Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Заместителя председателя Комиссии, Врио заместителя начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Лыкова И. Г.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневской Е. В.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Резцовой А. М.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Рошевского С. И.,
В присутствии представителей:
от заказчика - Лукьянченко О. В., Трубицина Е. А.,
от ООО "Экспресс-Линк" - Карасюк Е. И.,
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "Экспресс-Линк" на действия заказчика - ГКУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Ставропольском крае" по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0821200001721000006 "Оказание услуг по предоставлению доступа к информационно-коммуникационной сети "Интернет" для обеспечения государственных нужд Ставропольского края.".
По мнению заявителя жалобы действия заказчика при осуществлении закупки не соответствуют и нарушают требования Закона N 44-ФЗ.
Представители заказчика пояснили:
Все процедуры по осуществлению вышеуказанной закупки были проведены в соответствии с требованиями Закона. Действия заказчика и уполномоченного органа соответствуют требованиям действующего законодательства РФ о контрактной системе.
Комиссия, рассмотрев доводы жалобы ООО "Экспресс-Линк", выслушав стороны, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости); в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям названного Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
16.04.2021 г. Заказчиком было размещено извещение по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0821200001721000006 "Оказание услуг по предоставлению доступа к информационно-коммуникационной сети "Интернет" для обеспечения государственных нужд Ставропольского края.".
В Приложении N1 к аукционной документации Заказчиком установлено требование:
"11. Услуга должна предоставляться по волоконно-оптическим линиям связи, проложенным в кабельной канализации без составных участков от узла доступа до оборудования заказчика, на базе собственной сети передачи данных, с топологией построения сети - "кольцо". Ввод кабеля связи в здание следует производить в месте, удаленном от вводов электрокабелей, водопровода и других подземных коммуникаций, а также в месте, доступном для осмотра в период эксплуатации. Поземный ввод кабеля должен быть осуществлен через подвальное помещение, далее по внутренним помещениям здания, без вывода на фасад.".
При этом, доступ в сети интернет по своей правовой сути является телематической услугой связи. Оказание телематических услуг связи производится на основании Постановления Правительства Российской Федерации N575 "Об утверждении Правил оказания телематических услуг связи" от 10.09.2007.
Данные правила определяют следующие понятия:
"абонентская линия" - линия связи, соединяющая пользовательское (оконечное) оборудование с узлом связи сети передачи данных;
"абонентский интерфейс" - технико-технологические параметры физических цепей, соединяющих средства связи оператора связи с пользовательским (оконечным) оборудованием, а также формализованный набор правил их взаимодействия;
"информационно-телекоммуникационная сеть" - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники;
"предоставление доступа к сети передачи данных" - совокупность действий оператора связи по формированию абонентской линии, подключению с ее помощью пользовательского (оконечного) оборудования к узлу связи сети передачи данных либо по обеспечению возможности подключения к сети передачи данных пользовательского (оконечного) оборудования с использованием телефонного соединения или соединения по иной сети передачи данных в целях обеспечения возможности оказания абоненту и (или) пользователю телематических услуг связи;
"техническая возможность предоставления доступа к сети передачи данных" - одновременное наличие незадействованной монтированной емкости узла связи, в зоне, действия которого запрашивается подключение пользовательского (оконечного) оборудования к сети передачи данных, и незадействованных линий связи, позволяющих сформировать абонентскую линию связи между узлом связи и пользовательским (оконечным) оборудованием.
В соответствии с данными определениями под "информационно-телекоммуникационной сетью", к которой предоставляется доступ, подразумевается система, состоящая из различных линий связи. Сеть оператора связи является частью информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Для подключения абонентов Оператор связи строит территориально распределенные один или несколько узлов связи, к которым производится подключение абонентов. Оператор связи при оказании услуги обязан сформировать абонентскую линию между оборудованием клиента и своим узлом связи.
В соответствии с п.22 данных Правил, в договоре указываются технические показатели, характеризующие качество телематических услуг связи (в том числе полосу пропускания линии связи в сети передачи данных) и технические нормы, в соответствии с которыми оказываются телематические услуги связи и технологически неразрывно связанные с ними услуги.
Таким образом, в соответствии с данными Правилами Заказчик вправе согласовывать технические характеристики услуги (например, скорость доступа или её доступность) и технические нормы, по смыслу которых требуется совместимость технических параметров абонентского оборудования Заказчика и Оператора (например, тип интерфейса).
В тоже время построение сети от узла доступа и далее является зоной ответственности Оператора, который вправе оказывать услуги любым разрешенным законом способом.
Податель жалобы указал, что операторы связи, оказывающие свои телематические услуги в г. Ставрополе, в том числе ООО "Экспресс-Линк", обычно строят свои сети по принципу "волокно в здание". Указанное означает, что узел доступа оператора размещается непосредственно в здании, где находится Заказчик.
В данном случае узел связи (узел доступа) ООО "Экспресс-Линк", к которому предполагается подключить абонентскую линию Заказчика, находится в здании по адресу: г.Ставрополь, ул. Ленина, д.285, стр.1. Адрес оказания услуги в конкурсной документации - г.Ставрополь, ул. Ленина, д.285, стр.1.
Следовательно, узел доступа Оператора и абонентское оборудование Заказчика находятся в одном здании.
Таким образом, требования Заказчика: "Услуга должна предоставляться по волоконно-оптическим линиям связи, проложенным в кабельной канализации без составных участков от узла доступа до оборудования заказчика, на базе собственной сети передачи данных, с топологией построения сети - "кольцо". Ввод кабеля связи в здание следует производить в месте, удаленном от вводов электрокабелей, водопровода и других подземных коммуникаций, а также в месте, доступном для осмотра в период эксплуатации. Поземный ввод кабеля должен быть осуществлен через подвальное помещение, далее по внутренним помещениям здания, без вывода на фасад" ограничивают участников закупки.
Таким образом, требование прокладывания кабеля в кабельной канализации является некорректным, так как, если оборудование Оператора и Заказчика находится в одном здании, то оно соединяется абонентской линией, проложенной во внутренних помещениях здания; Требование оказывать услугу на базе собственной сети является неправомерным, поскольку нормативно-правовыми актами не запрещено оказывать услуги на базе сети связи, принадлежащей на любых законных основаниях - например, на правах аренды; Требование к подземному вводу кабеля не имеет отношения к характеристикам услуги связи, а относится к гражданско-правовым взаимоотношениям между Оператором связи и собственником здания.
При таких обстоятельствах, Комиссией Ставропольского УФАС России по контролю в сфере закупок, в действиях заказчика установлены нарушения требований ч. 1 ст.33, ст. 8 Закона N 44-ФЗ.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Экспресс-Линк" на действия заказчика - ГКУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Ставропольском крае" по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0821200001721000006 "Оказание услуг по предоставлению доступа к информационно-коммуникационной сети "Интернет" для обеспечения государственных нужд Ставропольского края." - обоснованной.
2. По результатам проведения в порядке статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой проверки признать действия заказчика - ГКУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Ставропольском крае" нарушившим ч. 1 ст. 33, ст. 8 Закона N44-ФЗ, в связи с чем выдать обязательное для исполнения предписание.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии И. Г. Лыков
Е. В. Вишневская
Члены комиссии
А. М. Резцова
С. И. Рошевский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 28 апреля 2021 г. N 026/06/64-963/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.04.2021