На основании части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе) Комиссией Краснодарского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее Комиссия) в присутствии по ВКС представителя ФГБУ "Главрыбвод" проведена внеплановая проверка в отношении заказчика - ФГБУ "Главрыбвод" при проведении закупок NN 0318400002821000007, 0318400002821000008, 0318400002821000005, 0318400002821000004, 0318400002821000006 в части нарушения законодательства о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Краснодарское УФАС России поступило обращение Белова, согласно которому документации закупок содержат нарушения п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе: требование к комбикорму не соответствует ГОСТ.
Запрос котировок N 32110187828 проводится в соответствии с 223-ФЗ. В связи с чем, копия обращения передана в соответствующий отдел управления для рассмотрения.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ФГБУ "Главрыбвод" в ЕИС размещены закупки на поставку комбикорма для рыб в форме электронного аукциона:
- N 0318400002821000007 от 15.04.2021, НМЦК 994 252,90 рублей. На участие в закупке подана 1 заявка - ООО "Альфреус Фидс". Контракт не заключен.
N 0318400002821000008 от 15.04.2021, НМЦК 500 600,80 рублей. На участие в закупке подана 1 заявка - ООО "Альфреус Фидс". Контракт не заключен.
N 0318400002821000005 от 06.04.2021, НМЦК 983 932,00 рублей. На участие в закупке подана 1 заявка - ООО "Альфреус Фидс". Контракт заключен.
N 0318400002821000004 от 05.04.2021, НМЦК 985 257,95 рублей. На участие в закупке подана 1 заявка - ООО "Альфреус Фидс". Контракт заключен.
N 0318400002821000006 от 14.04.2021, НМЦК 991 529,40 рублей. На участие в закупке подана 1 заявка - ООО "Альфреус Фидс". Контракт заключен.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Документации электронных аукционов содержат Раздел "Описание объекта закупки", где Заказчиком установлены функциональные и технические характеристики к поставляемому товару. Также указано, что Поставщик обязан предоставить все необходимые документы, подтверждающие соответствие товара требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
По закупке N 0318400002821000007 заказчиком установлены требования к размеру частиц: тип 1 - 0,3-0,5 мм; тип 2 - 0,5-0,8 мм; тип 3 - 2,0 мм; тип 4 - 4,5 мм; тип 5 - 6,0 мм; тип 6 - 8,0 мм; тип 7 - 9,0 мм, тип - 8 - 12 мм.
По закупке N 0318400002821000008 установлены требования к размеру частиц: тип 1 - 0,8-1,2 мм; тип 2 - 1,5 мм.
По закупке N 0318400002821000005 установлены требования к размеру частиц: тип 6 - 4,5 мм, тип 7 - 6,0 мм; тип 8 - 8,0 мм; тип 9 - 9,0 мм. Зола не более 12,0%.
По закупке N0318400002821000004 установлены требования к размеру частиц: тип 1 - 0,2-0,3 мм; тип 2 - 0,3-0,5 мм; тип 3 - 0,5-0,8 мм; тип 4 - 2,0 мм; тип 5 - 3,0 мм; тип 6 - 4,5 мм; тип 7 - 6,0 мм; тип 8 - 8,0 мм; тип 9 з- 9,0 мм; тип 10 - 12,0 мм. Зола не более 12%, клетчатка не более 2,5%.
По закупке N0318400002821000006 установлены требования к размеру частиц: тип 1 - 0,2-0,3 мм; тип 2 - 0,3-0,5 мм; тип 3 - 0,5-08 мм; тип 4 - 2,0 мм; тип 5 - 3,0 мм; тип 6 - 4,5 мм; тип 7, 6,0 мм; тип 9 - 9,0 мм. Зола не более 12%, клетчатка не более 2,5%. Кроме того, в документации закупки в разделе "Потребность в осетровых кормах" содержится тип 8, который отсутствует в Техническом задании.
Также установлены требования: срок годности кормов должен составлять не менее 10 месяцев с момента поставки для стартовых кормов и не менее 8 месяцев с момента поставки для продукционных кормов. При этом, в документации закупки не установлены требования, позволяющие определить потребность заказчика в отношении вида комбикорма.
ГОСТ 10385-2014 "Комбикорм для рыб. Общие технические условия" распространяется на комбикорма для рыб, выращиваемых и воспроизводимых в аквакультуре: карповых и сомовых рыб, осетров, лососей, бестеров, форели, веслоносов, сигов.
В Разделе 5 ГОСТ 10385-2014 установлены технические требования, а именно: "п.5.2 Комбикорма для рыб, в зависимости от назначения (массы и возраста выращиваемых рыб), подразделяются на следующие виды: стартовые, продукционные и для ремонтно-маточного стада.
Стартовые комбикорма для рыб вырабатывают в виде крупки, гранул и экструдата, продукционные и для ремонтно-маточного стада - в виде гранул и экструдата.
Пунктом 5.3 установлены основные показатели и характеристики, а именно:
5.3.1 Комбикорма для рыб по органолептическим показателям должны соответствовать требованиям, указанным в таблице 1.
Таблица 1
Наименование характеристики |
Содержание характеристики комбикормов для рыб в виде |
||
|
гранул |
крупки |
экструдата |
Внешний вид |
Гранулы цилиндрической формы с глянцевой или матовой поверхностью без трещин |
Плотные неслипшиеся многогранные частицы измельченных гранул без посторонних примесей и следов плесени |
Слегка деформированные цилиндры со структурой разной степени пористости |
Цвет |
От серого до коричневого в соответствии с цветом входящих в рецепт комбикорма компонентов или темнее |
||
Запах |
Свойственный набору входящих в рецепт комбикорма компонентов, без затхлого, плесенного и других посторонних запахов* |
||
* При добавлении ароматизаторов запах комбикорма для рыб должен соответствовать запаху используемого ароматизатора. |
5.3.2 Рекомендуемые размеры комбикормов для рыб в виде гранул, крупки и экструдата приведены в таблице 2.
Таблица 2
Вид комбикорма |
Размер (диаметр) комбикормов для рыб, мм |
|||||
|
в виде крупки |
в виде гранул и экструдата |
||||
Стартовый |
От |
0,1 |
до |
0,2 |
включ. |
От 2,0 до 3,5 включ. |
|
Св. |
0,2 |
до |
0,4 |
включ. |
|
|
Св. |
0,4 |
до |
0,6 |
включ. |
|
|
Св. |
0,6 |
до |
1,0 |
включ. |
|
|
Св. |
1,0 |
до |
1,6(2,0) |
включ. |
|
|
Св. |
1,6(2,0) |
до |
2,5 |
включ. |
|
|
Св. |
2,5 |
до |
3,2 |
включ. |
|
Продукционный и для ремонтно-маточного стада |
|
|
- |
|
|
От 2,0 до 15,0 включ. |
Примечания
1 Длина гранул и экструдата должна быть не более двух диаметров.
2 В каждой отдельной группе стартовых комбикормов допускается наличие крупки предыдущей и последующей групп в количестве не более 15%.
|
5.3.4 По физико-химическим показателям качества комбикорма для рыб должны соответствовать требованиям, указанным в таблицах 3-5.
Таблица 5 - Показатели качества комбикормов для лососевых и осетровых рыб
|
|
|
|
|
|
|
Наименование показателя |
Значение показателя для комбикормов |
|||||
|
оптимальных |
экономичных |
||||
|
старто-вых |
продук-ционных |
для ремонтно-маточного стада |
старто-вых |
продук-ционных |
для ремонтно-маточного стада |
Массовая доля влаги, %, не более: |
|
|
|
|
|
|
- в виде крупки и гранул |
|
|
13,5 |
|
|
|
- в виде экструдата |
|
|
12,0 |
|
|
|
Массовая доля сырого протеина, %, не менее |
50,0 |
42,0 |
50,0 |
45,0 |
38,0 |
50,0 |
Массовая доля сырого жира, %, не менее |
11,0 |
12,0 |
10,0 |
8,0 |
10,0 |
|
Массовая доля сырой клетчатки, %, не более |
1,5 |
3,0 |
2,0 |
2,5 |
5,0 |
2,0 |
Массовая доля сырой золы, %, не более |
11,0 |
10,0 |
12,0 |
|||
Массовая доля фосфора, %, не менее |
0,8 |
|||||
Массовая доля лизина, %, не менее |
3,0 |
2,1 |
2,4 |
2,3 |
1,8 |
2,4 |
Массовая доля метионина и цистина (в сумме), %, не менее |
1,6 |
1,2 |
1,3 |
1,2 |
0,9 |
1,3 |
Крошимость, %, не более: |
|
|
||||
- гранул |
3,0 |
5,0 |
||||
- экструдата |
2,0 |
3,0 |
||||
Водостойкость гранул, мин., не менее |
30,0 |
В соответствии с письмом ФАС России от 1 июля 2016 года N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:
1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например значение - 5 единиц;2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.
Из письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения. При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
По закупке N 0318400002821000007 заказчик указывает размер частиц 0,3-0,5 мм, 0,5-0,8 мм, которые отсутствуют в ГОСТе и не относится ни к стартовому, ни к продукционному комбикорму. Аналогично в закупке N 0318400002821000008 заказчик указывает размер частиц 0,8-1,2 мм, 1,5 мм, которые отсутствуют в ГОСТе и не относится ни к стартовому, ни к продукционному комбикорму.
По закупке N 0318400002821000005 заказчик указывает размер частиц, который отсутствует в ГОСТе и не относится ни к стартовому, ни к продукционному комбикорму, при этом требуется: зола не более 12,0%, что соответствует стартовому экономичному комбикорму. Таким образом, установлены противоречивые требования.
По закупке N 0318400002821000004 заказчик указывает размер частиц 0,2-0,3 мм; 0,3-0,5 мм; 0,5-0,8 мм, которые отсутствуют в ГОСТе и не относится ни к стартовому, ни к продукционному комбикорму. Также указано: зола не более 12,0%, клетчатка не более 2,5%, что соответствует стартовому экономичному комбикорму. Таким образом, установлены противоречивые требования.
По закупке N 0318400002821000006 заказчик указывает размер частиц 0,2-0,3 мм, 0,3-0,5 мм, 0,5-0,8 мм, которые отсутствуют в ГОСТе и не относится ни к стартовому, ни к продукционному комбикорму. Также указано: зола не более 12,0%, клетчатка не более 2,5%, что соответствует стартовому экономичному комбикорму. Таким образом, установлены противоречивые требования.
Вид изготовления (крупка, гранулы или экстрадукт) в документациях закупок заказчиком не указан, что не позволяет определить требования заказчика.
Таким образом, установленные Заказчиком требования в описании товара противоречат п.2) ч.1 ст.33, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе. Требование указать конкретные физико-химические не позволяет предоставить конкретные показатели, которые станут известны при испытании определенной партии товара (зола, клетчатка, конкретный размер частиц), что свидетельствует о нарушении ч. 3 ст. 7, п. 1) ч. 1 ст. 64, ч. 1 ст. 33, п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16.
Допущенные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссией установлено, что запросы о разъяснении положений документаций закупок от участников не поступали. Заказчик пояснил, что на участие в закупках подана заявка участника, продукция которого соответствует требованиям документации, имеет сертификат соответствия требованиям ГОСТ 10385-2014. По закупкам NN 0318400002821000004, 0318400002821000005, 0318400002821000006 контракты заключены.
Комиссия, руководствуясь ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. По результатам внеплановой проверки в действиях Заказчика - Азово-Черноморский филиал ФГБУ "Главное бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов" установлено нарушение ч. 3 ст. 7, п. 1) ч. 1 ст. 64, п. 2) ч. 1 ст. 33, п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что допущенные нарушения Закона о контрактной системе по закупкам NN 0318400002821000007, 0318400002821000008, 0318400002821000004, 0318400002821000005, 0318400002821000006 на результат определения поставщика не повлияли, Заказчику - Азово-Черноморский филиал ФГБУ "Главное бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов" предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
3. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 11 мая 2021 г. N ВП-136/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.05.2021