Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу АО ПИ "Ставрополькоммунпроект" (далее - Заявитель) на действия МКУ "Управление строительства" при проведении администрацией МО г. Новороссийск открытого конкурса в электронной форме: "Выполнение проектно (изыскательских) работ по объекту: "Детский сад на 280 мест х. Семигорский г. Новороссийск"" (извещение N 0118300013321000288) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения конкурсной документации.
Уполномоченным органом представлены письменные пояснения по существу доводов жалобы. Представитель Уполномоченного органа с доводами жалобы не согласен, считает, что конкурсная документация соответствует требования Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным органом - администрацией МО г. Новороссийск проводился открытый конкурс в электронной форме: "Выполнение проектно (изыскательских) работ по объекту: "Детский сад на 280 мест х. Семигорский г. Новороссийск"" (извещение N 0118300013321000288).
Заказчик - МКУ "Управление строительства".
Начальная (максимальная) цена контракта - 13 636 706,40 рублей.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Ч. 1 ст. 54.1 Закона о контрактной системе предусмотрено, что под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
В соответствии с п. 8) ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства РФ от 28.11.2003 N1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее- Правила).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. N1085, утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
Согласно пункту 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
П. 11 Правил предусмотрено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению.
В пп б) п. 4 Правил указано, что в целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п. 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27 1 и 27 4 настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
В Разделе 10 конкурсной документации Заказчиком установлены "Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок":
Критерии оценки заявок |
Максимальная оценка в баллах по критерию |
Значимость критерия, |
Коэффициент значимости |
Максимальный рейтинг по критерию |
Максимальный итоговый рейтинг |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Цена контракта (стоимостной) |
100 баллов |
60% |
0,6 |
60 баллов |
100 балов |
2. Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (нестоимостной) |
100 баллов |
40% |
0,4 |
40 баллов |
Наименование показателя критерия |
Значение |
Величина значимости показателя критерия оценки в процентах |
Формула расчета количества баллов и (или) шкала оценки или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения |
Документы, подтверждающие квалификацию участника |
1. Наличие на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов |
Наличие у участника закупки на праве собственности или на ином законном основании оборудования, необходимого для выполнения работ по предмету закупки, а именно: Компьютер - 30 шт. и более, МФУ (цветная печать) - 2 шт. и более, Принтер - 5 шт. и более, Плоттер - 2 шт. и более, Инженерно-геодезическое оборудование: Электронный тахеометр - 3 шт. и более; Спутниковый приемник GNSS - 3 шт. и более; Оптический нивелир - 1 шт. и более; Комплект оборудования для геофизических исследований (в том числе: Телеметрическая сейсморазведочная система на 48 каналах. Портативный электроразведочный генератор: Многофункциональный электроразведочный измеритель) - 1 комплект и более; |
50%
|
Наличие оборудования в полном объёме - 100 баллов; Отсутствие одного вида оборудования или недостаточное количество по одному виду оборудования - 50 баллов; Отсутствие двух видов оборудования или недостаточное количество по двум видам оборудования - 25 баллов; Отсутствие трёх и более видов оборудования или недостаточное количество по трём и более видам оборудования - 0 баллов;
|
Подтверждающие документы, предоставляемые участником в составе заявки: договоры купли-продажи, акты приёма-передачи, копии карточек учета основных средств (Форма ОС-6), Заполняется по форме 1 |
2. Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ |
Количество специалистов у участника закупки с наличием высшего профессионального образования по специальности: Промышленное и гражданское строительство, Архитектура, Проектирование зданий, Городское строительство и хозяйство или Автомобильные дороги и аэродромы, Прикладная геодезия или Земельный кадастр, Инженерно-геологические изыскания или Геология и разведка месторождений полезных ископаемых, Геофизика, Водоснабжение и канализация, Инженерная защита окружающей среды, Электроснабжение, Электрификация, Теплогазоснабжение и вентиляция, Промышленная теплоэнергетика, Тепловые электрические станции, Технология производства (виды производства могут быть любыми) |
50% |
0 - 0 баллов; 1 - 15 - 5 баллов; 16 - 34 - 25 баллов; 35 и более специалистов - 100 баллов.
|
Копия трудовой книжки и трудового договора работника, подтверждающих наличие специалистов в штате организации, копия диплома или документа о присвоении необходимой профессиональной квалификации. Штатное расписание и сведения о среднесписочной численности работников в составе расчета по страховым взносам, подтверждающих наличие данного количества специалистов в штате организации |
ИТОГО |
|
100 |
|
|
Заявитель считает, что установление требований о предоставлении копий трудовых договоров ограничивает количество участников закупки.
При этом, на основании ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации наличие трудовых отношений между работником и работодателем подтверждается записью в трудовой книжке, а не трудовым договором, также участник закупки может заключать с наемными работниками гражданско-правовые договоры, которые формально не являются трудовыми.
Предоставление штатного расписания так же не может служить подтверждением того, что участник закупки располагает требуемым количеством работников, т.к. штатное расписание отражает количество ставок и перечень должностей конкретной организации, данные ставки могут быть утверждены, но фактически не заняты основными работниками. Организации вправе принимать сотрудников по совместительству (в таком случае запись в трудовую книжку не делается, т.к. она вносится по основному месту работы, а сотрудник не является штатной единицей).
Предоставление штатного расписания в совокупности с трудовыми договорами и трудовыми книжками возможно только на работников, для которых работа в организации является основным местом работы. Если в организации есть совместители, участник закупки лишен возможности предоставить о них информацию (т.к. в трудовую книжку внештатного работника запись не делается).
Таким образом, оценке подлежат специалисты, находящиеся в штате участника закупки, что исключает возможность привлекать специалистов на основании заключаемых с ними договоров на выполнение работ гражданско-правового характера, что ограничивает количество участников закупки в получении максимального балла по результатам рассмотрения заявки на участие в конкурсе.
Более того, Заказчиком не представлено подтверждение того, каким образом количество сотрудников по специальности, например, "Электроснабжение" в количестве 35 человек (для того чтобы получить максимальный балл по данному критерию) может отражать определенный уровень квалификации участника закупки, и что именно такое количество сотрудников необходимо ему для исполнения контракта и чем данное количество специалистов данной квалификации лучше, чем 15 специалистов в разных специальностях.
Таким образом, критерии оценки заявок участников закупки установлены Заказчиком с нарушением требований законодательства о контрактной системе и постановления Правительства N1085.
Допущенные нарушения Заказчика содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу АО ПИ "Ставрополькоммунпроект" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - МКУ "Управление строительства" нарушение ч. 3 ст. 7, п. 8) ч. 1 ст. 54.3, ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе.
3. Уполномоченному органу - администрации МО г. Новороссийск (конкурсной комиссии), Заказчику - МКУ "Управление строительства" выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 23 апреля 2021 г. N 023/06/54.3-1945/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.04.2021