Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подраздел 3.2. Развитие ресурсной базы региона
3.2.6. Развитие системы подготовки кадров, устранение диспропорций
в развитии рынка труда
В долгосрочной перспективе основным инструментом государственного развития и упорядочения рынка труда будет система общего среднего и профессионального образования. В настоящее время в систему начального профессионального образования Кемеровской области входит 77 образовательных учреждений, в которых обучаются 33,2 тыс. учащихся и работают около 4 тыс. педагогов. Учреждения начального профессионального образования осуществляют подготовку специалистов по 200 профессиям. В 2005 году было выпущено 15,4 тыс. специалистов рабочих профессий. Система среднего профессионального образования включает в себя 53 самостоятельных учебных заведения и 14 филиалов, обеспечивающих подготовку специалистов по 80 специальностям. 22 учреждения имеют статус колледжа, то есть реализуют образовательные программы повышенного уровня среднего профессионального образования. Общая численность студентов данной системы образования в области составляет свыше 55,1 тыс. человек, в том числе на очной форме обучаются 39,8 тыс. человек. Средними специальными учебными заведениями области в 2005 году было выпущено 14,3 тыс. специалистов. Обучение студентов в средних специальных учебных заведениях осуществляют 2,9 тыс. штатных преподавателей, из которых 43 % имеют высшую квалификационную категорию, 42 преподавателя имеют ученую степень кандидата наук. Подготовку специалистов с высшим образованием в области осуществляют 42 государственных высших профессиональных учебных заведения, в том числе 10 самостоятельных и 32 филиала. В государственных вузах области обучается около 102 тыс. студентов. Самым крупным по численности студентов остается Кемеровский государственный технический университет (23 % от общего числа). Более 50 % студентов обучаются на дневном отделении, что соответствует средним показателям по России. В системе высшего профессионального образования подготовка специалистов осуществляется по 214 специальностям. Кроме того, в соответствии с потребностями региона ежегодно создаются новые специальности. В 2005 году открыто еще 8 новых специальностей.
Состояние рынка труда и системы общего и профессионального образования становится одним из решающих факторов конкурентоспособности региона в долгосрочной перспективе. При этом существующая система учебных заведений и институты, отвечающие за состояние рынка труда, не соответствуют уровню и темпам развития экономики региона. Отмечается снижение качества рабочей силы, характеризующееся старением и сокращением кадрового состава. В общей численности занятого населения удельный вес занятых в возрасте 50-59 лет растет, в возрасте 30-39 лет уменьшается, в возрасте 20-29 лет остается неизменным. Средний возраст занятых увеличился с 38 лет до 39. Растет уровень образования экономически активного населения: численность имеющих высшее образование увеличилась с 17 до 21 %. Важная проблема - замещение кадрового состава. Остается актуальной потребность организаций в высококвалифицированных рабочих, инженерно-технических кадрах. Потребность организаций области в рабочей силе в 2006 году составила около 190 тысяч человек, из которых 80 % рабочие профессии.
Для синхронизации этой системы требуется решать целый комплекс взаимосвязанных задач и запустить в регионе реализацию серии новых проектов и программ:
1. Региональная поддержка модернизации учебного процесса и учебных программ. Это предполагает внедрение модульных учебных программ и наращивание в преподавании объема практических учебных примеров, симуляторов и проч. (так называемых кейсов), увеличение выпуска специалистов последипломной ступени с более глубокой специализацией в практических вопросах, переход к "беступиковому" учебному процессу, позволяющему обучающемуся получать новые специальности, добирая в ходе обучения необходимые отдельные модули и самостоятельно определяя свою индивидуальную образовательную траекторию. Именно такой подход положен в основу реформирования учебного процесса в Сибирском федеральном университете и применяется в наиболее передовых вузах Российской Федерации, например в ГУ "Высшая школа экономики". В целом данный опыт соответствует наиболее передовым образцам мировой практики.
2. Реформирование системы управления учебными заведениями. Введение в попечительские советы представителей региональных и муниципальных властей, работодателей. В целом это соответствует стратегии развития системы профобразования Минобрнауки РФ. В регионе уже есть успешный опыт взаимодействия работодателей и учебных заведений. В частности, действует соглашение о целевой подготовке кадров между корпорацией СУЭК и Кемеровским государственным техническим университетом, где изначально задаются новые требования к подготовке кадров: междисциплинарность, высокий уровень подготовки по информационным технологиям, знание одного иностранного языка в совершенстве (второго - желательно как рабочий) и т. д. Организация системы ежегодного мониторинга с целью корректировки деятельности образовательных учреждений в части учебных программ, объемов и профилей подготовки в соответствии со спросом рынка труда.
3. Аудит региональных целевых программ развития системы профобразования со стороны работодателей и международных организаций. Например Всемирного банка, который уже реализует такие программы в Югре (ХМАО) и Татарстане.
4. Создание системы учреждений непрерывного образования (расширение возможностей дистантного образования, субсидия взрослым, повышающим квалификацию, создание центров образовательного брокерства и проч.).
Таблица 42
Поставщики услуг образования для взрослых в различных странах:
степень участия (в %) в зависимости от типа поставщика
Поставщик образовательных услуг |
Канада |
Швейцария |
США |
Нидерланды |
Польша |
Университет или другой вуз |
21,6 |
20,4 |
44,1 |
17,8 |
11,2 |
Колледжи доп. образования |
25,7 |
- |
9,5 |
22,6 |
22,0 |
Коммерческие поставщики |
24,9 |
31,1 |
30,1 |
32,4 |
26,0 |
Производители или поставщики оборудования |
11,2 |
11,7 |
12,5 |
4,9 |
6,1 |
Некоммерческие организации |
19,3 |
24,8 |
16,4 |
8,5 |
12,5 |
Фирмы или учреждения |
49,6 |
42,2 |
51,9 |
34,6 |
28,5 |
Другое |
20,4 |
10,4 |
18,5 |
31,5 |
34,0 |
5. Расширение стандарта образовательных услуг, включение в них помимо присвоения формальной квалификации "первого места работы" и дополнительных квалификаций (истории "личных достижений").
6. Модернизация вузовской системы Кемеровской области - создание в области вуза, претендующего на лидерство в системе высшего профессионального образования РФ и обладающего мировой известностью. Следует учитывать, что в Красноярске создан Сибирский федеральный университет, в Новосибирске, Томске и Екатеринбурге сразу несколько вузов в 2006 и 2007 годах выиграли российские конкурсы инновационных программ и получили существенное финансирование на их реализацию из федерального бюджета.
7. Региональная программа содействия развитию систем управления персоналом (HR-служб) на предприятиях. Введение технологического и экологического аудита предприятий на уровне региона (экологичность, энергоэффективность, рейтинг социальной ответственности и проч.).
8. Создание единого более емкого рынка труда в рамках Новокузнецкой и Кемеровской агломераций (повышение транспортной доступности крупных рынков труда).
9. Дальнейшая реализация программ поддержки малого бизнеса. Поддержка существующих и создание новых региональных бизнес-инкубаторов, предназначенных не только для создания новых рабочих мест, но и структурной перестройки экономики, повышения ее устойчивости и разнообразия предложений на рынке труда. Такая программа в настоящий момент реализуется в Екатеринбурге.
10. Оказание информационных услуг населению в сфере занятости и образования. Реализация специальных программ "социального акушерства".
11. Поддержка реализации в Кемеровской области программ предпринимательства в университетах. Создание "дуальных" технопарков-вузов (вуз-муниципалитет или регион). Развертывание в них бизнес-инкубаторов, поощряющих студенческое предпринимательство, развитие микрокредитования. Целью профессиональной подготовки становится не передача систематизированных научных знаний, а обеспечение ускоренной интеграции выпускников в рынок труда и повышение конкурентоспособности на данном рынке (высокая квалификационная и территориальная мобильность, возможность самостоятельно создавать собственное дело по окончании университета и т. д.).
В основных отраслях экономики продолжаются процессы смены технологий, в том числе автоматизация производства. Наиболее быстро данные процессы идут в ведущих отраслях промышленности - угольная, металлургическая. Показательным результатом данных процессов является (пусть пока локально) применение технологии безлюдной выемки угля.
Таблица 43
Тенденции на рынке труда и вызовы для социальной сферы
Тенденции на рынке труда |
Временные пики |
Вызовы для социально-экономического развития |
Приоритетные направления государственной политики в сфере профобразования |
Проекты и программы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Потребность в новых квалификациях |
Процесс модернизации производства в основных отраслях промышленности, 2008 -2012 годы |
Возможный рост безработицы. Новые требования к квалификации |
1. Развитие непрерывного образования. Повышение доступности образования для представителей старших возрастов. 2. Приведение деятельности системы профобразования в соответствие с международными стандартами (например европейской системой квалификаций). 3. Внедрение компетентностного подхода и современной системы квалификаций в системе профобразования |
1. Региональные программы поддержки модернизации учебного процесса и учебных программ. 2. Реформирование системы управления учебными заведениями. Введение в попечительские советы представителей региональных и муниципальных властей, работодателей. 3. Аудит РЦП развития системы профобразования со стороны работодателей и международных организаций (например Всемирного банка). 4. Создание системы учреждений непрерывного образования (расширение возможностей дистантного образования, субсидия взрослым, повышающим квалификацию, создание центров образовательного брокерства и проч.) |
Повышение требований со стороны населения к условиям труда, а также к качеству жизни |
Выход на рынок труда молодых специалистов с высшим образованием, рост благосостояния населения, расширение предложений работы на других рынках труда в РФ: 2008 - 2012 годы |
Дефицит на рынке труда, Миграционный отток из области. Несмотря на то, что область имеет ряд преимуществ перед другими регионами (социальные гарантии, стабильность и др.), в перспективе "мягкие" факторы (безопасность, экология и др.) будут более значимы для выбора места работы и жизни |
1. Стимулирование развития систем управления персоналом на предприятиях (в том числе обучение персонала) и процесса реформирования рабочих мест. 2. Поддержка корпоративных программ повышения безопасности на производстве и ужесточение экологического контроля. 3. Обеспечение макрорегиональной конкурентоспособности системы ВПО области. 4. Создание системы планирования потребности в кадрах. 5. Развитие системы социального партнерства в сфере подготовки кадров |
1. Расширение стандарта образовательных услуг, включение в них помимо присвоения формальной квалификации "первого места работы" и дополнительных квалификаций (истории "личных достижений"). 2. Модернизация вузовской системы, создание в области вуза, претендующего на лидерство в системе ВПО РФ и обладающего мировой известностью. 3. Региональная программа содействия развитию систем управления персоналом (HR-служб) на предприятиях. 4. Расширение возможностей для трудоустройства выпускников образовательных учреждений профессионального образования (молодых специалистов) в организациях области. 5. Разработка и введение механизмов, стимулирующих работодателя обеспечить закрепление выпускника (молодого специалиста) на производстве. 6. Введение дополнительных стимулирующих выплат молодым специалистам и рабочим по приоритетным отраслям и наиболее дефицитным профессиям и специальностям. 7. Развитие и совершенствование целевой подготовки и переподготовки кадров. 8. Установление налоговых льгот для работодателей, инвестирующих профессиональную подготовку рабочих кадров. 9. Разработка прогнозов потребности отраслей экономики области в рабочей силе в разрезе специальностей. 10. Включение в коллективные договоры организаций области мероприятий по: улучшению рабочей среды и условий труда; внутрипроизводственного обучения персонала; включение в территориальные трехсторонние соглашения раздела по развитию кадрового потенциала территорий |
Увеличение территориальных диспропорций на рынке труда |
Пик может наступить в любой момент при конъюнктурном спаде на рынках кемеровского экспорта |
Рост безработицы и социальной напряженности в ряде территорий |
1. Повышение территориальной мобильности, укрупнение рынка труда в регионе. 2. Разукрупнение (демонополизация) корпоративной структуры экономики. 3. Формирование условий для развития сферы услуг (в том числе развитие необходимой образовательной и прочей инфраструктуры) |
1. Создание единого рынка труда в рамках Новокузнецкой и Кемеровской агломераций (повышение транспортной доступности крупных рынков труда) 2. Программы поддержки малого бизнеса. Создание региональных бизнес-инкубаторов. 3. Оказание информационных услуг населению в сфере занятости и образования. Реализация специальных программ "социального акушерства" |
Массовизация высшего образования |
2002-го начало выхода на рынок труда поколения массового высшего образования, 2008 год - пик тенденции (выпуск в год - более 20 тыс. чел.) |
Диспропорции на рынке труда, особенно большие сложности в отраслях специализации (угольная, металлургическая, машиностроение и т. д.) |
1. Поддержка корпоративных программ "реформирования рабочих мест". 2. Развитие вузов Кемеровской области как предпринимательских университетов |
1. Введение технологического и экологического аудита предприятий на уровне региона (экологичность, энергоэффективность, рейтинг социальной ответственности и проч.). 2. Создание "дуальных" технопарков-вузов (вуз-муниципалитет или регион). Развертывание в них бизнес-инкубаторов, поощряющих студенческое предпринимательство, развитие микрокредитования |
3.2.7. Развитие системы расселения Кемеровской области. Развитие
городской среды в ядрах агломеративных систем региона - Кемерове
и Новокузнецке
Развитие системы расселения Кемеровской области попадает в разряд стратегических приоритетов региона. При этом даже не с точки зрения кадрового и инфраструктурно-технологического обеспечения горнодобывающих производств, металлургии и энергетики, а с точки зрения развития инновационного потенциала региона. В современном мире конкурентоспособность определяется не столько физическими ресурсами и капиталом, сколько силой и мобильностью креативного мышления. Ключевым ресурсом и местом концентрации последнего выступают современные города.
Таким образом, Кемеровской области для того чтобы сохранять региональную конкурентоспособность в долгосрочной перспективе, необходимо реализовать комплекс проектов и программ по следующим стратегическим направлениям:
1. Формирование инновационных центров в городских системах региона. Прежде всего за счет повышения инвестиционной привлекательности и социально-экономической значимости в стране главных городов региона - Кемерово и Новокузнецка.
2. Поддержка и развитие в регионе местных инициатив в качестве основного инструмента активизации местного самоуправления, решения социальных и экономических проблем территорий.
3. Поддержка реализации новых уникальных проектов развития территорий Кемеровской области, в частности курортного и спортивно-туристического комплекса "Шерегеш".
3.2.7.1. Формирование инновационных центров в городских системах региона (развитие Кемерово и Новокузнецка)
Именно Кемерово и Новокузнецк обладают необходимыми предпосылками для того, чтобы выступить инновационными центрами и обеспечить соответствующее развитие региона - крупные города, выполняющие важнейшие управленческие, дистрибуционные, транспортно-логистические и социально-культурные функции в отношении всей области. В целом и Кемерово, и Новокузнецк в настоящий момент обладают большинством атрибутов современных городов.
Следует особо подчеркнуть, что только быстрое и масштабное развитие городов как инновационных/креативных центров способно стать единственной альтернативой усилению сырьевой индустриальной специализации региона, повысить его статус на глобальном рынке труда, информации и капитала.
В то же время по целому ряду важнейших параметров, определяющих инвестиционную и миграционную привлекательность данных городов, они проигрывают столицам соседних регионов - Екатеринбургу, Новосибирску и даже Красноярску. В первую очередь по ключевым параметрам: масштабу рынка труда и потребления, коммуникационной доступности (включая развитие информационных технологий), уровню развития систем общего и профессионального образования, состоянию экологии, рыночному предложению и стоимости коммерческой недвижимости, развитию урбанистической среды (доступность торговых, развлекательных и бытовых услуг, богатая и разнообразная публичная жизнь, безопасность и экология). Мобильная рабочая сила, обладающая современными ключевыми компетенциями, инновационно-ориентированный капитал в современном мире чрезвычайно чувствительны к состоянию городской среды, системы образования, коммуникационной доступности национальных и мировых центров.
Это определяет необходимость реализации пакета стратегических программ и проектов:
1. Формирование на базе городских систем Кемерово и Новокузнецка современных агломераций, что позволит укрупнить рынок труда (за счет повышения мобильности рабочей силы в рамках агломерации, а также за счет формирования единого рынка коммерческой недвижимости и инфраструктурного хозяйства) и потребительский рынок. Последний является главным стимулом для привлечения в регион современных торговых систем, развития в нем сектора логистических услуг.
По оценке экспертов российская урбанизация еще не завершила этап создания крупных агломераций современного типа (когда объединяется не только рынок труда и потребления, но и коммерческой и жилой недвижимости, распределяются функции не только между ядром и периферией агломерации, но и между отдельными частями периферии, которые за счет этого специализируются и получают возможность вырасти до самостоятельных центров, образовав так называемую "многоядерную агломерацию"). Особую значимость агломерационные процессы приобретают в Сибири, где низка плотность населения и очень мало сформированных планировочных осей, задающих направление пространственному развитию территорий. В настоящий момент объявлено о проектах развития городских агломераций на базе Красноярска (Красноярск - Дивногорск - Емельяново - Сосновоборск - Железногорск) и Иркутска (Иркутск - Ангарск - Шелехов - ОЭЗ "Листвянка").
В Кемеровской области уже существуют индустриальные агломерации с ядрами в виде Кемерово и Новокузнецка. Причем последний имеет наиболее благоприятные условия для развития агломерации. На расстоянии 50 км от него населенные пункты Осинники, Калтан, Мыски, Прокопьевск, Киселевск. От 50 до 100 км - Междуреченск (55 км), Белово, Гурьевск, от 100 до 120 км - Салаир, Таштагол, Полысаево, Ленинск-Кузнецкий. Новокузнецк при определенных усилиях мог бы выстроить интенсивные связи с курортным комплексом "Шерегеш" на юге области и принять участие в развитии данного комплекса.
Актуализация функций ядра агломерации позволила бы Новокузнецку и дальше наращивать свой управленческий потенциал, не конкурируя с административным центром и лидером в секторе управления в регионе - городом Кемерово. Задача состоит в том, чтобы распределить в агломерациях функции (важен выбор мест расположения новых крупных торгово-развлекательных объектов, новых индустриальных и логистических парков, объектов социальной и транспортной инфраструктур, проч.), сформировать единый рынок труда и недвижимости.
Основными формами участия региональных властей может быть: разработка градостроительной документации (схемы территориального планирования), финансирование развития инженерной инфраструктуры муниципалитетов, поддержка совместных проектов развития муниципалитетов частей агломерации, стимулирование их совместного стратегического планирования. Кроме того, за счет организации межмуниципальных сообщений, относящейся к компетенции субъекта Федерации, можно значительно расширить расстояние, охватываемое часовой изохроной транспортной доступности.
Правда, для реализации проекта агломеративного развития городских систем Кемерово и Новокузнецка придется формировать организационные формы координации развития муниципальных образований, входящих в агломерацию. Юридически эта работа может быть оформлена либо за счет расширения границ ядер, присоединения к ним отдельных муниципальных образований, образования крупных городских округов, либо за счет создания надмуниципальных органов, например ассоциаций муниципальных образований (но по российскому законодательству они практически не могут выполнять функции управления деятельностью своих членов), либо за счет формирования консультативно-координационных общих органов.
2. Развитие городской среды Кемерово и Новокузнецка, относящихся как к развитию системы сообщений с внешним миром, так и к развитию внутренней организации городов. В течение нескольких ближайших лет в городах будут дальше развиваться современные форматы торговли, появятся крупные торговые центры второго поколения, в которых якорными инвесторами будут выступать не только магазины, но и предприятия досуга. Очевидно, что наряду со строительством современного жилья развитие коммерческой недвижимости и строительство городских дорог станет основным фактором, меняющим облик городов и образ жизни в них. Чтобы добиться гармоничного развития городской среды в Кемерово и Новокузнецке, будет необходимо на уровне градостроительного проектирования и реализации целевых городских программ:
а) усилить роль городского дизайна в градостроительном планировании и проектировании. У Кемерово и Новокузнецка есть значительные ресурсы в развитии городского дизайна: отлаженная система градостроительного проектирования и хорошая школа архитектурного проектирования;
б) обеспечить развитие аэропортового хозяйства, пассажирских перевозок в авиаузлах Кемерово и Новокузнецка. Развитие в Кемерово и Новокузнецке сектора логистических услуг. Аэропорт Кемерово имеет лучшую за Уралом взлетно-посадочную полосу, предназначенную для эксплуатации всех типов воздушных судов. Реконструкция аэропорта способна увеличить его пропускную способность в 2-3 раза (с 55 воздушных судов в неделю в 2006 году до 160 воздушных судов после окончания реализации проекта);
в) развить "мягкие" (учреждения образования, культурно-развлекательные объекты, современные форматы торговли и проч.) и "жесткие" (инженерные инфраструктуры, городской транспорт, доступность и качество коммерческой недвижимости и т. п.) инфраструктуры, привести их в соответствие с уровнем развития современных городов (образцов лучшей российской практики);
г) реализовать программы повышения безопасности для населения, улучшения экологической обстановки в городах, программы развития публичных пространств (городских центров и субцентров, дорог и проч.);
д) создать инфраструктурно подготовленные площадки для размещения новых производств - индустриальных парков, целенаправленный маркетинг инвестиций для данных парков. Привлечь новые предприятия за счет подготовки конкурентоспособных промышленных площадок - один из наиболее эффективных методов современной промышленной политики. Он способен существенно повысить привлекательность Кемеровской области и ее основных центров для размещения производств по сравнению с другими регионами. Участие региона в подготовке промышленных площадок предполагает инвестиции в наиболее рисковые этапы промышленного девелопмента, финансировать которые частный бизнес не всегда готов. Это разработка градостроительной документации и выбор наиболее привлекательных площадок, частичное финансирование развития инженерной инфраструктуры, организация освобождения старых промзон от неэффективных землепользователей и стимулирование комплексной модернизации старых промышленных территорий, создание каталогов и геоинформационных систем для потенциальных инвесторов. Решение вопросов выделения земельных участков под строительство промышленных объектов находится в ведении органов местного самоуправления, однако региональная власть также заинтересована в создании новых предприятий. Основными формами участия региональных властей могут быть финансирование разработки градостроительной документации, финансирование развития инженерной инфраструктуры муниципалитетов.
3. Развитие управления местными делами. Эксперты, работающие с формированием инновационных/креативных городов Европы, в качестве основных инструментов управления данными проектами предлагают:
а) переход к стратегическому планированию развития городов как непрерывному процессу с вовлечением стейкхолдеров (формирование частно-государственных партнерств) через создание постоянно действующего Программного комитета и тематических групп по отдельным направлениям развития. Без системы стратегического планирования в городе трудно инкорпорировать в общую работу активность отдельных групп населения и бизнес;
б) формирование системы публичных мероприятий, связанных с планированием развития городов (конкурсы, ежегодные выставки и форумы, проведение внешнего аудита городской среды, городских проектов и программ и проч.). Запуск проектов в Новокузнецке и Кемерово требует соответствующих символических факторов: декларации намерений (манифест, меморандум и т. п.), создание образа места ("интеллектуальные", "образованные", "творческие" и т. п. города); выходящие по своему значению за пределы региона публичные события; создание и продвижение "идеи-бренда" городов;
в) создание организационного ядра, ведущего работу по трансформации города и городской среды. В некоторых случаях в качестве такого ядра могут выступать девелоперские агентства, реализующие программы реконструкции и ревитализации отдельных городских зон, в некоторых случаях креативные консультанты либо инновационные центры, обладающие необходимыми компетенциями работы с населением и городской средой. Как правило, организационные структуры, отвечающие за инновационное развитие городов, создаются по проектному принципу для реализации пилотных проектов. Финансирование последних осуществляется по венчурному принципу.
Таблица 44
Уровень развития Кемерово и Новокузнецка в сопоставлении
с городами Сибири и Урала
|
Кемерово |
Новокузнецк |
Екатеринбург |
Новосибирск |
Красноярск |
Численность населения |
525,6 тыс. чел. |
652,4 тыс. чел. |
1336,5 тыс. чел. |
1413 тыс. чел. |
920 тыс. чел. |
Система управления |
|
|
|
|
|
Бюджет города в 2007 году (доходы) |
- |
6 738 млн. руб. |
13 788 млн. руб. |
19 240 млн. руб. |
7 735 млн. руб. |
Стратегический план развития |
Подготовлен проект Комплексной программы социально-экономического развития г. Кемерово |
Готовится проект Комплексной программы социально-экономического развития г. Новокузнецка |
Стратегический план развития Екатеринбурга до 2015 года (2003 год) |
Стратегический план устойчивого развития Новосибирска (2002 год) |
Программа социально-экономического развития города Красноярска до 2010 года (2004 год) |
Информационное управление (e-government) |
Администрация города, МП "Городской информационный центр" реализуют проект-справочник "Открытый город": www.open-city.ru |
- |
Концепция информатизации муниципального образования "Город Екатеринбург" ("Электронный Екатеринбург") на период 2002 - 2010 годов (утв. 24.09.2002 Гор. Думой) |
Лауреат в отдельных номинациях конкурса МЭРиТ РФ "Лучший регион в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) 2005 года" |
- |
Внедрение современных технологий управления ("результативное управление", стандартизация и регламентация муниципальных, бюджетных услуг) |
- |
- |
- |
- |
Реализует программу реформирования муниципальных финансов при поддержке МФ РФ (за счет субсидий Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов на 2006 год) |
Уровень жизни населения |
|
|
|
|
|
Средняя заработная плата в месяц в 2006 году |
8 839 руб. (2005 год) |
12 316 руб. |
10 500 руб. (2005 год) |
10 606,6 руб. |
10 091 руб. (2005 год) |
Объем жилищного строительства в 2006 году |
200,1 тыс. кв. м |
201,8 тыс. кв. м |
730 тыс. кв. м |
828 тыс. кв. м |
810 тыс. кв. м |
Транспортная доступность, логистика |
|
|
|
|
|
Аэропорт |
Международный |
Федерального значения |
Международный (Кольцово)* |
Международный (Толмачево)* |
Международный (Емельяново)* |
Перевезено пассажиров (тыс. чел.), 2005 год |
260 |
140 |
1466 |
1461 |
1094 |
Узел грузовых перевозок |
- |
- |
- |
Аэрофлот-Карго |
Волга-Днепр |
Складское хозяйство, логистические парки |
Преимуществен- но С и D |
Преимущественно С и D |
А, B, C, D |
А, В, С, D |
Преимущественно С и D |
Наличие глобальных 3PL провайдеров |
Отсутствуют |
Отсутствуют |
Есть |
Есть (FM Logistic, Bee Logistic Ltd. и др.). |
Отсутствуют |
Уровень развития ИКТ |
|
|
|
|
|
Число точек доступа Wi-Fi (хот-спотов) |
Опытная сеть Wi-MAХ ОАО "Сибирьтелеком" |
2 |
34 |
90 |
10 |
Интернет-индекс goroda.yandex.ru (март 2007 года) |
43-е место |
Не включен |
1-е место |
2-е место |
10-е место |
Индекс E-region готовности регионов к информационному развитию |
Кемеровская область: 38-е место |
24-е место |
18-е место |
40-е место |
|
Развитие бизнес-инфраструктуры, В том числе:
|
|
|
|
|
|
Гостиницы |
Доминирует старый фонд. Парк-Отель Грааль - это первый в Кемеровской области четырехзвездочный бизнес-отель. Гостиница: 39 номеров, 5 этажей. |
Доминирует старый фонд. Нет гостиниц высшего класса и международных сетей |
42 средних и крупных отеля, свыше 5300 номеров. За 2005 год открыто 11 гостиниц на 647 мест, за 2006-й - 7 отелей. 2 гостиницы высшего класса. Есть гостиницы международных сетей (Rezidor SAS, реализуются проекты Hyatt, Accor) |
Доминирует старый фонд (29 крупных и средних отелей, 1150-1200 номеров, 3048 мест). Нет гостиниц международных сетей. Объявлено о строительстве гостиниц под управлением Rezidor SAS, Swisshotel и Protea Hospitality Corp |
Доминирует старый фонд: 35 отелей, 2644 номера. Нет гостиниц высшего класса и гостиниц международных сетей |
Крупные специализированные выставочные и конгресс-центры |
Кемеровская область выставочная компания "Экспо-Сибирь". Павильон - кемеровский легкоатлетический манеж (специализированных площадей нет) |
Торгово-выставочный комплекс "Ника" |
Более 200 выставок в год (16 выставочных операторов). Наиболее крупные центры: КОСК "Россия", "ИнЭкспо", ЦМТЕ, ДИВЦ. Строятся первый конгресс-отель крупнейший ВЦ (площадь до 100 тыс. кв. м) |
Международный выставочный центр "Сибирская ярмарка" |
Международный торгово-деловой центр "Сибирь" (45 тыс. кв. м) |
Общая площадь офисов |
На конец 2005 года общая площадь качественных офисов оценивалась в 7 тыс. кв. м |
Качественные офисные помещения на рынке коммерческой недвижимости не представлены |
2,7 - 2,9 млн кв. м, из них А и B - 85 - 90 тыс. кв. м |
Около 1,5 - 2 млн. кв. м |
15 - 20 офисных зданий, в основном бывшие институты и учреждения |
Класс бизнес-центров |
Преимуществен но С, D |
Преимущественно С, D |
А, В, С, D |
В, С, D. На 2007 год запланирован ввод бизнес-центров класса А (около 80 тыс. кв. м) |
В, С, D |
Средняя ставка аренды офиса класса "В", кв. м/руб. в месяц |
100 - 350 (за С+) |
100 - 350 (за С+) |
520 - 550 |
350 - 400 |
350 - 800 |
Развитие торговли и сферы услуг |
|
|
|
|
|
в том числе оборот предприятий общественного питания в 2006 году |
2,7 млрд. руб. |
2,972 млрд. руб. |
8,35 млрд. руб. |
- |
3,48 млрд. руб. (2005 г.) |
Объем бытовых услуг в 2006 году |
1,8 млрд. руб. |
1,2 млрд. руб. |
2 млрд. руб. (2005 г.) |
2,2 млрд. руб. |
2,32 млрд. руб. (2005 г.) |
Объем розничного товарооборота в 2006 году |
55,5 млрд. руб. |
51,2 млрд. руб. |
200 млрд. руб. |
130,6 млрд. руб. |
68,37 млрд. руб. (2005 г.) |
Торговые площади |
117 тыс. кв. м |
228,2 тыс. кв. м |
Около 1 000 тыс. кв. м (45% - качественные площади в ТЦ) |
800 тыс. кв. м |
642 тыс. кв. м |
Современные торговые центры, торговые улицы (street-retai) |
Недифференцированные по уровню классности торговые улицы (street-retai). ТЦ первого поколения (якорный оператор - торговля). Площадь до 25 тыс. кв. м. В 2007 году сдается ТЦ второго поколения "АЛПИ" площадью до 60 тыс. кв. м |
Торговая зона. ТЦ первого поколения (якорный оператор - торговля, кроме ТЦ "Глобус"). Площадь до 20 тыс. кв. м |
Торговые улицы и коридоры разного уровня классности (street-retai). ТЦ второго поколения (торгово-развлекательные центры, специализация). Площадь до 130 тыс. кв. м (свыше 60 сетевых операторов) |
Торговые улицы и коридоры разного уровня классности (street-retai). ТЦ второго поколения (торгово-развлекательные центры, специализация) |
Недифференцированные по уровню классности торговые улицы (street-retai). ТЦ второго поколения (якорный оператор - торговля). Площадь до 40 тыс. кв. м |
Уровень развития образовательной системы |
|
|
|
|
|
Место в рейтинге субъектов Федерации по уровню образования населения (ГУ-ВШЭ, 2006 г.) |
53-е место |
64-е место |
20-е место |
52-е место |
|
Качество образования (ГУ-ВШЭ, 2006 г.) |
77-е место |
54-е место |
55-е место |
42-е место |
|
Доступность образования (ГУ-ВШЭ, 2006 г.) |
48-е место |
24-е место |
18-е место |
29-е место |
|
Региональная образовательная политика (ГУ-ВШЭ, 2006 г.) |
55-е место |
12-е место |
64-е место |
18-е место |
|
Вузовская система города |
14 государственных (из них 6 филиалов) и 2 негосударственных вуза (из них 1 филиал), 52,3 тыс. студентов |
6 государственных вузов, из них 4 филиала, 1 негосударственный |
16 государственных и 10 негосударственных вузов |
18 государственных и 9 негосударственных вузов; филиалы 5 государственных и 8 негосударственных вузов. Общее количество студентов около 200 тыс. человек |
15 государственных вузов, 71 256 тыс. студентов |
Крупные межрегиональные и международные мероприятия (события) |
|
|
|
|
|
Спортивные соревнования мирового уровня |
Проводятся |
Нет |
Проводятся |
Проводятся |
Проводятся |
Международные (межрегиональные) конгрессы |
Нет |
Нет |
Саммит ШОС 2009 года |
Нет |
Красноярский инвестиционный форум совместно с МЭРиТ РФ |
Ключевые проекты развития |
Создание терминально-логистического комплекса федерального значения**. Строительство города-спутника Кемерово "Лесная поляна" (800 тыс. кв. м жилья). Строительство общественно-делового центра (культурно-досуговый и общественно-деловой центры, выставочный комплекс, парковки) общей площадью 100 тыс. кв. м |
Застройка центра города и благоустройство набережной |
Программа "Торговые узлы", новые торговые зоны. Крупные проекты комплексной застройки (район "Академический" и др.). Центр современного искусства. Музейный комплекс "Екатеринбург". Большой Евразийский университет. Создание терминально-логистического комплекса федерального значения |
Федеральный технопарк. Развитие авиационного хаба. Создание терминально-логистического комплекса федерального значения. Переход к комплексной застройке больших территорий города |
Сибирский федеральный университет. Новый аэропортовый комплекс. Формирование агломерации с Красноярском в качестве ядра. Создание терминально-логистического комплекса федерального значения |
3.2.7.2. Поддержка и развитие местных инициатив
Поддержка и развитие в регионе местных инициатив в качестве основного инструмента активизации местного самоуправления, решения социальных и экономических проблем территорий. Данная практика широко распространена в Европе. Для целей поддержки местных инициатив может быть использован Фонд муниципального развития (далее - ФМР), распределение средств которого может осуществляться на конкурсной основе и на условиях софинансирования с местным самоуправлением.
Сами проекты в среднесрочной перспективе должны быть направлены в первую очередь на:
1. Решение вопросов улучшения внутриобластной системы коммуникаций, комплексного территориального планирования, выстраивания системы согласования стратегий и программ развития входящих в агломерации муниципальных образований (поддержка совместных проектов различных муниципальных образований).
2. Развитие городской среды, решение проблемы ветхого жилищного фонда. Кемеровская область относится к субъектам Федерации, имеющим наибольший удельный вес ветхого и аварийного жилищного фонда. В целом износ жилищного фонда области приближается к 50 %. По состоянию на начало 2007 года сносу по ветхости и аварийности подлежат 3,3 млн. кв. метров (5,8 %, это в 3 раза больше, чем в среднем по России). Средний процент износа основных фондов ЖКХ составляет 60-70 %, в том числе отопительных котельных - 67 %. В полной замене нуждаются 30% магистральных и внутриквартальных тепловых, 52 % водопроводных и 43 % канализационных сетей. Суммарные потери в сетях в отдельных случаях достигают 30-40 % произведенной тепловой энергии; 20 % всех инженерных сетей нуждаются в немедленной реконструкции. Хотя объем ремонта коммунальных сетей ежегодно растет, тем не менее он составляет от 50 до 80 % от норматива. Износ канализационных сетей приводит к увеличению выбросов неочищенных стоков в реку Томь, тем самым ухудшая экологическую ситуацию не только в Кемеровской области, но и смежных областей, находящихся в Обском бассейне.
3. Обеспечение экологического благополучия региона.
4. Поддержка малого бизнеса. Развитие последнего позволяет повысить устойчивость экономики муниципальных образований, может способствовать ее структурной перестройке. По числу малых предприятий Кемеровская область занимает 13-е место в Российской Федерации и 2-е место в Сибирском федеральном округе. За три года оборот предприятий малого бизнеса возрос в 2,6 раза (15-е место в Российской Федерации, 3-е место в Сибирском федеральном округе). В 2006 году предпринимательством было занято около 200 тыс. человек, что составляет 15,7 % занятых в экономике области. В области зарегистрировано 15,8 тыс. малых предприятий. По видам экономической деятельности малые предприятия распределяются следующим образом: "Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования" (45,5 %), "Операции с недвижимым имуществом" (16 %), "Строительство" (12,6 %), "Обрабатывающие производства" (11,4 %). Из числа малых предприятий по виду экономической деятельности "Обрабатывающие производства" 17,3 % приходится на производство машин и оборудования, 15,5 % - производство пищевых продуктов, включая напитки и табак, 9,6 % - обработку древесины и производство изделий из дерева, 9,3 % - металлургическое производство и производство готовых металлических изделий, 8,3 % - текстильное и швейное производство. Сегодня работают 20 муниципальных фондов, Государственный фонд поддержки малого предпринимательства Кемеровской области, а также бизнес-инкубаторы, учебные и учебно-деловые центры. В целом вклад малого бизнеса в ВРП Кемеровской области должен возрасти с 22 % в 2006 году до 32-40 % в 2020-м.
В настоящий момент в регионе реализуются разнообразные государственные программы, так или иначе ориентированные на поддержку малого бизнеса, использующие разнообразный инструментарий: совершенствование действующего законодательства в сфере поддержки малого предпринимательства; развитие инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства и расширение предоставляемых ею услуг; кредитно-финансовая и имущественная поддержка малого предпринимательства; содействие органам местного самоуправления в поддержке малого предпринимательства; статистическое, научно-методическое и информационное обеспечение малого предпринимательства и его государственной поддержки.
В то же время у области есть значительный потенциал в улучшении условий развития малого бизнеса, совершенствовании институциональной среды, в которой он работает. Это потребует от региональных и муниципальных (а от них малый бизнес зависит в большей степени, чем от органов государственной власти субъекта Федерации) властей значительного объема нормотворческих и организационных действий.
Условия и факторы развития малого предпринимательства в Кемеровской области в сравнении с другими регионами СФО (данные опросов представителей малого предпринимательства по 75 регионам РФ, "ОПОРА", ВЦИОМ, 2006 год, %)
Таблица 45
Оценка текущего финансового состояния бизнеса
Позиция региона |
Регион |
Устойчивое, хватает для поддержания бизнеса и развития |
Относительно устойчивое, хватает для поддержания бизнеса, но не для развития |
Неустойчивое, не хватает для поддержания бизнеса |
Ухудшается с каждым днем |
Затрудняюсь ответить |
Индекс |
58 |
Республика Бурятия |
24 |
51 |
17 |
8 |
- |
149,3 |
60 |
Республика Хакасия |
21 |
52 |
25 |
1 |
- |
146,7 |
57 |
Алтайский край |
20 |
53 |
23 |
1 |
3 |
149,3 |
72 |
Красноярский край |
19 |
40 |
25 |
15 |
1 |
118,7 |
9 |
Иркутская область |
37 |
51 |
9 |
1 |
1 |
177,3 |
44 |
Кемеровская область |
37 |
37 |
9 |
8 |
8 |
157,3 |
12 |
Новосибирская область |
69 |
19 |
12 |
- |
- |
176,0 |
61 |
Омская область |
28 |
45 |
23 |
4 |
- |
146,7 |
74 |
Томская область |
12 |
44 |
36 |
4 |
4 |
116,0 |
30 |
Читинская область |
23 |
58 |
17 |
2 |
|
162,5 |
Таблица 46
Оценка предпринимателями условий ведения бизнеса в своем
регионе по размеру рынка и величине потребительского спроса
Позиция региона |
Наименование региона |
В нашем |
Такие же условия |
В нашем регионе хуже |
Затруднились ответить |
Индекс |
3 |
Новосибирская область |
|
|
|
|
|
17 |
Красноярский край |
23 |
27 |
16 |
35 |
106,7 |
21 |
Кемеровская область |
21 |
33 |
29 |
16 |
92,0 |
28 |
Томская область |
1 |
60 |
16 |
23 |
85,3 |
40 |
Иркутская область |
11 |
40 |
35 |
15 |
76,0 |
46 |
Омская область |
7 |
43 |
36 |
15 |
70,7 |
52 |
Алтайский край |
9 |
33 |
45 |
12 |
64,0 |
63 |
Читинская область |
8 |
19 |
58 |
15 |
50,0 |
66 |
Республика Хакасия |
9 |
8 |
61 |
21 |
48,0 |
72 |
Республика Бурятия |
3 |
16 |
72 |
9 |
30,7 |
Таблица 47
Оценка наличия в регионе производственных и офисных площадей
Позиция региона |
Наименование региона |
В нашем регионе лучше |
Такие же условия |
В нашем регионе хуже |
Затруднились ответить |
Индекс |
2 |
Новосибирская область |
49 |
31 |
8 |
12 |
141,3 |
11 |
Томская область |
20 |
53 |
11 |
16 |
109,3 |
17 |
Красноярский край |
9 |
36 |
8 |
47 |
101,3 |
27 |
Иркутская область |
20 |
37 |
27 |
16 |
93,3 |
30 |
Омская область |
13 |
56 |
21 |
9 |
92,0 |
36 |
Алтайский край |
9 |
49 |
21 |
20 |
88,0 |
39 |
Кемеровская область |
8 |
45 |
21 |
25 |
86,7 |
63 |
Республика Бурятия |
9 |
41 |
37 |
12 |
72,0 |
66 |
Республика Хакасия |
12 |
20 |
44 |
24 |
68,0 |
74 |
Читинская область |
4 |
33 |
48 |
15 |
56,3 |
Таблица 48
Оценка возможности получить производственные площади
Позиция региона |
Наименование региона |
Практически |
Достаточно сложно |
Достаточно легко |
Очень |
Затрудняюсь ответить |
Индекс |
10 |
Республика Бурятия |
21 |
49 |
25 |
1 |
3 |
56,0 |
13 |
Томская область |
16 |
57 |
25 |
1 |
- |
53,3 |
15 |
Новосибирская область |
3 |
64 |
11 |
8 |
15 |
52,0 |
30 |
Республика Хакасия |
35 |
40 |
16 |
- |
9 |
41,3 |
33 |
Кемеровская область |
36 |
43 |
15 |
4 |
3 |
40,0 |
37 |
Читинская область |
31 |
44 |
15 |
- |
10 |
39,6 |
42 |
Омская область |
16 |
64 |
11 |
5 |
4 |
36,0 |
56 |
Красноярский край |
36 |
45 |
9 |
3 |
7 |
30,7 |
61 |
Алтайский край |
24 |
61 |
13 |
1 |
- |
29,3 |
66 |
Иркутская область |
35 |
52 |
9 |
1 |
3 |
24,0 |
Таблица 49
Проблемы, возникающие у малых предприятий при приобретении
в собственность, аренду бизнес-недвижимости
Регион |
Ограниченный доступ к конкурсным торгам, прозрачность и честность проведения |
Чрезмерно высокие цены или жесткие условия оплаты |
Жесткие требования к условиям целевого использования площади |
Недостаток достоверной информации |
Республика Бурятия |
23 |
46 |
20 |
9 |
Республика Хакасия |
14 |
47 |
24 |
24 |
Алтайский край |
13 |
67 |
23 |
12 |
Красноярский край |
21 |
66 |
15 |
26 |
Иркутская область |
20 |
43 |
15 |
11 |
Кемеровская область |
19 |
68 |
33 |
7 |
Новосибирская область |
7 |
64 |
7 |
8 |
Омская область |
23 |
67 |
32 |
19 |
Томская область |
7 |
64 |
11 |
16 |
Читинская область |
4 |
56 |
15 |
15 |
Таблица 50
Шансы предпринимателя отстоять законные интересы в суде,
если его оппонентом будут региональные и местные власти
Позиция региона |
Регион |
Нет шансов |
Минимальные шансы |
Шансы 50% |
Довольно большие шансы |
Шансы 100% |
Затруднились ответить |
Индекс |
13 |
Иркутская область |
15 |
33 |
33 |
5 |
7 |
7 |
64,0 |
15 |
Алтайский край |
20 |
27 |
39 |
9 |
- |
5 |
62,7 |
16 |
Читинская область |
25 |
21 |
25 |
8 |
- |
21 |
62,5 |
25 |
Республика Бурятия |
21 |
32 |
21 |
11 |
- |
15 |
57,3 |
29 |
Республика Хакасия |
35 |
20 |
25 |
8 |
1 |
11 |
54,7 |
32 |
Омская область |
29 |
29 |
21 |
5 |
7 |
8 |
53,3 |
59 |
Кемеровская область |
29 |
37 |
23 |
7 |
- |
4 |
40,0 |
66 |
Красноярский край |
39 |
31 |
15 |
3 |
- |
13 |
33,3 |
70 |
Новосибирская область |
56 |
17 |
7 |
- |
- |
20 |
26,7 |
73 |
Томская область |
23 |
59 |
19 |
- |
- |
- |
18,7 |
Таблица 51
Готовность предпринимателей обращаться в суд для защиты
своих прав
Позиция региона |
Регион |
Не станут обращаться в суд |
Станут обращаться в суд |
Затруднились |
Индекс |
8 |
Республика Хакасия |
37 |
56 |
7 |
118,7 |
16 |
Читинская область |
38 |
50 |
13 |
112,5 |
26 |
Алтайский край |
41 |
43 |
16 |
101,3 |
29 |
Республика Бурятия |
47 |
45 |
8 |
98,7 |
34 |
Кемеровская область |
41 |
37 |
21 |
96,0 |
47 |
Омская область |
55 |
43 |
3 |
88,0 |
54 |
Иркутская область |
57 |
40 |
3 |
82,7 |
57 |
Красноярский край |
53 |
35 |
12 |
81,3 |
65 |
Новосибирская область |
64 |
33 |
3 |
69,3 |
66 |
Томская область |
64 |
33 |
3 |
69,3 |
75 |
Тульская область |
75 |
16 |
9 |
41,3 |
Таблица 52
Наличие в регионе отраслей экономики, доступ в которые для малого
бизнеса кем-либо искусственно затруднен
Позиция региона |
Регион |
Да |
Нет |
Затруднились ответить |
Индекс |
10 |
Читинская область |
42 |
35 |
23 |
93,8 |
12 |
Республика Хакасия |
41 |
33 |
25 |
92,0 |
15 |
Новосибирская область |
55 |
45 |
- |
90,7 |
19 |
Томская область |
55 |
43 |
3 |
88,0 |
26 |
Республика Бурятия |
59 |
39 |
3 |
80,0 |
27 |
Иркутская область |
59 |
39 |
3 |
80,0 |
42 |
Кемеровская область |
64 |
36 |
- |
72,0 |
55 |
Омская область |
71 |
25 |
4 |
54,7 |
61 |
Красноярский край |
72 |
23 |
5 |
50,7 |
70 |
Алтайский край |
75 |
19 |
7 |
44,0 |
Таблица 53
Риски, наиболее актуальные для малого предпринимательства
|
Резкое ухудшение общей ситуации в экономике |
Рост арендных платежей |
Отказ в продлении аренды |
Повышение налогов |
Повышение тарифов |
Отмена льгот |
Приход крупного монополиста |
Ужесточение контроля |
Вымогательства со стороны власти |
Вымогательства криминала |
Незаконные попытки силового захвата бизнеса |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
Республика Бурятия |
56 |
44 |
13 |
65 |
43 |
7 |
33 |
31 |
21 |
13 |
7 |
Республика Карелия |
55 |
85 |
33 |
71 |
57 |
9 |
24 |
21 |
5 |
- |
1 |
Республика Хакасия |
76 |
49 |
17 |
51 |
20 |
3 |
33 |
17 |
- |
- |
1 |
Алтайский край |
61 |
55 |
11 |
60 |
45 |
3 |
21 |
24 |
17 |
3 |
1 |
Красноярский край |
72 |
60 |
27 |
56 |
36 |
8 |
40 |
20 |
11 |
1 |
7 |
Иркутская область |
61 |
65 |
23 |
47 |
24 |
8 |
20 |
19 |
25 |
13 |
7 |
Кемеровская область |
55 |
64 |
37 |
59 |
35 |
8 |
28 |
17 |
13 |
9 |
4 |
Новосибирская область |
53 |
44 |
12 |
49 |
31 |
1 |
9 |
7 |
4 |
- |
1 |
Омская область |
71 |
63 |
27 |
73 |
37 |
8 |
45 |
17 |
24 |
1 |
9 |
Томская область |
43 |
24 |
13 |
65 |
43 |
7 |
47 |
13 |
7 |
- |
4 |
Читинская область |
63 |
42 |
25 |
79 |
50 |
6 |
29 |
38 |
8 |
8 |
2 |
Таблица 54
Развитие в регионе практики выполнения малыми предприятиями
работы или поставки по заказу крупных предприятий
Позиция региона |
Регион |
Это очень широко распространено |
Иногда такое бывает, но редко |
Такого практически нет |
Затруднились ответить |
Индекс |
11 |
Курганская область |
7 |
53 |
9 |
31 |
150,7 |
30 |
Иркутская область |
19 |
39 |
23 |
20 |
134,7 |
31 |
Алтайский край |
17 |
35 |
19 |
29 |
133,3 |
34 |
Омская область |
13 |
48 |
29 |
9 |
132,0 |
48 |
Красноярский край |
11 |
32 |
21 |
36 |
121,3 |
56 |
Республика Бурятия |
20 |
24 |
32 |
24 |
112,0 |
63 |
Томская область |
7 |
35 |
32 |
27 |
109,3 |
66 |
Кемеровская область |
7 |
21 |
24 |
48 |
104,0 |
67 |
Республика Хакасия |
12 |
17 |
27 |
44 |
102,7 |
72 |
Читинская область |
6 |
21 |
40 |
33 |
87,5 |
73 |
Новосибирская область |
16 |
21 |
63 |
- |
74,7 |
3.2.7.3. Поддержка и реализация новых уникальных проектов
Горнолыжные курорты
В настоящий момент к числу таких уникальных проектов, связанных с развитием территорий Кемеровской области, относится строительство горнолыжных курортов "Шерегеш" (горнолыжный комплекс общероссийского масштаба) и "Танай" (горнолыжный комплекс регионального значения).
В Горной Шории, где расположен ГЛК "Шерегеш", существуют уникальные природные условия для развития горнолыжного спорта: уникальный снег - легкий, летящий и "холодный" (такие качества снега присущи лишь немногим горнолыжным курортам мира).
"Шерегеш" в настоящий момент самый крупный и наиболее быстро растущий ГЛК России: восемь подъемников (в том числе шесть - бугельных, два - парно-кресельных), восемь ратраков (машин для подготовки склонов). Гостиничный комплекс на горе Зеленая насчитывает более 25 гостиниц на 700 мест, семь объектов сервисного обслуживания, 18 кафе, два ресторана и два культурно-развлекательных центра, несколько автомобильных стоянок. Проектная мощность ГЛК: гостиничный комплекс вместимостью до 4960 мест (отели трех-, четырех-, пятизвездочного уровня); 21 подъемник; 39 горнолыжных трасс
(140 км); центр досуга на 500 мест; административно-деловой центр; оздоровительное медицинское учреждение. Основной целью проекта является создание международного туристического комплекса круглогодичного функционирования с оказанием санаторно-курортных услуг, соответствующего международным стандартам. Общая сметная стоимость проекта - 15,7 млрд. руб. (на конец 2006 года уже вложено около 1,2 млрд. руб.).
В результате реализации проекта будет создано 4124 новых рабочих места. В 3,4 раза увеличится поток туристов (со 100 до 340 тыс. человек в год), годовая выручка от реализации услуг - 5625 млн. руб., налоговые поступления (20 лет) 22 857 млн. руб. И все же не менее важным для области является то, что подобного рода проекты задают новые стандарты инженерных инфраструктур региона (транспортной доступности и качеству транспортных услуг; к гостиничному бизнесу и сфере услуг; к качеству городской среды и проч.). Но главное, эти проекты предполагают инвестиции в уникальные компетенции работы с людьми, их досугом и здоровьем. Все это в целом формирует запрос на осознанную культурную политику в регионе.
Ревитализация выводимых из эксплуатации индустриальных объектов и территорий
Судя по всему, в ближайшие 5 - 10 лет Кемеровской области придется заново решать вопрос о том, как осуществлять ревитализацию выводимых из эксплуатации (закрываемых) шахт и металлургических производств. Решение данной задачи в залоге полного восстановления природной среды невозможно и слишком затратно. Простая консервация объектов или их частичный демонтаж приводят к выбытию из использования значительных территорий. Очевидно, что в этих условиях придется разрабатывать не только программы рекультивации ранее использовавшихся для промышленности земель, но и программы вторичного использования старых производственных объектов в новых целях, для новых типов деятельности, в первую очередь для культурной индустрии. Именно по такому пути пошли европейские страны, вовлекая в общественный оборот выведенные из эксплуатации производственные объекты, построенные еще в ходе первичной индустриализации.
"Информационный" город
В ближайшее 5 - 10 лет Кемеровской области придется определяться по отношению к формированию "информационных городов", на статус которых будут в первую очередь претендовать Кемерово и Новокузнецк. В настоящий момент в регионе интенсивно растет число пользователей Интернетом, будет развиваться сектор сетевых услуг (в первую очередь интернет-торговля). ОАО "Сибирьтелеком" уже смонтировал опытную сеть мобильного доступа к широкополосному Интернету - Wi-MAХ - и запустит ее в эксплуатацию уже в 2007 году. Либо процесс формирования "информационных городов" в регионе пойдет стихийно, в первую очередь за счет расширения сферы информационных услуг в торговле, общественном питании, на транспорте, бытовом обслуживании, либо регион и муниципальные образования станут активными участниками данного процесса, формируя отчасти и саму архитектуру информационных сетей в городе. Возможности здесь чрезвычайно широки за счет внедрения интернет-решений в систему государственного управления (взаимодействия между различными органами государственной и муниципальной власти, данных органов с гражданами и организациями), в сферу социального обеспечения, здравоохранения, образования.
Кемеровские города невозможно сравнить по своему информационно-коммуникационному развитию с новыми "информационными" городами в Азии, но повторить путь Таллина вполне возможно. Это потребует формирования специального проекта "информационного города" и создания работающих для его реализации частно-государственных партнерств.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.