Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в отсутствие представителей:
Администрация Московского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик) надлежащим образом уведомленных о времени и месте заседания Комиссии УФАС,
с участием представителей АО "Артис - Детское питание" (далее - Заявитель),
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу заявителя (вх. N 11924-ЭП/21 от 08.04.2021) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения конкурса с ограниченным участием в электронной форме на поставку молочной и бакалейной продукции (поставка, хранение, перевозка до пункта назначения, погрузо-разгрузочные работы, очистка и санитарная обработка транспортных средств) для организации питания в государственных бюджетных образовательных учреждениях NN 1, 8, 23, 34, 38, 41, 51, 67, 100, 107, 108, 111, 113, 279, 312, 355, 390, 428, 358, 489 Московского района Санкт-Петербурга в 2021 году. (извещения N 0172200000421000007) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме размещено 08.02.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200000421000007. Начальная (максимальная) цена контракта - 35 014 290, 87 рублей.
В жалобе АО "Артис - Детское питание" указало на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, положения Закона о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу ч. 1 ст. 56.1 Закона о контрактной системе под конкурсом с ограниченным участием в электронной форме понимается конкурс, при проведении которого информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, соответствующих предъявленным к участникам закупки единым требованиям и дополнительным требованиям.
В силу ч. 4 ст. 56.1 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса в электронной форме с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно п. 4 ч. 3 ст. 54.4 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать предусмотренные ст. 54.4 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме;
Комиссия УФАС отмечает, что действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию первых частей заявок. При этом Заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить первую часть заявки в соответствии с потребностями Заказчика.
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований Заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
Неустановление Заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь, может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели Заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой, целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей Заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей Заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Инструкция по заполнению заявки содержится в разделе 20.2 конкурсной документации и содержит следующие положения:
"22. в случае, установления минимального числового значения показателя товара в требовании к значению показателя, с использованием в требовании к значению показателя слов/словосочетаний/знаков не меньше , не ниже, , не менее , при этом наименование показателя содержит - и не содержит : , участнику необходимо указатьв составе первой части заявки одно конкретное значение для верхней границы диапазона и одно конкретное значение для нижней границы диапазона, которыевходят в установленный интервал или диапазон значений, при этом указанное участником значение в первой части заявки для нижней границы должнобыть не менее минимального числового значения указанного в требовании к значению показателя, а указанное участником значение в первой части заявки для верхней границы должно быть более минимального числового значения указанного в требовании к значению показателя. Так же значения предоставляемые в заявке должны быть без использования словсловосочетаний/знаков не меньше, не ниже, , не менее . Не допускается указывать равные значения для нижней и для верхней границы. В предложении участника значение нижней границы должно быть менее значения верхней границы.
23. в случае установления в требовании к значению показателя слов/словосочетаний/знаков "не меньше","не ниже", "" , минимально, при этом наименование показателя содержит ":" и "-" либо не содержит ":" и "-" , то данный показатель относится показателю для которого установлено максимальное или минимальное числовое значение в требовании к значению показателя, и участник закупки в первой части заявки на участие представляет значение показателя, не менее числового значения установленного в требовании к значению показателя, без использования в предложенном значении слов/словосочетаний/знаков "не меньше", "не ниже", "", минимально".
Комиссия УФАС констатирует, что вышеуказанный порядок предоставления показателей содержит условия, согласно которым слова "не меньше" и "не ниже", а также знаки относятся как к минимальным значениям, так и к максимальным значениям.
Установление подобного описания порядка предоставления показателей затрудняет подготовку первой части заявки на участие в конкурсе, поскольку указание значения менее минимального не представляется возможным.
Доводы жалобы признаны обоснованными, а в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 4. ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссия УФАС отмечает, что в материалах дела отсутствуют сведения, позволяющие утверждать, что выявленные нарушения повлияли на права и законные интересы участников закупки и повлияли на результаты закупки.
Таким образом, в соответствии с п. 3.35 Административного регламента Комиссией УФАС принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу АО "Артис - Детское питание" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 4 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 13 апреля 2021 г. N 44-1731/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.04.2021