Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия) в составе:
Председательствующий Комиссии - Белова А.Н., заместитель руководителя Управления,
члены комиссии:
- Славинский Д.П., ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок,
- Журавлев М.А., специалист-эксперт отдела контроля закупок,
в отсутствие представителей сторон (извещены надлежащим образом),
рассмотрев жалобу ООО "Ренессанс-Мед" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ ПК "Ордена "Знака Почета" Пермская краевая клиническая больница" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на приобретение одноразовых расходных материалов для оперблока ПККБ (клипсы). (изв. N 0356200002021000303),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика, выразившиеся в установлении Заказчиком в п. 4,5,6 Технического задания значений показателей, которым не соответствует ни одни из товаров, имеющихся на рынке. Также Заявитель полагает, Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона от 01.04.2021 г. N0356200002021000303 не указаны коды КТРУ.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356200002021000303 Заказчиком проводился электронный аукцион на приобретение одноразовых расходных материалов для оперблока ПККБ (клипсы).
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, аукционной документацией:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 01.04.2021 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 2 980 650,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 09.04.2021 г.
В п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
Комиссия, не оспаривая право Заказчика устанавливать показатели в соответствии со своими потребностями, отмечает, что параметры, установленные в документации о закупке, не должны приводить к ограничению количества участников закупки. В данном случае, исполнением требований Закона о закупках, должно являться наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в аукционной документации.
Аналогичная позиция содержится в п. 2 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г.).
Частью 2 ст. 8 Закона о закупках предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно ч. 6 ст. 67 Закона о закупках по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию:
1) об идентификационных номерах заявок на участие в таком аукционе;
2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий идентификационный номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;
3) о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе;
4) о наличии среди предложений участников закупки, признанных участниками электронного аукциона, предложений о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если условия, запреты, ограничения допуска товаров, работ, услуг установлены заказчиком в документации об электронном аукционе в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 3 ст. 66 Закона о закупках первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Аналогичные требования установлены п. 1.1 раздела 8 аукционной документации.
В соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о закупках порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 утверждены правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования каталога).
В силу п. 4 Правил использования каталога Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в ЕИС в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования и ведения каталога), утвержденных Постановлением N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно п. 3 раздела 5 информационной карты аукционной документации описание объекта закупки указано в приложении N 2 "Техническое задание (Спецификация)", в приложении N 3 "Проект контракта".
Согласно п. 4,5,6 Технического задания к поставке требуется "Клипса для клипирования кровеносного сосуда при открытых и эндоскопических хирургических операциях, металл" соответствующая позиции коду КТРУ: 32.50.13.190-00006937 и имеющие следующие показатели:
Наименование показателя |
Значения показателей |
Обоснование необходимости использования иной и дополнительной информации в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 г. N 145. |
Описание по КТРУ |
Стерильный металлический нерассасывающийся зажим, разработанный для имплантации в область вокруг кровеносного сосуда, лимфатического сосуда или другого трубчатого органа или пучка ткани для создания постоянной окклюзии. Изделие может использоваться для лигирования в открытых и эндоскопических (например, лапароскопических) хирургических операциях; может прилагаться одноразовый клипаппликатор |
Соответствует описанию КТРУ 32.50.13.190-00006937 |
Длина клипсы |
> 8 мм 10 мм |
|
Применение изделия |
Клипирование кровеносного сосуда открытое и эндоскопическое |
|
Расстояние между ножками клипсы (открытие) |
> 5 мм 6 мм |
В описании позиции КТРУ 32.50.13.190-00006937 указаны следующие характеристики:
Наименование характеристики |
Значение характеристики |
Единица измерения характеристики |
Длина клипсы (характеристика является обязательной для применения) |
2.6 и 4 |
Миллиметр |
> 4 и 6 |
Миллиметр |
|
> 6 и 8 |
Миллиметр |
|
> 8 и 10 |
Миллиметр |
|
> 10 и 12 |
Миллиметр |
|
> 12 и 14 |
Миллиметр |
|
> 14 и 16 |
Миллиметр |
|
> 16 и 18 |
Миллиметр |
|
> 18 и 20 |
Миллиметр |
|
Применение изделия (характеристика является обязательной для применения) |
Клипирование кровеносного сосуда открытое и эндоскопическое |
|
Расстояние между ножками клипсы (открытие) (характеристика является обязательной для применения) |
3 и 4 |
Миллиметр |
> 4 и 5 |
Миллиметр |
|
> 5 и 6 |
Миллиметр |
|
> 6 и 7 |
Миллиметр |
|
> 7 и 8 |
Миллиметр |
|
> 8 и 9 |
Миллиметр |
|
> 9 и 10 |
Миллиметр |
|
> 10 и 11 |
Миллиметр |
|
> 11 и 13 |
Миллиметр |
|
> 13 и 16 |
Миллиметр |
|
> 16 и 18 |
Миллиметр |
|
> 18 и 20 |
Миллиметр |
Комиссией установлено, что Заказчиком указаны показатели соответствующие позиции КТРУ.
Согласно п. 5 Правил использования каталога Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
Согласно п. 6 Правил использования каталога в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В п. 4,5,6 Технического задания "Клипса для клипирования кровеносного сосуда при открытых и эндоскопических хирургических операциях, металл" соответствующая позиции коду КТРУ: 32.50.13.190-00006937 указаны следующие показатели:
N п |
Наименование показателя |
Значения показателей |
Обоснование необходимости использования иной и дополнительной информации в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 г. N 145. |
4 |
Размер |
Средне-большие |
Соответствие размеру применяемого Заказчиком клипасоаппликатора |
5 |
Размер |
Большие |
Соответствие размеру применяемого Заказчиком клипасоаппликатора |
6 |
Размер |
Средне-большие |
Соответствие размеру применяемого Заказчиком клипасоаппликатора |
Комиссией установлено, что требование п. 5 Правил использования каталога Заказчиком соблюдено.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 12.04.2021 г. N 0356200002021000303-1-1 на участие в закупке было подано 5 заявок, 1 из которых было отказано в допуске к электронному аукциону.
Проанализировав допущенные заявки участников аукциона Комиссией установлено, что к поставке участниками в позициях 4,5,6 были предложены товары следующих производителей LIGACLIP EXTRA LT300 (Германия/США/Мексика), WECK Hemoclip Ligation System 30460AL/WK523860 (США), ООО "ИВФ "Медфармсервис" (Российская Федерация), "Карл Шторц ГмбХ и Ко. КГ" (ФРГ).
Таким образом довод Заявителя о невозможности предложить к поставке товары, соответствующие требованиям Заказчика не нашел своего подтверждения.
На основании указанного, Комиссия приходит к выводу, что в действиях Заказчика нарушений положений Закона о закупках не имеется.
Относительно довода Заявителя о том, что Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона от 01.04.2021 г. N0356200002021000303 не указаны коды КТРУ, соответствующие закупаемым позициям товаров Комиссия отмечает следующее.
Согласно п. 2 ст. 42 Закона о закупках в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
Заказчик с доводом Заявителя не согласен по следующим основаниям.
В письменных пояснениях Заказчик указал, что с доводами заявителя не согласен и указал, что извещение о проведении электронного аукциона формируется заказчиком в Региональной Информационной Системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Пермского края. Данное извещение формируется автоматически и возможность указать код КТРУ и внести описание позиции у Заказчика отсутствует. Код ОКПД2 устанавливается в извещении так же автоматически.
Комиссия обращает внимание Заявителя на отсутствие обязанности Заказчика указывать код КТРУ в извещении о проведении закупки. Данный довод Заявителя основан на недействующем положении Закона о закупках, в частности, ч. 4 ст. 23 Закона о закупках, согласно которой наименование объекта закупки в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, указывается в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Данное положение утратило силу с 01.07.2019 г. в связи с изданием федерального закона от 01.05.2019 г. N 71-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
На основании указанного, Комиссия приходит к выводу, что в действиях Заказчика нарушений положений Закона о закупках не имеется.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Ренессанс-Мед" на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на приобретение одноразовых расходных материалов для оперблока ПККБ (клипсы). (изв. N 0356200002021000303) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председательствующий Комиссии |
А.Н. Белова
|
Члены Комиссии: |
Д.П. Славинский
|
М.А. Журавлев |
Журавлев М.А., 236-03-60
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 16 апреля 2021 г. N 004807-21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.04.2021