Рекомендовать органам местного самоуправления:
разработать и утвердить муниципальные программы развития торговли в срок до 01.07.2012;
представлять ежеквартально до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, и ежегодно до 1 марта года, следующего за отчетным годом, информацию о выполнении мероприятий программы в департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области.
6. Департаменту документационного обеспечения Администрации Кемеровской области (Т.Н. Вовченко), главному управлению по работе со средствами массовой информации Администрации Кемеровской области (А.В. Горелкин) и департаменту информационных технологий Кемеровской области (С.Л. Мурашкин) обеспечить размещение настоящего постановления на сайте "Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области".
Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 11 декабря 2013 г. N 568 в пункт 7 настоящего постановления внесены изменения
7. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Кемеровской области (по промышленности, транспорту и предпринимательству) А.И. Мирошника.
Губернатор Кемеровской области |
А.М. Тулеев |
Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 3 декабря 2012 г. N 533 настоящая Программа изложена в новой редакции
Региональная программа
"Развитие торговли в Кемеровской области" на 2012-2015 годы
(утв. постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 15 декабря 2011 г. N 579)
3 июля, 3 декабря 2012 г., 11 декабря 2013 г.
Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 11 декабря 2013 г. N 568 в паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт
региональной программы "Развитие торговли в Кемеровской области"
на 2012-2015 годы
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, и Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1663-р, одним из главных направлений перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития страны является создание условий для улучшения качества жизни российских граждан, в том числе за счет развития инфраструктуры товарных рынков, создания конкурентной среды, обеспечения качества и безопасности товаров, услуг.
В Кемеровской области также приоритетами социально-экономического развития являются обеспечение комфортных условий проживания населения, рост уровня и качества жизни.
Потребительский рынок является своего рода индикатором существующих в экономике социальных и экономических проблем, так как на долю потребительских расходов, включая услуги, приходится около 70 процентов всех денежных расходов населения Кемеровской области.
В отраслевой структуре валового регионального продукта Кемеровской области оптовая и розничная торговля занимает третье место после добычи полезных ископаемых и обрабатывающих производств, ее доля в 2010 году составила 12,6 процента.
По объему налоговых поступлений торговля занимает второе место после добывающей промышленности и обеспечивает 17 процентов от всех поступлений в бюджетную систему Кемеровской области (в 2010 году - 15,8 млрд. рублей).
В настоящее время на потребительском рынке Кемеровской области функционирует 15,4 тыс. предприятий розничной торговли, из них 11,5 тыс. магазинов.
На предприятиях и в организациях оптовой и розничной торговли работает 16 процентов от численности занятого населения, или 207,8 тыс. человек.
По объему оборота розничной торговли Кемеровская область находится на 3-м месте среди регионов Сибирского федерального округа и на 17-м месте в Российской Федерации.
Мировой финансово-экономический кризис негативно повлиял на состояние и показатели развития торговли - в 2009 году впервые за несколько лет в области было отмечено снижение объемов оборота, розничный товарооборот сократился по сравнению с предыдущим годом на 22 процента.
Однако реализация антикризисных мер, позитивные изменения в экономике Кемеровской области позволили обеспечить стабилизацию и некоторый рост потребительского рынка, что также напрямую коррелирует с ростом реальных денежных доходов и покупательной способности населения. Это повлияло на улучшение динамики розничного товарооборота.
В 2010 году восстановление потребительского спроса происходило достаточно медленно, и оборот розничной торговли в течение года рос умеренными темпами. В целом за 2010 год розничный товарооборот составил 259 млрд. рублей и увеличился на 4 процента в сопоставимых ценах.
В 2011 году позитивная динамика развития потребительского рынка продолжилась: за январь-сентябрь 2011 г. розничный товарооборот составил 214 млрд. рублей и увеличился на 6,5 процента (в сопоставимых ценах) по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года.
Восстановление покупательского спроса отразилось и на структуре оборота розничной торговли.
В разрезе товарных групп в текущем году опережающими темпами рос оборот розничной торговли непродовольственными товарами - 109,3 процента к уровню 2010 года при росте оборота пищевых продуктов 103,9 процента.
В период кризиса, в 2009 году, была отмечена тенденция экономии населения на приобретении товаров длительного пользования, в результате чего в общем объеме розничной торговли выросла доля пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий, составив 49,8 процента, а доля непродовольственных товаров снизилась до 50,2 процента.
За 2010-2011 удельный вес непродовольственных товаров в структуре оборота увеличился до 53,4 процента; доля пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий составила 46,6 процента.
Ведущая роль в удовлетворении покупательского спроса кузбассовцев принадлежит предприятиям организованной торговли - они обеспечивают 95,2 процента оборота розничной торговли, на долю розничных рынков приходится 4,8 процента.
При этом в разрезе форматов торговли отмечается более активное развитие продаж в стационарной торговле. За 9 месяцев 2011 года прирост оборота розничной торговли торгующих организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность вне рынка, составил 7,3 процента к соответствующему периоду 2010 года, при этом реализация товаров на розничных рынках и ярмарках сократилась на 7 процентов.
Тем не менее востребованной населением области остается и рыночная торговля. В области действует 65 розничных рынков, на которых создано около 12 тыс. торговых мест.
Одним из наиболее успешных и быстрорастущих сегментов рынка в последние годы стали торговые сети.
Наибольшее развитие в Кемеровской области получили розничные продуктовые сети, среди них есть как областные - "Система "Чибис", "Кора-ТК", "Аквамаркет", "Новокузнецкобувьторг", "Центрпродсервис", так и пришедшие на наш рынок из других регионов, например, компания "Мария-РА" (Барнаул). Иностранные торговые сети представлены ООО "Метро Кэш энд Керри" (торговые центры "Метро" - в городах Новокузнецке и Кемерово).
Сегодня розничные сети регионального уровня присутствуют не только в городах Кемерово и Новокузнецке, как это было всего несколько лет назад, а практически во всех средних и малых городах Кемеровской области.
Интенсивное развитие сетевых структур в области связано с тем, что в условиях высокой конкуренции на потребительском рынке они имеют определенные преимущества. Им гораздо легче создать широкий ассортимент товаров и высокий уровень обслуживания, внедрять новейшие торговые технологии, применять современные методы работы с клиентами.
Следует отметить также, что практически в каждой территории на потребительском рынке присутствуют розничные сети местного уровня - то есть имеются два или более торговых объекта, которые находятся под одним управлением или используются под единым коммерческим обозначением. Например, в городе Юрге - ООО "Снегири", в городе Анжеро-Судженске - ЗАО "Сибирский колос".
Тем не менее розничные сети не доминируют на потребительском рынке области. В них формируется 11 процентов оборота розничной торговли.
В структуре оборота розничной торговли по хозяйствующим субъектам в анализируемом периоде отмечается устойчивая тенденция к росту доли крупных и средних коммерческих организаций (с 33,5 процента в 2009 году до 34,3 процента в 2011 году) и малых предприятий (с 20 процентов до 22,9 процента), сокращению доли рынков (с 6 процентов до 4,8 процента) и индивидуальных предпринимателей (с 37,2 процента до 33,4 процента).
В территориальном разрезе два самых крупных города Кемерово (в 2010 году - 32 процента) и Новокузнецк (28 процентов) формируют 60 процентов оборота розничной торговли. При этом на муниципальные районы приходится всего 9,5 процента товарооборота.
Кризисная ситуация 2008-2009 годов, безусловно, отрицательно повлияла на состояние отрасли, что, в первую очередь, выразилось в сокращении инвестиций и замедленном развитии инфраструктуры.
В этот период инвестиционная активность торгующих организаций резко упала, объем инвестиций в основной капитал по виду деятельности "Оптовая и розничная торговля" в 2008 году сократился на 29 процентов, еще более глубокое падение отмечено в 2009 году - на 49 процентов. Всего за два года объем инвестиций в отрасль снизился на 63 процента.
С 2010 года наметилась тенденция к оживлению инвестиционной активности в отрасли - объем инвестиций в основной капитал за 2010 год составил 2,5 млрд. рублей и увеличился по сравнению с 2009 годом на 33 процента. За первое полугодие 2011 г. инвестиции в отрасль составили 1,3 млрд. рублей и увеличились в 1,65 раза по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.
Это отразилось и на развитии инфраструктуры отрасли. За счет нового строительства и реконструкции в 2010 году было введено 25,3 тыс. кв. метров, в первом полугодии 2011 г. - 43,2 тыс. кв. метров торговых площадей.
Обеспеченность населения предприятиями отрасли в настоящее время составляет в среднем по области 570 кв. метров на 1 тыс. человек, или 105 процентов к нормативу минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
В Кемеровской области продолжается реализация социальной политики в сфере торговли, которая выражается, в первую очередь, в создании сети губернских торговых предприятий.
В настоящее время в Кемеровской области действует 5 губернских рынков (в городах Ленинске-Кузнецком и Прокопьевске - по 1, в городе Кемерово - 3) и 34 губернских магазина в 23 муниципальных образованиях, в том числе в городе Кемерово - 3, городе Новокузнецке - 4, городах Киселевске, Ленинске-Кузнецком, Прокопьевске, Мыски, а также в Беловском и Новокузнецком районах - по 2.
Кроме того, в области открываются магазины "Кузбасские продукты", в которых местные производители самостоятельно реализуют собственную продукцию, а значит, цены в них ниже, чем в среднем в розничной сети.
Местные товаропроизводители имеют также возможность реализовывать свою продукцию без посредников напрямую населению на постоянно действующих ярмарках (торговых площадках), что также способствует сдерживанию цен на социально значимые продовольственные товары.
В 2010 году в области было проведено более 600 ярмарок, в том числе 300 сельскохозяйственных и 213 ярмарок "выходного дня", за 9 месяцев 2011 года проведено 480 ярмарок, из них 240 сельскохозяйственных и 150 - "выходного дня".
В целях оказания поддержки социально незащищенным слоям населения департаментом промышленности, торговли и предпринимательства Кемеровской области совместно с предприятиями потребительского рынка в 2011 году начата реализация проекта "Губернская потребительская карта".
Губернская потребительская карта предназначена для пенсионеров и дает право на получение скидки в размере 7 процентов на все группы товаров, исключая табачные изделия и алкогольную продукцию. Накопительная сумма по одной карте - не более 3000 рублей в месяц.
Скидки предоставляются предприятиями на добровольной основе без возмещения затрат из областного бюджета.
В настоящее время в Кемеровской области функционирует около 13 тыс. хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров (за исключением производителей товаров). Из них 2,7 тыс. субъектов осуществляют торговлю пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями. В основном (92 процента) это микропредприятия с численностью до 15 человек.
Только около 13 процентов предприятий имеют ассортимент в пределах 1000 наименований, у большей части предприятий узкий ассортимент до 200 наименований или специализированный.
Количество используемых складских помещений на территории области - около 450 единиц, общая складская площадь - 443 тыс. кв. метров.
На территории области отсутствуют складские помещения современного типа (категории А), в основном это склады категории В и С (около 80 процентов всех помещений).
Преодолеть отрицательное влияние кризисных явлений в сфере оптовой торговли пока не удалость#. В течение последних четырех лет (2008-2011 гг.) оборот оптовой торговли сокращается в среднем на 5-7 процентов в год.
Доля оптовой торговли продовольственными товарами составляет 14,5 процента в общем объеме оборота оптовой торговли.
На долю субъектов малого предпринимательства приходится 24 процента оборота оптовой торговли.
За последние три года как на федеральном уровне, так и на областном был принят ряд нормативных документов, регулирующих сферу торговой деятельности.
В 2009 году был принят Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "О государственном регулировании торговой деятельности в Российской Федерации", который вступил в силу с 01.02.2010.
На сегодняшний день в Кемеровской области приняты все нормативные правовые акты, необходимые для реализации Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "О государственном регулировании торговой деятельности в Российской Федерации":
1) Закон Кемеровской области от 28.01.2010 N 12-ОЗ "О государственном регулировании торговой деятельности";
2) Закон Кемеровской области от 14.12.2010 N 136-ОЗ "О порядке разработки региональной и муниципальных программ развития торговли";
3) Закон Кемеровской области от 28.02.2011 N 17-ОЗ "Об установлении нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов";
4) постановление Губернатора Кемеровской области от 11.03.2011 N 12-пг "О создании координационного совета по вопросам развития торговой деятельности в Кемеровской области";
5) постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 02.09.2010 N 377 "Об утверждении Порядка организации ярмарок и продажи товаров на них, за исключением случаев, когда организатором ярмарки является федеральный орган государственной власти, а также требований к организации продажи товаров на ярмарках";
6) постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 30.11.2010 N 530 "Об установлении порядка разработки и утверждения органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, схемы размещения нестационарных торговых объектов".
В результате реализации положений Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "О государственном регулировании торговой деятельности в Российской Федерации" в Кемеровской области:
упорядочено размещение нестационарных торговых объектов, а также деятельность ярмарок на территории области;
определен порядок разработки региональной и муниципальных программ развития торговли;
создан координационный совет по вопросам развития торговой деятельности Кемеровской области, в рамках которого оперативно решаются текущие вопросы сферы торговли.
В сфере торговли в Кемеровской области сформировалась конкурентная среда, способствующая развитию разнообразных форм обслуживания, активному появлению современных типов предприятий.
Экономические показатели отрасли в целом удовлетворительные и свидетельствуют о наличии потенциала для ее дальнейшего развития.
Однако, несмотря на положительную в целом динамику развития сферы торговли, существует целый ряд проблем, решение которых требует применения программных методов для дальнейшего совершенствования торговой деятельности в Кемеровской области.
Основными проблемами остаются вопросы обеспечения территориальной и ценовой доступности товаров и услуг населению, улучшения культуры и качества обслуживания.
Это обусловлено следующими причинами:
неравномерным расположением предприятия торговли на территории области;
недостатком финансовых оборотных средств у субъектов потребительского рынка и сферы услуг;
недостаточным платежеспособным спросом населения;
объективными процессами выбытия (закрытия) отдельных предприятий (объектов) и необходимостью их замещения в сети;
наличием предприятий торговли с устаревшей материально-технической базой, требующей реконструкции в целях повышения качества обслуживания населения.
Система обеспечения безопасности и качества товаров, работ, услуг не позволяет в полной мере предотвратить производство опасной и недоброкачественной продукции, некачественное оказание услуг. Данная проблема связана с рядом следующих негативных явлений в сфере потребительского рынка, это:
строительство и реконструкция объектов потребительского рынка и сферы услуг не всегда осуществляется с учетом требований нормативных правовых актов;
наличие диспропорций в системе товародвижения;
недостаток современных типов торговых структур, особенно в оптовом звене;
низкий уровень конкуренции на рынке непродовольственных товаров;
отсутствие системы стандартов обслуживания;
недостаточно активная работа по внедрению международных стандартов качества в организациях сферы услуг.
Развитие сферы торговли сдерживают также факторы, связанные с кадровой политикой:
недостаток квалифицированного персонала;
низкий уровень образования;
текучесть кадров, связанная с низкой заработной платой в торгующих организациях и др.
Механизмы рыночной экономики зачастую нестабильны и подвержены внешним воздействиям, которые могут выражаться в изменении уровня доходов населения, увеличении или уменьшении спроса на товары и услуги, активизации инфляционных процессов и других экономических показателей. Таким образом, перспектива развития сферы торговли определяется уровнем потребительского спроса, развитием конкурентной среды, финансовым и кадровым потенциалом.
Необходимо создание условий для расширения ассортимента товаров и услуг, снижение ценового диапазона потребительских цен на товары и услуги.
Развитию сферы торговли будут также способствовать улучшение транспортной доступности, рост денежных доходов населения, формирование потребностей в новых товарах и услугах со стороны предприятий и населения.
К перспективным направлениям развития торговой деятельности на территории области относятся следующие:
стимулирование и реализация инвестиционных проектов, направленных на строительство новых объектов торговой инфраструктуры;
оптимизация размещения торговых объектов на территории области, повышение эффективности их деятельности;
изучение и внедрение передового опыта иных субъектов Российской Федерации по обеспечению населения области услугами торговли;
стимулирование деловой активности торговых предприятий и организация взаимодействия между хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, и хозяйствующими субъектами, осуществляющими производство (поставки) товаров, путем организации и проведения выставок, ярмарок, иных мероприятий организационного характера.
Принятие Программы обусловлено необходимостью комплексной увязки мероприятий по развитию торговли в области, а также консолидации усилий органов государственной власти Кемеровской области, органов местного самоуправления и бизнеса.
В ходе реализации Программы целевые показатели могут быть не достигнуты вследствие неблагоприятных внешних и внутренних условий развития экономики (рост инфляции, падение денежных доходов населения, рост безработицы, сокращение инвестиционного спроса).
2. Цели и задачи Программы
Главной целью Программы является содействие развитию торговли в Кемеровской области.
Программа определяет основные направления развития торговли в Кемеровской области.
Дополнительными (промежуточными) целями Программы являются:
реализация государственной политики в области торговой деятельности в целях создания условий для наиболее полного удовлетворения спроса населения на потребительские товары по доступным ценам в пределах территориальной доступности, обеспечения прав потребителей на приобретение качественных и безопасных товаров;
создание на территории Кемеровской области современной торговой инфраструктуры, основанной на принципах достижения установленных нормативов обеспеченности населения области площадью торговых объектов, равномерное и цивилизованное развитие различных форм торговой деятельности на территории Кемеровской области;
создание организационно-экономических условий для эффективной деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, по удовлетворению потребностей населения Кемеровской области в товарах и услугах, а также потребностей отраслей экономики в реализации потребителям производимой продукции;
формирование конкурентной среды на территории Кемеровской области;
повышение качества торгового обслуживания населения Кемеровской области.
Задачами Программы, обеспечивающими достижение поставленных целей, являются:
совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере торговли;
развитие торговой инфраструктуры и оптимальное размещение торговых объектов;
развитие торговли в сельской местности;
определение и реализация комплекса мер, направленных на повышение ценовой и территориальной доступности товаров, качества и культуры торгового сервиса для населения области, обеспечение качества и безопасности товаров;
создание условий для деятельности сети социально ориентированных торговых предприятий;
развитие конкуренции в сфере торговой деятельности;
привлечение инвестиций в развитие торговли на территории области;
обеспечение взаимодействия хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и сельхозтоваропроизводителей области, с целью установления прямых и долгосрочных хозяйственных связей;
развитие кадрового потенциала торгующих организаций.
3. Ресурсное обеспечение Программы
Источниками финансирования Программы являются внебюджетные средства. Общий объем финансирования Программы на 2013-2015 годы составит 5387 млн. рублей, в том числе по годам:
в 2013 году - 3035 млн. рублей,
в 2014 году - 2020 млн. рублей,
в 2015 году - 332 млн. рублей.
Перечень наиболее крупных объектов потребительского рынка, планируемых к строительству в 2013-2015 годах, приведен в приложении N 1 к Программе.
4. Ожидаемые результаты Программы и целевые индикаторы
В результате реализации Программы планируется достигнуть следующих результатов:
1) повышение ценовой и территориальной доступности товаров для населения Кемеровской области;
2) формирование торговой инфраструктуры с учетом многообразия видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли, потребностей населения;
3) рост физических объемов розничного товарооборота на 5-7 процентов в год (в сопоставимых ценах);
4) рост оборота розничной торговли в расчете на душу населения:
2012 год - 117,6 тыс. рублей,
2013 год - 130,5 тыс. рублей,
2014 год - 144,6 тыс. рублей,
2015 год - 161,8 тыс. рублей;
5) рост обеспеченности населения области площадью торговых объектов:
2012 год - 590 кв. метров на 1000 человек,
2013 год - 614 кв. метров на 1000 человек,
2014 год - 642 кв. метра на 1000 человек,
2015 год - 674 кв. метров на 1000 человек;
6) создание ежегодно около 5000 новых рабочих мест на предприятиях торговли;
7) привлечение инвестиционных ресурсов из внебюджетных источников на развитие инфраструктуры, строительство и реконструкцию предприятий оптовой и розничной торговли:
2012 год - 4160 млн. рублей,
2013 год - 4700 млн. рублей,
2014 год - 5300 млн. рублей,
2015 год - 5950 млн. рублей.
Целевые индикаторы (показатели эффективности реализации Программы) с разбивкой по годам реализации Программы приведены в приложении N 2 к Программе.
Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 11 декабря 2013 г. N 568 в раздел 5 настоящей Программы внесены изменения
5. Управление и контроль за реализацией Программы
Контроль за реализацией Программы осуществляют Губернатор Кемеровской области, государственный заказчик Программы.
Директор Программы несет ответственность за реализацию и конечные результаты Программы, организует управление реализацией Программы.
Для обеспечения мониторинга реализации Программы исполнители Программы:
ежеквартально до 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляют в департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области отчеты о ходе реализации мероприятий Программы;
ежегодно до 1 марта года, следующего за отчетным, представляют в департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области отчеты о ходе выполнения мероприятий Программы, ее целей и задач.
Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области ежеквартально до 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, и ежегодно до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, представляет информацию о выполнении программных мероприятий директору Программы.
Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 11 декабря 2013 г. N 568 в раздел 6 настоящей Программы внесены изменения
6. Программные мероприятия
N |
Наименование мероприятия |
Сроки реализации |
Объем финансирования (млн. рублей, в ценах соответствующих лет) |
Ответственные исполнители |
Ожидаемый результат реализации мероприятий |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|||||||||
|
Всего по Программе: |
2012-2015 годы
2012 год
2013 год
2014 год
2015 год |
5387
3035
2020
332 |
|
|
|||||||||
1. Совершенствование государственной координации и правового регулирования в сфере торговли | ||||||||||||||
1.1 |
Мониторинг и анализ федерального законодательства, законодательства субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов в сфере торговли
|
2012-2015 годы |
|
Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области |
Реализация федерального законодательства на территории Кемеровской области, внедрение положительного опыта иных субъектов Российской Федерации |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|||||||||
1.2 |
Обеспечение государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства при реализации Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "О государственном регулировании торговой деятельности в Российской Федерации" в соответствии с предоставленными полномочиями |
2012-2015 годы |
|
Управление Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (по согласованию) |
Выявление основных проблем по реализации требований закона о торговле на региональном и муниципальном уровне, а также барьеров, препятствующих развитию конкуренции в торговле |
|||||||||
1.3 |
Обеспечение государственного контроля за действующими нормативными правовыми актами органов государственной власти Кемеровской области, органов местного самоуправления на предмет их соответствия требованиям антимонопольного законодательства в соответствии с предоставленными полномочиями |
2012-2015 годы |
|
Управление Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (по согласованию) |
Создание прозрачных и недискриминационных условий доступа на розничный рынок региона
|
|||||||||
1.4 |
Совершенствование законодательства Кемеровской области, направленного на развитие торговли |
2012-2015 годы |
|
Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области |
Приведение законодательства Кемеровской области в соответствие с новым федеральным законодательством, реализация полномочий субъекта Российской Федерации |
|||||||||
1.5 |
Формирование и ведение торгового реестра Кемеровской области |
2012-2015 годы |
|
Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области |
Создание базы данных о торгующих организациях и организациях, осуществляющих поставки товаров |
|||||||||
1.6 |
Осуществление приема и учета уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов работ и услуг по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации, в соответствии с предоставленными полномочиями |
2012-2015 годы |
|
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области (по согласованию) |
Повышение прозрачности деятельности торгующих организаций и организаций, осуществляющих поставки товаров |
|||||||||
1.7 |
Проведение ежегодного анализа обеспеченности населения Кемеровской области и входящих в ее состав муниципальных образований площадью торговых объектов |
2012-2015 годы |
|
Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области |
Обеспечение выполнения установленных нормативов обеспеченности населения Кемеровской области площадью торговых объектов |
|||||||||
1.8 |
Организация информационно-аналитического наблюдения за состоянием розничной торговли в Кемеровской области |
2012-2015 годы |
|
Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области, органы местного самоуправления (по согласованию) |
Анализ состояния розничной торговли |
|||||||||
1.9 |
Заключение соглашений о социально-экономическом сотрудничестве между Коллегией Администрации Кемеровской области и торговыми организациями Кемеровской области |
2012-2015 годы |
|
Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области
|
Развитие торговой и социальной инфраструктуры |
|||||||||
1.10 |
Проведение мониторинга доли местных товаропроизводителей в реализации основных продовольственных товаров |
2012-2015 годы |
|
Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области |
Планирование объемов выпуска продукции предприятиями Кемеровской области |
|||||||||
1.11 |
Проведение мониторинга цен на основные продовольственные товары |
2012-2015 годы |
|
Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области, Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области (по согласованию)
|
Обеспечение ценовой доступности основных продовольственных товаров
|
|||||||||
1.12 |
Содействие созданию ассоциации предприятий торговли в Кемеровской области |
2014-2015 годы |
|
Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области, Кузбасская торгово-промышленная палата (по согласованию) |
Формирование профессионального сообщества, ориентированного на осуществление деятельности в рамках действующего законодательства и обеспечение защиты прав потребителей
|
|||||||||
1.13 |
Организация и проведение совещаний, конференций, круглых столов по вопросам развития торговли |
2012-2015 годы |
|
Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области (по согласованию), Кузбасская торгово-промышленная палата (по согласованию)
|
Выявление проблем в сфере развития торговли для принятия эффективных управленческих решений
|
|||||||||
1.14 |
Проведение анализа поступающих жалоб и обращений граждан и организаций по вопросам деятельности торгующих организаций |
2012-2015 годы |
|
Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области (по согласованию) |
Принятие мер по защите прав и законных интересов граждан и организаций |
|||||||||
1.15 |
Организационно-техническое обеспечение работы координационного совета по развитию торговой деятельности |
2012-2015 годы |
|
Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области |
Обеспечение взаимодействия между исполнительными органами государственной власти Кемеровской области, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления |
|||||||||
2. Формирование современной инфраструктуры розничной торговли и повышение территориальной доступности торговых объектов для населения Кемеровской области | ||||||||||||||
2.1 |
Создание условий для строительства стационарных объектов потребительского рынка |
2012-2015 годы |
|
Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области, органы местного самоуправления (по согласованию) |
Создание новых рабочих мест, увеличение занятости населения |
|||||||||
2.2. |
Ввод в эксплуатацию наиболее крупных объектов потребительского рынка |
2012-2015 годы
2012 год
2013 год
2014 год
2015 год |
5387
3035
2020
332 |
Организации и индивидуальные предприниматели (по согласованию) |
Повышение объема налоговых поступлений, создание новых рабочих мест, увеличение занятости населения |
|||||||||
2.3 |
Разработка, утверждение и корректировка схем размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований |
2012-2015 годы |
|
Органы местного самоуправления (по согласованию) |
Упорядочение размещения нестационарных торговых объектов |
|||||||||
2.4 |
Определение перечня мест для проведения ярмарок на территории муниципальных образований |
2012 год |
|
Органы местного самоуправления (по согласованию) |
Повышение экономической (ценовой) и территориальной доступности торговых услуг для населения |
|||||||||
3. Развитие сельской торговли | ||||||||||||||
3.1 |
Содействие развитию торговли в малых и удаленных населенных пунктах |
2012-2015 годы |
|
Органы местного самоуправления (по согласованию) |
Повышение территориальной доступности торговых услуг для сельского населения
|
|||||||||
3.2 |
Развитие потребительской кооперации |
2012-2015 годы |
|
Кемеровский облпотребсоюз (по согласованию) |
Расширение торговой сети за счет создания торговых объектов в отдаленных сельских поселениях |
|||||||||
4. Создание современной инфраструктуры оптовой торговли | ||||||||||||||
4.1 |
Развитие инфраструктуры сферы оптовой торговли |
2014-2015 годы |
|
Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области, органы местного самоуправления (по согласованию), организации оптовой торговли (по согласованию) |
Снижение стоимости основных видов товаров за счет сокращения звенности товародвижения |
|||||||||
4.2 |
Содействие развитию современного оптового звена на территории Кемеровской области |
2014-2015 годы |
|
Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области, органы местного самоуправления (по согласованию) |
Повышение качества услуг оптовых предприятий |
|||||||||
4.3 |
Стимулирование инвестиционных проектов, направленных на строительство логистических центров, оформление инвестиционной площадки под строительство логистического центра в городе Топки |
2012-2015 годы |
|
Органы местного самоуправления Топкинского муниципального района (по согласованию) |
Повышение инвестиционной активности |
|||||||||
5. Повышение ценовой доступности товаров для населения | ||||||||||||||
5.1 |
Деятельность сети социально ориентированных торговых предприятий |
2012-2015 годы |
|
Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области, Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области, органы местного самоуправления (по согласованию)
|
Повышение экономической доступности товаров для социально незащищенных категорий населения |
|||||||||
5.2 |
Реализация проекта "Губернская потребительская карта" |
2012 год |
|
Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области, органы местного самоуправления (по согласованию) |
Поддержка пенсионеров путем повышения ценовой доступности товаров |
|||||||||
5.3 |
Проведение продовольственных ярмарок с привлечением местных товаропроизводителей, предприятий пищевой перерабатывающей промышленности |
2012-2015 годы |
|
Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области, департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Кемеровской области, Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области
|
Повышение экономической доступности товаров для социально незащищенных категорий населения |
|||||||||
6. Повышение качества и обеспечение безопасности товаров | ||||||||||||||
6.1 |
Участие в мероприятиях по выявлению на потребительском рынке контрафактной продукции |
2012-2015 годы |
|
Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области, Главное управление МВД России по Кемеровской области (по согласованию), Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области (по согласованию) |
Обеспечение безопасности реализуемой продукции |
|||||||||
6.2 |
Проведение конкурса "Лучшие товары и услуги Кузбасса" |
2012-2015 годы |
|
Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области, департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Кемеровской области, ФГУ "Кемеровский центр стандартизации, метрологии и сертификации" (по согласованию)
|
Содействие производству качественной, конкурентоспособной продукции и повышение качества оказываемых услуг |
|||||||||
6.3 |
Проведение регионального конкурса "Брэнд Кузбасса" |
2012-2015 годы |
|
Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области, департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Кемеровской области, Кузбасская торгово-промышленная палата (по согласованию) |
Содействие производству местными товаропроизводителями качественной, конкурентоспособной продукции |
|||||||||
6.4 |
Проведение мониторинговых исследований пищевых продуктов, находящихся в обороте на территории Кемеровской области |
2012-2015 годы |
|
ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области" (по согласованию), Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области (по согласованию), торгующие организации (по согласованию)
|
Повышение качества реализуемой продукции; выявление причин и условий, способствующих возникновению и распространению инфекционных заболеваний |
|||||||||
7. Развитие конкуренции в сфере торговли | ||||||||||||||
7.1 |
Проведение анализа экономической концентрации на товарных рынках по всей товаропроводящей цепочке (производитель, поставщик, торговая сеть), оценке прав влияния отдельных хозяйствующих субъектов |
2012-2015 годы |
|
Управление Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (по согласовании) |
Создание прозрачных и недискриминационных условий доступа на розничный рынок региона |
|||||||||
7.2 |
Осуществление обзора рынка розничной торговли продовольственными товарами путем организации торговой сети в разрезе муниципальных образований Кемеровской области |
2012-2015 годы |
|
Управление Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (по согласованию) |
Создание прозрачных и недискриминационных условий доступа на розничный рынок региона |
|||||||||
7.3 |
Информирование общественности по вопросам, связанным с осуществлением контроля, в соответствии с предоставленными полномочиями |
2012-2015 годы |
|
Управление Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (по согласованию) |
Создание прозрачных и недискриминационных условий доступа на розничный рынок региона |
|||||||||
7.4 |
Организация и проведение смотров-конкурсов, выставок, ярмарок - распродаж потребительских товаров местных производителей с привлечением предприятий- изготовителей и предпринимателей |
2012-2015 годы |
|
Департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Кемеровской области, департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области, органы местного самоуправления (по согласованию) |
Стимулирование производства конкурентоспособной продукции, оказание поддержки местным товаропроизводителям |
|||||||||
7.5 |
Предоставление субъектам малого предпринимательства не менее 60 процентов торговых мест при размещении нестационарных торговых объектов
|
2012-2015 годы |
|
Органы местного самоуправления (по согласованию) |
Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства |
|||||||||
8. Кадровое обеспечение в сфере торговли | ||||||||||||||
8.1 |
Оказание содействия в создании единого образовательного кластера в сфере подготовки профессиональных кадров для предприятий потребительского рынка |
2012-2013 годы |
|
Кемеровский институт (филиал) Российского государственного торгово-экономического университета (по согласованию), департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области |
Повышение качества образования, эффективности использования трудовых ресурсов путем совершенствования форм и методов обучения кадров в соответствии с потребностями работодателей
|
|||||||||
8.2 |
Проведение конкурсов профессионального мастерства |
2012-2015 годы |
|
Органы местного самоуправления (по согласованию), департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области |
Распространение положительного профессионального опыта |
|||||||||
8.3 |
Организация многоуровневой системы подготовки квалифицированных кадров и повышения квалификации специалистов в сфере торговли, в том числе по вопросам соблюдения санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей |
2012-2015 годы |
|
Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области (по согласованию) |
Повышение профессионального уровня специалистов предприятий потребительского рынка |
|||||||||
9. Информационное обеспечение торговли | ||||||||||||||
9.1. |
Актуализация информации по вопросам развития торговой деятельности в разделе "Потребительский рынок" на официальном сайте департамента промышленности, торговли и предпринимательства Кемеровской области
|
2012-2015 годы |
|
Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области |
Информирование торгующих организаций и населения по вопросам торговой деятельности |
|||||||||
9.2 |
Информирование и обучение населения области основам защиты прав потребителей |
2012-2015 годы |
|
Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области (по согласованию), органы местного самоуправления (по согласованию) |
Повышение правовой грамотности и информированности населения Кемеровской области в вопросах защиты прав потребителей |
|||||||||
9.3 |
Проведение информационно- просветительской деятельности в области защиты прав потребителей через размещение информации в средствах массовой информации, на радио, телевидении, в сети "Интернет" |
2012-2015 годы |
|
Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области (по согласованию), органы местного самоуправления (по согласованию) |
Повышение уровня ответственности предприятий и организаций за качество реализуемых товаров, информирование населения
|
|||||||||
9.4 |
Оказание организациям и индивидуальным предпринимателям консультативной и методологической помощи по вопросам развития торговой деятельности |
2012-2015 годы |
|
Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области, органы местного самоуправления (по согласованию) |
Повышение качества торговых услуг |
Приложение N 1
"Развитие торговли в Кемеровской области"
на 2012-2015 годы
Перечень
наиболее крупных объектов потребительского рынка,
планируемых к строительству в 2013-2015 годах
3 декабря 2012 г.
N п/п |
Муниципальное образование |
Наименование объекта |
Срок ввода в эксплуатацию (год) |
Общая площадь, кв. метров |
Объем финансирования, млн. руб. |
|||
всего |
в том числе по годам: |
|||||||
2013 |
2014 |
2015 |
||||||
1. |
г. Белово |
Губернский рынок |
2013 |
1800 |
150 |
150 |
- |
- |
2. |
г. Кемерово |
Гипермаркет "Лента" |
2013 |
12000 |
780 |
780 |
- |
- |
3. |
г. Кемерово |
Торгово-развлекательный комплекс (реконструкция кинотеатра "Аврора") |
2014 |
17000 |
1105 |
800 |
305 |
- |
4. |
г. Кемерово |
Торговый центр "Радуга" (второе здание) |
2014 |
14500 |
870 |
600 |
270 |
- |
5. |
г. Ленинск-Кузнецкий |
Гипермаркет |
2015 |
6500 |
195 |
- |
- |
195 |
6. |
г. Междуреченск |
Торговый центр "Солнышко" |
2015 |
6600 |
265 |
95 |
85 |
85 |
7. |
г. Междуреченск |
Торговый центр |
2015 |
5500 |
222 |
110 |
60 |
52 |
8. |
г. Новокузнецк |
Торговый центр "Сити-Молл" |
2014 |
62400 |
1800 |
500 |
1300 |
- |
|
Итого: |
|
|
|
5387 |
3035 |
2020 |
332 |
Приложение N 2
"Развитие торговли в Кемеровской области"
на 2012-2015 годы
Целевые индикаторы
3 декабря 2012 г.
Целевой индикатор |
Единица измерения |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Темп роста оборота розничной торговли к предыдущему году
|
процентов |
105,0 |
105,5 |
106,0 |
107,0 |
Оборот розничной торговли на душу населения
|
тыс. рублей |
117600 |
130500 |
144600 |
161800 |
Обеспеченность населения области площадью торговых объектов
|
кв. метров на 1000 человек |
590 |
614 |
642 |
674 |
Создание новых рабочих мест на предприятиях потребительского рынка
|
единиц |
5000 |
5000 |
5000 |
5000 |
Привлечение инвестиционных ресурсов из негосударственных источников на развитие инфраструктуры, строительство и реконструкцию предприятий оптовой и розничной торговли |
млн. рублей |
4160 |
4700 |
5300 |
5950 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В целях содействия развитию торговли в Кемеровской области, определения основных направлений развития торговли в Кемеровской области утверждена региональная программа "Развитие торговли в Кемеровской области" на 2012-2015 гг., задачами которой являются: совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере торговли; развитие торговой инфраструктуры и оптимальное размещение торговых объектов; повышение ценовой и территориальной доступности товаров, качества и культуры торгового сервиса для населения области, обеспечение качества и безопасности товаров; создание условий для деятельности сети социально ориентированных торговых предприятий; развитие конкуренции в сфере торговой деятельности.
Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 15 декабря 2011 г. N 579 "Об утверждении региональной программы "Развитие торговли в Кемеровской области" на 2012-2015 годы"
Текст постановления размещен на сайте "Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области" 17 декабря 2011 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 12 декабря 2013 г. N 578
Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 11 декабря 2013 г. N 568
Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 3 декабря 2012 г. N 533
Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 3 июля 2012 г. N 245