Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Зам. Председателя Комиссии: |
Амировой В.Р. - начальника отдела, |
Членов Комиссии: |
Тимофеева М.А. - ведущего специалиста-эксперта, Мустафина Р.Р. - ведущего специалиста-эксперта, |
в присутствии представителей заказчика ГАУЗ "РЕСПУБЛИКАНСКАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН" - Рябцевой О.А. (доверенность N5528 от 09.09.2020 г.), Мягкова С.В. (директор), в присутствии представителей заявителя ООО "Гарвей" - Ширшова К.М. (доверенность N10 от 21.02.2020 г.) рассмотрев жалобу ООО "Гарвей" (вх.12322/ж от 04.09.2020 г.) на действия заказчика - ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "РЕСПУБЛИКАНСКАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН" при проведении закупки N 0711200011020000125 на предмет: Поставка расходных материалов для ГАУЗ "РКБ МЗ РТ",
У С Т А Н О В И Л А:
Извещение о проведении электронного аукциона N0711200011020000125 размещено на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru 27.08.2020 г.
Предмет закупки: "Поставка расходных материалов для ГАУЗ "РКБ МЗ РТ"".
Начальная (максимальная) цена контракта- 2 104 402,80 руб.
Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проводится с нарушениями норм действующего законодательства.
Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации электронного аукциона приходит к следующим выводам.
1.Относительно довода Заявителя о том, что в документации Заказчиком не конкретизированы требования о том, какие документы необходимо представить во второй части заявки в соответствии с положениями статьи 14 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 7 ч. 5 ст. 63 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в ст.42 Закона о контрактной системе, указываются, в частности, условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
На основании ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в составе второй части заявки участника закупки должны находить отражение, в том числе документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В силу ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утвержден:
- перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень N 1);
- перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень N 2).
Согласно пункту 3 Постановления Правительства N 102 подтверждением страны происхождения медицинских изделий, включенных в перечень N 1 и перечень N 2, является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государств - членов Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. (далее - Правила), и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными Правилами.
Подтверждением процентной доли стоимости использованных материалов (сырья) иностранного происхождения в цене конечной продукции является выданный Торгово-промышленной палатой Российской Федерации акт экспертизы, содержащий информацию о доле стоимости иностранных материалов (сырья), используемых для производства одной единицы медицинского изделия, рассчитанной в соответствии с пп. в) п. 2.4 Правил, или аналогичный документ, выданный уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза.
Извещением и документацией (п.18.2) о проведении электронного аукциона были установлены ограничения и условия допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Постановлением Правительства N102 от 05.02.2015 г.
Подпунктом 6 пункта 1.2 документации установлено, что вторая часть заявки участника закупки должна содержать документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Федерального закона N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами;
Документ: сертификат о происхождении товара (продукции), выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - участника Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. по форме СТ-1.
Таким образом, документация об электронном аукционе не содержит в числе требований к составу вторых частей заявок участников требования о представлении акта экспертизы Торгово-промышленной палаты РФ, содержащего информацию о доле стоимости иностранных материалов (сырья), используемых для производства одной единицы медицинского изделия, документ, подтверждающий соответствие собственного производства требованиям ГОСТ ISO 13485-2017 "Межгосударственный стандарт. Изделия медицинские. Системы менеджмента качества. Требования для целей регулирования" (далее - ГОСТ ISO 13485-2017).
Заказчиком нарушены положения пункта 2 части 1 статьи 64 при установлении требований к содержанию и составу второй части заявки.
Довод заявителя признан обоснованным.
2. Относительно довода заявителя о том, что заказчиком установлены промежутки диапазонов словами "от" и "до", в то время как КТРУ промежутки установлены знаками "" и "".
Согласно п.1 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с положениями п.1 ч.1 ст. 33 Закона о контактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 4 Правил использования КТРУ Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения.
В соответствии с доводом заявителя, заказчиком при описании объекта закупки, а именно при указании диапазона значений характеристик товара, используется обозначения не в соответствии с установленным КТРУ. Так, заказчиком по всем позициям технического задания, для обозначения диапазона характеристик товара используются слова "от" и "до" в то время как КТРУ установлены знаки "" и "".
В соответствии с пояснениями заказчика, все установленные техническим заданием диапазоны характеристик товара соответствуют примененным КТРУ.
Комиссией Татарстанского УФАС России было установлено, что в силу п. 2.6.1 аукционной документации заказчика, если в наименовании и описании объекта закупки значение показателя установлено как верхний и (или) нижний предел, сопровождаясь при этом соответственно фразами "от", "до" или при указании диапазона с использованием символа "-", а также, если верхний и нижний предел диапазона установлены символом "", ">", "", "", "<",".", "", "-",а также сопровождается словами "в пределах", "не превышает", "не должно превышать", "в интервале", "в диапазоне", "ниже", "выше" участником закупки в предложении устанавливается единственное конкретное значение, если иное не установлено настоящей инструкцией.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что в соответствии с аукционной документацией заказчика фраза "от", "до" и обозначения "", "" имеют равнозначное значение.
В то же время, Комиссией установлено, что заказчиком установлены обозначения промежутков не в соответствии с КТРУ, а именно использованы слова "от", "до" вместо обозначения "", "" установленного КТРУ.
Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу о признании довода заявителя обоснованным.
3. Относительно довода заявителя об указании в описании объекта закупки по емкости основного контейнера, несоответствующего требованиям Правил заготовки, хранения, транспортировки и клинического использования донорской крови и ее компонентов, утвержденных Постановлением Правительства от 22.06.2019 N 797.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 23 Закона о контрактной системе).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
Согласно пункту 4 Правил использования КТРУ Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения.
По мнению заявителя, в соответствии с Правилами заготовки, хранения, транспортировки и клинического использования донорской крови, утвержденных Постановлением Правительства от 22.06.2019 N 797, а именно в Приложении N1 "перечень значений показателей безопасности донорской крови и ее компонентов" к Правилам предусмотрен объем крови консервированной "450 50 мл без антикоагулянта", что не соответствует объему емкости по позициям N1, N2, N4, N5 установленному Заказчиком в техническом задании, поскольку указанная емкость не позволит вместить в себя объем заготавливаемой крови "450 50 мл без антикоагулянта".
Техническим заданием Заказчиком были установлены следующие требования к объемам емкостей контейнера:
1 |
Код по ОКПД2-32.50.13.190: Инструменты и приспособления, применяемые в медицинских целях, прочие, не включенные в другие группировки / Код позиции КТРУ - 32.50.13.190 -00469 Набор для донорской крови, трехкамерный |
Описание |
|
|
Комплект стерильных изделий, предназначенных для использования с целью взятия цельной крови у донора и отделения эритроцитов и плазмы. Включает три контейнера (гибких пакета), один или несколько с антикоагулирующим раствором и/или консервантами для эритроцитов, трубки и присоединенную иглу для венепункции. Может включать такие изделия, как встроенный лейкоцитарный фильтр, устройство для забора пробы крови перед ее взятием у донора и/или изделие, предназначенное для защиты от нежелательных уколов иглой. После взятия эритроциты и плазму отделяют путем центрифугирования и помещают в отдельные контейнеры, после чего проверяют, хранят и при необходимости переливают из контейнеров. Это изделие для одноразового использования |
Кислородопроницаемый материал контейнера для хранения тромбоцитов |
нет |
|
|
||
Емкость дополнительного контейнера 1 |
от 100 до 250 |
Кубический сантиметр;^миллилитр |
не менее 200 |
||
Емкость дополнительного контейнера 2 |
от 100 до 250 |
Кубический сантиметр;^миллилитр |
не менее 200 |
||
Емкость основного контейнера |
от 151 до 250 |
Кубический сантиметр;^миллилитр |
не менее 250 |
||
Магистрали расположены с противоположных сторон относительно друг друга |
нет |
|
|
||
Наличие контейнера для образцов крови с адаптером для взятия образцов крови и протектором иглы |
есть |
|
|
||
Прорези для фиксации в автоматических фракционаторах |
есть |
|
|
||
Ресуспендирующий раствор |
есть |
|
SAGM |
||
Лейкоцитарный фильтр для тромбоцитов |
нет |
|
|
||
Лейкоцитарный фильтр для цельной крови |
нет |
|
|||
Лейкоцитарный фильтр для эритроцитов |
нет |
|
|||
2 |
Код по ОКПД2-32.50.13.190: Инструменты и приспособления, применяемые в медицинских целях, прочие, не включенные в другие группировки / Код позиции КТРУ - 32.50.13.190 -00171 Набор для донорской крови, двухкамерный |
Описание |
|
|
Комплект стерильных изделий, предназначенных для использования с целью взятия цельной крови у донора. Включает контейнер (стерильный гибкий пакет) с антикоагулирующим раствором, трубки и присоединенную иглу для венепункции. Может включать такие изделия, как встроенный лейкоцитарный фильтр, устройство для забора пробы крови перед ее взятием у донора и/или изделие, предназначенное для защиты от нежелательных уколов иглой. После взятия кровь проверяют, хранят и при необходимости переливают из контейнера. Это изделие для одноразового использования |
Емкость дополнительного контейнера |
от 100 до 450 |
Кубический сантиметр;^миллилитр |
не менее 400 |
||
Емкость основного контейнера |
от 351 до 450 |
Кубический сантиметр;^миллилитр |
не менее 450 |
||
Кислородопроницаемый материал контейнера для хранения тромбоцитов |
нет |
|
|
||
Наличие контейнера для образцов крови с адаптером для взятия образцов крови и протектором иглы |
есть |
|
|
||
Объем антикоагулянта CPDА-1 (цитрат, фосфат, декстроза, аденин) в основном контейнере |
|
мл |
не менее 63 |
||
Пропорция антикоагулянт: кровь |
|
|
не более 1:7 |
||
3 |
Код по ОКПД2-32.50.13.190: Инструменты и приспособления, применяемые в медицинских целях, прочие, не включенные в другие группировки / Код позиции КТРУ - 32.50.13.190 -00584 Набор для донорской крови, четырехкамерный |
Описание |
|
|
Комплект стерильных изделий, предназначенных для использования с целью взятия цельной крови у донора и отделения эритроцитов, плазмы и тромбоцитов. Включает четыре контейнера (гибких пакета) один или несколько с антикоагулирующим раствором и/или консервантами для эритроцитов, трубки и присоединенную иглу для венепункции. Может включать такие изделия, как встроенный лейкоцитарный фильтр, устройство для забора пробы крови перед ее взятием у донора и/или изделие, предназначенное для защиты от нежелательных уколов иглой. После взятия эритроциты, плазму и тромбоциты отделяют путем центрифугирования и помещают в отдельные контейнеры, после чего проверяют, хранят и при необходимости переливают из контейнеров. Это изделие для одноразового использования |
Емкость дополнительного контейнера 1 |
от 100 до 600 |
Кубический сантиметр;^миллилитр |
не менее 500 |
||
Емкость дополнительного контейнера 2 |
от 100 до 600 |
Кубический сантиметр;^миллилитр |
не менее 500 |
||
Емкость дополнительного контейнера 3 |
от 100 до 600 |
Кубический сантиметр;^миллилитр |
не менее 500 |
||
Емкость основного контейнера |
от 551 до 600 |
Кубический сантиметр;^миллилитр |
не менее 563 |
||
Кислородопроницаемый материал контейнера для хранения тромбоцитов |
нет |
|
|
||
Магистрали расположены с противоположных сторон относительно друг друга |
нет |
|
|
||
Наличие контейнера для образцов крови с адаптером для взятия образцов крови и протектором иглы |
есть |
|
|
||
Прорези для фиксации в автоматических фракционаторах |
есть |
|
|
||
Ресуспендирующий раствор |
есть |
мл |
PAGGSM (Фосфата натрия двузамещенного дигидрат, Фосфата натрия монозамещенного дигидрат, Натрия хлорид, Аденин, Гуанозин, Глюкозы моногидрат, Маннитол) в добавочном контейнере, не менее 100 |
||
Лейкоцитарный фильтр для тромбоцитов |
нет |
|
|
||
Лейкоцитарный фильтр для цельной крови |
есть |
|
|||
Лейкоцитарный фильтр для эритроцитов |
нет |
|
|||
Объем антикоагулянта |
|
мл |
CPD (цитрат, фосфат, декстроза) в основном контейнерене, менее 63 |
||
Пропорция антикоагулянт : кровь |
|
|
не более 1:7 |
||
4 |
Код по ОКПД2-32.50.13.190: Инструменты и приспособления, применяемые в медицинских целях, прочие, не включенные в другие группировки / Код позиции КТРУ - 32.50.13.190 -00170 Набор для донорской крови, двухкамерный |
Описание |
|
|
Комплект стерильных изделий, предназначенных для использования с целью взятия цельной крови у донора. Включает контейнер (стерильный гибкий пакет) с антикоагулирующим раствором, трубки и присоединенную иглу для венепункции. Может включать такие изделия, как встроенный лейкоцитарный фильтр, устройство для забора пробы крови перед ее взятием у донора и/или изделие, предназначенное для защиты от нежелательных уколов иглой. После взятия кровь проверяют, хранят и при необходимости переливают из контейнера. Это изделие для одноразового использования |
Емкость дополнительного контейнера |
от 100 до 350 |
Кубический сантиметр;^миллилитр |
не менее 300 |
||
Емкость основного контейнера |
от 251 до 350 |
Кубический сантиметр;^миллилитр |
не менее 350 |
||
Кислородопроницаемый материал контейнера для хранения тромбоцитов |
нет |
|
|
||
Наличие контейнера для образцов крови с адаптером для взятия образцов крови и протектором иглы |
есть |
|
|
||
Объем антикоагулянта CPDА-1 (цитрат, фосфат, декстроза, аденин) в основном контейнере |
|
мл |
не менее 63 |
||
Пропорция антикоагулянт: кровь |
|
|
не более 1:7 |
||
5 |
Код по ОКПД2-32.50.13.190: Инструменты и приспособления, применяемые в медицинских целях, прочие, не включенные в другие группировки / Код позиции КТРУ - 32.50.13.190 -00203 Набор для донорской крови, однокамерный |
Описание |
|
|
Комплект стерильных изделий, предназначенных для использования с целью взятия цельной крови у донора. Включает контейнер (стерильный гибкий пакет) с антикоагулирующим раствором, трубки и присоединенную иглу для венепункции. Может включать такие изделия, как встроенный лейкоцитарный фильтр, устройство для забора пробы крови перед ее взятием у донора и/или изделие, предназначенное для защиты от нежелательных уколов иглой. После взятия кровь проверяют, хранят и при необходимости переливают из контейнера. Это изделие для одноразового использования |
Емкость контейнера |
от 300 до 350 |
Кубический сантиметр;^миллилитр |
не менее 300 |
||
Кислородопроницаемый материал контейнера для хранения тромбоцитов |
нет |
|
|
||
Наличие контейнера для образцов крови с адаптером для взятия образцов крови и протектором иглы |
нет |
|
|
При установлении требований к объемам емкостей контейнеров Заказчик руководствовался обязательным применением Правил использования КТРУ.
В соответствии с имеющимся действующим перечнем каталога товаров, наиболее полно удовлетворял требованиям заказчика КТРУ установленный заказчиком по каждой позиции технического задания, в связи с чем и были использованы показатели указанного КТРУ в техническом задании.
В свою очередь, объем сдаваемой крови донором зависит от того, сдает ли донор цельную кровь или отдельные ее компоненты. Так, при сдаче цельной крови у мужчин могут забрать 450 мл, а у женщин 350 мл. В случае же, когда донор сдает плазму или тромбоциты, у него могут забрать около 600 мл, и по завершению процедуры аппарат возвращает оставшееся количество крови назад в организм, изымая только определенные частицы.
Между тем, Правилами заготовки не оговорены требования к предельным показателям объема крови, осуществляемой для забора при сдаче крови.
Комиссия по результатам анализа отмечает, что возможность устанавливать параметры необходимого к поставке товара, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом Заказчика, а потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Соответственно, государственный заказчик вправе включить в документацию об аукционе в электронной форме такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок.
В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса РФ в качестве поставщика по договору поставки может выступать как непосредственно сам производитель, так и иное лицо, закупающее товары для дальнейшей передачи.
Таким образом, отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников торгов.
Таким образом, заказчик вправе устанавливать в документации о закупке любые требования к поставляемым товарам, выполняемым работам и оказываемым услугам при условии, что они не противоречат положениям Закона о контрактной системе, а также иным федеральным законам и нормативным правовым актам Российской Федерации.
В рассматриваемом случае Требования заказчика, установившего в документации об аукционе требования к характеристикам товара, которые ему необходимы для осуществления деятельности, в силу своих потребностей, не противоречат положениям Закона о контрактной системе, так как при формировании требований к техническим и функциональным характеристикам оборудования заказчик учитывает необходимость конечного результата - обеспечение учреждения необходимым оборудованием.
Включение в техническое задание требований к техническим характеристикам оборудования является способом обеспечить более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Заказчик при планировании и осуществлении закупок должен исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, заказчик включил в техническое задание требования, которые могут обеспечить более точное и четкое описание характеристик объекта закупки, необходимого для заказчика.
Кроме того, описываемый в документации товар, имеется в Каталоге, следовательно, заказчик обязан применять информацию, включенную в его позицию.
Установленные показатели и характеристики по позициям были обусловлены необходимостью удовлетворения потребностей заказчика.
Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам объекта были сформулированы Заказчиком в не противоречие с требованиями Закона о контрактной системе, с учетом потребностей Заказчика, исходя из специфики деятельности.
На основании изложенного, довод заявителя признан необоснованным.
4. Относительно довода заявителя об ограничении Заказчиком в техническом задании показателей емкостей контейнеров.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с пунктом 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила) Постановления Правительства N145 Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Пунктом 5 Правил использования КТРУ предусмотрено, что Заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Согласно пункту 6 Правил использования КТРУ в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Как установлено в ходе анализа технического задания Заказчиком были установлены следующие требования к объемам контейнеров:
Позиция N1
Емкость дополнительного контейнера 1 |
от 100 до 250 |
мл |
не менее 200 |
Емкость дополнительного контейнера 2 |
от 100 до 250 |
мл |
не менее 200 |
Емкость основного контейнера |
от 151 до 250 |
мл |
не менее 250 |
Позиция N 2:
Емкость дополнительного контейнера |
от 100 до 450 |
мл |
не менее 400 |
Емкость основного контейнера |
от 351 до 450 |
мл |
не менее 450 |
Позиция N 3:
Емкость дополнительного контейнера 1 |
от 100 до 600 |
мл |
не менее 500 |
Емкость дополнительного контейнера 2 |
от 100 до 600 |
мл |
не менее 500 |
Емкость дополнительного контейнера 3 |
от 100 до 600 |
мл |
не менее 500 |
Емкость основного контейнера |
от 551 до 600 |
мл |
не менее 563 |
Позиция N 4:
Емкость дополнительного контейнера |
от 100 до 350 |
мл |
не менее 300 |
Емкость основного контейнера |
от 251 до 350 |
мл |
не менее 350 |
Позиция N 5:
Емкость контейнера |
от 300 до 350 |
мл |
не менее 300 |
В техническом задании Заказчиком были указаны показатели, предусмотренные КТРУ и конкретные показатели, применяемые Заказчиком.
При этом, по всем показателям заказчик сузил показатели, предусмотренные характеристиками КТРУ. Так, в частности по позиции N2 Емкость дополнительного контейнера заказчиком был установлен показатель "не менее 400 мл" в то время как КТРУ 32.50.13.190-00171 предусмотрена возможность поставки контейнеров 100 и 450.
Аналогично, заказчиком установлены характеристики и при описании емкостей дополнительного и основного контейнера по остальным позициям технического задания.
Согласно пояснениям Заказчика, указанные характеристики установлены исходя из потребностей и установленные показатели включены в диапазон.
Между тем, при установлении вышеуказанных показателей Заказчик в документации должен был надлежаще обосновать установленные характеристики в документации в соответствии с требованиями пункта 6 Правил использования КТРУ.
В ходе анализа аукционной документации соответствующее обоснование применения показателей отсутствовало. Кроме того, заказчик не обосновал установления указанных характеристик и в ходе заседания Комиссии Татарстанского УФАС России.
Таким образом, Заказчиком при формировании и утверждении аукционной документации нарушены требования пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, пункта 6 Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при отсутствии установления обоснования использования определенных характеристик объема емкости контейнеров.
Довод заявителя признан обоснованным.
На основании вышеустановленных нарушений, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи предписания об устранении нарушений действующего законодательства.
5. Относительно довода заявителя о неправомерности установления по позиции 3 технического задания лейкоцитарного фильтра и ресуспендирующего раствора, срок хранения эритроцитов в котором составляет не менее 49 суток.
По позиции 3 "Набор для донорской крови, четырехкамерный" технического задания аукционной документации Заказчиком установлено следующее требование, оспариваемое заявителем:
Ресуспендирующий раствор |
есть |
мл |
PAGGSM (Фосфата натрия двузамещенного дигидрат, Фосфата натрия монозамещенного дигидрат, Натрия хлорид, Аденин, Гуанозин, Глюкозы моногидрат, Маннитол) в добавочном контейнере, не менее 100 |
Срок хранения эритроцитов в ресуспендирующем растворе не менее 49 дней в соответствии с Приложением N2, "Условия хранения и транспортировки донорской крови и ее компонентов", Правил заготовки, хранения, транспортировки и клинического использования донорской крови и ее компонентов, Утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от 22 июня 2019 года N 797 В соотвествии с п. 4.2 и Разделом 7, ГОСТ 31597-2012 (ISO 3826:1993) Контейнеры полимерные для крови и ее компонентов однократного применения. Технические требования. Методы испытания. |
Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности и результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Возможность устанавливать параметры необходимого к поставке товара, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом Заказчика, а потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Соответственно, государственный заказчик вправе включить в документацию об аукционе в электронной форме такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок.
В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса РФ в качестве поставщика по договору поставки может выступать как непосредственно сам производитель, так и иное лицо, закупающее товары для дальнейшей передачи.
Таким образом, отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников торгов.
Таким образом, заказчик вправе устанавливать в документации о закупке любые требования к поставляемым товарам, выполняемым работам и оказываемым услугам при условии, что они не противоречат положениям Закона о контрактной системе, а также иным федеральным законам и нормативным правовым актам Российской Федерации.
Аналогичная позиция отражена и в судебной практике, что подтверждается Постановлением Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 28.12.2010 г. N11017/10.
В ходе анализа аукционной документации установлено, что в описании объекта закупки Заказчиком были указаны функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки и не установлены требования или указания в отношении конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара. В документации о закупке были отражены показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом, были указаны максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, которые не противоречат требованиям действующего законодательства.
Комиссией установлено, что исходя из положений Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке требований к производителю товара, поставка которого является предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Следовательно, Закон о контрактной системе устанавливает особые запреты и ограничения только к единственному поставщику, а не единственному производителю.
Указанные заказчиком технические характеристики товаров позволяют любому лицу (юридическому или физическому) принять участие в аукционе, если это лицо обладает товаром, или может приобрести товар с названными функциональными свойствами и желает принять участие в аукционе. При этом заказчик самостоятельно принимает решение при формировании лотов, в том числе в отношении предмета размещаемого заказа, начальной (максимальной) цены контракта, сроков и иных условий поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг с учетом установленных законодательством требований.
Требования заказчика, установившего в документации об аукционе характеристики товара, которые ему необходимы для осуществления деятельности, в силу своих потребностей, не противоречат положениям Закона о контрактной системе, так как при формировании требований к техническим и функциональным характеристикам оборудования заказчик учитывает необходимость конечного результата - обеспечение учреждения необходимым оборудованием.
Включение в техническое задание требований к техническим характеристикам оборудования является способом обеспечить более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Заказчик при планировании и осуществлении закупок должен исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Установленные показатели и характеристики по позициям были обусловлены необходимостью удовлетворения потребностей ГАУЗ "РКБ МЗ РТ".
Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам объекта были сформулированы Заказчиком в не противоречие с требованиями Закона о контрактной системе, с учетом потребностей Заказчика, исходя из специфики деятельности.
На основании изложенного, довод заявителя признан необоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Гарвей" (вх.12322/ж от 04.09.2020 г.) на действия заказчика - ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "РЕСПУБЛИКАНСКАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН" при проведении закупки N 0711200011020000125 на предмет: Поставка расходных материалов для ГАУЗ "РКБ МЗ РТ", обоснованной частично по доводам 1, 2, 4.
2. Признать заказчика ГАУЗ "РКБ МЗ РТ" нарушившим требования пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пункта 6 Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать Предписание об устранении нарушений действующего законодательства.
4. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства о контрактной системе.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Зам. Председателя Комиссии В.Р. Амирова
Члены Комиссии М.А. Тимофеев
Р.Р. Мустафин
Исп.: Тимофеев М.А. (843)238-24-86
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 10 сентября 2020 г. N 016/06/64-1679/2020
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.09.2020