Резолютивная часть решения оглашена 13 апреля 2020 года
В полном объеме решение изготовлено 15 апреля 2020 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Заместителя председателя Комиссии: |
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Члена Комиссии: |
Черенковой Е.Б. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), проведя внеплановую проверку действий заказчика при проведении электронных аукционов на объект капитального строительства: "Челябинская область, Ашинский район, г. Сим. Газоснабжение жилых домов по ул. Ковшова, Чехова, Минцевича, Луговая, Красноармейская, Ленина"; на объект капитального строительства: "г. Сим. Газоснабжение жилых домов по ул. Пугачева, Маяковского, Курчатова, 1 Мая, Сибирева, Нагорная, Кутузова, Свободы, Володарского" (извещения NN 0169300035920000016, 0169300035920000013), в отсутствие представителей сторон, уведомлены о времени и месте заседания Комиссии, заявлений, ходатайств не представлено.
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 30.03.2018 поступили жалобы Общества с ограниченной ответственностью "ТехноСтройКомплект" (далее - ООО "ТехноСтройКомплект", заявитель) на действия заказчика при проведении электронных аукционов на объект капитального строительства: "Челябинская область, Ашинский район, г. Сим. Газоснабжение жилых домов по ул. Ковшова, Чехова, Минцевича, Луговая, Красноармейская, Ленина"; на объект капитального строительства: "г. Сим. Газоснабжение жилых домов по ул. Пугачева, Маяковского, Курчатова, 1 Мая, Сибирева, Нагорная, Кутузова, Свободы, Володарского" (извещения NN 0169300035920000016, 0169300035920000013) (далее - аукционы, закупки).
В связи с поступлением ходатайства заявителя об отзыве жалоб, принято решение о проведении внеплановой проверки, заседание Комиссии Челябинского УФАС России назначено на 13:00 13.04.2020.
Согласно представленным документам изменения извещения (N0169300035920000016) о проведении электронного аукциона опубликованы заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 20.03.2020 в 14:56.
Изменения извещения (N 0169300035920000013) о проведении электронного аукциона опубликованы в ЕИС 20.03.2020 в 14:55.
КБК 555050562300S4050414.
Начальная (максимальная) цена контракта на объект капитального строительства: "Челябинская область, Ашинский район, г. Сим. Газоснабжение жилых домов по ул. Ковшова, Чехова, Минцевича, Луговая, Красноармейская, Ленина" - 54 316 766,00 рублей.
Начальная (максимальная) цена контракта на объект капитального строительства: "г. Сим. Газоснабжение жилых домов по ул. Пугачева, Маяковского, Курчатова, 1 Мая, Сибирева, Нагорная, Кутузова, Свободы, Володарского" - 66 747 798,00 рублей.
Протокол проведения электронного аукциона от 01.04.2020.
Протокол проведения электронного аукциона (N 0169300035920000013) от 30.03.2020.
Снижение начальной (максимальной) цены контракта (по электронному аукциону с извещением N 0169300035920000013) составило 29,11 %.
Протокол N 0169300035920000013-3 подведения итогов аукциона в электронной форме N 0169300035920000013 от 06.04.2020.
Доводы заявителя заключаются в том, что заказчиком в документациях об аукционах неправомерно установлены требования к содержанию второй части заявки о предоставлении документов, подтверждающих соответствие участника закупки дополнительному требованию. В документациях об аукционах отсутствуют графики выполнения работ и оплаты выполненных работ, условие проекта контракта о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ, не предусмотрены условия, указанные в подпунктах "а, б, в" пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" (далее - Постановление Правительства РФ N 570).
Заказчик согласился с доводами заявителя в части неправомерного установления требований к содержанию второй части заявки о предоставлении документов, подтверждающих соответствие участника закупки дополнительному требованию; не согласился в остальной части. Согласно представленным на заседание Комиссии письменным пояснениям проектно-сметной документацией не предусмотрена этапность выполнения работ, в связи с чем требования частей 5, 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе не применены.
Контракт на дату заседания Комиссии не заключен.
Антимонопольный орган отмечает, что выявленные в действиях заказчика нарушения законодательства о контрактной системе при осуществлении электронного аукциона на объект капитального строительства: "Челябинская область, Ашинский район, г. Сим. Газоснабжение жилых домов по ул. Ковшова, Чехова, Минцевича, Луговая, Красноармейская, Ленина" (извещение N 0169300035920000016), в том числе и по доводам обращения заявителя, указаны в решении Челябинского УФАС России N 311-ж/2020 от 13.04.2020.
Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Федеральным законом от 01.05.2019 N 71-ФЗ внесены изменения в Закон о контрактной системе. Указанными изменениями исключена обязанность предоставления участниками закупки в составе второй части заявки документов, подтверждающих соответствие участника аукциона требованиям, установленным частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
При этом, согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Вместе с тем, пунктом 24 информационной карты документации об аукционе установлено, что "во второй части заявки участник аукциона в электронной форме предоставляет документы, подтверждающие соответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе:
- копии документов, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным в п. 22 настоящей документации:
копия исполненного контракта (договора);
копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Основание: Постановление Правительства N 99 от 04.02.2015".
Следовательно, требования о предоставлении документов, подтверждающих соответствие участника закупки дополнительному требованию, установлены заказчиком в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 2 части 5, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
2. Частью 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Во исполнение указанной нормы принято Постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление Правительства РФ N 570 от 15.05.2017).
Постановлением Правительства РФ N 570 от 15.05.2017 определен перечень видов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам (далее - перечень видов работ).
В силу пункта 2 Постановления Правительства РФ N 570 от 15.05.2017 установлено, что:
а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;
б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" пункта 2 Постановления Правительства РФ N 570 от 15.05.2017, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 г.;
в) порядок определения размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, устанавливается Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063".
Таким образом, в случае, если работы по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, являющиеся объектом закупки, указаны в перечне работ согласно Постановлению Правительства РФ N 570 от 15.05.2017, то заказчик обязан в документации о закупке, в том числе проекте контракта, предусмотреть:
- возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам;
- возможность включения в проект контракта конкретных видов и объемов работ из числа возможных видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" пункта 2 Постановления Правительства РФ N 570 от 15.05.2017, определенных по предложению подрядчика, исходя из сметной стоимости работ, предусмотренной проектной документацией, составляющие в совокупном стоимостном выражении не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта;
- ответственность за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые он обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, в виде штрафа, размер которого составляет 5 процентов стоимости указанных работ.
Согласно изменениям извещения о проведении электронного аукциона для закупки N0169300035920000013 от 20.03.2020, пункту 5 информационной карты документации об аукционе объектом закупки является объект капитального строительства: "г. Сим. Газоснабжение жилых домов ул. Пугачева, Маяковского, Курчатова, 1 Мая, Сибирева, Нагорная, Кутузова, Свободы, Володарского".
Вместе с тем, указанные положения Постановления Правительства РФ N 570 от 15.05.2017 отсутствуют в документации об аукционе, в том числе и в проекте контракта.
Таким образом, в нарушение части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, Постановления Правительства РФ N 570 от 15.05.2017 в документации о закупке, в том числе проекте контракта, не предусмотрены условия, указанные в подпунктах "а,б,в" пункта 2 Постановления Правительства РФ N 570, а именно возможные виды и объемы работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, определенные по предложению подрядчика, ответственность за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ, которые он обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, в виде штрафа, размер которого составляет 5 процентов стоимости работ.
3. Исходя из содержания пункта 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
В соответствии с частью 5 статьи 110.2 Закона о контрактной системе контракт, предметом которого являются строительство и (или) реконструкция объектов капитального строительства, должен содержать условие о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ исходя из объема таких работ и цены контракта.
Согласно части 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе объем, содержание работ по контрактам, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, определяются проектной документацией объектов капитального строительства, а также иной технической документацией, предусмотренной такими контрактами. При этом выполнение работ по таким контрактам осуществляется в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ, являющимся обязательным приложением к таким контрактам.
В силу части 7 статьи 110.2 Закона о контрактной системе методики составления сметы контракта, графика оплаты выполненных по контракту работ, графика выполнения строительно-монтажных работ утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минстроя России от 05.06.2018 N 336/пр утверждена Методика составления графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных по контракту (договору), предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ (далее - Методика).
Например, согласно пункту 2.3.1 Методики график выполнения работ должен содержать следующий заголовок графы "физический объем работ". Согласно пункту 2.6 Методики колонка "физический объем работ" должна содержать указание на определяемые заказчиком самостоятельно на основании предусмотренных утвержденной проектной документацией единицы измерения подлежащих выполнению этапов выполнения контракта и (или) комплексов работ и (или) видов работ и (или) частей работ отдельных видов работ и количество таких единиц.
В силу пунктов 1.2-1.6 Методики График выполнения строительно-монтажных работ (далее - график выполнения работ) должен содержать информацию о сроке начала строительства, реконструкции объекта капитального строительства (далее - объект) (начальный срок), сроке окончания строительства, реконструкции объекта (конечный срок), о сроках завершения отдельных этапов выполнения работ по строительству, реконструкции объекта (промежуточные сроки).
График оплаты выполненных по контракту, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ (далее - график оплаты выполненных работ), должен содержать информацию о сроках и размере оплаты выполненных строительно-монтажных работ (пункт 1.3 Методики).
Проекты графика выполнения работ и графика оплаты выполненных работ составляются заказчиком одновременно с проектом контракта, являются его приложением и размещаются заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок вместе с документацией об осуществлении закупки, извещением о закупке (пункт 1.4 Методики).
График выполнения работ и график оплаты выполненных работ должны составляться в табличной форме, состоящей из взаимосвязанных граф, строк и колонок (пункт 1.5 Методики).
Под табличной частью в графике выполнения работ и графике оплаты выполненных работ предусматриваются поля для подписания их сторонами контракта (пункт 1.6 Методики).
Вместе с тем, указанные графики выполнения работ и оплаты выполненных работ, равно как и условие проекта контракта о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ, отсутствуют в документации рассматриваемой закупки, что не соответствуют требованиям Методики и свидетельствует о допущенном заказчиком нарушении требований частей 5, 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
4. В документации рассматриваемой закупки отсутствуют протокол начальной (максимальной) цены контракта; расчет НМЦК на выполнение подрядных работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также строительству некапитальных строений и сооружений; проект сметы контракта, что не соответствует части 7 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, пунктам 7, 24, 29 Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования), утвержденного Приказом Минстроя России от 23.12.2019 N 841/пр.
5. Согласно части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Начальная (максимальная) цена контракта рассматриваемой закупки составляет 66 747 798,00 рублей.
Вместе с тем, пунктом 11.2 проекта контракта рассматриваемой закупки определено, что в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов, ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 статьи 37 Федерального закона 44-ФЗ или информации, подтверждающей добросовестность такого участника в соответствии с частью 3 статьи 37 Федерального закона N 44-ФЗ, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в документации о закупке.
Таким образом, антидемпинговые меры в проекте контракта установлены заказчиком в нарушение части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе.
Действия заказчика могут быть квалифицированы по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Принимая во внимание, что допущенные нарушения на результаты осуществленной закупки не повлияли, на участие в закупке поступило 6 заявок, все участники закупки подали ценовые предложения. При этом не представляется возможным установить материально-правовую заинтересованность подателя жалобы в части его намерения участвовать в обжалуемой закупке. Комиссия считает целесообразным выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе при направлении проекта контракта победителю электронного аукциона.
Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. По результатам проведенной внеплановой проверки действия заказчика признать в действиях заказчика при проведении электронного аукциона на объект капитального строительства: "г. Сим. Газоснабжение жилых домов по ул. Пугачева, Маяковского, Курчатова, 1 Мая, Сибирева, Нагорная, Кутузова, Свободы, Володарского" (извещение N0169300035920000013) нарушения части 1 статьи 37, пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 2 части 5, части 6 статьи 66, частей 2, 5, 6, 7 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, пунктам 7, 24, 29 Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования), утвержденного Приказом Минстроя России от 23.12.2019 N 841/пр.
2. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
3. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии И.О. Кокшарова
Е.Б. Черенкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 13 апреля 2020 г. N 50-ВП/2020
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.04.2020