Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителя ГБОУ гимназия N 642 "Земля и Вселенная" Василеостровского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик): ;
в отсутствие представителей Администрация Василеостровского района Санкт-Петербурга (далее-Уполномоченный орган), ООО "Корвет" (далее - Заявитель) надлежащим образом уведомленных о месте и времени заседания Комиссии УФАС;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 12819-ЭП/21 от 14.04.2021) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку мебели (извещение N 0172200002321000035), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 02.04.2021 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200002321000035. Начальная (максимальная) цена контракта - 4 105 790,00 руб.
В жалобе Заявитель указывает на нарушения Заказчиком требований законодательства о контрактной системе, которые выразились, в нарушении правил описания объекта закупки.
Информация, изложенная в жалобе, документы и сведения, размещенные в ЕИС, подтверждают следующие обстоятельства:
Согласно ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе предусматривает, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 данного закона, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
При формировании технического Задания заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, использующихся для оказания услуг, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Вместе с тем, заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом излагать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Требования к значениям показателей (характеристик) товара, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям установлены Заказчиком в Приложении N2 к документации об аукционе.
К товару по позиции N31 "Стул складной" Заказчиком установлены, в том числе, следующее требование:
"Все открытые торцы труб должны быть снабжены заглушками выполненными из полиэтилена высокой или низкой плотности по ГОСТ 16337-77 либо ГОСТ 16338-85.".
По мнению Заявителя, инструкцией не предусмотрено предоставления значения в случае установления требования с использованием союза "либо", в связи с чем значение должно предоставляться в неизменном виде.
Заявитель также указывает, что невозможно одновременно соблюсти требование соответствии ГОСТ 16337-77 и ГОСТ 16338-85.
Из пояснений представителей Заказчика, следует в рассматриваемой части при формировании документации об аукционе была допущена техническая ошибка, вместо союза "или" был указан союз "либо".
При этом, инструкция содержит порядок, согласно которому в случае установления требований о соответствии товара взаимоисключающим ГОСТам, товар должен соответствовать тому ГОСТу, который распространяется на товар в соответствии со значениями показателей которого данный товар выбран участником для предоставления в составе первой части заявки на участие в аукционе; в этом случае участник в заявке должен указать соответствие товара конкретной нормативно-технической документации, которая распространяется именно на данный товар.
Таким образом, Комиссией УФАС усматривает в действия Заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (ч.2 ст. 33) Закона о контрактной системе, выразившиеся в установление требований, не позволяющих определить потребность Заказчика в товаре.
Следовательно, данный довод жалобы является обоснованным.
2. К товару по позиции N20 "Кресло рабочее тип 2" Заказчиком установлены, в том числе, следующие требования:
"Высота кресла должна быть не менее 870 мм и менее 1000 мм."
"Высота регулировки кресла должна быть > 100 мм".
При этом, показатель высоты регулировки имеет указание только к минимальному требованию.
Комиссией УФАС установлено, что вышеуказанные требования установлены таким образом, что позволяют участникам закупки указать высоту регулировки кресла, которые не будут соответствовать требованиям к высоте кресла.
Исходя из изложенного в действах Заказчика усматривается нарушение п.1 ч.1 ст.64 (ч. 2 ст. 33) Закона о контрактной системе.
При необходимости уточнения каких-либо данных, содержащихся в аукционной документации, в том числе в техническом задании и инструкции, Заявитель был вправе в соответствии с ч. 3 ст. 65 направить запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. Однако запросов о разъяснении положений документации Заказчику не поступало.
Из сведений протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 16.04.2021 N0172200002321000035-1 следует, что по окончанию срока подачи заявок было подано 8 (восемь) заявок от участников, 5 (пять) из которых были допущены к участию в аукционе.
Комиссия УФАС отмечает, что в материалах дела отсутствуют сведения, позволяющие утверждать, что выявленные нарушения повлияли на права и законные интересы участников закупки и повлияли на результаты закупки.
Таким образом, в соответствии с п. 3.35 Административного регламента Комиссией УФАС принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Корвет" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1 ч.1 ст.64 (ч. 2 ст. 33) Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении виновных лиц Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 20 апреля 2021 г. N 44-1839/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.04.2021