Резолютивная часть решения объявлена 07.05.2020 года.
Решение в полном объеме изготовлено 08.05.2020 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: <_..>; члены Комиссии: <_..>; <_..>;
в отсутствие представителей надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения жалобы Областного государственного казенного учреждения "Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области" (далее-заказчик); Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области (далее-уполномоченный орган); Общества с ограниченной ответственностью "Селенга" (далее - заявитель; ООО "Селенга");
рассмотрев жалобу на положения документации о проведении электронного аукциона "Выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги Бохан - Тихоновка на участке км 0+000 - км 12+000 в Боханском районе Иркутской области", извещение N 0134200000120001419 (далее - электронный аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Регламент ФАС), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 27 апреля 2020 года поступила жалоба заявителя на положения документации об электронном аукционе.
По мнению заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями заказчика, уполномоченного органа:
1) в нарушение части 13 статьи 34 Федерального закона N44-ФЗ в документации об электронном аукционе и проекте государственного контракта ненадлежащим образом установлен порядок оплаты.
2) уполномоченным органом в нарушение части 5 статьи 65 Федерального закона N44-ФЗ в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru размещены разъяснения положений документации об электронном аукционе изменяющие суть документации.
Заказчиком, уполномоченным органом представлены возражения на жалобу заявителя. Из указанных возражений следует, что заказчик, уполномоченный орган считают доводы жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что уполномоченным органом 08 апреля 2020 года в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) размещены извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0134200000120001419, а также документация об электронном аукционе "Выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги Бохан - Тихоновка на участке км 0+000 - км 12+000 в Боханском районе Иркутской области" (далее - документация об электронном аукционе).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 702 720 540 рублей 00 копеек.
Комиссия, исследовав материалы дела, доводы заявителя, возражения заказчика, уполномоченного органа приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 13 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ в контракт включаются обязательные условия:
1) о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 настоящего Федерального закона, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии с частью 4 статьи 33 настоящего Федерального закона требований к их предоставлению. В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа;
2) об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.
Согласно части 4 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
При этом, учитывая положения части 13 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ, формулировки о порядке оплаты, в том числе о выплате аванса, должны быть конкретными.
В силу положений пункта 18 Постановления Правительства РФ от 09.12.2017 N 1496 (ред. от 29.04.2020, с изм. от 30.04.2020) "О мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета" получатели средств федерального бюджета вправе предусматривать в заключаемых ими договорах (государственных контрактах) о поставке товаров, выполнении работ, об оказании услуг авансовые платежи в размере и порядке, которые установлены абзацами вторым - седьмым настоящего пункта, если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, настоящим Положением или иным нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации для такого договора (государственного контракта), но не более лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год, доведенных до них в установленном порядке на соответствующие цели:
а) при включении в договор (государственный контракт) условия о последующих после выплаты аванса платежах в размере, не превышающем разницу между стоимостью фактически поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, подтвержденных в соответствии с установленным Министерством финансов Российской Федерации порядком санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета, и общей суммой ранее выплаченного авансового платежа (в случае, если договор (государственный контракт) не содержит этапы его исполнения либо выполнение указанных этапов осуществляется последовательно) или суммой, рассчитанной как произведение размера предусмотренного договором (государственным контрактом) авансового платежа в процентном выражении и стоимости фактически поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг (в случае, если договор (государственный контракт) содержит этапы его исполнения, сроки выполнения которых полностью или частично совпадают);
в размере, не превышающем 30 процентов суммы договора (государственного контракта) о поставке товаров, выполнении работ, об оказании услуг, в том числе договора (государственного контракта) о выполнении работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства государственной собственности Российской Федерации.
В Письме Казначейства России от 19.05.2015 года N 07-04-05/09-319 "О направлении обзора решений контрольных органов в сфере закупок" указано, что согласно части 13 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ заказчиком в контракте должен указываться конкретный размер авансовых платежей с учетом требований законодательства, а также порядок их выплаты без установления дополнительных требований к целям расходования полученного аванса, если иное не предусмотрено законодательством.
Следовательно, формулировки о порядке оплаты, в том числе о выплате аванса, должны быть конкретными.
Комиссией Иркутского УФАС России установлено, что пункт 8 Части II Информационной карты электронного аукциона "Выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги Бохан - Тихоновка на участке км 0+000 - км 12+000 в Боханском районе Иркутской области", предусматривает, что:
"начальная (максимальная) цена контракта составляет 702 720 540,00 (Семьсот два миллиона семьсот двадцать тысяч пятьсот сорок) рублей 00 копеек.
В том числе:
Финансирование 2020 года - 72 631 050,00 (Семьдесят два миллиона шестьсот тридцать одна тысяча пятьдесят) рублей, 00 копеек;
Финансирование 2021 года - 256 144 830,00 (Двести пятьдесят шесть миллионов сто сорок четыре тысячи восемьсот тридцать) рублей 00 копеек.
Финансирование 2022 года - 373 944 660,00 (Триста семьдесят три миллиона девятьсот сорок четыре тысячи шестьсот шестьдесят) рублей 00 копеек".
Заказчик производит оплату по Контракту в пределах, доведенных до него лимитов бюджетных обязательств на текущий год, при наличии бюджетного финансирования и поступления денежных средств на счет Заказчика.
Вместе с тем, пунктом 9 "Форма, сроки и порядок оплаты поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг, размер аванса (если предусмотрена выплата аванса)" Части II Информационной карты электронного аукциона установлено, что:
"Оплату за фактически выполненные работы Государственный заказчик осуществляет при выполнении Подрядчиком условий качества, Проекта и сроков, предусмотренных Графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N 2 к проекту Контракта).
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом, Государственный заказчик имеет право произвести оплату выполненных работ по Контракту за вычетом соответствующего размера неустойки (штрафа, пени), установленной разделом 11 Контракта, предъявленной Подрядчику, но не оплаченной им в установленный в требовании срок. При этом Подрядчиком в Акте приёмки выполненных работ (форма КС-2) указывается:
- сумма, подлежащая оплате в соответствии с условиями Контракта;
- размер неустойки (штрафа, пени), подлежащий уплате Подрядчиком в пользу Государственного заказчика, основания применения и порядок расчета неустойки, предусмотренные настоящим Контрактом;
- итоговая сумма, подлежащая оплате за выполненные работы.
Выплаты из резерва средств на непредвиденные работы и затраты производятся пропорционально стоимости выполненных работ в пределах лимита, определенного Сводным сметным расчетом стоимости (Приложение N 1 к проекту Контракта). Подрядчик до окончания выполнения работ на Объекте предоставляет документы, подтверждающие факт осуществления таких работ и затрат, с подписью строительного контроля Государственного заказчика, в связи с уточнением объемов работ, исправлением выявленных ошибок в сметах, изменением проектных решений в Рабочей документации и наступлением иных фактических обстоятельств.
Государственный заказчик для целей обеспечения выполнения работ по ходатайству подрядной организации выплачивает целевой аванс на оплату расходов, связанных с выполнением работ в соответствии с проектной документацией, в размере 30 % от цены контракта в течение 50 (Пятидесяти) рабочих дней от даты поступления ходатайства подрядчика при наличии финансирования и при условии, что подрядчик приступил к исполнению Контракта, но не ранее включения сведений о Контракте в реестр Контрактов. По соглашению Сторон, а также в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств размер аванса может быть снижен соглашением сторон.
Выплата аванса при исполнении Контракта, заключенного с Подрядчиком, указанным в части 1 или 2 статьи 37 Закона о контрактной системе, не допускается".
Аналогичное положение закреплено, в пункте 3.8 Проекта контракта:
"Государственный заказчик для целей обеспечения выполнения работ по ходатайству подрядной организации выплачивает целевой аванс на оплату расходов, связанных с выполнением работ в соответствии с проектной документацией, в размере 30 % от цены контракта в течение 50 (Пятидесяти) рабочих дней от даты поступления ходатайства подрядчика при наличии финансирования и при условии, что подрядчик приступил к исполнению Контракта, но не ранее включения сведений о Контракте в реестр Контрактов. По соглашению Сторон, а также в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств размер аванса может быть снижен соглашением сторон.
Выплата аванса при исполнении Контракта, заключенного с Подрядчиком, указанным в части 1 или 2 статьи 37 Закона о контрактной системе, не допускается".
Комиссией Иркутского УФАС России установлено, что уполномоченным органом даны разъяснения положений документации об электронном аукционе, согласно которым целевой аванс на оплату расходов, связанных с выполнением работ в соответствии с проектной документацией, в размере 30 % от цены контракта составляет 210 816 162 рубля 00 копеек. Вместе с тем уполномоченным органом не учитываются обстоятельства, при которых начальная (максимальная) цена контракта может быть не снижена или снижена незначительно, что приведет к превышению суммы аванса над объемом финансирования на 2020 год.
Комиссией Иркутского УФАС России установлено, что целевой аванс на оплату расходов, связанных с выполнением работ в соответствии с проектной документацией, в размере 30 % от цены контракта составляет 210 816 162 рубля 00 копеек.
Таким образом, из вышеприведенной формулировки невозможно сделать однозначный вывод о том, в каком размере предусмотрена выплата аванса в рамках заключаемого контракта по результатам проведения электронного аукциона "Выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги Бохан - Тихоновка на участке км 0+000 - км 12+000 в Боханском районе Иркутской области", извещение N 0134200000120001419, так как целевой аванс на оплату расходов, связанных с выполнением работ в соответствии с проектной документацией, в размере 30 % от цены контракта превышает объем финансирования на 2020 год.
Следовательно, Комиссия Иркутского УФАС России приходит к выводу, что в документации об электронном аукционе и проекте контракта в нарушение части 13 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ не установлен надлежащим образом порядок оплаты в части конкретного размера аванса.
Действия уполномоченного органа, установившего в документации об электронном аукционе и проекте контракта ненадлежащий порядок оплаты подлежащей выполнению работы, нарушают часть 13 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ.
Таким образом, довод Заявителя является обоснованным.
II. В соответствии с частью 3 статьи 65 Федерального закона N44-ФЗ любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно части 4 статьи 65 Федерального закона N44-ФЗ в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Федерального закона N44-ФЗ запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 65 Федерального закона N44-ФЗ разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
На заседании Комиссии Иркутского УФАС России установлено, что 24 апреля 2020 года уполномоченным органом в ЕИС размещен ответ на запрос разъяснений документации об электронном аукционе "Выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги Бохан - Тихоновка на участке км 0+000 - км 12+000 в Боханском районе Иркутской области", извещение N 0134200000120001419, содержащий следующие сведения:
"Вопрос: Просим разъяснить положения аукционной документации N 1843-ЭА/20 "Выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги Бохан - Тихоновка на участке км 0+000 - км 12+000 в Боханском районе Иркутской области"
в части:
Согласно п. 8 Информационной карты аукциона, финансирование 2020 года составляет 72 631 050,00
Согласно п. 9. Информационной карты "Государственный заказчик для целей обеспечения выполнения работ по ходатайству подрядной организации выплачивает целевой аванс на оплату расходов, связанных с выполнением работ в соответствии с проектной документацией, в размере 30 % от цены контракта в течение 50 (Пятидесяти) рабочих дней от даты поступления ходатайства подрядчика при наличии финансирования и при условии, что подрядчик приступил к исполнению Контракта, но не ранее включения сведений о Контракте в реестр Контрактов"
Данная формулировка имеется и в проекте контракта, а именно "п. 3.8 Государственный заказчик для целей обеспечения выполнения работ по ходатайству подрядной организации выплачивает целевой аванс на оплату расходов, связанных с выполнением работ в соответствии с проектной документацией, в размере 30 % от цены контракта в течение 50 (Пятидесяти) рабочих дней от даты поступления ходатайства подрядчика при наличии финансирования и при условии, что подрядчик приступил к исполнению Контракта, но не ранее включения сведений о Контракте в реестр Контрактов"
Просим устранить разночтение в положениях документации (между п. 8 и п.9), поскольку данное обстоятельство мешает однозначно определить размер целевого аванса на оплату расходов, получаемый в 2020 году, и однозначно донести до банков, обеспечивающих исполнения контракта, точный размер авансирования, который получит Подрядчик".
Ответ: "Рассмотрев запрос N 100430738 о разъяснении положений документации об электронном аукционе на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги Бохан - Тихоновка на участке км 0+000 - км 12+000 в Боханском районе Иркутской области (реестровый номер закупки N 1843-ЭА/20, номер на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок N 0134200000120001419), министерство по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области на основании письма заказчика разъясняет следующее:
Финансирование 2020 года составляет 72 631 050,00 (Семьдесят два миллиона шестьсот тридцать одна тысяча пятьдесят) рублей, 00 копеек; Финансирование 2021 года составляет 256 144 830,00 (Двести пятьдесят шесть миллионов сто сорок четыре тысячи восемьсот тридцать) рублей 00 копеек. Финансирование 2022 года составляет 373 944 660,00.
Аванс в 30% от цены контракта составляет 210 816 162 (Двести десять миллионов восемьсот шестнадцать тысяч сто шестьдесят два рубля).
Необходимо отметить, что по соглашению Сторон, а также в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств размер аванса может быть снижен соглашением сторон.
Поясняем что разночтений документации нет, так как аванс 30%, который на данный момент составляет 210 816 162 (Двести десять миллионов восемьсот шестнадцать тысяч сто шестьдесят два рубля). Подрядчик получит при выше перечисленных условиях в течении 2020-2021 г. финансирования. Точные суммы частей аванса могут быть определены после торгов".
Вместе с тем, согласно пункту 9 "Форма, сроки и порядок оплаты поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг, размер аванса (если предусмотрена выплата аванса)" Части II Информационной карты электронного аукциона установлено, что: "..государственный заказчик для целей обеспечения выполнения работ по ходатайству подрядной организации выплачивает целевой аванс на оплату расходов, связанных с выполнением работ в соответствии с проектной документацией, в размере 30 % от цены контракта в течение 50 (Пятидесяти) рабочих дней от даты поступления ходатайства подрядчика при наличии финансирования и при условии, что подрядчик приступил к исполнению Контракта, но не ранее включения сведений о Контракте в реестр Контрактов. По соглашению Сторон, а также в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств размер аванса может быть снижен соглашением сторон_".
Пункт 3.8 Проекта контракта содержит положение:
"Государственный заказчик для целей обеспечения выполнения работ по ходатайству подрядной организации выплачивает целевой аванс на оплату расходов, связанных с выполнением работ в соответствии с проектной документацией, в размере 30 % от цены контракта в течение 50 (Пятидесяти) рабочих дней от даты поступления ходатайства подрядчика при наличии финансирования и при условии, что подрядчик приступил к исполнению Контракта, но не ранее включения сведений о Контракте в реестр Контрактов. По соглашению Сторон, а также в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств размер аванса может быть снижен соглашением сторон.
Учитывая возможное последующее снижение начальной (максимальной) цены контракта, и как следствие цены самого государственного контракта, при проведении электронного аукциона, сумма целевого аванса на оплату расходов, связанных с выполнением работ может не составлять 210 816 162 рубля 00 копеек.
Следовательно, уполномоченным органом даны разъяснения положений документации об электронном аукционе, в части выплаты целевого аванса на оплату расходов, связанных с выполнением работ в соответствии с проектной документацией, в размере 30 % от начальной (максимальной) цены контракта, а не от цены контракта, что вводит участников закупки в заблуждение.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что уполномоченным органом в ЕИС размещены разъяснения положений документации об электронном аукционе, изменяющие ее суть, а также суть Федерального закона N 44-ФЗ, что нарушает часть 5 статьи 65 Федерального закона N 44-ФЗ.
В связи с чем, довод Заявителя является обоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Селенга" обоснованной.
2. Признать заказчика, уполномоченного органа нарушившим часть 13 статьи 34, часть 5 статьи 65 Федерального закона N 44-ФЗ;
3. Выдать заказчику, уполномоченному органу предписание об устранении допущенных нарушений путем внесения изменений в документацию об электронном аукционе, а также путем продления сроков подачи заявок на участие в электронном аукционе;
4. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения выданного предписания;
5. Направить копии решения, предписания сторонам по жалобе;
6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц, допустивших установленные нарушения, к административной ответственности.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
<_..>; |
Члены комиссии |
<_..>; <_..>; |
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 8 мая 2020 г. N 038/616/20
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.05.2020