Резолютивная часть решения оглашена 02 марта 2021 года
Решение изготовлено в полном объеме 05 марта 2021 года.
На заседании производилась видеозапись.
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
участие в видеоконференции приняли: представители от Заказчика
в отсутствии представителя Заявителя, уведомленного надлежащим образом,
рассмотрев в порядке ВКС жалобу ЗАО "ВМ-Траст" на выполнение работ по благоустройству общественной территории ул. С. Перовской, д. 9 (территория заброшенного стадиона), расположенной по адресу: Псковская область, Островский район, г. Остров, ул. С. Перовской" (номер извещения: 0157300000321000007) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
15.02.2021 Заказчиком - Администрацией Островского района - объявлен электронный аукцион на выполнение работ по благоустройству общественной территории ул. С. Перовской, д. 9 (территория заброшенного стадиона), расположенной по адресу: Псковская область, Островский район, г. Остров, ул. С. Перовской" (номер извещения: 0157300000321000007).
Извещение о проведении вышеуказанного электронного аукциона размещено в Единой информационной системе в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 15.02.2021
Начальная (максимальная) цена контракта - 4 994 026,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 01.03.2021 в 12:00.
19.02.2021 в ЕИС размещены изменения извещения о проведении электронного аукциона N ИИ1.
19.02.2021 в ЕИС размещены разъяснения положений документации электронного аукциона N РД1.
20.02.2021 в 09:20 (вх. N135-з) поступила жалоба от Заявителя.
Рассмотрение жалобы состоялось 02 марта 2021 года в 15 часов 00 минут.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика (жалоба в материалах дела, вх. N135-з от 20.02.2021):
1.Заказчиком в Документации к электронному аукциону (номер извещения: 0157300000321000007) п. 29 Информационной карты не установлены условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В требованиях п. 51 Ведомости объемов конструктивных решений предусматривается в качестве основного товара, поставляемого "Подрядчиком":
51 |
Установка светильников: с лампами люминесцентными |
шт
|
6 |
|
Кронштейн |
шт |
4 |
|
Светильник GALAD Победа LED-80-K/K50 (1003790) (см. технические Характеристики N14 - или эквивалент) |
шт |
6 .1 |
В Перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации N 878 от 10.07.2019. включено оборудование электрическое осветительное (код 27.4. по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КГ1ЕС 2008)). В код 27.4 "оборудование электрическое осветительное" входят светильники люминесцентные.
В нарушение требований не установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации N 878 от 10.07.2019 г. Заказчик не произвел обоснование из единого реестра российской радиоэлектронной продукции - люминесцентных светильников.
2. Описание объекта закупки составлено с нарушением Постановления Правительства от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
3. п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе предусматривают необходимость использования при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара. Работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами. Принятыми в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством РФ о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, с законодательством РФ о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология. В документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии. Заказчиком при описании объекта закупки в позициях Технического задания в соответствии с Инструкцией по заполнению заявки предусмотренные символа "не более", "не менее" не расшифровываются должным образом в нарушение п.2 ч.1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили (письменные объяснения в материалах дела, вх. N337-р от 01.03.2021 года):
Из положений Извещения о проведении электронного аукциона следует, что объектом закупки являются строительно-монтажные работы по благоустройству общественной территории.
В п. 51 ведомости объемов конструктивных решений (элементов) и комплексов (видов) работ предусматривается установка светильников с лампами люминисцентными. В п. 14 технических характеристик прилагаются характеристики светильника GALAD Победа LED-80-K/K50.
При выполнении работ по благоустройству данные светильники не передаются Заказнику, а используются при выполнении работ. Таким образом, светильники с лампами люминесцентными, указанные в п.51 ведомости объемов конструктивных решений (элементов) и комплексов (видов) работ, не являются поставляемыми товарами, а используется при выполнении работ, являющихся объектом закупки из материалов и за счет исполнителя по контракту.
Следовательно, сами по себе требования к качественным характеристикам оборудования устанавливаются Заказчиком в соответствии с ч. 2 ст. ЗЗ Закона о контрактной системе для соблюдения интересов Заказчика путем обеспечения возможности осуществления проверки качества товара и надлежащего исполнения Подрядчиком обязательств по контракту, так и для соблюдения прав и интересов участников закупки, которые могут оценить и рассчитать свои возможности для надлежащего выполнения работ и добросовестного исполнения обязательств по контракту.
Соответственно, поскольку светильники с лампами люминесцентными будут использоваться при выполнении работ (N извещения 015730000032100000), установление заказчиком ограничением, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации N 878 от 10.07.2019 г. и Приказом N 126н не предусмотрено законодательством..
2. Описание объекта закупки составлено в соответствии с Постановления Правительства от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
3. Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В спорном случае габаритный размер скамейки С-10 (или эквивалент) указан корректно и должен составлять не менее 1900x450x500 мм, а размер бетонной опоры не должен превышать габаритные размеры скамейки и сиденья. В технических характеристиках указано не менее или не более, данные уточнения относятся к показателю (ДхШхВ), что не противоречит ч. 1 ст. ЗЗ Закона о контрактной системе и обычаям делового оборота.
В результате рассмотрения жалобы Комиссией установлено следующее:
Согласно ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать описание объекта закупки, а также условия. Запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств.
В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей, что предусмотрено частью 3 статьи 14 Закона N 44-ФЗ, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
В соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 "N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами формирования и ведения единого реестра Российской радиоэлектронной продукции". "Порядком подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд") должно быть установлено ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением случаев, указанных в данном постановлении Правительства. Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878) установлено, что при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявок (окончательных предложений), которые одновременно соответствуют следующим условиям (далее - Условия):
- содержат предложения о поставке радиоэлектронной продукции, включенной в реестр российской радиоэлектронной продукции (далее - Реестр);
- не содержат предложений о поставке одного и того же вида радиоэлектронной продукции одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующего признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции".
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N 126н) установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в приложении к Приказу N 126н (далее - Требования).
Анализ спорной документации об аукционе показывает, что при проведении закупки фактически не осуществляется поставка осветительного оборудования, передаваемого в собственность заказчика. При выполнении работ по благоустройству данные светильники не передаются Заказнику, а используются при выполнении работ, за счет подрядчика. Таким образом, светильники с лампами люминесцентными, указанные в п.51 ведомости объемов конструктивных решений (элементов) и комплексов (видов) работ, не являются закупаемым товаром, а используется при выполнении работ, являющихся объектом закупки. Только в случае, если бы в закупке предусматривался поставляемый товар, и он бы был включен в перечень, являющийся приложением к Постановлению N 878, то на него распространялись бы положения указанного постановления.
На основании вышеизложенного следует вывод, о том, что Приказ 126н не применяется при осуществлении закупок работ, услуг (в случае, если предметом контракта является выполнение работ, оказание услуг), в том числе для выполнения, оказания которых используется товар.
Следовательно, при проведении указанных закупок заказчикам отсутствует обязанность устанавливать в извещении о проведении закупки и документации о закупке условия допуска в соответствии с Постановлением N 878 (или размещать в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанного ограничения) и преференции в соответствии с Приказом N 126н. Данный вывод согласуется с позицией МИНФИНА Р.Ф. Письмо от 27 мая 2020 г. N 24-03-07/44426).
Следовательно, первый довод заявителя не основан на нормах закона.
2. Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Как установлено Комиссией в аукционной документации содержатся конкретные указания на габаритный размер скамейки С-10 (или эквивалент), они указаны корректно и должны составлять не менее 1900x450x500 мм, а размер бетонной опоры не должен превышать габаритные размеры скамейки и сиденья. В технических характеристиках указаны параметры в одних случаях "не менее" или "не более", данные уточнения относятся к показателям (ДхШхВ), что не противоречит ч. 1 ст. ЗЗ Закона о контрактной системе и обычаям делового оборота. Следовательно, данный довод Заявителя является необоснованным.
3. Согласно п. 2 ч.1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 44-ФЗ и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать: согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки). А при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).
Требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 или 3.1 и 5 статьи 64 документов и информации, не допускается.
Согласно, Аукционной документации Раздела 2, подраздела 2 в составе первых частей заявки в нарушение вышеуказанных норм установлены требования к первым частям заявки об указании конкретных показателей товара, при этом по результатам аукциона и в соответствии с контрактом, документацией аукциона поставка Товара при выполнении работ не предусматривается и не предполагается. Данный факт признается Заказчиком.
Следовательно, в нарушение частей п. 2 ч.1 статьи 64, ч. 6 ст. 66 44-ФЗ Заказчиком установлены незаконные требования к участникам электронного аукциона в части предоставления информации о товарах в первых частях заявки , не предусмотренной законодательством.
Данные требования установлены в Аукционной документации, а следовательно образуют состав и содержат признаки нарушения ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ, а именно утверждение документации об аукционе с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.
Согласно пункту 3.35 Административного регламента в случаях, если при рассмотрении жалобы или проведения внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений. Таким образом, поскольку Комиссией выявлены нарушения, допущенные заказчиком на этапе формирования положений аукционной документации, в части описания объекта закупки, имеется необходимость в выдаче заказчику предписания об устранении допущенных нарушений, путем аннулирования закупки.
На основании вышеизложенного, в результате рассмотрения существа жалобы и проведения внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктами 3.34, 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Псковского УФАС России На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Псковского УФАС России,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ЗАО "ВМ-Траст" необоснованной.
2.Установить в действиях Заказчика нарушения п.2 ч. 1 ст. 64, 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений путем отмены закупки либо путем внесения изменений в документацию об аукционе при повторном размещении извещения об объявлении аукциона на выполнение работ по благоустройству общественной территории ул. С. Перовской, д. 9 (территория заброшенного стадиона), расположенной по адресу: Псковская область, Островский район, г. Остров, ул. С. Перовской" (номер извещения: 0157300000321000007)
4. Материалы дела передать уполномоченному сотруднику Псковского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ответственного должностного лица заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 5 марта 2021 г. N 060/06/64-77/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.03.2021