Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия, антимонопольный орган)
рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) жалобу Общества с ограниченной ответственностью Строительная Компания "Дор-Сервис" на действия аукционной комиссии Управления государственных закупок Тюменской области при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги Подъезд к с.Ингалинское, км 1+238 - км 2+138 (Упоровский район) (реестровый номер закупки 0167200003421001024) (далее также - электронный аукцион, аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС поступила жалоба заявителя на действия аукционной комиссии уполномоченного органа при проведении электронного аукциона.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заявителя, заказчика, уполномоченного органа. Информация о содержании жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Заявитель считает, что принятое аукционной комиссией решение об отказе обществу в допуске к участию в электронном аукционе противоречит требованиям Закона о контрактной системе, поскольку его заявка на участие в электронном аукционе полностью соответствовала требованиям документации об электронном аукционе и нормам Закона о контрактной системе.
Как следует из пояснений уполномоченного органа, заявка ООО СК "Дор-Сервис" признана несоответствующей требованиям аукционной документации, поскольку в подтверждение опыта заявителем представлен договор субподряда N 238/П2020 от 03.09.2020 на выполнение работ по строительству объекта "Инженерная подготовка площадки для жилищного строительства в мкр. Южный г. Заводоуковска, Тюменской области. Строительство дорог", сведения о котором отсутствуют в реестре контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в реестре договоров, заключенных по результатам закупок в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Представитель заказчика позицию уполномоченного органа поддержал, пояснил, что в составе заявки на участие в аукционе участником закупки приложены акт приемки законченного строительством объекта от 16.11.2020 г., письмо от 22.03.2021 о том, что решение на ввод объекта в эксплуатацию не выдавалось. Вместе с тем, предметом представленного обществом договора N 238/П2020 от 03.09.2020 являлось строительство автомобильных дорог, что так же следует из содержания сметы договора. Автомобильная дорога отнесена к объекту капитального строительства, на строительство которой требуется соответствующее разрешение. Соответственно, заказчику работ на строительство дороги надлежало получить разрешение на строительство линейного объекта и, соответственно, по окончанию строительства получить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Вместе с тем, обществом не представлено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, при этом письмо общества от 22.03.2021 г. о том, что что решение на ввод объекта в эксплуатацию не выдавалось, аукционной комиссией правомерно не принято, поскольку не содержало доводов обосновывающих причины не предоставления разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя заявителя, уполномоченного учреждения, заказчика исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Как следует из части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Порядок рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе урегулирован статьей 69 Закона о контрактной системе.
В силу части 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Федерального закона N 44-ФЗ, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
Частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ.
Согласно части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 69 Закона, не допускается.
В соответствии с пунктом 2 части 1, части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Кроме того, согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона.
В силу части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Так, в соответствии Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов.
Согласно пункту 2(5) приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99 к участникам закупки на выполнение работ по капитальному ремонту линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей устанавливается требование о наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на выполнение работ по капитальному ремонту линейного объекта.
При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
В соответствии с п. 2(5) Приложения N 1 Постановления Правительства N 99 определены документы, подтверждающие соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям:
- копия исполненного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта либо копия контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на выполнение работ по капитальному ремонту линейного объекта капитального строительства;
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Из материалов дела усматривается, что Управление государственных закупок Тюменской области, являясь уполномоченным органом, в интересах заказчика - государственного казенного учреждения Тюменской области "Управление автомобильных дорог", выступило организатором проведения электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги Подъезд к с.Ингалинское, км 1+238 - км 2+138 (Упоровский район). Начальная (максимальная) цена контракта- 34 164 048,00 рублей. Информация об электронном аукционе 15.03.2021 г. была размещена на официальном общероссийском сайте ЕИС: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167200003421001024.
Пунктом 12 Извещения о проведении электронного аукциона установлены дополнительные требования к участникам электронного аукциона, в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ, а именно: наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на выполнение работ по капитальному ремонту линейного объекта.
Кроме того, в извещения о проведении электронного аукциона установлен исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками электронного аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе:
- копия исполненного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта либо копия контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на выполнение работ по капитальному ремонту линейного объекта капитального строительства;
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство).
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Аналогичные требования к участникам электронного аукциона содержатся п. 4.1 Раздела 4, п. 7.1 раздела 7 аукционной документации.
Как следует из протокола подведения итогов аукциона от 26.03.2021 заявка общества признана несоответствующей требованиям аукционной документации на основании п.2 ч.6 ст. 69 Закона о контрактной системе - несоответствие участника аукциона установленным в соответствии с ч.2 ст. 31 Закона N44-ФЗ требованиям п. 2 раздела 12, п. 2 раздела 13 извещения об электронном аукционе, п.4.1. раздела 4, п. 7.1. раздела 7 главы 1 документации об электронном аукционе: участником закупки не подтвержден опыт исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по капитальному ремонту линейного объекта в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99.
В качестве обоснования принятого решения аукционная комиссия указала, что в составе заявки участником представлен договор субподряда N 238/П2020 от 03.09.2020 на выполнение работ по строительству объекта "Инженерная подготовка площадки для жилищного строительства в мкр. Южный г. Заводоуковска, Тюменской области. Строительство дорог", сведения о котором отсутствуют в реестре контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в реестре договоров, заключенных по результатам закупок в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", а также не представлена копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
Из представленных документов следует, что оператором электронной площадки ООО РТС-тендер с использованием программно-аппаратных средств площадки из числа документов (их копий) размещенных в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке подтверждающих соответствие ООО СК "Дор-Сервис" дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 статьи 31 Закон N 44-ФЗ уполномоченному органу направлен договор субподряда N 238/П2020 от 03.09.2020 на выполнение работ по строительству объекта "Инженерная подготовка площадки для жилищного строительства в мкр. Южный г. Заводоуковска, Тюменской области. Строительство дорог" стоимость которого составила 49 606 526,40 рублей. Из содержания приложенной к договору сметы следует, что подрядчик выполнял работы по строительству автомобильной дороги. Кроме того, обществом представлено письмо (исх.N 12 от 22.03.2021 г.) о том, что решение на ввод объекта в эксплуатацию не выдавалось.
Как было указано выше, объектом закупки (предметом контракта) в рассматриваемом случае является выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги.
В этой связи, заказчиком во исполнение требований ч.2 ст. 31 Закона N44-ФЗ, Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 заказчиком установлены дополнительные требования к участникам закупки о наличии опыта работы, подтверждением которого является наличие контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта либо копия контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на выполнение работ по капитальному ремонту линейного объекта капитального строительства; копии акта (актов) выполненных работ, копии разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Согласно ч. 2 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 (ред. от 21.12.2020) "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" закреплена классификация объектов капитального строительства в зависимости от их функционального назначения и характерных признаков, указаны и линейные объекты, включая автомобильные дороги.
Таким образом, автомобильные дороги отнесены к объектам капитального строительства, при строительстве которых следует получить соответствующее разрешение на строительство такого объекта.
В свою очередь, из буквального прочтения части 15 ст. 55 ГрК РФ следует, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не требуется в случае, если для строительства или реконструкции объекта не требуется выдача разрешения на строительство. Учитывая, что заказчику работ на строительство автомобильной дороги надлежит получить разрешение на строительство объекта (дороги), а по окончанию строительства получить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Комиссия Тюменского УФАС России, исследовав содержание договора субподряда N 238/П2020 от 03.09.2020 на выполнение работ по строительству объекта "Инженерная подготовка площадки для жилищного строительства в мкр. Южный г. Заводоуковска, Тюменской области. Строительство дорог", установила, что к указанному договору не представлена копия разрешения на ввод объекта капитального строительства (автомобильной дороги) в эксплуатацию, что не соответствует требованиям п. 2 (5) Постановления Правительства N 99 и указанным выше положениям аукционной документации,.
При этом представленное в составе заявки письмо ООО СК "Дор-Сервис" от 22.03.2021 г. о том, что решение на ввод объекта в эксплуатацию не выдавалось, как верно отметил заказчик, не содержит соответствующего обоснования причин, по которым указанное разрешение не выдавалось; при этом ссылка в письме на п. 4,5 п.1 ч.6 ст. 51 ГрК РФ является не состоятельной, в силу того, что в указанной норме закона упомянут только орган, уполномоченный на выдачу разрешения на строительство. Иного заявителем не представлено.
В тоже время, Комиссия Тюменского УФАС России не может согласиться с выводом аукционной комиссии уполномоченного органа о признании заявки общества несоответствующей требованиям п. 2 (5) Постановления Правительства N 99 в части отсутствия сведений о договоре субподряда N 238/П2020 от 03.09.2020 в реестре контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в реестре контрактов, заключенных по результатам закупок в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Так, пунктом 2(5) Постановления Правительства N 99 установлен исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками закупки в качестве подтверждения опыта по капитальному ремонту линейного объекта: копия исполненного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта либо копия контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов на выполнение работ по капитальному ремонту линейного объекта капитального строительства.
В данном случае для участника закупки предусмотрена вариативность в подтверждении своего опыта в зависимости от предмета контракта (договора). Следовательно, сведения о контракте должны содержаться в реестре контрактов (договоров), лишь в тех случаях, когда участником закупки представлен контракт (договор) на выполнение работ по капитальному ремонту линейного объекта капитального строительства, однако в рассматриваемом случае заявителем в качестве подтверждения опыта представлен договор, предметом которого являлось строительство линейного объекта, что в свою очередь исключало требование о наличии сведений о таком договоре в реестре контрактов (договоров).
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, а также положения аукционной документации, Закона о контрактной системе, Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу о том, что представленными в составе заявки документами податель жалобы не подтвердил наличие у него соответствующего опыта работ. Иные документы, подтверждающие выполнение подателем жалобы работ по капитальному ремонту линейного объекта в составе заявки подателем жалобы представлены не были.
Кроме того, Комиссия Тюменского УФАС России считает возможным применить к рассматриваемому делу позицию Федеральной антимонопольной службы (ФАС России), изложенной в письме ФАС России N МЕ/51304/19В от 19.06.2019 г. наличие договора субподряда на выполнение отдельных видов строительных работ, не может являться подтверждением опыта в целях применения Постановления Правительства РФ N 99.
Следовательно, аукционная комиссия, руководствуясь требованиями аукционной документации, Постановлением Правительства N 99 правомерно признала заявку общества не соответствующей требованиям аукционной документации, Закону N 44 ФЗ.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 ст. 99, части 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью Строительная Компания "Дор-Сервис" на действия аукционной комиссии Управления государственных закупок Тюменской области при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги Подъезд к с.Ингалинское, км 1+238 - км 2+138 (Упоровский район) (реестровый номер закупки 0167200003421001024) необоснованной.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 8 апреля 2021 г. N 072/06/44/51/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.04.2021