Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя комиссии - |
заместителя руководителя управления; |
Членов комиссии: |
начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, ведущего специалиста - эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, |
при участии посредством видеоконференции государственного Заказчика - Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия (далее - ГУ-РО ФСС РФ по РХ):
-, на основании доверенности N 30 от 26.04.2021;
в отсутствие Заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "Монолит" (далее - Заявитель, податель жалобы, ООО "Монолит"), извещенного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ООО "Монолит" на действия государственного заказчика - ГУ-РО ФСС РФ по РХ при проведении открытого конкурса на выполнение работ по капитальному ремонту административного здания Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия, расположенного по адресу: г. Абакан, ул. Вокзальная, д. 7А (извещение N 0280100000221000040) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Хакасское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
- в отношении поставщиков из числа СМП, СОНКО, с которыми заключаются контракты по результатам процедур с преимуществами, соответствующим категориям участников закупок, изменен порядок начисления штрафов: вместо дифференцированного размера штрафа в зависимости от цены контракта, установлен единый размер штрафа за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств - 1% цены контракта (этапа), но не более 5 тыс. рублей и не менее 1 тыс. рублей.
- условие о продлении срока исполнения обязательств по контракту, указанное в проекте контракта, не соответствует требованиям Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя, представив в материалы дела пояснения, запрашиваемые документы.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в ЕИС - 08.04.2021;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 10 410 664,00 рублей;
3) источник финансирования - средства Фонда социального страхования Российской Федерации;
4) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый Конкурс;
5) документация об аукционе от 07.04.2021 г. утверждена заместителем управляющего Государственным казенным учреждением - региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия.;
6) дата и время начала подачи заявок 08.04.2021 15:07;
7) дата и время окончания подачи заявок 30.04.2021 10:00;
8) дата и время проведения конкурса 06.05.2021;
9) на участие в Конкурсе подано единственная заявка, в связи с чем Конкурс признана несостоявшимся;
По первому доводу Заявителя Комиссия приходит к следующим выводам.
Частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок определено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок, штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила) утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных кон-трактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" (далее - Постановление N 1042).
Согласно пункта 2 Правил, размер штрафа устанавливается контрактом в соответствии с пунктами 3 - 9 настоящих Правил, за исключением случая, предусмотренного пунктом 13 настоящих Правил, в том числе рассчитывается как процент цены контракта, или в случае, если контрактом предусмотрены этапы исполнения контракта, как процент этапа исполнения контракта.
Пунктом 3 Правил установлено, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в следующем порядке (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 - 8 настоящих Правил):
а) 10 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 0,5 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 100 млн. рублей до 500 млн. рублей (включительно);
д) 0,4 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 500 млн. рублей до 1 млрд. рублей (включительно);
е) 0,3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 1 млрд. рублей до 2 млрд. рублей (включительно);
ж) 0,25 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 2 млрд. рублей до 5 млрд. рублей (включительно);
з) 0,2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 5 млрд. рублей до 10 млрд. рублей (включительно);
и) 0,1 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) превышает 10 млрд. рублей.
В соответствии с пунктом 4 Правил, за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон), за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в размере 1 процента цены контракта (этапа), но не более 5 тыс. рублей и не менее 1 тыс. рублей
В пункте 9.8.2 проекта Контракта указано, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в следующем порядке (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 - 8 настоящих Правил):
а) 10 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 0,5 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 100 млн. рублей до 500 млн. рублей (включительно);
д) 0,4 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 500 млн. рублей до 1 млрд. рублей (включительно);
е) 0,3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 1 млрд. рублей до 2 млрд. рублей (включительно);
ж) 0,25 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 2 млрд. рублей до 5 млрд. рублей (включительно);
з) 0,2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 5 млрд. рублей до 10 млрд. рублей (включительно);
и) 0,1 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) превышает 10 млрд. рублей.
Таким образом, действия Заказчика, изложившего в проекте контракта условия об определении размера штрафов, в том числе со ссылкой на Правила, не могут быть признаны нарушающими часть 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, поскольку являются достаточными для проведения соответствующего расчета и понимания участниками закупки порядка исчисления штрафов, кроме того, имеется ссылка на нормативный правовой акт (Постановление N 1042), устанавливающий размер штрафа и порядок его определения, что исключает возможность изменения сторонами контракта указанных условий.
Вместе с тем, на заседании Комиссии представитель Заявителя не участвовал и не представил доказательства, позволяющие Комиссии прийти к выводу о том, что действия Заказчика противоречат положениям Закона о контрактной системе. Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
По второму доводу Заявителя Комиссия приходит к следующим выводам.
Частью 2 статьи 34 Закона о контрактной системе определено, что при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 Закона о контрактной системе.
Частью 1 статьи 95 Закона о контрактной системе также определено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в определённых случаях. Следует отметить, что перечень случаев изменения существенных условий контракта при его исполнении, перечисленных в части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе, является закрытым. В указанном перечне отсутствует случай изменения существенных условий контракта вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы.
Вместе с тем, понятие существенных условий контракта Законом о контрактной системе не определено. Однако, из пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе следует, что к существенным условиям любого контракта относятся, в частности, условия о сроке исполнения предусмотренных контрактом обязательств.
В пункте 10.4 проекта контракта указано, что "Если, по мнению Сторон, исполнение Контракта может быть продолжено в порядке, действовавшем до возникновения обстоятельств непреодолимой силы, то срок исполнения обязательств по Контракту продлевается соразмерно времени действия этих обстоятельств и их последствий".
Таким образом, указанным пунктом проекта контракта фактически предусмотрена возможность сторон на изменение существенных условий контракта (сроков выполнения работ), что не предусмотрено законодательством о контрактной системе.
При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, предусмотревшего в пункте 10.4 проекта контракта изменение существенных условий контракта, нарушают часть 2 статьи 34 и часть 1 статьи 95 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В рамках внеплановой проверки нарушений не установлено.
На основании вышеизложенного, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу о необходимости выдачи Заказчику предписания об устранении выявленных нарушений, при направлении проекта контракта победителю Конкурса.
На основании вышеизложенного и руководствуясь положениями Закона о контрактной системе и Административного регламента, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Монолит" обоснованной в части неправомерного условия в проекте контракта о продлении срока исполнения обязательств по Контракту.
2. Признать Заказчика нарушившим часть 2 статьи 34 и часть 1 статьи 95 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель комиссии: |
Члены комиссии: |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 14 мая 2021 г. N 019/06/64-428/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.05.2021