Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневской Е. В.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Резцовой А. М.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Рошевского С.И.
В присутствии представителей:
от заказчика - Ганатанов В.В., Семененко И.В., Рыженко Т.А.
от ООО МОДУЛЬ" - представитель не прибыл,
УСТАНОВИЛ
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "МОДУЛЬ" на действия заказчика - ГБОУ СК "ГИМНАЗИЯ N 25" по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0321300022720000003 Поставка технических средств обучения для обеспечения нужд ГБОУ СК "Гимназия N 25".
Заявитель обжалует действия заказчика в части закупки.
Комиссия, рассмотрев доводы жалобы, выслушав сторону, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
1. В соответствии с части 1 статьи 1 Закона: Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Рассмотрев доводы жалобы ООО МОДУЛЬ", Комиссией установлено следующее:
1. Заказчик установил к товару требования, которым соответствует товар единственного производителя, что ведет к ограничению конкуренции.
Заказчик установил требования к товару (пункт 14 "Приложение N 1 к документации") ЕГЭ-лаборатория в количестве 1 шт. Согласно установленным требованиям, в состав должны входить не менее 4 наборов: Набор тип 1; Набор тип 2; набор тип 3; Набор тип 4.
Установленные в документации требования полностью идентичны характеристикам товара единственного производителя "L-микро Россия", аналогичного товара не существует. Сведения о товаре указаны на сайте производителя. https://www.l-microrus.ru :
Установив требования, которым соответствует товар единственного производителя, заказчик ограничивает конкуренцию.
При этом, Заказчик документально иного не подтвердил.
2. Заказчик неверно применил код ОКПД2 к закупаемому товару, что привело к нарушению требований Постановления Правительства РФ от 30 апреля 2020 г. N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Постановление 617).
Для закупаемого товара "ЕГЭ-лаборатория" Заказчик применил код ОКПД2 26.20.40.190 "Комплектующие и запасные части для вычислительных машин прочие, не включенные в другие группировки".
При этом, в описании объекта закупки отсутствует указание на то, что данный товар предназначен для использования в качестве комплектующих и запасных частей для вычислительных машин, что он содержит в своем составе электронные компоненты и модули, а также отсутствует указание на взаимосвязь приобретаемого товара с вычислительной техникой.
Требованиям к товару "ЕГЭ-лаборатория" соответствует товар единственного производителя "L-микро Россия", на сайте которого сказано, что наборы предназначены для отработки экспериментальных умений и итоговой проверки уровня экспериментальных умений по разделам физики выпускников при государственной аттестации (ЕГЭ), при этом, на сайте производителя отсутствует указание на то, что данные лаборатории должны как-то взаимодействовать с вычислительной техникой, что лаборатории цифровые, что содержат в своем составе электронные компоненты и модули.
В названии товара "ЕГЭ-лаборатория" отсутствует указание на то, что лаборатория должна быть цифровая.
Согласно функциональному и технологическому назначению, закупаемый товар является учебным демонстрационным устройством и относится к коду ОКПД2 32.99.53.130 "Приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные".
Код ОКПД2 32.99.53.130 включен в Перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением 617.
Согласно пункту 1 Постановления 617, при закупке товара, включенного в Перечень, утвержденный Постановлением 617 (к таким относится и ОКПД2 32.99.53.130), заказчик должен установить ограничения допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 5 Постановления 617, для целей ограничения допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) промышленные товары, включенные в перечень, и промышленные товары, не включенные в него, за исключением товаров, указанных в пункте 6 настоящего постановления.
Таким образом, товар, включенный в Перечень, утвержденный Постановлением 617 с кодом ОКПД2 32.99.53.130 "ЕГЭ-лаборатория", не может быть предметом одного контракта с товаром, не включенным в указанный Перечень (Код ОКПД2 "26." не включен в указанный Перечень).
Также, нарушено и требование, установленное пунктом 7 Постановления Правительства РФ от 10 июля 2019 г. N 878, устанавливающему, что для целей ограничения допуска радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не может быть предметом одного контракта (одного лота) радиоэлектронная продукция, включенная в перечень и не включенная в него (Код ОКПД2 32.99.53.130 не включен в перечень, утвержденный Постановлением 878).
В пункте 2 Правил формирования и ведения единого реестра российской радиоэлектронной продукции, утвержденных Постановлением 878, указано, что "радиоэлектронная продукция" - изделия, выполняющие свои ключевые функции за счет входящих в их состав электронных компонентов и модулей.
"ЕГЭ-лаборатория" не является радиоэлектронной продукцией, так как в ее состав не входят электронные компоненты и модули, код ОКПД 2 26.20.40.190 "Комплектующие и запасные части для вычислительных машин прочие, не включенные в другие группировки" применен к указанному товару неправомерно.
3. Заказчиком нарушены требования части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе; постановления Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 года N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - постановление Правительства РФ от 16.11.2015 N1236).
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о закупках в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. N 1236 установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Для целей применения запрета в соответствии с подпунктом "б" пункта 2.1. Постановления 1236 понимается поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта.
Согласно описанию объекта закупки, в составе товара по позиции N 1 "Компьютер учителя (моноблок)" должна быть Предустановленная операционная система с графическим пользовательским интерфейсом, обеспечивающая работу распространенных образовательных и общесистемных приложений Windows 10. (иных требований к операционной системе заказчиком не установлено, по остальным позициям технического задания отсутствует требование о предустановленной операционной системе).
Таким образом, на средства вычислительной техники, подлежащие поставке в ходе исполнения контракта, должно быть установлено программное обеспечение.
Согласно п. 3 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета (Далее - Порядок), утвержденного Постановлением 1236, Обоснование должно содержать указание на:
а) обстоятельство, предусмотренное подпунктом "а" или "б" пункта 2 настоящего Порядка;
б) класс (классы) программного обеспечения, которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение, являющееся объектом закупки;
в) требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам программного обеспечения, являющегося объектом закупки, установленные заказчиком, с указанием класса (классов), которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение;
г) функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики (в том числе их параметры), по которым программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения, не соответствует установленным заказчиком требованиям к программному обеспечению, являющемуся объектом закупки, по каждому программному обеспечению (с указанием названия программного обеспечения), сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, являющееся объектом закупки (только для закупки в случае, предусмотренном подпунктом "б" пункта 2 настоящего Порядка).
В Обосновании, представленном заказчиком (Приложение N 4 к документации), в качестве обстоятельства, обуславливающего невозможность соблюдения запрета, указан пункт "а" пункта 2 Порядка, а именно: а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
Класс (классы) программного обеспечения: 02.01. Операционные системы
04.03. Программное обеспечение
Указанные заказчиком в Обосновании сведения являются недостоверными, в едином реестре российского ПО имеются сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке "Операционные системы".
В Обосновании, приведенном заказчиком, указаны требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам программного обеспечения, являющегося объектом закупки:
Компьютер учителя (моноблок) |
Предустановленная операционная система с графическим пользовательским интерфейсом, обеспечивающая работу распространенных образовательных и общесистемных приложений Windows 10 -Поддержка технологии позволяющей защищать данные путём их шифрования -Встроенные средства обеспечения безопасности, включая брандмауэр и защиту в Интернете для защиты от вирусов, вредоносного ПО и программ-вымогателей -Безопасная загрузка для предотвращения загрузки вредоносных программ во время процесса загрузки системы |
В Обосновании также указаны требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам программного обеспечения "Предустановленная операционная система с графическим пользовательским интерфейсом, обеспечивающая работу распространенных образовательных и общесистемных приложений Windows 10" для ноутбуков Тип 1 - Тип 6, что не соответствует описанию объекта закупки (в описании объекта закупки отсутствует указание на то, что на ноутбуках должна быть предустановлена операционная система).
При этом, как установила комиссия, Заказчик устранил данное нарушением, путем внесения изменений в документацию об аукционе.
4. Заказчиком нарушены требования части 3 статьи 14 Закона о контрактной систем, Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 г. N 878.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о закупках в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 4 ст. 14 Закона о закупках Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878) утверждены правила формирования и ведения единого реестра российской радиоэлектронной продукции (далее - правила), перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень).
Согласно п. 3 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением N 878 (далее - Порядок подготовки обоснования), обоснование должно содержать указание на:
а) обстоятельство, предусмотренное подпунктом "а" или "б" пункта 2 настоящего Порядка;
б) класс (классы) радиоэлектронной продукции (функционального назначения), которому (которым) должна соответствовать радиоэлектронная продукция, являющаяся объектом закупки;
в) требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам радиоэлектронной продукции, являющейся объектом закупки, установленные заказчиком, с указанием класса (классов), которому (которым) должна соответствовать радиоэлектронная продукция;
г) функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики (в том числе их параметры), по которым радиоэлектронная продукция, сведения о которой включены в реестр, не соответствует установленным заказчиком требованиям к радиоэлектронной продукции, являющейся объектом закупки, по каждому наименованию радиоэлектронной продукции (с указанием названия радиоэлектронной продукции), сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, являющаяся объектом закупки (только для закупки в случае, предусмотренном подпунктом "б" пункта 2 настоящего Порядка).
В приведенном заказчиком обосновании в качестве Обстоятельства, обуславливающего невозможность соблюдения запрета, указан подпункт "а" пункта 2 Порядка подготовки обоснования, а именно: в Едином реестре российской радиоэлектронной продукции на официальном сайте Государственной информационной системы промышленности (ГИСП) отсутствуют сведения о радиоэлектронной продукции, соответствующей тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, планируемая к закупке. Указанная заказчиком информация по данному пункту является недостоверной.
Сведения о продукции, соответствующей тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, планируемая к закупке - моноблоки и ноутбуки - содержатся в Едином реестре российской радиоэлектронной продукции.
При таких обстоятельствах, при подготовке Обоснования заказчик в качестве Обстоятельства, обуславливающего невозможность соблюдения запрета, для товаров "Моноблок" и "Ноутбук" должен указан подпункт "б" пункта 2 Порядка подготовки обоснования, а также указать сведения, предусмотренные подпунктом "г" пункта 3 указанного Порядка.
При таких обстоятельствах, Комиссией Ставропольского УФАС России по контролю в сфере закупок, в действиях заказчика установлены нарушения требований ст. 33, ст. 14 Закона N 44-ФЗ.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МОДУЛЬ" на действия заказчика - ГБОУ СК "ГИМНАЗИЯ N 25" по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0321300022720000003 Поставка технических средств обучения для обеспечения нужд ГБОУ СК "Гимназия N 25" - обоснованной.
2. По результатам проведения в порядке статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой проверки признать действия заказчика - ГБОУ СК "ГИМНАЗИЯ N 25" нарушившим требования ст. 33, ст. 14 Закона N44-ФЗ, в связи с чем выдать обязательное для исполнения предписание.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г.В. Золина
Е. В. Вишневская
Члены комиссии
А. М. Резцова
С.И. Рошевский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 19 ноября 2020 г. N 026/06/64-2523/2020
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.11.2020