В целях определения основных направлений развития торговли и мероприятий, содействующих развитию торговли на территории Кемеровской области, в соответствии с Законом Кемеровской области от 28.01.2010 N 12-ОЗ "О государственном регулировании торговой деятельности", Законом Кемеровской области от 14.12.2010 N 136-ОЗ "О порядке разработки региональной и муниципальных программ развития торговли" Коллегия Администрации Кемеровской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую региональную программу "Развитие торговли в Кемеровской области" на 2012 - 2015 годы.
2. Исполнительным органам государственной власти Кемеровской области, органам местного самоуправления (по согласованию), ответственным за исполнение мероприятий, предусмотренных региональной программой "Развитие торговли в Кемеровской области" на 2012 - 2015 годы, представлять ежеквартально до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом и ежегодно до 1 марта года, следующего за отчетным годом, информацию о выполнении мероприятий программы в департамент промышленности, торговли и предпринимательства Кемеровской области.
3. Департаменту промышленности, торговли и предпринимательства Кемеровской области (С.В. Карпунькин) ежеквартально до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, и ежегодно до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, представлять информацию о выполнении программных мероприятий заместителю Губернатора Кемеровской области С.Н. Кузнецову.
4. Рекомендовать территориальным органам федеральных органов исполнительной власти принять участие в реализации региональной программы "Развитие торговли в Кемеровской области" на 2012 - 2015 годы.
5. Рекомендовать органам местного самоуправления разработать и утвердить муниципальные программы развития торговли в срок до 01.04.2012.
6. Департаменту документационного обеспечения Администрации Кемеровской области (Т.Н. Вовченко), главному управлению по работе со средствами массовой информации Администрации Кемеровской области (А.В. Горелкин) и департаменту информационных технологий Кемеровской области (С.Л. Мурашкин) обеспечить размещение настоящего постановления на сайте "Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области".
7. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Кемеровской области С.Н. Кузнецова.
Губернатор Кемеровской области |
А.М. Тулеев |
Региональная программа
"Развитие торговли в Кемеровской области" на 2012-2015 годы
(утв. постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 15 декабря 2011 г. N 579)
Паспорт
региональной программы "Развитие торговли в Кемеровской области"
на 2012-2015 годы
Наименование программы |
Региональная программа "Развитие торговли в Кемеровской области" на 2012 - 2015 годы (далее - Программа) |
Дата принятия и наименование решения о разработке Программы |
Распоряжение Губернатора Кемеровской области от 01.11.2011 N 172-рг "О разработке региональной программы "Развитие торговли в Кемеровской области" на 2012 - 2015 годы" |
Государственный заказчик Программы |
Коллегия Администрации Кемеровской области |
Директор Программы |
Заместитель Губернатора Кемеровской области Кузнецов Сергей Николаевич |
Основные разработчики Программы |
Департамент промышленности, торговли и предпринимательства Кемеровской области |
Цели Программы |
Содействие развитию торговли в Кемеровской области, определение основных направлений развития торговли в Кемеровской области |
Основные задачи Программы |
Совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере торговли; развитие торговой инфраструктуры и оптимальное размещение торговых объектов; повышение ценовой и территориальной доступности товаров, качества и культуры торгового сервиса для населения области, обеспечение качества и безопасности товаров; создание условий для деятельности сети социально ориентированных торговых предприятий; развитие конкуренции в сфере торговой деятельности |
Срок реализации Программы |
2012 - 2015 годы |
Основные мероприятия Программы |
Совершенствование государственной координации и правового регулирования в сфере торговли; формирование современной инфраструктуры розничной торговли и повышение территориальной доступности торговых объектов для населения Кемеровской области; развитие сельской торговли; создание современной инфраструктуры оптовой торговли; повышение ценовой доступности товаров для населения; повышение качества и обеспечение безопасности товаров; развитие конкуренции в сфере торговли; кадровое обеспечение в сфере торговли; информационное обеспечение торговли |
Основные исполнители Программы |
Департамент промышленности, торговли и предпринимательства Кемеровской области; департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Кемеровской области; департамент цен и тарифов Кемеровской области; Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области (по согласованию); Управление Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (по согласованию) |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
Повышение ценовой и территориальной доступности товаров для населения Кемеровской области; формирование торговой инфраструктуры с учетом многообразия видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли, потребностей населения; рост физических объемов розничного товарооборота на 5-7 процентов в год (в сопоставимых ценах); рост оборота розничной торговли в расчете на душу населения до 161,8 тыс. рублей к 2015 году; рост обеспеченности населения области площадью торговых объектов до 674 кв. метров на 1000 чел. в 2015 году; создание ежегодно около 5000 новых рабочих мест на предприятиях торговли; привлечение около 20 млрд. рублей инвестиционных ресурсов из негосударственных источников на развитие инфраструктуры, строительство и реконструкцию предприятий оптовой и розничной торговли за 2012 - 2015 годы |
Организация контроля за выполнением Программы |
Контроль за реализацией Программы осуществляют Губернатор Кемеровской области, государственный заказчик Программы |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, и Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1663-р, одним из главных направлений перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития страны является создание условий для улучшения качества жизни российских граждан, в том числе за счет развития инфраструктуры товарных рынков, создания конкурентной среды, обеспечения качества и безопасности товаров, услуг.
В Кемеровской области также приоритетами социально-экономического развития являются обеспечение комфортных условий проживания населения, рост уровня и качества жизни.
Потребительский рынок является своего рода индикатором существующих в экономике социальных и экономических проблем, так как на долю потребительских расходов, включая услуги, приходится около 70 процентов всех денежных расходов населения Кемеровской области.
В отраслевой структуре валового регионального продукта Кемеровской области оптовая и розничная торговля занимает третье место после добычи полезных ископаемых и обрабатывающих производств, ее доля в 2010 году составила 12,6 процента.
По объему налоговых поступлений торговля занимает второе место после добывающей промышленности и обеспечивает 17 процентов от всех поступлений в бюджетную систему Кемеровской области (в 2010 году - 15,8 млрд. рублей).
В настоящее время на потребительском рынке Кемеровской области функционирует 15,4 тыс. предприятий розничной торговли, из них 11,5 тыс. магазинов.
На предприятиях и в организациях оптовой и розничной торговли работает 16 процентов от численности занятого населения, или 207,8 тыс. человек.
По объему оборота розничной торговли Кемеровская область находится на 3-м месте среди регионов Сибирского федерального округа и на 17-м месте в Российской Федерации.
Мировой финансово-экономический кризис негативно повлиял на состояние и показатели развития торговли - в 2009 году впервые за несколько лет в области было отмечено снижение объемов оборота, розничный товарооборот сократился по сравнению с предыдущим годом на 22 процента.
Однако реализация антикризисных мер, позитивные изменения в экономике Кемеровской области позволили обеспечить стабилизацию и некоторый рост потребительского рынка, что также напрямую коррелирует с ростом реальных денежных доходов и покупательной способности населения. Это повлияло на улучшение динамики розничного товарооборота.
В 2010 году восстановление потребительского спроса происходило достаточно медленно, и оборот розничной торговли в течение года рос умеренными темпами. В целом за 2010 год розничный товарооборот составил 259 млрд. рублей и увеличился на 4 процента в сопоставимых ценах.
В 2011 году позитивная динамика развития потребительского рынка продолжилась: за январь-сентябрь 2011 г. розничный товарооборот составил 214 млрд. рублей и увеличился на 6,5 процента (в сопоставимых ценах) по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года.
Восстановление покупательского спроса отразилось и на структуре оборота розничной торговли.
В разрезе товарных групп в текущем году опережающими темпами рос оборот розничной торговли непродовольственными товарами - 109,3 процента к уровню 2010 года при росте оборота пищевых продуктов 103,9 процента.
В период кризиса, в 2009 году, была отмечена тенденция экономии населения на приобретении товаров длительного пользования, в результате чего в общем объеме розничной торговли выросла доля пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий, составив 49,8 процента, а доля непродовольственных товаров снизилась до 50,2 процента.
За 2010-2011 удельный вес непродовольственных товаров в структуре оборота увеличился до 53,4 процента; доля пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий составила 46,6 процента.
Ведущая роль в удовлетворении покупательского спроса кузбассовцев принадлежит предприятиям организованной торговли - они обеспечивают 95,2 процентов оборота розничной торговли, на долю розничных рынков приходится 4,8 процентов.
При этом в разрезе форматов торговли отмечается более активное развитие продаж в стационарной торговле. За 9 месяцев 2011 года прирост оборота розничной торговли торгующих организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность вне рынка, составил 7,3 процента к соответствующему периоду 2010 года, при этом реализация товаров на розничных рынках и ярмарках сократилась на 7 процентов.
Тем не менее востребованной населением области остается и рыночная торговля. В области действует 65 розничных рынков, на которых создано около 12 тыс. торговых мест.
Одним из наиболее успешных и быстрорастущих сегментов рынка в последние годы стали торговые сети.
Наибольшее развитие в Кемеровской области получили розничные продуктовые сети, среди них есть как областные - "Система "Чибис", "Кора-ТК", "Аквамаркет", "Новокузнецкобувьторг", "Центрпродсервис", так и пришедшие на наш рынок из других регионов, например компания "Мария-РА" (Барнаул). Иностранные торговые сети представлены ООО "Метро Кэш энд Керри" (торговые центры "Метро" - в городах Новокузнецке и Кемерово).
Сегодня розничные сети регионального уровня присутствуют не только в городах Кемерово и Новокузнецке, как это было всего несколько лет назад, а практически во всех средних и малых городах Кемеровской области.
Интенсивное развитие сетевых структур в области связано с тем, что в условиях высокой конкуренции на потребительском рынке они имеют определенные преимущества. Им гораздо легче создать широкий ассортимент товаров и высокий уровень обслуживания, внедрять новейшие торговые технологии, применять современные методы работы с клиентами.
Следует отметить также, что практически в каждой территории на потребительском рынке присутствуют розничные сети местного уровня - т.е. имеются два или более торговых объекта, которые находятся под одним управлением или используются под единым коммерческим обозначением. Например, в городе Юрга - ООО "Снегири", в городе Анжеро-Судженске - ЗАО "Сибирский колос".
Тем не менее розничные сети не доминируют на потребительском рынке области. В них формируется 11 процентов оборота розничной торговли.
В структуре оборота розничной торговли по хозяйствующим субъектам в анализируемом периоде отмечается устойчивая тенденция к росту доли крупных и средних коммерческих организаций (с 33,5 процента в 2009 году до 34,3 процента в 2011 г.) и малых предприятий (с 20 процентов до 22,9 процента), сокращению доли рынков (с 6 процентов до 4,8 процента) и индивидуальных предпринимателей (с 37,2 процента до 33,4 процента).
В территориальном разрезе два самых крупных города Кемерово (в 2010 году - 32 процента) и Новокузнецк (28 процентов) формируют 60 процентов оборота розничной торговли. При этом на муниципальные районы приходится всего 9,5 процента товарооборота.
Кризисная ситуация 2008 - 2009 годов безусловно отрицательно повлияла на состояние отрасли, что в первую очередь выразилось в сокращении инвестиций и замедленном развитии инфраструктуры.
В этот период инвестиционная активность торгующих организаций резко упала, объем инвестиций в основной капитал по виду деятельности "Оптовая и розничная торговля" в 2008 году сократился на 29 процентов, еще более глубокое падение отмечено в 2009 году - на 49 процентов. Всего за два года объем инвестиций в отрасль снизился на 63 процента.
С 2010 года наметилась тенденция к оживлению инвестиционной активности в отрасли - объем инвестиций в основной капитал за 2010 год составил 2,5 млрд. рублей и увеличился по сравнению с 2009 годом на 33 процента. За первое полугодие 2011 г. инвестиции в отрасль составили 1,3 млрд. рублей и увеличились в 1,65 раза по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.
Это отразилось и на развитии инфраструктуры отрасли. За счет нового строительства и реконструкции в 2010 году было введено 25,3 тыс. кв. метров, в первом полугодии 2011 г. - 43,2 тыс. кв. метров торговых площадей.
Обеспеченность населения предприятиями отрасли в настоящее время составляет в среднем по области 570 кв. метров на 1 тыс. человек или 105 процентов к нормативу минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
В Кемеровской области продолжается реализация социальной политики в сфере торговли, которая выражается в первую очередь в создании сети губернских торговых предприятий.
В настоящее время в Кемеровской области действует 5 губернских рынков (в городах Ленинске-Кузнецком и Прокопьевске - по 1, в городе Кемерово - 3) и 34 губернских магазина в 23 муниципальных образованиях, в том числе в городе Кемерово - 3, городе Новокузнецке - 4, городах Киселевске, Ленинске-Кузнецком, Прокопьевске, Мыски, а также в Беловском и Новокузнецком районах - по 2.
Кроме того, в области открываются магазины "Кузбасские продукты", в которых местные производители самостоятельно реализуют собственную продукцию, а значит цены в них ниже, чем в среднем в розничной сети.
Местные товаропроизводители имеют также возможность реализовывать свою продукцию без посредников напрямую населению на постоянно действующих ярмарках (торговых площадках), что также способствует сдерживанию цен на социально значимые продовольственные товары.
В 2010 году в области было проведено более 600 ярмарок, в том числе 300 сельскохозяйственных и 213 ярмарок "выходного дня", за 9 месяцев 2011 г. проведено 480 ярмарок, из них 240 сельскохозяйственных и 150 - "выходного дня".
В целях оказания поддержки социально незащищенным слоям населения департаментом промышленности, торговли и предпринимательства Кемеровской области совместно с предприятиями потребительского рынка в 2011 году начата реализация проекта "Губернская потребительская карта".
Губернская потребительская карта предназначена для пенсионеров и дает право на получение скидки в размере 7 процентов на все группы товаров, исключая табачные изделия и алкогольную продукцию. Накопительная сумма по одной карте - не более 3000 рублей в месяц.
Скидки предоставляются предприятиями на добровольной основе без возмещения затрат из областного бюджета.
В настоящее время в Кемеровской области функционирует около 13 тыс. хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров (за исключением производителей товаров). Из них 2,7 тыс. субъектов осуществляют торговлю пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями. В основном (92 процента) это микропредприятия с численностью до 15 человек.
Только около 13 процентов предприятий имеют ассортимент в пределах 1000 наименований, у большей части предприятий узкий ассортимент до 200 наименований или специализированный.
Количество используемых складских помещений на территории области около 450 единиц, общая складская площадь - 443 тыс. кв. метров.
На территории области отсутствуют складские помещения современного типа (категории А), в основном это склады категории В и С (около 80 процентов всех помещений).
Преодолеть отрицательное влияние кризисных явлений в сфере оптовой торговли пока не удалось. В течение последних четырех лет (2008 - 2011 гг.) оборот оптовой торговли сокращается в среднем на 5-7 процентов в год.
Доля оптовой торговли продовольственными товарами составляет 14,5 процента в общем объеме оборота оптовой торговли.
На долю субъектов малого предпринимательства приходится 24 процента оборота оптовой торговли.
За последние три года как на федеральном уровне, так и на областном был принят ряд нормативных документов, регулирующих сферу торговой деятельности.
В 2009 году был принят Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "О государственном регулировании торговой деятельности в Российской Федерации", который вступил в силу с 1 февраля 2010 г.
На сегодняшний день в Кемеровской области приняты все нормативные правовые акты, необходимые для реализации Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "О государственном регулировании торговой деятельности в Российской Федерации":
1) Закон Кемеровской области от 28.01.2010 N 12-ОЗ "О государственном регулировании торговой деятельности";
2) Закон Кемеровской области от 14.12.2010 N 136-ОЗ "О порядке разработки региональной и муниципальных программ развития торговли";
3) Закон Кемеровской области от 28.02.2011 N 17-ОЗ "Об установлении нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов";
4) постановление Губернатора Кемеровской области 11.03.2011 N 12-пг "О создании координационного совета по вопросам развития торговой деятельности в Кемеровской области";
5) постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 02.09.2010 N 377 "Об утверждении Порядка организации ярмарок и продажи товаров на них, за исключением случаев, когда организатором ярмарки является федеральный орган государственной власти, а также требований к организации продажи товаров на ярмарках";
6) постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 30.11.2010 N 530 "Об установлении порядка разработки и утверждения органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, схемы размещения нестационарных торговых объектов".
В результате реализации положений Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "О государственном регулировании торговой деятельности в Российской Федерации" в Кемеровской области:
упорядочено размещение нестационарных торговых объектов, а также деятельность ярмарок на территории области;
определен порядок разработки региональной и муниципальных программ развития торговли;
создан координационный совет по вопросам развития торговой деятельности Кемеровской области, в рамках которого оперативно решаются текущие вопросы сферы торговли.
В сфере торговли в Кемеровской области сформировалась конкурентная среда, способствующая развитию разнообразных форм обслуживания, активному появлению современных типов предприятий.
Экономические показатели отрасли в целом удовлетворительные и свидетельствуют о наличии потенциала для ее дальнейшего развития.
Однако, несмотря на положительную в целом динамику развития сферы торговли, существует целый ряд проблем, решение которых требует применения программных методов для дальнейшего совершенствования торговой деятельности в Кемеровской области.
Основными проблемами остаются вопросы обеспечения территориальной и ценовой доступности товаров и услуг населению, улучшения культуры и качества обслуживания.
Это обусловлено следующими причинами:
неравномерным расположением предприятия торговли на территории области;
недостатком финансовых оборотных средств у субъектов потребительского рынка и сферы услуг;
недостаточным платежеспособным спросом населения;
объективными процессами выбытия (закрытия) отдельных предприятий (объектов) и необходимостью их замещения в сети;
наличием предприятий торговли с устаревшей материально-технической базой, требующей реконструкции в целях повышения качества обслуживания населения.
Система обеспечения безопасности и качества товаров, работ, услуг не позволяет в полной мере предотвратить производство опасной и недоброкачественной продукции, некачественное оказание услуг. Данная проблема связана с рядом следующих негативных явлений в сфере потребительского рынка, это:
строительство и реконструкция объектов потребительского рынка и сферы услуг не всегда осуществляется с учетом требований нормативных правовых актов;
наличие диспропорций в системе товародвижения;
недостаток современных типов торговых структур, особенно в оптовом звене;
низкий уровень конкуренции на рынке непродовольственных товаров;
отсутствие системы стандартов обслуживания;
недостаточно активная работа по внедрению международных стандартов качества в организациях сферы услуг.
Развитие сферы торговли сдерживают также факторы, связанные с кадровой политикой:
недостаток квалифицированного персонала;
низкий уровень образования;
текучесть кадров, связанная с низкой заработной платой в торгующих организациях и др.
Механизмы рыночной экономики зачастую нестабильны и подвержены внешним воздействиям, которые могут выражаться в изменении уровня доходов населения, увеличении или уменьшении спроса на товары и услуги, активизации инфляционных процессов и других экономических показателей. Таким образом, перспектива развития сферы торговли определяется уровнем потребительского спроса, развитием конкурентной среды, финансовым и кадровым потенциалом.
Необходимо создание условий для расширения ассортимента товаров и услуг, снижение ценового диапазона потребительских цен на товары и услуги.
Развитию сферы торговли будут также способствовать улучшение транспортной доступности, рост денежных доходов населения, формирование потребностей в новых товарах и услугах со стороны предприятий и населения.
К перспективным направлениям развития торговой деятельности на территории области относятся следующие:
стимулирование и реализация инвестиционных проектов, направленных на строительство новых объектов торговой инфраструктуры;
оптимизация размещения торговых объектов на территории области, повышение эффективности их деятельности;
изучение и внедрение передового опыта иных субъектов Российской Федерации по обеспечению населения области услугами торговли;
стимулирование деловой активности торговых предприятий и организация взаимодействия между хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, и хозяйствующими субъектами, осуществляющими производство (поставки) товаров, путем организации и проведения выставок, ярмарок, иных мероприятий организационного характера.
Принятие Программы обусловлено необходимостью комплексной увязки мероприятий по развитию торговли в области, а также консолидации усилий органов государственной власти Кемеровской области, органов местного самоуправления и бизнеса.
В ходе реализации Программы целевые показатели могут быть не достигнуты вследствие неблагоприятных внешних и внутренних условий развития экономики (рост инфляции, падение денежных доходов населения, рост безработицы, сокращение инвестиционного спроса).
2. Цели и задачи Программы
Главной целью Программы является содействие развитию торговли в Кемеровской области.
Программа определяет основные направления развития торговли в Кемеровской области.
Дополнительными (промежуточными) целями Программы являются:
реализация государственной политики в области торговой деятельности в целях создания условий для наиболее полного удовлетворения спроса населения на потребительские товары по доступным ценам в пределах территориальной доступности, обеспечения прав потребителей на приобретение качественных и безопасных товаров;
создание на территории Кемеровской области современной торговой инфраструктуры, основанной на принципах достижения установленных нормативов обеспеченности населения области площадью торговых объектов, равномерное и цивилизованное развитие различных форм торговой деятельности на территории Кемеровской области;
создание организационно-экономических условий для эффективной деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, по удовлетворению потребностей населения Кемеровской области в товарах и услугах, а также потребностей отраслей экономики в реализации потребителям производимой продукции;
формирование конкурентной среды на территории Кемеровской области;
повышение качества торгового обслуживания населения Кемеровской области.
Задачами Программы, обеспечивающими достижение поставленных целей, являются:
совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере торговли;
развитие торговой инфраструктуры и оптимальное размещение торговых объектов;
развитие торговли в сельской местности;
определение и реализация комплекса мер, направленных на повышение ценовой и территориальной доступности товаров, качества и культуры торгового сервиса для населения области, обеспечение качества и безопасности товаров;
создание условий для деятельности сети социально ориентированных торговых предприятий;
развитие конкуренции в сфере торговой деятельности;
привлечение инвестиций в развитие торговли на территории области;
обеспечение взаимодействия хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и сельхозтоваропроизводителей области, с целью установления прямых и долгосрочных хозяйственных связей;
развитие кадрового потенциала торгующих организаций.
3. Ожидаемые результаты Программы и целевые индикаторы
В результате реализации Программы планируется достигнуть следующих результатов:
1) повышение ценовой и территориальной доступности товаров для населения Кемеровской области;
2) формирование торговой инфраструктуры с учетом многообразия видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли, потребностей населения;
3) рост физических объемов розничного товарооборота на 5-7 процентов в год (в сопоставимых ценах);
4) рост оборота розничной торговли в расчете на душу населения:
2012 год - 117,6 тыс. рублей,
2013 год - 130,5 тыс. рублей,
2014 год - 144,6 тыс. рублей,
2015 год - 161,8 тыс. рублей;
5) рост обеспеченности населения области площадью торговых объектов:
2012 год - 590 кв. метров на 1000 человек
2013 год - 614 кв. метров на 1000 человек
2014 год - 642 кв. метров на 1000 человек
2015 год - 674 кв. метров на 1000 человек
6) создание ежегодно около 5000 новых рабочих мест на предприятиях торговли;
7) привлечение инвестиционных ресурсов из внебюджетных источников на развитие инфраструктуры, строительство и реконструкцию предприятий оптовой и розничной торговли:
2012 год - 4160 млн. рублей,
2013 год - 4700 млн. рублей,
2014 год - 5300 млн. рублей,
2015 год - 5950 млн. рублей.
Целевые индикаторы (показатели эффективности реализации Программы) с разбивкой по годам реализации Программы приведены в приложении к Программе.
4. Управление и контроль за реализацией Программы
Контроль за ее реализацией осуществляют Губернатор Кемеровской области, государственный заказчик Программы.
Директор Программы несет ответственность за реализацию и конечные результаты Программы, организует управление реализацией Программы.
Для обеспечения мониторинга реализации Программы исполнители Программы:
ежеквартально до 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляют в департамент промышленности, торговли и предпринимательства Кемеровской области отчеты о ходе реализации мероприятий Программы;
ежегодно до 1 марта года, следующего за отчетным, представляют в департамент промышленности, торговли и предпринимательства Кемеровской области отчеты о ходе выполнения мероприятий Программы, ее целей и задач.
Департамент промышленности, торговли и предпринимательства Кемеровской области ежеквартально до 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, и ежегодно до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, представляет информацию о выполнении программных мероприятий директору Программы.
5. Программные мероприятия
N |
Наименование мероприятия |
Сроки реализации |
Ответственные исполнители |
Ожидаемый результат реализации мероприятий |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
1. Совершенствование государственной координации и правового регулирования в сфере торговли |
|
||||
1.1 |
Мониторинг и анализ федерального законодательства, законодательства субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов в сфере торговли |
2012 - 2015 годы |
Департамент промышленности, торговли и предпринимательства Кемеровской области |
Реализация федерального законодательства на территории Кемеровской области, внедрение положительного опыта иных субъектов Российской Федерации |
|
1.2 |
Проведение мониторинга реализации Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "О государственном регулировании торговой деятельности в Российской Федерации" |
2012 - 2015 годы |
Департамент промышленности, торговли и предпринимательства Кемеровской области, Управление Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (по согласованию) |
Выявление основных проблем по реализации требований закона о торговле на региональном и муниципальном уровне, а также барьеров, препятствующих развитию конкуренции в торговле |
|
1.3 |
Осуществление экспертизы действующих нормативных актов органов государственной власти Кемеровской области, органов местного самоуправления на предмет соответствия антимонопольным требованиям |
2012 - 2015 годы |
Управление Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (по согласованию) |
Создание прозрачных и недискриминационных условий доступа на розничный рынок региона |
|
1.4 |
Совершенствование законодательства Кемеровской области, направленного на развитие торговли |
2012 - 2015 годы |
Департамент промышленности, торговли и предпринимательства Кемеровской области |
Приведение законодательства Кемеровской области в соответствие с новым федеральным законодательством, реализация полномочий субъекта Российской Федерации |
|
1.5 |
Формирование и ведение торгового реестра Кемеровской области |
2012 - 2015 годы |
Департамент промышленности, торговли и предпринимательства Кемеровской области, органы местного самоуправления (по согласованию) |
Создание базы данных о торгующих организациях и организациях, осуществляющих поставки товаров |
|
1.6 |
Формирование и ведение реестра уведомлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о начале осуществления торговой деятельности на территории Кемеровской области |
2012 - 2015 годы |
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области (по согласованию) |
Повышение прозрачности деятельности торгующих организаций и организаций, осуществляющих поставки товаров |
|
1.7 |
Проведение ежегодного анализа обеспеченности населения Кемеровской области и входящих в ее состав муниципальных образований площадью торговых объектов |
2012 - 2015 годы |
Департамент промышленности, торговли и предпринимательства Кемеровской области |
Обеспечение выполнения установленных нормативов обеспеченности населения Кемеровской области площадью торговых объектов |
|
1.8 |
Организация информационно-аналитического наблюдения за состоянием розничной торговли в Кемеровской области |
2012 - 2015 годы |
Департамент промышленности, торговли и предпринимательства Кемеровской области, органы местного самоуправления (по согласованию) |
Анализ состояния розничной торговли |
|
1.9 |
Заключение соглашений о социально-экономическом сотрудничестве между Коллегией Администрации Кемеровской области и торговыми организациями Кемеровской области |
2012 - 2015 годы |
Департамент промышленности, торговли и предпринимательства Кемеровской области |
Развитие торговой и социальной инфраструктуры |
|
1.10 |
Проведение мониторинга доли местных товаропроизводителей в реализации основных продовольственных товаров |
2012 - 2015 годы |
Департамент промышленности, торговли и предпринимательства Кемеровской области |
Планирование объемов выпуска продукции предприятиями Кемеровской области |
|
1.11 |
Проведение мониторинга цен на основные продовольственные товары |
2012 - 2015 годы |
Департамент цен и тарифов Кемеровской области, Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области (по согласованию) |
Обеспечение ценовой доступности основных продовольственных товаров |
|
1.12 |
Содействие созданию ассоциации предприятий торговли в Кемеровской области |
2014 - 2015 годы |
Департамент промышленности, торговли и предпринимательства Кемеровской области, Кузбасская торгово-промышленная палата (по согласованию) |
Формирование профессионального сообщества, ориентированного на осуществление деятельности в рамках действующего законодательства и обеспечение защиты прав потребителей |
|
1.13 |
Организация и проведение совещаний, конференций, круглых столов по вопросам развития торговли |
2012 - 2015 годы |
Департамент промышленности, торговли и предпринимательства Кемеровской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области (по согласованию), Кузбасская торгово-промышленная палата (по согласованию) |
Выявление проблем в сфере развития торговли для принятия эффективных управленческих решений |
|
1.14 |
Проведение анализа поступающих жалоб и обращений граждан и организаций по вопросам деятельности торгующих организаций |
2012 - 2015 годы |
Департамент промышленности, торговли и предпринимательства Кемеровской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области (по согласованию) |
Принятие мер по защите прав и законных интересов граждан и организаций |
|
1.15 |
Организационно-техническое обеспечение работы координационного совета по развитию торговой деятельности |
2012 - 2015 годы |
Департамент промышленности, торговли и предпринимательства Кемеровской области |
Обеспечение взаимодействия между исполнительными органами государственной власти Кемеровской области, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления |
|
2. Формирование современной инфраструктуры розничной торговли и повышение территориальной доступности торговых объектов для населения Кемеровской области |
|
||||
2.1 |
Создание условий для строительства стационарных объектов потребительского рынка |
2012 - 2015 годы |
Департамент промышленности, торговли и предпринимательства Кемеровской области, органы местного самоуправления по согласованию) |
Создание новых рабочих мест, увеличение занятости населения |
|
2.2 |
Разработка, утверждение и корректировка схем размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований |
2012 - 2015 годы |
Органы местного самоуправления (по согласованию) |
Упорядочение размещения нестационарных торговых объектов |
|
2.3 |
Определение перечня мест для проведения ярмарок на территории муниципальных образований |
2012 год |
Органы местного самоуправления (по согласованию) |
Повышение экономической (ценовой) и территориальной доступности торговых услуг для населения |
|
3. Развитие сельской торговли |
|
||||
3.1 |
Содействие развитию торговли в малых и удаленных населенных пунктах |
2012 - 2015 годы |
Органы местного самоуправления (по согласованию) |
Повышение территориальной доступности торговых услуг для сельского населения |
|
3.2 |
Развитие потребительской кооперации |
2012 - 2015 годы |
Кемеровской облпотребсоюз (по согласованию) |
Расширение торговой сети за счет создания торговых объектов в отдаленных сельских поселениях |
|
4. Создание современной инфраструктуры оптовой торговли |
|
||||
4.1 |
Развитие инфраструктуры сферы оптовой торговли |
2014 - 2015 годы |
Департамент промышленности, торговли и предпринимательства Кемеровской области, органы местного самоуправления (по согласованию), организации оптовой торговли (по согласованию) |
Снижение стоимости основных видов товаров за счет сокращения звенности товародвижения |
|
4.2 |
Содействие развитию современного оптового звена на территории Кемеровской области |
2014 - 2015 годы |
Департамент промышленности, торговли и предпринимательства Кемеровской области, органы местного самоуправления (по согласованию) |
Повышение качества услуг оптовых предприятий |
|
4.3 |
Стимулирование инвестиционных проектов направленных на строительство логистических центров - оформление инвестиционной площадки под строительство логистического центра в городе Топки |
2012 - 2015 годы |
Органы местного самоуправления Топкинского муниципального района (по согласованию) |
Повышение инвестиционной активности |
|
5. Повышение ценовой доступности товаров для населения |
|
||||
5.1 |
Деятельность сети социально ориентированных торговых предприятий |
2012 - 2015 годы |
Департамент промышленности, торговли и предпринимательства Кемеровской области, департамент цен и тарифов Кемеровской области, органы местного самоуправления (по согласованию) |
Повышение экономической доступности товаров для социально незащищенных категорий населения |
|
5.2 |
Реализация проекта "Губернская потребительская карта" |
2012 год |
Департамент промышленности, торговли и предпринимательства Кемеровской области, органы местного самоуправления (по согласованию) |
Поддержка пенсионеров путем повышения ценовой доступности товаров |
|
5.3 |
Проведение продовольственных ярмарок с привлечением местных товаропроизводителей, предприятий пищевой перерабатывающей промышленности |
2012 - 2015 годы |
Департамент промышленности, торговли и предпринимательства Кемеровской области, департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Кемеровской области, департамент цен и тарифов Кемеровской области |
Повышение экономической доступности товаров для социально незащищенных категорий населения |
|
6. Повышение качества и обеспечение безопасности товаров |
|
||||
6.1 |
Участие в мероприятиях по выявлению на потребительском рынке контрафактной продукции |
2012 - 2015 годы |
Департамент промышленности, торговли и предпринимательства Кемеровской области, Главное управление МВД России по Кемеровской области (по согласованию), Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области (по согласованию) |
Обеспечение безопасности реализуемой продукции |
|
6.2 |
Проведение конкурса "Лучшие товары и услуги Кузбасса" |
2012 - 2015 годы |
Департамент промышленности, торговли и предпринимательства Кемеровской области, Департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Кемеровской области, ФГУ "Кемеровский центр стандартизации, метрологии и сертификации (по согласованию) |
Содействие производству качественной, конкурентоспособной продукции и повышение качества оказываемых услуг |
|
6.3 |
Проведение регионального конкурса "Брэнд Кузбасса" |
2012 - 2015 годы |
Департамент промышленности, торговли и предпринимательства Кемеровской области, департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Кемеровской области, Кузбасская торгово-промышленная палата (по согласованию) |
Содействие производству местными товаропроизводителями качественной, конкурентоспособной продукции |
|
6.4 |
Проведение мониторинговых исследований пищевых продуктов, находящихся в обороте на территории Кемеровской области |
2012 - 2015 годы |
ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области" (по согласованию), Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области (по согласованию), торгующие организации (по согласованию) |
Повышение качества реализуемой продукции; выявление причин и условий, способствующих возникновению и распространению инфекционных заболеваний |
|
7. Развитие конкуренции в сфере торговли |
|
||||
7.1 |
Проведение анализа экономической концентрации на товарных рынках по всей товаропроводящей цепочке (производитель, поставщик, торговая сеть), оценке прав влияния отдельных хозяйствующих субъектов |
2012-2015 |
Управление Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (по согласовании) |
Создание прозрачных и недискриминационных условий доступа на розничный рынок региона |
|
7.2 |
Осуществление обзора рынка розничной торговли продовольственными товарами посредством организации торговой сети в разрезе муниципальных образований Кемеровской области |
2012-2015 |
Управление Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (по согласованию) |
Создание прозрачных и недискриминационных условий доступа на розничный рынок региона |
|
7.3 |
Информирование общественности по вопросам, связанным с осуществлением контроля, включая применение мер административной ответственности при нарушении антимонопольного законодательства через средства массовой информации |
2012-2015 |
Управление Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (по согласованию) |
Создание прозрачных и недискриминационных условий доступа на розничный рынок региона |
|
7.4 |
Организация и проведение смотров-конкурсов, выставок, ярмарок - распродаж потребительских товаров местных производителей с привлечением предприятий- изготовителей и предпринимателей |
2012 - 2015 годы |
Департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Кемеровской области, департамент промышленности, торговли и предпринимательства Кемеровской области, органы местного самоуправления (по согласованию) |
Стимулирование производства конкурентоспособной продукции, оказание поддержки местным товаропроизводителям |
|
7.5 |
Предоставление субъектам малого предпринимательства не менее 60 процентов торговых мест при размещении нестационарных торговых объектов |
2012 - 2015 годы |
Органы местного самоуправления (по согласованию) |
Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства |
|
8. Кадровое обеспечение в сфере торговли |
|
||||
8.1 |
Оказание содействия в создании единого образовательного кластера в сфере подготовки профессиональных кадров для предприятий потребительского рынка |
2012 -2013 годы |
Кемеровский институт (филиал) Российского государственного торгово-экономического университета (по согласованию), департамент промышленности, торговли и предпринимательства Кемеровской области |
Повышение качества образования, эффективности использования трудовых ресурсов путем совершенствования форм и методов обучения кадров в соответствии с потребностями работодателей |
|
8.2 |
Проведение конкурсов профессионального мастерства |
2012 - 2015 годы |
Органы местного самоуправления (по согласованию) департамент промышленности, торговли и предпринимательства Кемеровской области |
Распространение положительного профессионального опыта |
|
8.3 |
Организация многоуровневой системы подготовки квалифицированных кадров и повышения квалификации специалистов в сфере торговли, в том числе по вопросам соблюдения санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей |
2012 - 2015 годы |
Департамент промышленности, торговли и предпринимательства Кемеровской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области (по согласованию) |
Повышение профессионального уровня специалистов предприятий потребительского рынка |
|
9. Информационное обеспечение торговли |
|
||||
9.1. |
Актуализация информации по вопросам развития торговой деятельности в разделе "Потребительский рынок" на официальном сайте департамента промышленности, торговли и предпринимательства Кемеровской области |
2012 - 2015 годы |
Департамент промышленности, торговли и предпринимательства Кемеровской области |
Информирование торгующих организаций и населения по вопросам торговой деятельности |
|
9.2 |
Информирование и обучение населения области основам защиты прав потребителей |
2012 - 2015 годы |
Департамент промышленности, торговли и предпринимательства Кемеровской области Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области (по согласованию), органы местного самоуправления (по согласованию) |
Повышение правовой грамотности и информированности населения Кемеровской области в вопросах защиты прав потребителей |
|
9.3 |
Проведение информационно- просветительской деятельности в области защиты прав потребителей через размещение информации в средствах массовой информации, на радио, телевидении, в сети Интернет |
2012 - 2015 годы |
Департамент промышленности, торговли и предпринимательства Кемеровской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области (по согласованию), органы местного самоуправления (по согласованию) |
Повышение уровня ответственности предприятий и организаций за качество реализуемых товаров, информирование населения
|
|
9.4 |
Оказание организациям и индивидуальным предпринимателям консультативной и методологической помощи по вопросам развития торговой деятельности |
2012 - 2015 годы |
Департамент промышленности, торговли и предпринимательства Кемеровской области, органы местного самоуправления (по согласованию) |
Повышение качества торговых услуг |
|
Приложение
"Развитие торговли в Кемеровской области"
на 2012-2015 годы
Целевые индикаторы
Целевой индикатор |
Единица измерения |
2012 год |
2013 год |
2014 год. |
2015 год |
Темп роста оборота розничной торговли к предыдущему году |
процентов |
105,0 |
105,5 |
106,0 |
107,0 |
Оборот розничной торговли на душу населения |
тыс. рублей |
117600 |
130500 |
144600 |
161800 |
Обеспеченность населения области площадью торговых объектов |
кв. метров на 1000 человек |
590 |
614 |
642 |
674 |
Создание новых рабочих мест на предприятиях потребительского рынка |
единиц |
5000 |
5000 |
5000 |
5000 |
Привлечение инвестиционных ресурсов из негосударственных источников на развитие инфраструктуры, строительство и реконструкцию предприятий оптовой и розничной торговли |
млн. рублей |
4160 |
4700 |
5300 |
5950 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 15 декабря 2011 г. N 579 "Об утверждении региональной программы "Развитие торговли в Кемеровской области" на 2012-2015 годы"
Текст постановления размещен на сайте "Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области" 17 декабря 2011 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 12 декабря 2013 г. N 578
Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 11 декабря 2013 г. N 568
Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 3 декабря 2012 г. N 533
Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 3 июля 2012 г. N 245