Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ГБОУ СОШ школы N 544 с углубленным изучением английского языка Московского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
ООО "Навигатор" (далее - Заявитель):
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. 12054-ЭП/21 от 09.04.2021) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку компьютерного оборудования для ГБОУ школы N544 с углубленным изучением английского языка Московского района Санкт-Петербурга для внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях Санкт-Петербурга в 2021 году в рамках реализации регионального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование" (извещение номер 0372200035521000007) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 01.04.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200035521000007. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 899 400,00 рублей.
В жалобе ООО "Навигатор" указывает на нарушения Заказчиком требований законодательства о контрактной системе, которые выразились в:
- утверждении ненадлежащей инструкции по заполнению первой части заявки;
- нарушении правил описания объекта закупки.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Согласно п. 3.32 Административного регламента по ходатайству лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и проведении внеплановой проверки, либо по собственной инициативе, в том числе для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, в заседании комиссии может быть объявлен перерыв. При объявлении перерыва лицам, присутствующим на заседании Комиссии, объявляется о дате, времени и месте продолжения заседания Комиссии. Письменное уведомление о месте, дате и времени рассмотрения жалобы после перерыва не направляется. При объявлении перерыва срок рассмотрения жалобы не приостанавливается и не продлевается.
После окончания перерыва заседание Комиссии продолжается с момента, на котором заседание было прервано. В случае если после окончания перерыва изменился состав Комиссии, то рассмотрение жалобы и проведение внеплановой проверки начинается заново.
16.04.2021 Комиссией УФАС принято решение об объявлении перерыва в заседании.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Согласно ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Требования к товарам установлены Заказчиком в Приложении N 2 "Требования к значениям показателей (характеристик) товара или эквивалентности предлагаемого к поставке товара, товара, используемого для выполнения работы, оказания услуги, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям" к документации об аукционе.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать инструкцию по заполнению заявки.
Действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию первых частей заявок. При этом заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить первую часть заявки в соответствии с потребностями заказчика.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
При этом заказчикам надлежит учитывать нормы, установленные ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе, согласно которым документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
Инструкция по заполнению первой части заявки установлена Заказчиком в разделе 19 "Инструкция по заполнению типовой формы заявки" документации об аукционе.
Заявитель утверждает, что положениями инструкции предусмотрены положения, которые не могут быть применимы в отношении показателей, использованных в Приложении N 2 "Требования к значениям показателей (характеристик) товара или эквивалентности предлагаемого к поставке товара, товара, используемого для выполнения работы, оказания услуги, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям" к документации об аукционе.
Заявитель приводит перечень слов, словосочетаний и символов, которые не используются в названном приложении, например, "ориентировочно", "превышает/не превышает", "примерный", "средний", "около", "в основном", "и другое" и др., что, по его мнению, свидетельствует об утверждении Заказчиком ненадлежащей инструкции по заполнению первой части заявки.
Заказчиком даны пояснения, что приведенная им инструкция по заполнению первой части заявки является типовой и содержит всю необходимую информацию для предоставления сведений о конкретных показателях товаров.
Также Комиссия УФАС считает необходимым отметить, что Заявителем представлен полный перечень слов, словосочетаний и символов, которые не имеют значения при заполнении первой части заявки, в виде копируемого и редактируемого документа, следовательно, он имел возможность исключить данную информацию для редактирования текста инструкции с целью дальнейшего использования.
При этом каких-либо доказательств, позволяющих Комиссии УФАС прийти к однозначным выводам о том, что данная инструкция (в рассматриваемой части) не позволяет представить соответствующее предложения о характеристиках товаров в материалы дела не представлены, ввиду чего данный довод жалобы не находит своего подтверждения.
2. Положениями инструкции предусмотрены следующие указания:
"В описании показателей (характеристик) товара, заказчик использует следующие виды показателей:
- показатели (характеристики), для которых установлены максимальные и (или) минимальные значения;
- показатели (характеристики), для которых указаны варианты значений;
- показатели (характеристики), значения которых не могут изменяться.
- показатели (характеристики), которые определяются диапазоном значений;
По первому виду показателей участник закупки указывает в случае если установлено максимальное или минимальное значение показателя, участник закупки указывает одно конкретное значение показателя, соответствующее установленному значению, если иное не определено настоящей инструкцией. В случае если установлено максимальное и минимальное значение показателя одновременно, участник закупки указывает одно конкретное значение показателя, соответствующее установленным значениям, если иное не определено настоящей инструкцией.
По второму виду показателей, участник закупки указывает одно или несколько конкретных значений показателя, соответствующие требованиям аукционной документации и настоящей инструкции, если иное не определено настоящей инструкцией.
По третьему виду показателей участник закупки указывает одно или несколько конкретных значений показателя, соответствующее требованиям аукционной документации и настоящей инструкции, если иное не определено настоящей инструкцией.
По четвертому виду показателей, которые определяются диапазоном значений, т.е. перечнем значений, лежащих в интервале между минимальным и максимальным значениями показателя), участник закупки указывает одно или несколько конкретных значений показателя, соответствующие установленным значениям и настоящей инструкции".
Заявитель обжалует невозможность сопоставить виды показателей и указания по их предоставлению.
Комиссия УФАС не может согласиться с данным утверждением, поскольку в данной части положения инструкции структурированы логически и последовательно, и позволяют однозначным образом сопоставить виды показателей и указания по их предоставлению.
Данный довод жалобы не находит своего подтверждения и является необоснованным.
3. Согласно положениям инструкции по заполнению первой части заявки:
"По второму виду показателей, участник закупки указывает одно или несколько конкретных значений показателя, соответствующие требованиям аукционной документации и настоящей инструкции, если иное не определено настоящей инструкцией.
При указании конкретных значений показателей второго вида, предлагаемого к поставке или используемого для выполнения работ, оказания услуг товара, участник закупки обязан указать конкретные значения показателей, выбранные из представленных в настоящей документации вариантов, описанные с использованием слов или словосочетаний: _ с использованием знаков и выражений: _ ";".
При указании конкретных значений показателей второго вида, предлагаемого к поставке или используемого для выполнения работ, оказания услуг товара и разделенных знаком ";" участник обязан указать в заявке все варианты из представленных к выбору в техническом задании и удовлетворяющих остальным требованиям технического задания".
Следует согласиться с доводами Заявителя, что в данной части положения инструкции содержат логическое противоречие в отношении применения знака ";", поскольку с одной стороны участникам закупки необходимо предоставить одно или несколько из альтернативных значений, а с другой стороны указать все альтернативные значения.
При установленных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу, что в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в утверждении ненадлежащей инструкции по заполнению первой части заявки. Довод жалобы является обоснованным.
4. Заявитель обжалует отсутствие в инструкции по заполнению первой части заявки указаний, позволяющих представить значения показателей "Максимальная пропускная способность установленного модуля памяти до 29864 Мбайт/c" и "Максимальная скорость передачи данных по интерфейсу подключения устройства чтения и записи оптических дисков до 6 Гбит/с".
Данные требования установлены Заказчиком в столбце "Минимальное значение показателя и/или максимальное значение показателя".
Таким образом, участникам закупки надлежало использовать следующие указания инструкции:
"По первому виду показателей участник закупки указывает в случае если установлено максимальное или минимальное значение показателя, участник закупки указывает одно конкретное значение показателя, соответствующее установленному значению, если иное не определено настоящей инструкцией".
С учетом вышеизложенного, Комиссия УФАС приходит к выводу, что данный довод жалобы не находит своего подтверждения и является необоснованным.
5. Заявитель обжалует отсутствие в инструкции по заполнению первой части заявки указаний, позволяющих представить значения показателей "Размеры ноутбука (ШхВхГ) не более 360x240x20 мм" и "Максимальное разрешение сканирования не менее 1200 х 1200 dpi".
Данные требования установлены Заказчиком в столбце "Минимальное значение показателя и/или максимальное значение показателя".
Таким образом, участникам закупки надлежало использовать следующие указания инструкции:
"По первому виду показателей участник закупки указывает в случае если установлено максимальное или минимальное значение показателя, участник закупки указывает одно конкретное значение показателя, соответствующее установленному значению, если иное не определено настоящей инструкцией".
С учетом вышеизложенного, Комиссия УФАС приходит к выводу, что данный довод жалобы не находит своего подтверждения и является необоснованным.
6. Заявитель обжалует отсутствие в инструкции по заполнению первой части заявки указаний, позволяющих представить значения показателя "Внешний интерфейс USB стандарта не ниже 3.0 не менее трех свободных".
При этом "Внешний интерфейс USB стандарта не ниже 3.0" является наименованием показателя, которое, согласно структуре Приложения N 2 "Требования к значениям показателей (характеристик) товара или эквивалентности предлагаемого к поставке товара, товара, используемого для выполнения работы, оказания услуги, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям" к документации об аукционе, не отнесено ни к одному из видов показателей, следовательно, довод жалобы не основан на положения документации об аукционе и является необоснованным.
7. Заявитель утверждает, что, предоставляя разъяснения положений документации об аукционе, Заказчиком было указано: "Для формирования как можно более точных требований к значениям показателей (характеристик) товара или эквивалентности предлагаемого к поставке товара, товара, используемого для выполнения работы, оказания услуги, позволяющих определить соответствие установленным заказчиком требованиям была составлена инструкция по заполнению заявок для участия в аукционе которая полностью описывает все возможные не точные толкования требований технического задания, а так же отвечающая техническому заданию и не противоречащая ему".
Вместе с тем, подобное утверждение не свидетельствует о нарушении Заказчиком правил описания объекта закупки, поскольку оно носит общий характер и не относится к какой-либо конкретной характеристике, либо конкретной товарной позиции. Довод жалобы является необоснованным.
8. Заявитель обжалует требование Заказчика "Экран ноутбука наличие сертификации TV Rheinland Low Blue Light позволяющую снизить уровень излучения до 70%", утверждая, что оно ограничивает количество участников закупки.
Заказчик пояснил, что данное требование установлено во исполнение Распоряжения Минпросвещения России от 14.01.2021 N Р-16 "Об утверждении методических рекомендаций по приобретению оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания для обновления материально-технической базы общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций в целях внедрения цифровой образовательной среды в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование", согласно которому при реализации мероприятий по обновлению материально-технической базы ЦОС необходимо учитывать принцип обеспечения полного и эффективного использования приобретаемой материальной технической базы, в том числе ее использование (включая перемещение внутри образовательной организации) для различных предметных областей, урочной и внеурочной деятельности, мероприятий (олимпиад) и других целей. Данная технология направлена на снижение нагрузки на зрительные органы обучающихся, и реализуется рядом производителей: "Asus", "Lenovo", "Dell" и др.
Заявителем доказательств обратного не представлено, ввиду чего довод жалобы не находит своего подтверждения.
9. Комиссия УФАС отмечает, что в материалах дела отсутствуют сведения, позволяющие утверждать, что выявленные нарушения повлияли на права и законные интересы участников закупки и повлияли на результаты закупки.
Таким образом, Комиссией УФАС в соответствии с п. 3.35 Административного регламента принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 33, 59, 64, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Навигатор" обоснованной в части отдельных доводов об утверждении ненадлежащей инструкции по заполнению первой части заявки.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что оно повлияло на результаты закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 16 апреля 2021 г. N 44-1850/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.04.2021