Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России (далее также Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Русскиной И.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в отсутствие представителя заявителя ООО ПМП "Континент" и в присутствии представителей муниципального заказчика - главы администрации МО "Поселок Нижний Баскунчак" Кушаналиева Е.М. (распоряжение от 18.07.2016 359), представителя администрации МО "Поселок Нижний Баскунчак" Боярской К.И. (доверенность от 12.04.2021 N26), рассмотрев жалобу ООО ПМП "Континент" на действия муниципального заказчика - администрации МО "Поселок Нижний Баскунчак" при проведении электронного аукциона на право заключить муниципальный контракт на выполнение работ по поставке и замене паровых котлов центральной котельной МО "Поселок Нижний Баскунчак" Ахтубинского района Астраханской области. (номер извещения: 0125300003621000001), на основании ст.99, ст.105, ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 24.11.2020 поступила жалоба ООО ПМП "Континент" (далее - Заявитель, Общество) на действия муниципального заказчика - администрации МО "Поселок Нижний Баскунчак" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключить муниципальный контракт на выполнение работ по поставке и замене паровых котлов центральной котельной МО "Поселок Нижний Баскунчак" Ахтубинского района Астраханской области. (номер извещения: 0125300003621000001) (далее - электронный аукцион).
Податель жалобы полагает, что аукционная документация на право заключить муниципальный контракт на выполнение работ по поставке и замене паровых котлов центральной котельной МО "Поселок Нижний Баскунчак" Ахтубинского района Астраханской области. (номер извещения: 0125300003621000001) (далее - аукционная документация) не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
29.03.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещены извещение о проведении электронного аукциона и документация о нем.
Заявитель считает, что Заказчиком неверно установлено требование к первой части заявки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг должна содержать наименование страны происхождения товара, конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Пунктом 25 раздела "Информационная карта" аукционной документации установлено, что первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать информацию:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В "Ведомости ресурсов" в разделе приложение к технической части, размещенных Заказчиком в единой информационной системе, содержится перечень как используемых, так и поставляемых товаров.
Однако, указанные товара не разграничены.
Таким образом, аукционная документация не позволяет однозначно определить требования Заказчика к содержанию и составу первой части заявки участника, что нарушает требования пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Кроме того, согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Однако аукционная документация не содержит инструкцию по заполнению первой части аукционной заявки, что нарушает требования пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Кроме того, Заявитель считает, что Заказчик в нарушение части 5,6 статьи 31 Закона о контрактной системе установил дополнительные требования к участникам закупки, противоречащие постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99).
Комиссия считает данный довод обоснованным по следующим основаниям.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) названного Федерального закона, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
В силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта.
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации. В случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
При этом, частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Заказчик в пункте 23 раздела "Информационная карта" аукционной документации установил дополнительные требования в соответствии с п. 2 приложения N 1 Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 N99, а именно:
"Выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей;
- наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта). При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять:
не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей".
Однако, учитывая, что закупка проводится на капитальный ремонт объекта капитального строительства, следовательно, Заказчик в нарушение части 5 и части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе установил в пункте 23 раздела "Информационная карта" аукционной документации дополнительные требования к участникам закупки, противоречащие Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N99.
Данные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Кроме того, довод Заявителя о том, что извещение не содержит банковские реквизиты для перечисления денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта, Комиссия считает необоснованным, поскольку пунктом 8 статьей 42 Закона о контрактной системе не предусмотрено указание таких реквизитов в извещениях о закупках.
Кроме того, в ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
Согласно письму Ассоциации - Региональное отраслевое объединение работодателей саморегулируемая организация "Астраханские строители" от 09.04.2021 N01-02/300, полученному в ответ на запрос Астраханского УФАС России от 07.04.2021 N04/2670, работы, указанные в аукционной документации (номер извещения: 0125300003621000001), относятся к работам по капитальному ремонту объектов капитального строительства.
Согласно требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно требованиям части 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей.
Таким образом, Заказчик, не установив требования в аукционной документации о наличии у участников закупки членства в СРО соответствующим требованиям действующего ГрК РФ за исключением ч.2.2 ст.52 ГрК РФ, нарушил положения пункта 1 части 1 статьи 31, части 5 статьи 31, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах Комиссия считает необходимым выдать Заказчику предписание об аннулировании электронного аукциона, в связи с допущением технической ошибки при размещении на официальном сайте информации об электронном аукционе, поскольку данная закупка размещена как на текущий ремонт.
На основании вышеизложенного, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО ПМП "Континент" на действия муниципального заказчика - администрации МО "Поселок Нижний Баскунчак" при проведении электронного аукциона на право заключить муниципальный контракт на выполнение работ по поставке и замене паровых котлов центральной котельной МО "Поселок Нижний Баскунчак" Ахтубинского района Астраханской области. (номер извещения: 0125300003621000001) обоснованной в части несоответствия аукционной документации требованиям пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 1 части 1, части 5, части 6 ст.31 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Признать муниципального заказчика - администрацию МО "Поселок Нижний Баскунчак" нарушившим пункт 2 части 1, части 3 статьи 64, пункт 1 части 1, части 5, части 6 ст.31 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона на право заключить муниципальный контракт на выполнение работ по поставке и замене паровых котлов центральной котельной МО "Поселок Нижний Баскунчак" Ахтубинского района Астраханской области. (номер извещения: 0125300003621000001).
3. Выдать администрации МО "Поселок Нижний Баскунчак" предписание об аннулировании электронного аукциона на право заключить муниципальный контракт на выполнение работ по поставке и замене паровых котлов центральной котельной МО "Поселок Нижний Баскунчак" Ахтубинского района Астраханской области. (номер извещения: 0125300003621000001).
4. Передать материалы, собранные в ходе рассмотрения жалобы Заявителя, должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии П.Л.Потылицын
Члены комиссии: Е.М.Балтыкова
И.В.Русскина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 12 апреля 2021 г. N 030/06/64-527/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.04.2021