Комиссия Московского областного УФАС России в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ИП Бондарева Андрея Юрьевича (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Государственного казенного учреждения Московской области Ногинский центр занятости населения (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-ТЕНДЕР" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на предоставление услуг по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию безработных граждан (извещение N 0348100024421000015 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, неправомерно утвердившим положения Конкурсной документации в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
- начальная (максимальная) цена контракта - 160 000,00 руб.,
- дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 27.04.2021.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлено требование к участникам закупки о наличии действующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 40 части 1 статьи 12 Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями на территории инновационного центра "Сколково").
Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 N 1490 установлен порядок лицензирования образовательной деятельности, осуществляемой образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно (далее - организация, осуществляющая образовательную деятельность).
В соответствии со статьей 91 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании), образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.
Частью 2 статьи 91 Закона об образовании предусмотрено, что соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности являются образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.
Согласно Извещению, объектом закупки является: "Предоставление услуг по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию безработных граждан".
В пункте 16 Информационной карты Конкурсной документации, Заказчиком установлены единые требования к участникам закупки, в том числе:
"Исполнитель должен иметь лицензию на осуществление деятельности по предоставлению услуг по предмету открытого конкурса".
В Техническом задании Конкурсной документации установлены требования к качеству услуг и иные показатели, связанные с определением соответствия оказываемых услуг потребностям Заказчика, а именно:
"Наличие действующей лицензии на осуществление образовательной деятельности, выданной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. N 966 "О лицензировании образовательной деятельности" (по направлениям объекта закупки), обязательно".
Изучив Конкурсную документацию, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика по установлению вышеуказанных требований подобным образом противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе Конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 2 статьи 54.5 Закона о контрактной системе Конкурсной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок, документов и информации, предусмотренных частью 11 статьи 24.1 Закона о контрактной системе, принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком конкурсе требованиям, установленным конкурсной документацией, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.
Согласно части 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе Конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации).
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом, согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 27 Правил установлено, что Показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
В Критериях оценки заявок по показателю "Опыт участника" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации" (далее - Квалификация участников закупки) Заказчиком установлено в том числе следующее:
"Оцениваются представленные участником закупки исполненные Контракты (Договоры), содержащиеся в Единой информационной системе (с указанием номера закупки или ИКС закупки) с актами (актом) оказанных услуг по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию безработных граждан по профессии (специальности), являющейся предметом данного конкурса, с 01.01.2018 по 25.12.2020 г.
Оцениваются предложения участника закупки, которые подтверждены документально.
Оказание услуг должно быть осуществлено непосредственно силами участника закупки и подтверждаться следующими документами:
- копиями Контрактов (договоров) с юридическими лицами;
- актами оказанных услуг по данным Контрактам (договорам).
Подтверждением наличия опыта будет считаться только представление этих документов вместе (Контракт (договор) + акт = наличие 1 опыта) и подтверждение исполнения Контрактов в Единой информационной системе (ЕИС).
Для оценки учитываются только Контракты (договоры), а также акты оказанных услуг только на оказание услуг по предмету конкурса без штрафных санкций".
Комиссия приходит к выводу, что требование об отсутствии применения мер ответственности за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств не позволяет участникам закупки получить максимальное количество баллов, поскольку применение штрафа, неустоек, пеней за нарушение условий контракта (договора), представленного участником к оценке, не является надлежащим подтверждением отсутствия у участника закупки соответствующего опыта.
При этом, Комиссия приходит к выводу, что требование о представлении контрактов (договоров) по оказанию образовательных услуг за период с 01.01.2018 по 25.12.2020 г. исключает возможность представлять документы и сведения, подтверждающие опыт оказания услуг в том числе за 2021 год, что ограничивает количество участников закупки.
Таким образом, по показателю "Опыт участника" не представляется возможным выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В Критериях оценки заявок по показателю "Объем услуг" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки" Заказчиком установлено, в том числе следующее:
"Максимальное количество баллов - 50.
Оценивается общая сумма исполненных контрактов по профессии (специальности), являющейся предметом конкурса, за период с 01.01.2018 по 25.12.2020 г., отвечающие требованиям пункта 2.1.1 данного документа.
Оценка производится путем суммирования цен исполненных контрактов:
- информация не представлена - 0 баллов;
- общая цена исполненных контрактов до 500 000 руб. - 10 баллов;
- общая цена исполненных контрактов от 500 000 руб. до 1 млн. руб. - 30 баллов;
- общая цена исполненных контрактов от 1 000 001 руб. до 2 млн. руб. - 40 баллов;
- общая цена исполненных контрактов от 2 000 001 руб. и более - 50 баллов".
Комиссия приходит к выводу, что участникам закупки не представляется возможным понять, каким образом Конкурсная комиссия будет оценивать показатель "Объем услуг", так как порядок оценки, установленный в Конкурсной документации, не позволяет участникам закупки установить пропорциональную зависимость по указанному показателю.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В Критериях оценки заявок по показателю "Деловая репутация" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки" Заказчиком установлено, в том числе следующее:
"Оценивается наличие у участника закупки грамот, благодарственных писем, наград, благодарности за оказание услуг от юридических лиц за период с 01.01.2018 по 25.12.2020 гг.
При этом представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полно читаемых копий, на которых видны необходимые подписи и печати, дата документа".
При этом, Комиссия приходит к выводу, что требование о представлении грамот, благодарственных писем, наград, благодарности за оказание услуг от юридических лиц за период с 01.01.2018 по 25.12.2020 гг. исключает возможность представлять документы и сведения, подтверждающие деловую репутацию в том числе за 2021 год, что ограничивает количество участников закупки.
Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки, что не позволяет определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по данному критерию.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В Техническом задании Конкурсной документации Заказчиком установлены следующие сроки: Срок действия контракта - с даты подписания контракта до 31.12.2021 г. Срок оказания услуги: с момента заключения контракта по 25 декабря 2021 г. (включительно).
Согласно пункту 3.1. проекта контракта Конкурсной документации услуги должны оказываться Исполнителем в сроки, указанные в разделе "Обязательства по оказанию услуг" приложения 2 к Контракту.
Согласно пункту 3.3. проекта контракта Конкурсной документации Исполнитель оказывает услуги в порядке согласно разделу "Обязательства по оказанию услуг" приложения 2 к Контракту и в соответствии с иными условиями, предусмотренными Контрактом.
В Приложении N 2 к контракту установлено:
"Срок оказания услуг: начало: 0 дн. от даты заключения контракта, окончание: 25.12.2021;
Срок начала исполнения обязательства, не позднее: Дата направления заявки;
Срок окончания исполнения обязательства, не позднее: Указывается в заявке".
Комиссия отмечает, что в Проекте контракта и Техническом задании Конкурсной документации не регламентирован порядок направления заявок, что вводит участников закупки в заблуждение и противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика нарушают часть 1 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Бондарева Андрея Юрьевича обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 1 статьи 34, пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Материалы дела от 29.04.2021 N 050/06/105-1188/2021 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе передать соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 29 апреля 2021 г. N 050/06/105-1188/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.05.2021