Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1.1.5. Инфраструктурное развитие Кемеровской области
Кемеровская область является одним из наиболее развитых в инфраструктурном отношении регионов Сибири.
Законом Кемеровской области от 2 ноября 2012 г. N 104-ОЗ в позицию 1.1.5.1 главы 1.1.5 подраздела 1.1 раздела 1 настоящего приложения внесены изменения
1.1.5.1. Транспортная инфраструктура
Кемеровская область имеет одну из наиболее развитых транспортных систем в восточной части Российской Федерации. Транспортная система включает в себя все виды транспорта (кроме морского), которые ориентированы как на обслуживание пассажиров, так и на грузовые перевозки.
Эксплуатационная длина железных дорог Кемеровской области (в 2000 году) - 1728 км (11,5 % общей протяженности железных дорог Сибирского федерального округа, или 5-е место в Сибирском федеральном округе). Плотность железнодорожных путей общего пользования- 181 км на 10 тыс. кв. км территории (в России - 50 км, в Сибирском федеральном округе - 29 км). По плотности железнодорожных линий регион занимает 1-е место в Сибирском федеральном округе.
Северную часть области пересекает Транссибирская железнодорожная магистраль, южную - Южно-Сибирская. Кемеровская область является самым крупным грузоотправителем в Российской Федерации. Во многом это связано с тем, что уголь и черный металл относятся к числу самых массовых грузов, перевозимых по железной дороге в Российской Федерации. По объему погрузки угля и кокса Кемеровское областное отделение Западно-Сибирской железной дороги занимает первое место в России (более 600 тыс. т отправки грузов ежедневно и совместно с Красноярской железной дорогой более 75 % погрузки угля в железнодорожный транспорт по стране). Главные направления железной дороги специализированы: Транссибирское - на пропуске поездов с высокими скоростями (пассажирских, межобластных, ускоренных контейнерных); Среднесибирское - на ускоренном пропуске поездов повышенного веса (9 тыс. т) и длины.
В регионе реализуются крупнейшие в стране совместные (регион - ОАО "РЖД" - бизнес) программы развития железнодорожной транспортной инфраструктуры. В 2002 году МПС и Западно-Сибирской железной дорогой принята Программа развития и совершенствования технологий магистрального и промышленного железнодорожного транспорта на период до 2005 года в Кемеровской области, которая реализовывалась совместно с органами государственной власти региона и бизнесом. За 3 года в развитие железнодорожного транспорта вложено 11,2 млрд. руб. (железнодорожники - 6,8, угольщики - 3,9, промышленность - 0,5), а Кемеровское областное отделение ЗСЖД увеличило объемы перевозок на 30 млн. т.
В 2005 году утверждена новая Программа на 2006-2008 годы в объеме - 17,7 млрд. руб. (железнодорожники - 10,8, угольщики - 6,2, промышленность - 1,5), соглашение о реализации которой заключили ОАО "РЖД", ЗСЖД, Администрация Кемеровской области и 30 крупных грузоотправителей. Кроме того, крупнейшими инвестиционными проектами ОАО "РЖД" на 2007-2010 годы (за исключением программы развития скоростного и высокоскоростного движений) утверждены: "Кемеровская область - Азово-Черноморский транспортный узел" - объем инвестиций 36,6 млрд. руб., "Кемеровская область - Дальневосточный транспортный узел" - 27,1 млрд. руб., "Кемеровская область - Северо-Запад" - 29 млрд. руб.
Регион занимает 4-е место в Российской Федерации и 1-е место в Сибирском федеральном округе по объему грузооборота автомобильного транспорта. На автомобильный транспорт в 2005 году приходилось 57 % общего объема перевезенных грузов области. Протяженность автомобильных дорог в 2005 году составила 8481 км, в том числе дорог общего пользования - 5339 км, ведомственных - 3142 км. Протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием - 8544 км. По территории Кемеровской области проходит автомобильная дорога федерального значения М-53 "Байкал" протяженностью 474 км.
Автомобильное сообщение обеспечивает связь между 20 городами области. На автомобильный транспорт в 2005 году приходилось 57 процентов общего объема перевезенных грузов области. В последнее время наметилась тенденция к улучшению общего состояния дорог на основных направлениях. Наиболее показательным фактором повышения технического состояния дорог является бесперебойное круглогодичное сообщение на пригородных и междугородных маршрутах, однако техническое состояние части автомобильных дорог области по своим параметрам не соответствует техническим нормативам и возросшей интенсивности движения.
В соответствии с программой "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)" и подпрограммой "Автомобильные дороги", которая включает в себя комплекс взаимоувязанных и скоординированных мероприятий, охватывающих основные аспекты деятельности дорожного хозяйства Российской Федерации, в Кемеровской области разработана и утверждена Программа совершенствования и развития сети автомобильных дорог Кемеровской области на период до 2010 года, в соответствии с которой предусматривается развитие следующих межрегиональных коридоров:
автомобильная дорога Новосибирск - Ленинск-Кузнецкий - Кемерово - Юрга, по которой осуществляется связь Кемеровской области с Новосибирской областью и другими западными регионами;
подлежит реконструкции по территории Кемеровской области 101,38 км, из них по I технической категории - 70,46 км, II технической категории - 30,92 км;
автомобильная дорога Бийск - Мартыново - Кузедеево - Новокузнецк с подъездом к г. Таштаголу, по которой осуществляется связь Кемеровской области с югом Алтайского края, Республикой Алтай, Казахстаном и Монголией; по территории области проходит 78,425 км;
автомобильная дорога Томск - Мариинск обеспечивает связь Кемеровской области с Томской областью и восточными регионами страны. По территории области предусмотрена реконструкция 38,4 км по нормам III технической категории. Принимая во внимание предложения по стратегии развития дороги, изложенные в Программе развития автомобильной дороги Томск - Мариинск, на участке дороги Кемеровской области - Мариинск предлагается выполнить обходы населенных пунктов с. Большая Песчанка, с. Берикуль, с. Тюменево.
Автомобильная дорога М-53 "Байкал" - Тисуль - Шарыпово обеспечивает связь Кемеровской области и Томской области с южными районами Красноярского края, Республиками Хакасия и Тыва, а также обеспечивает выход на высокоширотный коридор Пермь - Серов - Ханты-Мансийск - Нефтеюганск - Нижневартовск - Томск и север Тюменской области. По территории Кемеровской области проходит 114 км, из них необходимо построить 2,6 км и реконструировать 114,4 км по нормам III технической категории.
Автомобильная дорога Абакан - Таштагол с подъездом к Междуреченску позволит организовать связь юга Кемеровской области с Республиками Хакасия и Тыва. Обоснование инвестиций разрабатывается. По территории Кемеровской области необходимо строительство 200 км дороги.
Автомобильная дорога Горно-Алтайск - Турочак - Таштагол соединит юг Кемеровской области с Республикой Алтай, две федеральные дороги М-52 "Чуйский тракт" и М-54 "Енисей", а также после строительства автомобильной дороги Абакан - Таштагол - и с Республиками Хакасия и Тыва. По территории Кемеровской области подлежит строительству 18,15 км дороги по нормам III технической категории.
Пассажирские перевозки воздушным транспортом осуществляют авиапредприятия городов Кемерово и Новокузнецка. С присвоением статуса международного аэропорт Кемерово с 1998 году обслуживает транзитные грузовые рейсы из Китая. В конце 2001 года сдана в эксплуатацию новая взлетно-посадочная полоса, что позволяет принимать все типы самолетов.
1.1.5.2. Энергосистема Кемеровской области
Энергосистема Кемеровской области представлена 10 тепловыми электростанциями, в том числе 2 блок-станциями (ТЭЦ КМК, ТЭЦ Юргинского машзавода). Суммарная установленная мощность 4938 МВт, в том числе блок-станции 161 МВт. Шесть электростанций входят в состав ОАО "Кузбассэнерго", которое в дальнейшем наряду с созданным на базе ОАО "Алтайэнерго" Барнаульским филиалом акционерного общества войдет в состав Территориальной генерирующей компании - 12 (ТГК-12). Южно-Кемеровская областная ГРЭС и Западно-Сибирская ТЭЦ, ранее входившие в ОАО "Кузбассэнерго", были выделены из состава акционерного общества в ходе реформирования в самостоятельные общества и приобретены в ходе аукционов компаниями "Мечел" и "ЕвразГрупп" соответственно.
На базе четырех электросетевых филиалов ОАО "Кузбассэнерго" в ходе реформирования создано ОАО "Кузбассэнерго" - региональная электросетевая компания", эксплуатирующая электрические сети и подстанции напряжением 110 кВ и ниже, вошедшее в состав ОАО "МРСК Сибири", а также Кемеровское областное предприятие магистральных электрических сетей (КПМЭС) и Кемеровское областное предприятие технического обслуживания и ремонтов (КПТОиР), эксплуатирующие электрические сети и подстанции напряжением 220 кВ и выше в составе МЭС Сибири. Протяженность линий электропередач в одноцепном выражении превышает 33 тыс. км.
Традиционно в области действуют одни из самых низких в РФ тарифов на электроэнергию.
1.1.5.3. Система газоснабжения
В регионе проложены два магистральных газопровода Нижневартовск - Парабель - Кемеровская область и Сургут - Омск - Новосибирск с ответвлением Кемеровская область - Алтай (более 700 км газопроводов, одна компрессорная станция и 12 газораспределительных). Подачу газа и на территории области обеспечивают АНГКС. Объем поставок газа в Кемеровскую область составляет около 3,8-3,9 млрд. куб. м в год.
По классификации ценовых поясов на газ, введенной в 2005 году для всей территории РФ, Кемеровская область наряду с Алтайским краем, Белгородской, Брянской областями, Москвой и Московской областью и еще девятью регионами центральной части России отнесена к 9-му ценовому поясу (выше тарифы на газ только в 10-м поясе, в который включены Калининградская и Ростовская области).
В число основных потребителей газа помимо жилищно-коммунального сектора, энергетики и металлургии входят предприятия химической промышленности. Основным оператором поставок выступает ОАО "Томсктрансгаз" - дочернее предприятие Газпрома. Рынок газа в данном макрорегионе является замкнутым. Наращивать потребление в нем трудно, в то же время ожидается, что в дальнейшем в связи с резким увеличением объемов сбора попутного газа нефтяных месторождений и вводом в разработку новых газовых месторождений Томской области добыча газа может составить 11,5 - 12 млрд. куб. м в год, которые в полном объеме не могут быть поданы в систему, и часть газа придется сжигать в факелах. Кроме того, высоки сезонные колебания подачи газа, связанные с особенностями его использования в коммунально-бытовом секторе и энергетике. Поэтому в Кемеровской области в настоящий момент предлагаются к реализации различные проекты использования газа, начиная от расширения мощностей химических предприятий до создания энерго-металлургического комплекса на базе Новокузнецкого алюминиевого завода за счет строительства электрогенерирующих модулей (мощностью 600 МВт), а также строительства в Новокузнецке завода по сжижению и хранению газа.
Область заключила соглашение с Газпромом о развитии газификации региона и о добыче и использовании метана из угольных пластов. Следует учитывать, что уже представлен проект развития транспортировки через Кемеровскую область газа из Восточной Сибири (с. Ковыктинского месторождения) в западном направлении через с. Проскоково.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.