На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 26.11.2019 N 1556/19 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи обращение ООО "Стройресурс" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях РГКУ Управление "Карачаевочеркесавтодор" (далее - Заказчик), Управления Карачаево-Черкесской Республики в сфере закупок (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту моста через речку на км 15+223 автомобильной дороги межмуниципального значения Ураковская-Эрсакон (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0179200001920000145) (далее - Конкурс, Обращение), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 26.11.2019 N 1556/19,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку, в случае получения информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, в том числе заявления, сообщения физического лица, юридического лица либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц, в которых указывается на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о неправомерности принятия комиссией Карачаево-Черкесского УФАС России по контролю в сфере закупок решения от 10.04.2020 по делу N 009/06/106-73/2020 (далее - Решение) и признания Карачаево-Черкесским УФАС России действий Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Конкурса соответствующими требованиям Закона о контрактной системе, поскольку по мнению Заявителя, в нарушение требований Закона о контрактной системе:
1. Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации неправомерно установлено требование о предоставлении сведений о конкретных показателях в составе первой части заявки;
2. Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно сокращен срок подачи заявок на участие в Конкурсе.
В результате рассмотрения обращения и осуществления в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 10.03.2020;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 4 368 982 278,73 рублей;
4) источник финансирования - федеральный бюджет; КБК - 10804092420192058243;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 31.03.2020
6) в соответствии с частью 16 статьи 54.4 Закона о контрактной системе Конкурс признан несостоявшимся;
7) победителем Конкурса признано ООО "Дорожник" с предложением о цене контракта в размере 66 075 348,60 рублей;
8) Заказчиком 21.04.2020 заключен государственной контракт N 2020.0021 (номер реестровой записи - 2090104855120000011) с ООО "Дорожник".
1. Из материалов Обращения следует, что Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации неправомерно установлено требование о предоставлении сведений о конкретных показателях в составе первой части заявки.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать предусмотренные статьей 54.4 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
В соответствии с частью 4 статьи 54.4 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать:
1) согласие участника открытого конкурса в электронной форме на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных конкурсной документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) предложение участника открытого конкурса в электронной форме о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки при установлении в конкурсной документации критерия, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе.
3) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным конкурсной документацией, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в открытом конкурсе в электронной форме в случае отсутствия в конкурсной документации указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в конкурсной документации.
На заседании Комиссии установлено, что объектом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту моста через речку на км 15+223 автомобильной дороги межмуниципального значения Ураковская-Эрсакон.
При этом, в разделе 3 Конкурсной документации установлены требования к характеристикам товаров, используемым при выполнении работ, подлежащие указанию в составе первой части заявки на участие в закупке.
Вместе с тем, учитывая, что объектом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту моста, требования к товарам, изложенные в разделе 3 Конкурсной документации, установлены к товарам, используемым, при выполнении вышеуказанных работ.
При этом в соответствии с положениями части 4 статьи 54.4 Закона о контрактной системе Заказчику, Уполномоченному органу необходимо было установить требование о предоставлении исключительно согласия участников закупки на оказание услуг или выполнение работ в соответствии с техническим заданием, в том числе, в отношении товаров (материалов), используемых при оказании услуг, выполнении работ.
Таким образом, Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно установлено требование о предоставлении конкретных показателей в составе заявки на участие в Конкурсе.
На основании изложенного, Комиссия в рассматриваемой части не может согласится с выводами Карачаево-Черкесского УФАС России, изложенными в Решении, поскольку территориальным органом ФАС России были неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела; не установлены имеющие значение для дела обстоятельства, которые Карачаево-Черкесский УФАС России счел установленными; имело место несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; неправильно применены нормы материального права.
Учитывая вышеизложенное, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в Конкурсной документации вышеуказанные требования к составу заявки на участие в закупке, нарушают часть 4 статьи 54.4 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно сокращен срок подачи заявок на участие в Конкурсе.
Согласно части 1 статьи 54.2 Закона о контрактной системе заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещается заказчиком в единой информационной системе не менее чем за пятнадцать рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком конкурсе.
Представитель Заявителя на заседании Комиссии пояснил, что Заказчиком, Уполномоченным органом дата и время окончания подачи заявок назначено на 01.04.2020 в 08:00, что по мнению Заявителя нарушает положения Закона о контрактной системе и Указа Президента России от 25 марта 2020 г. N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней", поскольку с 30 марта по 3 апреля 2020 установлены нерабочие дни.
В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (далее - Указ) с 4 по 30 апреля 2020 г. включительно устанавливаются нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы.
Согласно подпункту "а" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 443 "Об особенностях осуществления закупки в период принятия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции" (далее - Постановление Правительства N 443) в течение срока, указанного в пункте 1 Указа, при осуществлении закупки сроки, предусмотренные Законом о контрактной системе и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, исчисляемые в рабочих днях, подлежат исчислению в календарных днях. При этом суббота и воскресенье не учитываются при исчислении сроков, подлежащих исчислению в соответствии с настоящим подпунктом.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства N 443 в случае если при осуществлении закупок сроки, предусмотренные частью 3 статьи 54.6 и частью 3 статьи 68 Закона о контрактной системе, приходятся на дату, предшествующую дню вступления в силу Постановления Правительства N 443, оператор электронной площадки с учетом подпунктов "а" и "б" пункта 1 Постановления Правительства N 443 осуществляет автоматический перенос таких сроков.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства N 443 положения подпунктов "а" и "б" пункта 1, пункта 2 Постановления Правительства N 443 не применяются в отношении срока, предусмотренного частью 3 статьи 68 Закона о контрактной системе для проведения электронного аукциона в случае включения в документацию о закупке в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе проектной документации.
Таким образом согласно пункту 3 Постановления Правительства N 443 перенос сроков проведения электронного аукциона, предусматривающего включение в документацию о закупке в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе проектной документации, не предусмотрен.
На основании изложенного, в период до 30.04.2020, заказчики (уполномоченные органы) вправе осуществлять закупки, а электронные площадки должны обеспечить их проведение в обычном режиме с учетом особенностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе.
При этом представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, свидетельствующих о неправомерности действий Заказчика.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что выводы Карачаево-Черкесского УФАС России в рассматриваемой части основаны на правильно установленных фактических обстоятельствах дела и соответствуют Закону о контрактной системе, в связи с чем Комиссии не представляется возможным согласится с утверждениями Заявителя, изложенными в Обращении.На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение части 4 статьи 54.4 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что по результатам проведения определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заключен государственный контракт, предписание не выдавать.
3. Передать материалы от 12.05.2020 по делу N 20/44/105/П13 в адрес Карачаево-Черкесского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 12 мая 2020 г. N 20/44/99/П13
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.05.2020