На основании части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N1576, приказа Кабардино-Балкарского УФАС России N 292 от 12.10.2020 г. инспекция Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Инспекция) в составе:
осуществив внеплановую проверку по поступившей информации о нарушении аукционной комиссией заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская клиническая больница N1" законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона N0304300013421000025 "Поставка лекарственных препаратов (лот N11)",
установила:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила информация от ООО "Центрум" о нарушении законодательства о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "Поставка лекарственных препаратов".
В обращении указывалось на незаконные действия аукционной комиссии, принявшей решение об отказе в допуске к участию в электронном аукционе участнику закупки по основанию, не предусмотренному Законом о контрактной системе. В обращении указывалось также на нарушение заказчиком статьи 33 Закона о контрактной системе.
Инспекция, исследовав материалы дела, пришла к следующим выводам.
В единой информационной системе в сфере закупок 15 апреля 2021 года было размещено извещение N0304300013421000025 о проведении электронного аукциона "Поставка продуктов питания (лот N11)" с начальной (максимальной) ценой контракта - 971 636,28 рублей.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона, дата и время окончания подачи заявок - 23.04.2021 09:00; дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе - 26.04.2021; дата проведения аукциона в электронной форме - 27.04.2021.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в аукционе от 26.04.2021 г., на участие в аукционе заявки подали три участника закупки, решением аукционной комиссии двум участникам закупки отказано в допуске к участию в аукционе. На основании части 8 статьи 67 Закона о контрактной системе электронный аукцион признается несостоявшимся.
Основанием отказа в допуске к участию в электронном аукционе участнику закупки с номером заявки "3" (ООО "Центрум") указано: ч. 3 ст. 66, ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе, часть 4 документации об электронном аукционе - первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать: в) сведения, содержащиеся в регистрационном удостоверении: номер регистрационного удостоверения, дата регистрации, наименование производителя товара. Заявка на участие в электронном аукционе, поданная участником не соответствует требованиям ст. 66 Закона о контрактной системе, и является основанием для отказа в допуске к участию в электронном аукционе по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе.
Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе определено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с требованиями части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, в пункте 11.2.2 информационной карты документации об аукционе установлено требование к содержанию первой части заявки, согласно которому, первая часть заявки должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Пунктом 11.2.3.3 информационной карты документации об аукционе установлены требования к документам, предоставляемым в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе, подтверждающих соответствие товара требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации - копии действующих регистрационных удостоверений федерального органа исполнительной власти в сфере здравоохранения, уполномоченного на регистрацию лекарственных препаратов или выписки из государственного реестра лекарственных средств о государственной регистрации товара с указанием номера и даты регистрации, за исключением лекарственных препаратов указанных в части 5 статьи 13 Федерального закона от 12.04.2010 г N61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств".
Частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, что аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 3 статьи 67 Закона о контрактной системе, по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Как указано в части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе, отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
В технической части документации об аукционе установлены требования к закупаемым препаратам, перечень которых состоит из 59 позиций. При описании объекта закупки в документации указываются международное непатентованное наименование, лекарственная форма, дозировка, единицы измерения, количество ед.измерения.
В своей заявке участник закупки с номером заявки "3" (ООО "Центрум") указывает международное непатентованное наименование (МНН), торговое наименование (ТН), лекарственную форму, дозировку, единицы измерения, количество ед.измерения, количество упаковок, страну происхождения предлагаемых к поставке препаратов.
Таким образом, заявка участника закупки соответствует требованиям документации об аукционе.
Решение аукционной комиссии об отказе в допуске участнику закупки, заявка которого соответствует требованием документации об аукционе, признается Инспекцией неправомерным.
В соответствии с частью 2 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
В пункте 11.2 документации об аукционе указано, что рекомендуемая форма первой части заявки приведена в приложении N 1 части IV "Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе".
Согласно приложению N1 части IV документации об аукционе, рекомендуемая форма первой части заявки должна содержать международное непатентованное или группировочное или химическое наименование; торговое наименование; лекарственную форму, дозировку, фасовку; ед.измерения; общее количество; наименование страны происхождения товара.
В инструкции по заполнению заявки указано, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе;
в) сведения, содержащиеся в регистрационном удостоверении: номер регистрационного удостоверения, дата регистрации, наименование производителя товара*.
*Сведения, требуемые Заказчиком, соответствуют информации содержащейся в регистрационном удостоверении лекарственного средства. Приказом Минздрава России от 26.05.2016 г. N 320н утверждена форма регистрационного удостоверения и сведения, содержащиеся в нем.
Данные требования установлены Заказчиком для предупреждения оборота фальсифицированных, недоброкачественных и контрафактных лекарственных средств. Согласно статье 57 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", продажа фальсифицированных лекарственных средств, недоброкачественных лекарственных средств, контрафактных лекарственных средств "запрещается".
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 12.04.2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", (далее-Закон о лекарственных средствах) лекарственные препараты вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. При этом регистрационное удостоверение лекарственного препарата - документ, подтверждающий факт государственной регистрации лекарственного препарата. Обязательной государственной регистрации на территории Российской Федерации подлежат все лекарственные препараты.
Требуемые Заказчиком сведения в первой части заявки имеются в открытых общедоступных источниках. Данные о зарегистрированных лекарственных препаратах содержатся в государственном реестре лекарственных препаратов. Ведение государственного реестра лекарственных средств (далее - ГРЛС) для медицинского применения в Российской Федерации осуществляется Минздравом России. ГРЛС размещен на официальном сайте Минздрава России в сети Интернет (http://grls.rosminzdrav.ru).
При этом, инструкция по заполнению заявки содержит требования к первой части заявки, не предусмотренные Законом о контрактной системе.
Действия заказчика, установившего ненадлежащую инструкцию по заполнению заявки, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Пунктом 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83, пунктом 3 части 2 статьи 83.1 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями. Положения настоящего пункта не применяются при определении поставщика лекарственных препаратов, с которым заключается государственный контракт в соответствии со статьей 111.4 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 17.10.2013 N 929 "Об установлении предельного значения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), при превышении которого не могут быть предметом одного контракта (одного лота) лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями" (далее - Постановление N 929) предельное значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) установлено в размере 1 тыс. рублей, если предметом одного контракта (одного лота) наряду с иным лекарственным средством (иными лекарственными средствами) является поставка лекарственного средства с МНН (при отсутствии такого наименования - с химическим, группировочным наименованием), в рамках которого отсутствуют зарегистрированные в установленном порядке аналогичные по лекарственной форме и дозировке лекарственные средства.
Согласно сведениям Государственного реестра лекарственных средств (ГРЛС), ведение которого предусмотрено статьей 33 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", на территории Российской Федерации в рамках МНН "Эмпаглифлозин" зарегистрирован 1 лекарственный препарат с торговым наименованием "Джардинс" с лекарственной формой "таблетки" в дозировке 10 мг, в рамках МНН "Кальцитриол" зарегистрирован 1 лекарственный препарат с торговым наименованием "Рокальтрол" с лекарственной формой "капсулы" в дозировке 0,25 мкг.
Исходя из вышеизложенного, Постановлением N 929 не предусмотрено объединение в один лот лекарственного средства с МНН, в рамках которого отсутствуют зарегистрированные в установленном порядке аналогичные по лекарственной форме и дозировке лекарственные средства с иными лекарственными средствами.
Таким образом, Инспекция приходит к выводу, что заказчиком неправомерно объединена в один лот поставка лекарственных препаратов, которые соответствует только одному производителю с иными лекарственными препаратами.
Вышеуказанные действия заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Инспекция, на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N1576,
решила:
1. Признать в действиях заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская клиническая больница N1", аукционной комиссии нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, частей 3, 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
2. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу УФАС по КБР для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Руководитель инспекции:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 11 мая 2021 г. N 007/06/99-492/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.05.2021