Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПБ ГБУЗ "Городская поликлиника N 37" (далее - Заказчик):;
в отсутствие представителей ООО "НПО "Поляна" (далее - Заявитель) надлежащим образом уведомленных о времени и месте заседания Комиссии УФАС;
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 13081-ЭП/21 от 16.04.2021) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по транспортированию, обеззараживанию, обезвреживанию, размещению медицинских отходов класса Б для нужд СПб ГБУЗ "Поликлиника N 37" в 2021 году (извещение N 0372200088821000011) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основани и п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 22.11.2019 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372200088821000011.
Начальная (максимальная) цена контракта - 367 500, 00 рублей.
ООО "НПО "Поляна" указывает в жалобе неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе и выразившиеся в установлении требований к участникам закупки, ограничивающим количество участников закупки по основаниям, изложенным в жалобе.
Представители Заказчика на заседании Комиссии УФАС просили признать жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
Заявитель указывает в доводах жалобы на неправомерное установление Заказчиком требования к участникам закупки о наличии действующей лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, которая предполагает выполнение работ, не предусмотренных аукционной документацией.
В силу ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 ст. 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (ч.5 ст.31 Закона о контрактной системе).
При этом, в силу ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе указанные в настоящей статье требования предъявляются в равной мере ко всем участникам закупок.
Анализ аукционной документации показал, что Приложении N 1 к аукционной документации установлено требование к составу второй части заявки на участие в аукционе:
"2) документы (их копии), подтверждающие соответствие участника электронного аукциона требованиям п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ - наличие действующей лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности в соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";
3) декларация о соответствии участника электронного аукциона требованиям, предусмотренным в п. п. 3 - 9 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ. Декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки;
4) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости его наличия в целях совершения крупной сделки установлено законодательством РФ и (или) учредительными документами юридического лица и для участника электронного аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в электронном аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;
5) декларация о принадлежности участника к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям. Декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки".
В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки);
Согласно ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.ч. 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Для подтверждения соответствие участника аукциона требованиям, установленным п. 1 ч. 1 ст.31 Закона о контрактной системе участник закупки должен представить в составе второй части заявки копию действующей лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности по видам отходов и способам обращения с ними.
В соответствии с п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании), деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления).
Требования к обращению с медицинскими отходами установлены СанПин 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
Вместе с тем, медицинские отходы не относятся к числу отходов, включённых в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 N 242 и предусмотренный ст. 20 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "об отходах производства и потребления" и обращение с ними не регулируется законодательством об отходах производства и потребления.
Соответственно, Комиссия УФАС приходит к выводу, что установление Заказчиком требования о наличии у участника закупки действующей лицензии на осуществление деятельности, в том числе по сбору отходов I-IV классов опасности неправомерно и нарушает положения ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе, поскольку документация о закупке не предполагает осуществление подрядчиком работ по сбору и утилизации свалочных масс.
На основании вышеизложенного, в действиях Заказчика усматриваются нарушения ч. 6 ст. 31 (ч. 6 ст. 66) Закона о контрактной системе, выразившиеся в установлении неправомерных требований к участникам закупки.
Таким образом, жалоба признана необоснованной, а в действиях Заказчика усматриваются нарушения ч. 6 ст. 31 (ч. 6 ст. 66) Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссия УФАС отмечает, что в соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 20.04.2021 N71356 все заявки участников были признаны соответствующими требованиям документации.
Вместе с тем, Комиссия УФАС отмечает, что в материалах дела отсутствуют сведения, позволяющие утверждать, что выявленные нарушения повлияли на права и законные интересы участников закупки и повлияли на результаты закупки.
Таким образом, в соответствии с п. 3.35 Административного регламента Комиссией УФАС принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 31, 64, 66, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ЗАО "Спецтранс ЖСК" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 6 ст. 31 (ч.6 ст.66) Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений Заказчику его аукционной комиссии и оператору электронной площадки не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 22 апреля 2021 г. N 44-2003/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.05.2021