Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_";
"_",
"_",
рассмотрев жалобу государственного предприятия Омской области "Павлоградское дорожное ремонтно-строительное управление" (далее - заявитель, ГПОО "Павлоградское ДРСУ", предприятие) на действия Главного управления контрактной системы Омской области и его единой комиссии (далее - уполномоченный орган, ГУКС ОО, единая комиссия) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Выполнение работ по строительству объекта "Автомобильные дороги жилого микрорайона "Павловский" в р.п. Русская Поляна Русско-Полянского района Омской области" (Реестровый номер "20.33.0739")" (извещение N 0152200004720000734) (далее - аукцион, электронный аукцион) для нужд Администрации Русско-Полянского городского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области,
в отсутствие представителей заказчика, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы,
при участии посредством видеоконференцсвязи представителей:
заявителя - "_" (доверенность N 1 от 29.06.2020);
уполномоченного органа - "_" (доверенность N 132 от 06.05.2020)
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 7001 от 25.06.2020) жалоба заявителя на действия единой комиссии уполномоченного органа, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 09.06.2020 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным органом были размещены извещение и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 40 557 000 руб.
23.06.2020 размещен протокол рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе, согласно которому заявка ГПОО "Павлоградское ДРСУ" признана не соответствующей требованиям документации об электронном аукционе.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений, проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
По мнению заявителя, единая комиссия уполномоченного органа неправомерно признала заявку ГПОО "Павлоградское ДРСУ" не соответствующей требованиям документации об электронном аукционе.
В протоколе рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 23.06.2020 в качестве обоснования признания заявки ГПОО "Павлоградское ДРСУ" не соответствующей требованиям документации об электронном аукционе указано следующее: "На основании пунктов 1, 2 части 6 статьи 69 Федерального закона признать участника и поданную им заявку не соответствующими требованиям документации в связи с несоответствием участника требованиям части 2 статьи 31 Федерального закона, пункта 2.3 раздела 1 документации (далее - дополнительные требования), непредставлением документов или их копий, предусмотренных частью 8.2 статьи 66 Федерального закона и пунктом 4.3.4 раздела I документации, подтверждающих соответствие участника электронного аукциона дополнительным требованиям: копия договора субподряда от 14.08.2019 N СП 55/19/08/14-01 "работы по реконструкции автомобильной дороги по ул. Советская, деревня Явлено-Покровка Павлоградского муниципального района Омской области" не подтверждает наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта".
Согласно части 1 статьи 69 Федерального закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей (часть 2 статьи 69 Федерального закона о контрактной системе).
Частью 6 статьи 69 Федерального закона установлено, что заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Согласно части 2 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В силу части 5 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (пункт 6 части 5 статьи 63, часть 3 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе дублируют указанное требование).
В приложении N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов (далее - Дополнительные требования).
В силу пункта 2 (1) Дополнительных требований в случаях, когда объектом закупки является "Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей" к участникам должно предъявляться следующее требование:
наличие за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта.
При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять:
не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей;
не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 100 млн. рублей;
не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500 млн. рублей;
не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 1 млрд. рублей.
Соответствие участника дополнительным требования в силу пункта 2 (1) Дополнительных требований подтверждается предоставлением следующих документов:
копия исполненного контракта (договора);
копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке
Учитывая, что закупаются работы по строительству автомобильной дороги, извещение о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе содержали соответствующие дополнительные требования к участникам закупки.
Согласно части 1 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе подача заявок на участие в электронном аукционе осуществляется только лицами, зарегистрированными в единой информационной системе и аккредитованными на электронной площадке. При этом подача заявок на участие в закупках отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 настоящего Федерального закона установлены дополнительные требования, осуществляется только участниками закупки, электронные документы (или их копии) которых размещены в соответствии с частью 13 статьи 24.2 настоящего Федерального закона оператором электронной площадки в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
На основании части 12 статьи 24.2 Федерального закона о контрактной системе в целях обеспечения доступа к участию в проводимых на электронной площадке закупках отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 настоящего Федерального закона, участник закупки, аккредитованный на электронной площадке, направляет оператору этой электронной площадки в отношении каждого такого вида электронные документы (или их копии), предусмотренные перечнем, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Комиссия отмечает, что согласно императивным требованиям части 8.2 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе электронные документы (их копии), подтверждающие соответствие участника электронного аукциона дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 настоящего Федерального закона, не включаются участником такого аукциона в состав второй части заявки. Такие документы (их копии) направляются заказчику оператором электронной площадки с использованием программно-аппаратных средств такой площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона одновременно со вторыми частями заявок на участие в таком аукционе из числа документов (их копий), размещенных в соответствии с частью 13 статьи 24.2 настоящего Федерального закона в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
Таким образом, в силу указанной нормы единая комиссия уполномоченного органа при установлении соответствия участника аукциона дополнительным требованиям вправе рассматривать только те документы, которые были представлены оператором электронной площадки в качестве документов, подтверждающих опыт выполнения работ.
Комиссией Омского УФАС России установлено, что в качестве документов, подтверждающих соответствие участника закупки дополнительным требованиям, ГПОО "Павлоградское ДРСУ" были представлены:
- Договор субподряда N СП55/19/08/14-01 от 14.08.2019;
- Акты о приемке выполненных работ;
- Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 25.12.2019 N 55-55521101-51-2019.
Признавая доводы жалобы ГП ОО "Павлоградское ДРСУ" необоснованными, Комиссия Омского УФАС России исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с пунктом 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Пунктом 1 статьи 706 ГК РФ предусмотрено, что, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Таким образом, в соответствии с положениями ГК РФ договор на выполнение строительных работ - это договор, заключенный генеральным подрядчиком непосредственно с заказчиком.
При этом статус генерального подрядчика предусматривает особенное правовое положение, отличающего его от субподрядчика.
Пунктом 3 статьи 706 ГК РФ установлено, что генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком.
Статьей 754 ГК РФ установлена ответственность перед заказчиком за качество работ, в соответствии со статьей 755 ГК РФ генеральный подрядчик гарантирует достижение объектом строительства указанных в технической документации показателей и возможность эксплуатации объекта в соответствии с договором строительного подряда на протяжении гарантийного срока.
В письме ФАС России от 19.06.2019 N МЕ/51304/19 "О рассмотрении обращения" указано: "При осуществлении закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства контрактом (договором), подтверждающим соответствие участника закупки дополнительному требованию, предусмотренному пунктом 2 приложения N 1 к Постановлению N 99, может являться исключительно контракт (договор) на выполнение соответствующих работ, а именно по строительству, или реконструкции, или капитальному ремонту, или сносу объектов капитального строительства, где стороной выступает участник закупки (генеральный подряд)".
Соответственно, участник закупки должен был подтвердить опыт выполнения работ документами, явно свидетельствующими о выполнении им строительных работ в качестве генерального подрядчика (указанное согласуется с судебной практикой Арбитражного суда Омской области по делу N А46-23191/2019, а также с позицией Верховного суда Российской Федерации по делу N А40-223872/2017).
Таким образом, учитывая, что ГПОО "Павлоградское ДРСУ" в качестве подтверждения соответствия дополнительным требованиям представило договор субподряда, заявка предприятия была правомерно признана не соответствующей требованиям документации об электронном аукционе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 N 36262), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу государственного предприятия Омской области "Павлоградское дорожное ремонтно-строительное управление" на действия Главного управления контрактной системы Омской области и его единой комиссии при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Выполнение работ по строительству объекта "Автомобильные дороги жилого микрорайона "Павловский" в р.п. Русская Поляна Русско-Полянского района Омской области" (Реестровый номер "20.33.0739")" (извещение N 0152200004720000734) для нужд Администрации Русско-Полянского городского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
"_" |
Члены Комиссии |
"_" "_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 3 июля 2020 г. N 055/06/69-671/2020
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.07.2020