Общие положения
Мы, нижеподписавшиеся полномочные представители Федерации профсоюзных организаций Кузбасса (далее - Профсоюзы), Коллегии Администрации Кемеровской области (далее - Коллегия), работодателей Кемеровской области (далее - Работодатели), совместно именуемые "Стороны", руководствуясь законодательством Российской Федерации и законодательством Кемеровской области, заключили Кузбасское трехстороннее (региональное) соглашение между Федерацией профсоюзных организаций Кузбасса, Коллегией Администрации Кемеровской области и работодателями Кемеровской области на 2010 - 2012 годы (далее - Соглашение), устанавливающее общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений на региональном уровне.
Стороны ставят в числе приоритетных целей Соглашения проведение в предстоящий период социально-экономической политики, обеспечивающей право граждан на достойный труд, повышение качества жизни работников и их семей, сокращение масштабов бедности на основе устойчивого развития экономики, повышения ее конкурентоспособности и увеличения доходов организаций, роста производительности труда, стабильной занятости и гибкости рынка труда, безопасности рабочих мест, расширения возможностей профессионального роста работников.
Соглашение служит основой для переговоров и заключения региональных отраслевых (межотраслевых) соглашений (далее - региональные отраслевые соглашения), территориальных (городских, районных) соглашений, отраслевых (межотраслевых) территориальных соглашений (далее - территориальные соглашения) и коллективных договоров организаций, индивидуальных предпринимателей (далее - коллективные договоры).
Стороны рассматривают обязательства настоящего Соглашения как минимальные, которые могут быть дополнены и развиты в рамках заключения и реализации региональных отраслевых и территориальных соглашений, коллективных договоров.
Для обеспечения реализации настоящего Соглашения стороны на основе взаимных консультаций разрабатывают документы, принимают необходимые решения в пределах своих полномочий.
Обязательства Коллегии, вытекающие из Соглашения, реализуются посредством деятельности исполнительных органов государственной власти Кемеровской области в пределах своей компетенции или непосредственно Коллегией в соответствии с полномочиями, определенными законодательством, путем принятия нормативных правовых актов.
Стороны признают необходимым заключение региональных отраслевых и территориальных соглашений, коллективных договоров и обязуются оказывать трудовым коллективам, отраслевым и территориальным организациям профсоюзов, развивающим принципы социального партнерства, всестороннее содействие в решении социально-трудовых вопросов.
Стороны признают обязательным участие областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее - Комиссия) в рассмотрении проектов нормативных правовых и иных актов исполнительных органов государственной власти Кемеровской области в сфере труда.
Закрепленные в ряде пунктов Соглашения обязательства, требующие финансирования из бюджета Кемеровской области, рассматриваются при составлении бюджета Кемеровской области на очередной финансовый год и плановый период.
Для достижения поставленных задач Стороны в пределах своих полномочий берут на себя следующие обязательства.
1. Экономическая политика
Стороны считают основными задачами на предстоящий период проведение активной политики по созданию благоприятных условий хозяйствования, развитию предпринимательской деятельности, укреплению экономического и финансового положения организаций в Кемеровской области.
Стороны
1.1. Совместно вырабатывать меры по поддержке отраслей экономики Кемеровской области и содействовать реализации комплексных программ развития этих отраслей.
1.2. Содействовать продвижению кузбасских товаров на новые рынки и укреплению межрегиональных связей посредством привлечения товаропроизводителей Кемеровской области к участию в выставочно-ярмарочных мероприятиях как на территории области, так и за ее пределами.
1.3. Продолжать работу по расширению социально-экономических связей с субъектами Российской Федерации, Сибирского федерального округа, а также развитию отношений со странами ближнего и дальнего зарубежья.
1.4. Оказывать содействие в погашении задолженности из федерального бюджета, бюджетов муниципальных образований Кемеровской области перед организациями и принимать меры по недопущению возникновения задолженности бюджета Кемеровской области перед организациями за выполненные работы и оказанные услуги.
Профсоюзы
1.5. Способствовать устойчивой работе организаций: соблюдению трудовой и технологической дисциплины, росту производительности труда, повышению профессионализма и деловой активности работников. Участвовать в организации трудового соревнования в организациях. Распространять передовой опыт.
1.6. Участвовать в разработке и реализации мероприятий, направленных на вовлечение работников в процессы управления организацией.
1.7. Содействовать выполнению мероприятий, предусмотренных программами, направленными на социально-экономическое развитие Кемеровской области.
Коллегия
1.8. Содействовать реализации Программы социально-экономического развития Кемеровской области до 2012 года и Стратегии социально-экономического развития Кемеровской области до 2025 года.
1.9. Ежегодно формировать и размещать заказ на закупку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд за счет средств областного бюджета.
1.10. Проводить политику в сфере развития социально-ориентированной торговли, в которой поставки продукции местного производства осуществляются по ценам на 5 - 10% ниже сложившихся оптово-отпускных цен.
1.11. Содействовать реализации долгосрочной целевой программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Кемеровской области" на 2008 - 2012 годы.
1.12. Ежегодно представлять и защищать бюджетные заявки по федеральным целевым программам.
1.13. Содействовать развитию и модернизации отраслей экономики, созданию новых высокоэффективных технологий и производств.
1.14. Содействовать реализации комплексных программ развития ведущих отраслей экономики Кемеровской области. Оказывать поддержку организациям, обеспечивающим перепрофилирование незагруженных мощностей на выпуск прогрессивных инновационных видов продукции, продукции глубокой переработки сырья на основе наукоемких технологий.
1.15. Обеспечивать рациональное использование бюджетных средств на капитальное строительство.
1.16. Содействовать привлечению негосударственных инвестиций в экономику Кемеровской области.
Работодатели
1.17. Содействовать разработке и практическому внедрению инновационных и современных информационных технологий, механизмов сертификации продукции и производственных процессов, позволяющих увеличить рост производства и выпуск конкурентоспособной продукции.
1.18. Обеспечивать своевременную уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей в федеральный бюджет, бюджет Кемеровской области, бюджеты муниципальных образований Кемеровской области и государственные внебюджетные фонды в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1.19. Ежеквартально информировать работников о финансово-хозяйственной деятельности организаций, принимаемых мерах по стабилизации и развитию производства. Представлять Сторонам Соглашения информацию о предстоящих: реорганизации, реформировании, ликвидации организаций.
2. Содействие занятости и развитие кадровой политики
Стороны считают основной задачей на предстоящий период развитие трудовых ресурсов в целях дальнейшего обеспечения организаций в Кемеровской области профессиональными рабочими кадрами, организацию профессиональной подготовки кадров в соответствии с потребностями рынка труда и социально-экономического развития Кемеровской области, обеспечение гарантий в сфере занятости населения и учет интересов работников и работодателей.
Стороны
2.1. Участвовать в разработке, реализации и экспертизе комплекса принимаемых мер, направленных на повышение эффективности занятости населения, развитие трудовых ресурсов, профессионального образования и подготовки кадров.
2.2. Осуществлять меры, обеспечивающие реализацию мероприятий региональной адресной программы "Содействие занятости населения Кемеровской области" на 2008 - 2011 годы.
2.3. Определять согласованные действия в условиях прогнозируемого массового высвобождения работников, разрабатывать мероприятия, направленные на сохранение рабочих мест, содействие занятости населения, организацию временных и общественных работ, социальную поддержку высвобождаемых работников.
2.4. Проводить согласованную политику в области регулирования внешней и внутренней трудовой миграции.
2.5. Принимать меры по развитию гибких форм занятости населения, включая надомную занятость родителей, воспитывающих детей-инвалидов.
2.6. В целях повышения престижа рабочих профессий содействовать совершенствованию и развитию системы профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ и граждан, ищущих работу.
2.7. Координировать действия по привлечению финансовых ресурсов на осуществление мер, связанных с регулированием рынка труда и содействием занятости населения Кемеровской области.
2.8. Участвовать в организации временных рабочих мест для учащихся и студентов в период летних каникул и в свободное от учебы время, отдавая приоритеты подросткам из социально уязвимых и малообеспеченных семей.
2.9. Содействовать интеграции в рынок труда и эффективной занятости безработных граждан, обладающих недостаточной конкурентоспособностью и испытывающих трудности при трудоустройстве.
Профсоюзы
2.10. Осуществлять контроль за соблюдением законодательства о труде при заключении трудовых договоров, изменении их существенных условий, увольнении, в том числе при сокращении численности или штата работников, предоставлении льгот и гарантий в процессе работы, а также при реорганизации и ликвидации организаций.
2.11. Добиваться через региональные отраслевые и территориальные соглашения, коллективные договоры сохранения рабочих мест, создания необходимых условий для подготовки, переобучения и повышения квалификации работников, в том числе намечаемых к увольнению, предоставления высвобождаемым работникам льгот и компенсаций сверх установленных законодательством Российской Федерации.
2.12. Вносить предложения о приостановке решений работодателей о массовом увольнении работников. Выступать в поддержку требований работников о приостановке выполнения решений о массовом увольнении работающих или поэтапном проведении данного мероприятия.
2.13. Осуществлять контроль в организациях за применением срочных трудовых договоров, неполного рабочего времени, простоя и вынужденных отпусков.
2.14. Обеспечивать постоянную работу "горячей линии" для разъяснения действий работников в случаях намечаемых работодателем действий, которые могу повлечь для них неблагоприятные последствия, и предоставления консультаций в случаях нарушений трудового законодательства и их трудовых прав, оказания им необходимой правовой помощи.
Коллегия
2.15. Обеспечивать качество и доступность услуг государственной службы занятости, предоставляемых гражданам и работодателям, формировать регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения, включающий сведения о гражданах и работодателях, обратившихся в органы службы занятости населения.
2.16. Осуществлять контроль за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения, приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты, регистрацией инвалидов в качестве безработных.
2.17. Осуществлять мониторинг состояния рынка труда, в т.ч. мониторинг предстоящих и фактических увольнений работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников, а также неполной занятости населения.
2.18. Осуществлять реализацию долгосрочных целевых программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
2.19. Готовить предложения по потребности в привлечении иностранных работников и объемам квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Кемеровской области, проводить оценку эффективности использования иностранной рабочей силы.
2.20. Разрабатывать совместно с работодателями прогноз потребности организаций Кемеровской области в рабочих и специалистах с целью определения объемов подготовки специалистов в учреждениях профессионального образования.
2.21. Содействовать созданию новых рабочих мест, в том числе в организациях малого предпринимательства, с учетом приоритетных направлений социально-экономического развития.
2.22. Участвовать в поддержке малого предпринимательства и организации самозанятости безработных граждан.
2.23. Организовывать в средствах массовой информации информирование населения о состоянии рынка труда, возможностях трудоустройства и профессионального обучения.
Работодатели
2.24. В случае намечаемого высвобождения предоставлять работникам, находящимся под риском увольнения, возможность переобучения (по профессиям, необходимым для организации) до наступления срока расторжения трудового договора совместно с центрами занятости населения.
2.25. Принимать конкретные меры по наиболее эффективному использованию имеющихся рабочих мест и созданию новых.
2.26. Принимать меры по обеспечению увольняемых работников организаций - банкротов преимущественным правом трудоустройства в организациях, создаваемых на базе их имущества.
2.27. Привлекать учащихся и студентов на временную работу с полным и неполным рабочим днем в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
2.28. Заключать договоры сотрудничества с образовательными учреждениями среднего профессионального образования о целевой подготовке рабочих и специалистов и обеспечивать замещение вакантных должностей специалистов в организациях выпускниками высших и средних профессиональных учебных заведений в соответствии с заключенными договорами.
2.29. Оказывать поддержку учреждениям начального профессионального образования в развитии материально-технической базы, проведении производственной практики учащихся, стажировке мастеров производственного обучения и преподавателей в соответствии с заключенными договорами. Производить доплату к заработной плате мастерам производственного обучения, устанавливать доплаты к стипендиям учащихся начального профессионального образования в соответствии с договорами, заключенными с учебными заведениями.
2.30. Представлять в учреждения государственной службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
2.31. Обеспечивать трудоустройство граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в счет квот в соответствии с Законом Кемеровской области "О порядке квотирования рабочих мест".
2.32. На период проведения мероприятий в связи с ликвидацией организации или массовых увольнений, связанных с сокращением численности или штата работников, в состав комиссий вводить представителя первичной профсоюзной организации или представительного органа.
2.33. Создавать временные рабочие места для трудоустройства безработных граждан по выполнению работ, имеющих социальную значимость для муниципальных образований Кемеровской области.
2.34. При проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников по возможности воздерживаться от увольнения работников за три года до достижения ими пенсионного возраста и имеющих несовершеннолетних детей.
2.35. Оказывать содействие в предоставлении работы по "гибкому" графику или на условиях неполного рабочего дня, в организации надомного труда работникам, имеющим 3 и более детей, детей-инвалидов.
2.36. Осуществлять меры по возрождению и развитию движения наставничества на производстве, в том числе пропагандируя опыт наставничества через средства массовой информации.
3. Доходы, социальная защита
Стороны считают в предстоящий период основной задачей обеспечение повышения уровня жизни населения в связи с ростом эффективности и производительности труда, осуществляемым за счет модернизации производства, внедрения новых технологий, совершенствования политики доходов, активизации покупательной способности граждан как залога роста экономики, ее инновационной направленности.
Стороны
3.1. Осуществлять последовательную политику, направленную на повышение реальных доходов населения, создание условий для повышения удельного веса заработной платы в общих доходах населения, уменьшение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума.
3.2. В пределах своей компетенции осуществлять контроль за целевым использованием средств, направленных на оплату труда работников организаций.
3.3. Осуществлять контроль за уровнем заработной платы, сроками ее выплаты. Принимать меры по недопущению и ликвидации задолженности по заработной плате.
3.4. Содействовать обеспечению реализации приоритетных национальных проектов.
3.5. Участвовать в разработке и реализации долгосрочных целевых программ, направленных на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в т.ч. ежегодной программы летнего отдыха детей, предусмотрев оздоровление детей работников бюджетной сферы.
3.6. Принимать долевое участие в финансировании культурно-массовых, спортивных мероприятий, проводимых на базе клубных учреждений, спортивных сооружений организаций, учреждений дополнительного образования.
3.7. Не допускать необоснованного закрытия, перепрофилирования и использования не по назначению объектов, осуществляющих социально значимую деятельность.
3.8. Оказывать содействие развитию системы ипотечного кредитования в целях повышения доступности жилья для населения.
3.9. Осуществлять меры, направленные на стабилизацию численности населения и формирование предпосылок для ее роста.
3.10. Оказывать содействие развитию системы негосударственного пенсионного страхования населения. Рекомендовать работодателям и профсоюзам организаций всех форм собственности предусматривать в коллективных договорах заключение договоров с негосударственными пенсионными фондами.
Профсоюзы
3.11. Добиваться закрепления в коллективных договорах, соглашениях положений, определяющих порядок, сроки и размеры увеличения заработной платы в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
3.12. Участвовать в подготовке и проведении мероприятий по оздоровлению детей и подростков в детских оздоровительных учреждениях.
3.13. Организовывать обсуждение проектов нормативных правовых актов по социально-экономическим вопросам и осуществлять в пределах своих полномочий контроль за реализацией принятых нормативных правовых актов.
3.14. Информировать трудовые коллективы о результатах мониторинга социально-трудовой сферы.
3.15. Проводить работу по контролю за выполнением работодателями региональных отраслевых соглашений. Добиваться снижения внутриотраслевой дифференциации по заработной плате между организациями за счет повышения ее уровня в тех организациях, где она ниже чем в среднем по отрасли.
3.16. Обеспечивать постоянный контроль за своевременностью выплаты заработной платы в организациях Кемеровской области. В установленном законодательством порядке выходить с инициативой по принятию мер, направленных на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы, привлечению к ответственности должностных лиц, не обеспечивающих своевременную выплату заработной платы, через комиссии по трудовым спорам, государственную инспекцию труда, органы прокуратуры.
3.17. Участвовать в установлении системы оплаты и стимулирования труда, в том числе установлении повышенного размера оплаты труда за работу в ночное время, выходные и праздничные нерабочие дни, сверхурочную работу и в других случаях.
3.18. Осуществлять контроль за целевым использованием средств, направленных на санаторно-курортное лечение, отдых работников и членов их семей, за соблюдением законодательства по государственному социальному страхованию в организациях.
3.19. Принимать участие в разработке мероприятий по социальной защите ветеранов, вышедших на пенсию, и их выполнении.
3.20. Осуществлять контроль за соблюдением законодательства о труде, выполнением условий коллективных договоров и соглашений, в том числе в условиях банкротства организаций. Принимать меры по недопущению выплаты "серой" заработной платы.
3.21. Организовывать в трудовых коллективах проведение работы по разъяснению последствий выплаты "серой" заработной платы, неуплаты страховых взносов и несвоевременного представления сведений персонифицированного учета на работников.
3.22. Обеспечивать контроль со стороны профсоюзных органов за исполнением работодателями установленных законодательством обязанностей в сфере обязательного пенсионного страхования работников.
Коллегия
3.23. Ежегодно рассматривать вопрос о возможности установления доплат и иных выплат молодым специалистам - выпускникам высших и средних специальных учебных заведений, принятым на работу в учреждения здравоохранения, социальной защиты, образования и культуры Кемеровской области, а также образовательные учреждения культуры и здравоохранения в первые два года работы.
3.24. Продолжить разработку, обсуждение и утверждение новых региональных отраслевых систем оплаты труда с участием отраслевых организаций профсоюзов бюджетной сферы области.
3.25. Осуществлять меры по оказанию адресной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам.
3.26. Предусматривать в проекте областного бюджета финансирование долгосрочных целевых программ социальной направленности.
3.27. Осуществлять контроль за ходом выполнения в городах и районах Кемеровской области мероприятий по подготовке к зиме жилых домов и объектов инженерной инфраструктуры.
3.28. Обеспечивать ежегодное финансирование строительства и капитального ремонта объектов социальной сферы.
3.29. В соответствии с Законом Кемеровской области "О предоставлении долгосрочных целевых жилищных займов, социальных выплат на приобретение жилых помещений и развитии ипотечного жилищного кредитования" ежегодно при разработке проекта областного бюджета, предусматривать статью расходов на предоставление долгосрочных целевых жилищных займов социальных выплат гражданам, нуждающимся в жилых помещениях и относящихся к категориям, установленным законом.
3.30. Предусматривать в проекте областного бюджета средства для организации круглогодичного отдыха и оздоровления детей. Обеспечивать организацию отдыха в каникулярное время для отдельных категорий детей.
3.31. Разрабатывать проект территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Кемеровской области.
3.32. Регулировать на территории Кемеровской области цены и тарифы на:
- топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье;
- перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта);
- предельные оптовые и предельные розничные надбавки к ценам на лекарственные средства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, и изделия медицинского назначения;
- социальные услуги, предоставляемые населению Кемеровской области государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания;
- услуги организаций коммунального комплекса в пределах своих полномочий.
3.33. Осуществлять государственный контроль в области регулирования цен (тарифов) и надбавки к ним на продукцию, товары и услуги, на которые государственное регулирование цен (тарифов) осуществляют исполнительные органы государственной власти Кемеровской области, в том числе государственный контроль за обоснованностью установления и изменения тарифов и надбавок, а также применения тарифов и надбавок на товары и услуги организаций коммунального комплекса, применения предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги.
3.34. Организовать в целях сохранения здоровья общества проведение необходимой работы по профилактике туберкулеза, сахарного диабета, СПИДа, психических, венерических, онкологических заболеваний, наркомании, артериальной гипертонии.
3.35. Осуществлять постоянный контроль за организацией питания обучающихся, воспитанников, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения.
3.36. Принимать необходимые меры по сохранению общественного транспорта, обеспечивая возмещение пассажирским автотранспортным предприятиям выпадающих доходов в соответствии с законодательством Российской Федерации и Кемеровской области.
3.37. Осуществлять меры по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, проживающим на территории Кемеровской области, по оплате жилья и коммунальных услуг. Не допускать увеличения максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи выше уровня, соответствующего федеральному уровню.
3.38. Осуществлять меры, направленные на обеспечение лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения определенных групп населения при амбулаторном лечении по рецептам врачей бесплатно или со скидкой в соответствии с действующим законодательством.
3.39. Осуществлять социальную поддержку бывших спортсменов, получивших травму во время занятий спортом, защищая честь Кузбасса и страны.
3.40. Ежеквартально определять и устанавливать величину прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения Кемеровской области. Информацию публиковать в средствах массовой информации.
3.41. Содействовать обеспечению общественного порядка на территории Кемеровской области, защите жизни, здоровья, чести, достоинства и имущества граждан.
3.42. Производить изменение и отмену нормативных правовых актов Коллегии Администрации Кемеровской области в части дополнительных социальных гарантий для работников бюджетных отраслей только после рассмотрения на Комиссии.
3.43. Осуществлять меры по реализации комплексной региональной программы "Улучшение демографической ситуации в Кемеровской области" на период до 2015 года.
3.44. Осуществлять мониторинг реализации муниципальных программ улучшения демографической ситуации.
3.45. Обеспечить работу "горячей линии" для принятия обращений граждан о нарушениях трудовых прав.
Работодатели
3.46. За период действия Соглашения добиваться совместно с Профсоюзами постоянного увеличения размера заработной платы в соответствии с количеством и качеством труда.
Конкретный размер роста заработной платы устанавливать коллективным договором, соглашением.
3.47. Совместно с Профсоюзами обеспечивать в реальном секторе экономики выплату минимальной заработной платы при полном рабочем дне не ниже полуторакратной величины прожиточного минимума трудоспособного населения Кемеровской области, определенную в установленном порядке.
3.48. Не допускать задержек выплаты заработной платы работникам. В коллективных договорах определять размер денежной компенсации при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, но не ниже установленной ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации.
3.49. Добиваться обеспечения в структуре заработной платы доли тарифной части оплаты труда (с учетом гарантированных надбавок и доплат) не ниже 60-70%, не снижая достигнутый уровень заработной платы.
3.50. В коллективных договорах предусматривать пункты о признании времени приостановки работы в связи с задержкой выплаты заработной платы на срок более 15 дней согласно ст. 142 Трудового кодекса Российской Федерации простоем по вине работодателя, если работник в письменной форме известил работодателя о начале приостановки работы, и оплачивать его в размере не менее 2/3 средней заработной платы.
3.51. Предусматривать в коллективных договорах увеличение и индексацию заработной платы работникам в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.
3.52. Обеспечивать своевременность и достоверность представляемых сведений о стаже работы и заработной плате, а также перечисление в полном объеме страховых взносов застрахованных лиц в Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области.
3.53. Обеспечивать соотношение между уровнем размера средней заработной платы работников основных профессий и руководителей в организации не более 25 раз (кроме бюджетных организаций).
3.54. Обеспечивать своевременную выплату заработной платы в дни, установленные правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.
3.55. Не допускать выплаты зарплаты по "серым схемам".
3.56. Производить оплату работы в повышенном размере, не менее чем: в ночное время - на 40%, в вечернее время - на 20%.
3.57. Предусматривать в коллективных договорах и соглашениях социальные льготы и гарантии работникам, особо выделяя следующие категории: многодетные семьи, одинокие матери, беременные женщины, женщины, имеющие детей, неработающие пенсионеры, инвалиды.
3.58. Финансировать программы улучшения жилищных условий работников.
3.59. Выделять или перечислять средства профсоюзным организациям на проведение культурно-массовой и спортивно-оздоровительной работы в размерах, установленных коллективными договорами.
3.60. Ежегодно совместно с профсоюзами разрабатывать смету социальных расходов с обязательным приложением к коллективному договору или соглашению.
3.61. Предусматривать меры обеспечения углем работников и пенсионеров организации, проживающих в домах с печным отоплением, в соответствии с коллективным договором.
3.62. В целях развития семейного и детского отдыха и увеличения количества оздоравливаемых детей максимально использовать ведомственные базы отдыха, санатории-профилактории и пансионаты.
3.63. Осуществлять меры по сохранению и обеспечению функционирования санаториев-профилакториев, баз отдыха, домов культуры, спортивных сооружений, детских оздоровительных и образовательных учреждений дополнительного образования детей, находящихся на балансе организаций.
4. Охрана труда, создание благоприятных и безопасных условий труда.
Экологическая безопасность населения
Стороны считают в предстоящий период основными задачами создание условий для безопасного труда, снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, сокращение нарушений прав работников в области охраны труда, повышение эффективности мер по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также соблюдение требований и норм экологической безопасности.
Стороны
4.1. Обеспечивать реализацию на территории Кемеровской области государственной политики в области охраны труда и экологической безопасности, признавая приоритетным направлением своей деятельности сохранение жизни и здоровья работников.
4.2. Проводить анализ показателей производственного травматизма и профессиональных заболеваний в организациях Кемеровской области и принимать профилактические меры по их снижению.
4.3. Разрабатывать предложения по совершенствованию законодательства в области охраны труда и экологической безопасности.
4.4. Распространять передовой опыт работы в сфере охраны труда и экологической безопасности. Обеспечивать доступность для работников информации о вновь принимаемых нормативных правовых актах по вопросам охраны труда, экологической безопасности и порядку их применения.
4.5. Участвовать в разработке механизмов экономического стимулирования работников к улучшению условий и охраны труда, работе без нарушений правил охраны труда.
4.6. Оказывать содействие общественному контролю и эффективному взаимодействию в сфере охраны труда, экологической безопасности и здоровья работников.
4.7. Содействовать проведению в организациях Кемеровской области аттестации рабочих мест по условиям труда.
4.9. Инициировать и обеспечивать создание комитетов (комиссий) по охране труда в организациях Кемеровской области.
4.10. Организовывать проведение выборов в первичных профсоюзных организациях уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда и их обучение в обучающих центрах охраны труда.
4.11. Осуществлять контроль за включением в коллективные договоры обязательств по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, проведению аттестации рабочих мест по условиям труда.
4.12. Содействовать направлению на санаторно-курортное лечение в первоочередном порядке женщин, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
4.13. Осуществлять контроль за профессиональной подготовкой, переподготовкой, повышением квалификации работников службы охраны труда и за обучением по охране труда членов комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда.
4.14. Принимать участие совместно с Государственным учреждением - Кузбасским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации в проведении работ, связанных с отнесением организаций и их подразделений к классу профессионального риска, определением скидок и надбавок к страховому тарифу в соответствии с законодательством.
4.15. Обеспечивать участие своих представителей в расследовании несчастных случаев на производстве и защищать интересы работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональное заболевание.
4.16. Обеспечивать участие своих представителей в составе координационных советов по охране труда муниципальных образований Кемеровской области, в составе комиссий по проверке знаний в организациях, осуществляющих обучение по охране труда работников.
4.17. Осуществлять общественный контроль за соблюдением природоохранного законодательства и требований норм экологической безопасности в организациях.
4.18. Осуществлять общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда через созданные в этих целях технические и правовые инспекции труда профсоюзов и избранных в организациях уполномоченных лиц по охране труда профсоюзов.
4.19. Участвовать в организации обучения уполномоченных лиц по охране труда профсоюзов и членов комитетов (комиссий) по охране труда организаций.
4.20. Осуществлять проверки соблюдения требований охраны труда в организациях.
4.21. Предъявлять требования о приостановке работ в случае угрозы жизни и здоровью работников.
4.22. Осуществлять выдачу работодателям обязательных к рассмотрению представлений об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.
Коллегия
4.23. Содействовать реализации долгосрочной целевой программы "Экология и природные ресурсы Кемеровской области" на 2008 - 2012 годы.
4.24. Оказывать методическую помощь в работе по охране труда организациям Кемеровской области. Организовывать обучение по охране труда руководителей и специалистов организаций всех форм собственности.
4.25. Осуществлять контроль за качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, правильностью предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и опасными условиями труда в организациях.
4.26. Осуществлять взаимодействие с Государственным учреждением - Кузбасским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования работающих от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
4.27. Проводить экспертные комплексные проверки состояния условий и охраны труда в организациях с высоким риском профессиональных заболеваний и производственного травматизма совместно с органами государственного надзора и контроля, работодателями, профсоюзами.
4.28. Содействовать в разработке нормативных документов, устанавливающих порядок обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, прошедшими обязательную сертификацию или декларирование соответствия.
4.29. Распространять передовой опыт организации работы по охране труда и окружающей среды, применению современных средств индивидуальной защиты (СИЗ), снижению травматизма и заболеваемости среди работников предприятий и отраслей области.
4.30. Обеспечивать развитие системы оказания услуг в сфере охраны труда.
4.31. Содействовать включению в региональные отраслевые соглашения обязательств сторон социального партнерства по улучшению условий труда.
Работодатели
4.32. Обеспечивать безопасные условия и охрану труда работников в организациях всех форм собственности в соответствии с действующим законодательством.
4.33. Разрабатывать и обеспечивать выполнение комплексных планов, мероприятий по улучшению условий труда в организации по результатам их аттестации по условиям труда и санаторно-оздоровительных мероприятий, которые должны являться неотъемлемой частью коллективных договоров и соглашений.
4.34. Создавать уполномоченным (доверенным) лицам по охране труда профсоюзного комитета или трудового коллектива, членам совместных комиссий (комитетов) по охране труда необходимые условия для работы, организовывать их обучение по охране труда, обеспечивать необходимыми нормативными документами и справочными материалами за счет средств организаций.
4.35. Предоставлять в соответствии с коллективными договорами и соглашениями дополнительные по сравнению с законодательством льготы и компенсации работникам, занятым во вредных и опасных условиях труда.
4.36. Проводить предварительные (при приеме на работу), периодические (в течение трудовой деятельности) и внеочередные медицинские осмотры работников, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда, за счет средств организации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
4.37. Работникам, работающим в холодное время года на открытом воздухе или в закрытых необогреваемых помещениях, а также грузчикам, занятым на погрузочно-разгрузочных работах, и другим работникам в необходимых случаях предоставлять специальные перерывы для обогревания и отдыха. Время таких перерывов включать в рабочее время. Продолжительность и порядок предоставления таких перерывов устанавливать правилами внутреннего трудового распорядка организации.
4.38. Обеспечивать соблюдение нормативных правовых актов по охране труда. Укомплектовывать службы по охране труда в соответствии с межотраслевыми (отраслевыми) нормативами и не допускать их сокращения и ликвидации. Внедрять системы управления охраной труда в организации в соответствии с ГОСТ 12.0.230-2007 "Системы стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования". Обеспечивать выполнение требований условий и охраны труда, промышленной и пожарной безопасности и гигиены труда.
4.39. Обеспечивать выполнение требований экологической безопасности. Разрабатывать и внедрять мероприятия по оздоровлению экологической обстановки в организациях.
4.40. Содействовать созданию и осуществлению деятельности комитетов (комиссий) по охране труда в организациях.
4.41. Содействовать деятельности уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда в организациях по проведению общественного контроля условий труда работников.
4.42. Предусматривать в коллективных договорах и соглашениях предоставление оплачиваемого рабочего времени уполномоченным (доверенным) лицам по охране труда от профсоюзов для выполнения возложенных на них обязанностей и поощрение за осуществление общественного контроля.
4.43. Обеспечивать выполнение требований об устранении выявленных нарушений прав и законных интересов работников в области охраны труда, содержащихся в представлениях соответствующего органа профессионального союза.
4.44. Обеспечивать представление материалов аттестации рабочих мест по условиям труда для проведения государственной экспертизы условий труда в организациях.
4.45. Проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда не реже одного раза в пять лет, обеспечивать реализацию мероприятий, разработанных по ее результатам, направленных на создание безопасных условий труда, уделяя особое внимание техническому перевооружению и модернизации производства. Проводить сертификацию организации работ по охране труда.
4.46. Направлять уполномоченных профсоюзного комитета по охране труда на обучение с отрывом от производства с сохранением их среднего заработка.
4.47. Совместно с профсоюзным комитетом разрабатывать план мероприятий (соглашение по охране труда), направленный на улучшение условий и охраны труда в организациях и обеспечивать его реализацию.
5. Развитие системы социального партнерства
Стороны считают необходимым обеспечить в предстоящий период дальнейшее развитие системы социального партнерства и повышение его эффективности.
Совершенствовать взаимодействие Сторон социального партнерства в сфере труда, строить их на основе дальнейшего развития трехстороннего, двустороннего сотрудничества, взаимного содействия в заключении соглашений всех уровней и коллективных договоров, урегулировании и предотвращении коллективных трудовых споров и других массовых акций протеста работников и исключении предпосылок роста социальной напряженности в организациях в муниципальных образованиях и в целом по Кемеровской области.
Стороны
5.1. Содействовать развитию практики коллективно-договорного регулирования трудовых отношений в организациях, в том числе малого бизнеса, формированию объединений работодателей и территориальных объединений профсоюзов.
5.2. Содействовать работе Комиссии и способствовать созданию аналогичных территориальных комиссий.
5.3. Содействовать предотвращению и урегулированию коллективных трудовых споров (конфликтов).
5.4. Регулярно обмениваться аналитическими, информационными и другими оперативными материалами по социально-трудовым вопросам на безвозмездной основе по согласованному перечню.
5.5. Обеспечивать создание и выход в областных средствах массовой информации информационных программ, публикаций о деятельности сторон по развитию социального партнерства.
Профсоюзы
5.6. Инициировать заключение коллективных договоров, региональных отраслевых и территориальных соглашений. Содействовать подготовке и проведению коллективно-договорной кампании, организовывать членов профсоюза на выполнение коллективных договоров и соглашений. Проводить общественную экспертизу проектов коллективных договоров.
5.7. Организовывать работу координационных советов профсоюзов по заключению и контролю за выполнением территориальных трехсторонних, отраслевых соглашений, коллективных договоров.
5.8. Продолжать работу по возобновлению деятельности и созданию новых первичных профсоюзных организаций в трудовых коллективах, вовлечению работников в члены профсоюза в организациях, особенно в негосударственном секторе экономики.
5.10. Предоставлять возможность Сторонам Соглашения принимать участие в проводимых мероприятиях по вопросам социально-трудовых отношений.
5.11. Предоставлять сторонам социального партнерства возможность ознакомления с проектами законов и иных нормативных правовых актов, касающихся вопросов регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, с целью согласования интересов.
5.12. Обеспечивать участие Профсоюзов и Работодателей в формируемых на уровне Кемеровской области постоянно действующих комиссиях, рассматривающих социально-трудовые вопросы, в коллегиальных органах содействия занятости, охраны труда в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Кемеровской области.
Работодатели
5.13. Обеспечивать ежемесячное и бесплатное перечисление на счета профсоюзных организаций членских профсоюзных взносов из заработной платы работников на основании письменных заявлений работников, являющихся членами профсоюзов.
5.14. Выступать с отчетом на общем собрании (конференции) работников организации о выполнении коллективного договора.
5.15. Обеспечивать условия для уставной деятельности профсоюзов и их выборных органов в организациях. Не допускать случаев нарушения прав профсоюзов, установленных законодательством Российской Федерации.
5.16. В обязательном порядке рассматривать все требования, предложения, вынесенные на профсоюзных конференциях (собраниях), и в течение месяца принимать решение.
5.17. Предоставлять профсоюзам по их запросу в рамках осуществления профсоюзного контроля за соблюдением работодателями законодательства о труде информацию об оплате труда работников-членов профсоюза.
5.18. Информировать профсоюзы о мероприятиях по аутсорсингу (передаче отдельных функций, ранее выполнявшихся работниками организации).
6. Молодежная политика
Стороны считают в предстоящий период основной задачей формирование приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для развития молодежи и ее самореализации.
Стороны
6.1. Содействовать созданию и деятельности общественных женских, молодежных организаций (комитетов, советов), комиссий по охране материнства и детства.
6.2. Содействовать обеспечению занятости молодых специалистов из числа выпускников учреждений профессионального образования.
Профсоюзы
6.3. Вовлекать молодежь в ряды членов профсоюза, содействовать созданию условий для реализации профессиональных потребностей молодежи.
6.4. Готовить предложения по включению молодых профсоюзных активистов в состав комиссий по разработке проектов законов, нормативных правовых актов, мероприятий по вопросам молодежной политики.
6.5. Оказывать финансовую поддержку первичным профсоюзным организациям, объединяющим молодых работников, учащихся.
Участвовать в разработке целевых программ по социальной поддержке молодежи и малообеспеченных категорий населения. Предусматривать в коллективных договорах раздел о работе с молодежью.
Коллегия
6.6. Содействовать реализации долгосрочной целевой программы "Молодежь Кузбасса. Развитие спорта и туризма в Кемеровской области" на 2008 - 2012 годы.
Работодатели
6.7. Разрабатывать в организациях целевые комплексные программы по работе с молодежью, обеспечивать их финансирование и реализацию.
6.8. Способствовать созданию в организациях независимо от их форм собственности молодежных организаций (советов молодых специалистов, молодежных комиссий профсоюзных организаций, других форм молодежного самоуправления).
6.9. Организовывать временные рабочие места для стажировки в целях приобретения опыта работы выпускников учреждений профессионального образования, в том числе окончивших учебные заведения в предыдущие годы и являющихся безработными либо ищущими работу.
7. Действие и механизм реализации соглашения
7.1. Стороны признают настоящее Соглашение правовым актом социального партнерства, устанавливающим общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений в Кемеровской области на 2010 - 2012 годы, и руководствуясь его положениями, принимают на себя обязательства соблюдать его условия и нести предусмотренную Трудовым кодексом Российской Федерации ответственность за нарушение или невыполнение его положений.
7.2. Соглашение разработано сроком на 3 года и вступает в силу с момента его подписания Сторонами, проходит уведомительную регистрацию в департаменте труда и занятости населения Кемеровской области.
7.3. Подписанное Соглашение в 10-дневный срок публикуется в газете "Кузбасс".
7.4. После опубликования Соглашения Комиссия официально обращается через газету "Кузбасс" с предложением к работодателям, не участвующим в подписании Соглашения, присоединиться к Соглашению.
Если работодатели (объединения работодателей) в течение 30 календарных дней со дня опубликования предложения о присоединении к Соглашению не представили в департамент труда и занятости населения Кемеровской области письменный мотивированный отказ присоединиться к нему, то Соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня опубликования этого предложения.
7.5. Соглашение предусматривает обязательность его выполнения в организациях всех форм собственности, подписавших его или присоединившихся к его выполнению после подписания.
7.6. Включенные в Соглашение условия не могут быть ухудшены при заключении отраслевых, территориальных соглашений и коллективных договоров, если одной из сторон Соглашения или договора является сторона настоящего Соглашения или присоединившаяся к Соглашению организация.
После подписания Соглашения организации, заключившие коллективные договоры, должны внести в них соответствующие улучшающие изменения.
7.7. Разногласия Сторон Соглашения и проблемы, возникающие в ходе его реализации, рассматриваются Комиссией.
7.8. В течение срока действия Соглашения Стороны принимают все зависящие от них меры по урегулированию трудовых конфликтов, возникающих в области социально-трудовых отношений.
7.9. Ни одна из Сторон Соглашения не может в течение установленного срока его действия в одностороннем порядке прекратить исполнение принятых обязательств. В случае реорганизации или ликвидации одной из Сторон Соглашения ее обязательства переходят правопреемнику.
7.10. Соглашение открыто для подписания всеми заинтересованными объединениями работодателей и профсоюзов, организациями, не входящими в объединения, действующими на территории Кемеровской области.
7.11. Стороны обязуются соблюдать условия настоящего Соглашения и нести предусмотренную действующим законодательством Российской Федерации ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий Соглашения.
7.12. Контроль за ходом выполнения Соглашения осуществляет Комиссия в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Кемеровской области, а также Стороны самостоятельно в соответствии с их функциями и организационными принципами деятельности.
7.13. Изменения и дополнения в Соглашение вносятся по взаимному согласию Сторон.
7.14. Итоги выполнения Соглашения подводятся ежегодно на заседаниях Комиссии.
Настоящее Соглашение составлено в трех экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному для каждой из Сторон.
Подписание совершено в г. Кемерово 5 мая 2010 года.
От Федерации профсоюзных |
Ю.А. Кауфман |
От Коллегии Администрации |
В.П. Мазикин |
От работодателей |
И.К. Белых |
Начальник департамента труда |
Е.И. Степин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Соглашение Коллегии Администрации Кемеровской области и Федерации профсоюзных организаций Кузбасса от 5 мая 2010 г. N 1 "Кузбасское соглашение между Федерацией профсоюзных организаций Кузбасса, Коллегией Администрации Кемеровской области и работодателями Кемеровской области на 2010-2012 годы"
Настоящее соглашение разработано сроком на 3 года и вступает в силу с момента его подписания Сторонами
Текст соглашения официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Соглашение о внесении изменения в Кузбасское соглашение между Федерацией профсоюзных организаций Кузбасса, Коллегией Администрации Кемеровской области и работодателями Кемеровской области на 2010-2012 годы